НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Содержание
Введение
Некоторые вопросы национального воспитания
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Вопросы национального воспитания являются решающими для любого государства. В РК в условиях надвигающегося кризиса принимаются государственные программы, стратегические планы развития, связанные с обеспечением стабильного развития всего казахстанского общества. Вопросы, связанные с национальным воспитанием РК являются очень актуальными в наши дни. Понятие «национальное воспитание» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей. В системе образования одной из важнейших задач является развитие интеллектуальной личности учащегося. Формирование межличностных отношений. В связи с быстрыми темпами развития общества необходимо совершенствовать социальные, экономические и воспитательные ценности, включая отношения и уровень культуры человека.
В послание президента республики Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» сказано, что «конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности». К чему обязывает формирование новых взглядов, профессиональных взаимоотношений в сфере образования. Глава государства также говорил в своей лекции «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» в КазНу, что основной целью развития нации является формирование интеллектуальной нации./1/ В связи с этим нужно формировать интеллектуальную личность в процессе получения образования. И приводить образовательные программы в соответствии с социально-экономическими и культурными ситуациями в мире. Развитие и процветание любой страны обуславливается знанием народа и интеллектуальными ресурсами.
Понятие интеллектуальная нация не является узким понятием- это национальная основа, дух и бытие. На улучшение качества народа влияет не только улучшение состава «крови», но и воспитание чистоты духа. А в его глубоком основании лежит потребность получения глубокого инновационного знания и компетентности в мире технологии./2,3/ Глава государства Н.А.Назарбаев в совеем послании четко определил «Для того чтобы войти в число развитых стран мира, необходимы соответствующие знания. Знания приведут Казахстан в число 50 развитых стран мира». В настоящее время мероприятия, направленные на развитие мировой науки, берут начало и основаны на развитии в системе образования.
В настоящее время необходимо в функции образования связать классическую традиционную систему образования с новейшими процессами в этой сфере, и развитие вышеперечисленных программ является очень важным в повышении качества системы образования. Поставленные перед отечественной системой образования вышеперечисленные задачи должны сформировать такую творческую личность, которая обеспечит социально-экономическое развитие. Национальный рынок и будет уметь управлять в сфере высокотехнологических производств. В этом благородном деле большую роль играют также интеллектуальные школы, которые унифицируют воспитательный процесс и являются частью системы образования. Вышеупомянутое учебное заведение в процессе организации образования старается обеспечить предметную и межуровневую интеграцию, однотипность и дифференциацию./3/ Золотой основной учебных заведений является учитель. Молодое поколение равняется на учителей. Это воспитание образованного, гуманного, рассудительного, разностороннего во всех сферах науки, способного ежедневно учиться, сильного духом интеллектуального поколения. Культурные формы воспитания – национальная социокультурность, та живая, противоречивая и мощная составляющая воспитания, которая имеет под собой десятки и сотни лет практического житейского опыта семейной и традиционной социализации подрастающих поколений. Не будем забывать, что главное в воспитании как общественном явлении – это живая связующая связь времен. На сегодняшний день национальное воспитание молодежи является актуальным вопросом. В целях стабилизации экономики страны, повышения патриотических чувств возникает необходимость в национальном воспитании. Для реализации данного вопроса мы должны правильно расставить акценты в духовном становлении нового поколения. Актуальность воспитания молодежи очевидна, при этом необходимо учитывать и предыдущий опыт, сохраняя национальные обычаи, такие как человечность, уважение к старшим и младшим, гостеприимность, справедливость, ум и величественность нации, искусство речи, соприкосновение своих национальных ценностей с другими, огромное культурное, духовное и нравственное наследие. В процессе обретения независимости страны, ее социально-экономического развития, роста национального сознания возникает важность использования в воспитании молодежи практики всечеловеческих ценностей, вобравший в себя многовековую историю. Несомненно, на сегодняшний день есть свои особенности внедрения в образование национального воспитания. Лишь пропустив национальные ценности, культуру, историю, обычаи сквозь призму сегодняшнего дня, приходит более полное понимание других народов, что повышает научную значимость предмета. К процессу национального воспитания молодежи нужно подходить более гибко, пробуждая у нее чувство любви к своей родине, заинтересовать подрастающее поколение в изучении культуры, традиций и национальных особенностей, постигая качества, присущие символичной нации, одновременно повышается и интерес к национальным особенностям других наций. В ХХІ веке с требованием времени образование, сознание человека стоят на очень высоком уровне, потому что рыночная экономика не терпит простоты, лености, безотчетности. Мы, благодаря богатствам нашей земли, должны содействовать процветанию родины, поиску новых путей развития, внедрению новых технологий. Только когда все поставленные перед нами задачи будут выполнены, мы сможем почувствовать себя счастливыми. В этой связи каждый должен задуматься над такими вопросами, которые поднял в своей речи Глава государства Н.А.Назарбаев: «Каждый гражданин независимой страны, задумываясь о прошлом и будущем Казахстана должен задать себе вопрос, «Кто мы были вчера?» «Кто мы сегодня?» «Кем будем завтра? Это значит каждый гражданин должен понимать, что история его страны, его народа не хуже других. Это значит что каждый гражданин должен путем глубоко мышления через исторические недра стремиться быть достойным приемником необъятной земли, оставленным нашими предками»./4/ Как уточняют наши ученые «одним из приоритетных направлений нынешнего образования является педагогическое действие направленное на личность. В то же время, это воспитание образованной и квалифицированной молодежи, которая может жить в этой динамично развивающейся стране, обществе»./5/ На сегодняшний день основное педагогическое направление, это дать молодежи такие знания, которые она сможет использовать в своей жизненной практике. Также проводится большая работа по современной систематизации, изучении и аналитике предмета «Национальное воспитание». С научной точки зрения, собраны и обработаны мысли, идеи средневековых деятелей, сочинения наших казахских просветителей, прославлявших язык, религию, культуру, обычаи и быт нашей нации, песни наших акынов, воспитательные игры, высказывания великих биев, слава батыров защищавших родину.Словом, предмет «Национальное воспитание» – это предмет изучающий уважение языка личности, почитание религии, формирование сущности, адаптированность национальным обычаям, обучающий использовать сегодняшние достижения в определенной ситуации. Цель национального воспитания – воспитание полноправной личности, у которого развито чувство национального самосознания, который может внести свой вклад в формирование национальных интересов, связать национальные и общечеловеческие ценности. Если определить научно педагогические основы национального воспитания в народной педагогике, то тогда совершенствуется национальное самосознание молодежи, всесторонне развивается личностные качества, в связи с этим появляется возможность ознакомить школьников с мировыми ценностями совместно с их национальными особенностями.Основные аспекты Национального воспитания основываются на категориях национального сознания, национального языка, национальной культуры, национальной сущности, национальной традиции и обычаев, на основных базисах национального воспитания. Предмет «Национального воспитания» несомненно, повысит качество образования, учитывая полное обеспечение направлений в традиционном классическом педагогическом воспитании. Сегодня много говорится о важности социально-личностного роста молодежи, значимости национального воспитания в связи с возрастными особенностями, здорового образа жизни, воспитания человечности, а также поднимается вопрос о негативных действиях в среде молодежи (табакокурение, наркомания, проституция, алкоголизм, хулиганство, преступления) и о влиянии религии на социальное становление молодежи. Поэтому в рамках предмета «Национальное воспитание», избавившись от вышеназванных негативных проявлений, повысив воспитательную роль религии в формировании подрастающего поколения, мы придадим воспитательную окраску существующему образовательному процессу./6/ Национальное воспитание играет важную роль в обеспечение благосостояние народа, в развитии экономики, в упрочнении независимости Республики Казахстан и признании другими странами авторитета нашей перспективной, стремительно-развивающейся республики. Представляется, что формирование личности будущего гражданина включает такие аспекты как содержание — материальная основа существования, обеспечивающая биологические потребности организма, здравоохранение, воспитание, включающее присмотр и привитие общечеловеческих моральных ценностей, в том числе основы религиозного воспитания; образование, тесно связанное с воспитанием, дополняющее его научными современными знаниями , позволяющими человеку получить профессию, заниматься трудовой деятельностью и содержать в будущем себя и свою семью. Исходным пунктом исследования процесса восхождения к национальному воспитанию, на наш взгляд, является проблема национального достоинства личности. Природа не знает человека безнационального, а так как человек – центр притяжения всех общественных отношений, то и национальный человек, как носитель свойств и достоинств своей нации, невольно выступает в роли связывающего звена в процессе национального общения и межличностных отношений в целом. Научить ребенка одновременно чувствовать и мыслить, жить и творить, причем, не только для себя или для других, но и со всеми и для всех, есть родовая черта человека – таково, на наш взгляд, одно из основных направлений методологии формирования национального воспитания учащихся в средних школах. В самом общем виде национальное достоинство личности можно представить как концентрированное выражение абсолютной ценности любого конкретного человека как носителя конкретной национальности (совокупности качеств и свойств, имманентно присущих той или иной нации, народности).Природа национального воспитание, как известно, не содержит единственных в своем роде особенностей, которые были бы присущи только одной нации. Лишь определенная совокупность неповторимо соотнесенных самой природой и условиями социального бытия национальных черт позволяет утверждать о национальной самобытности, об отличиях одной нации от другой, но не о национальном превосходстве и исключительности какой-либо из них. В национальной множественности человечества, человек обретает национальную индивидуальность фактов своего рождения и последующего развития. Поэтому, в общественных отношениях он выступает не иначе как национальный человек, соединяющий в себе общеродовую человеческую сущность и личностно-национальные черты. Из выше сказанного следует, что главной целью формирования личности ученика, как национального человека, является фактор – как один из путей стабилизации и развития общественных отношений формирования социально зрелой личности. Одной из задач национального воспитания является появление потребности, как основного источника активности личности. Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Своей деятельностью ученик изменяет окружающий мир. Феномен национального воспитания достигается за счет взаимодействия трех составляющих, а именно, это формирование у детей национального достоинства, национальной гордости и национальной совести. Национальное возрождение будет тогда плодородящей почвой, когда наряду с естественным нравственным восхождением к совершенству будет идти познание культуры и языка ближнего народа. Накопление положительных качеств нации происходит во всей многомерной повседневности. Чем богаче в ней связи, свободнее общение людей разных национальностей, тем уверенней восхождение к цели, достижение каждой нацией своего человеческого достоинства. Цель эта достигается лишь постоянным единством человека во всем многообразии наций, сообща решающих глобальные проблемы, поставленные перед ними собственной историей. Решать эту проблему – проблему национального возрождения нам, учителям, педагогам, психологам всей образовательной структуры.«Я верю, – отмечал Президент всех казахстанцев Н. А. Назарбаев по случаю вступления в должность, – что мы сумеем создать на территории Казахстана высокоразвитую полиэтническую цивилизацию, в которой возродятся казахская нация, в которой будут свободно чувствовать себя все входящие в нее нации и народности. В этом и есть в настоящее время державное величие Республики Казахстан – независимого государства».В сентябре 2012 года прошла интерактивная лекция Президента на тему «Казахстан на пути к обществу знания» в Назарбаев Университете, которая проливает свет на то, как надо видеть, а главное – как строить свое будущее.В этой лекции Президент дал сообщение в части социальной и политической безопасности. Глава государства вновь раскрыл формулу казахстанского счастья. Она заключается в межэтническом и межконфессиональном согласии.Президент Н. А. Назарбаев отметил, что «казахстанцы не приемлют экстремизма и радикализма», и что «наши граждане всегда выступают против политических пустословий и социальной розни», при этом вновь озвучил три ключа формулы стабильности по-казахстанки.
Это – единство, толерантность, общность судьбы./7/ В современный период построения правового демократического государства и консолидации казахстанского общества особое место занимает национальная идея в национальной политике и национальной и духовной культуре казахстанского общества. Национальная и духовная культура, и культура межнационального общения в последние десятилетия изменились, так как на них оказывает определенное влияние процесс экономической и социально — культурной модернизации наций, совершенствуются модели образовательных систем. В условиях построения демократического и правового государства и радикального обновления системы общественно-политической и духовной жизни казахстанского общества имеет место осмысление исторического прошлого. Основные принципы демократии — есть определяющие роста национального самосознания, нравственности, национального духовного потенциала. Национальная идея — есть часть духовной и культурной жизни нации; она предопределяет жизненную правдивость и особенность национальной жизнедеятельности общества. Национальная идея — широкое понятие, отражающее действительность в сознании человека и определяющее его отношение к реальности и является основополагающим принципом мировоззрения. Национальная идея является существенным условием жизненного бытия нации или этноса, имеющего свои культурные и духовные ценности. У любой нации или этноса формируется собственная система отношений к природе, людям своей и чужой нации, к их идеям, при этом на их основе развивается своя, определенная система культурных и духовных ценностей общности, ее национальная культура. При этом национальная культура формирует закрепленные нормами морали модели поведения и регулирует взаимоотношения представителей данной нации с другими общностями. При этом определяющей основой и оценочным критерием является национальная идея в определенных национально-исторических этапах жизненного бытия нации или этноса, может проявляться в ее реальной жизни и национальной культуре. Национальная идея имеет определяющее значение для национального возрождения и социальной и исторической памяти, в развитии национальных процессов и национальных взаимоотношениях. Особую значимость она имеет в национальных взаимоотношениях, — так как это достаточно сложные явления и их упрощение или искажение может быть ошибочным. Национальная идея может быть верной, а может быть и неверной, то есть истинной или ложной. В случаях, когда национальная идея неверна, так как не совпадает с действительностью, тогда соответствие образов и символов, выражающих эту идею, делает эти образы и символы искажающими. Так, если реальная действительность искажается, когда идея неверная, ложная. Национальная идея должна иметь высокое предназначение и быть результатом исторического развития нации и ее культуры, составляющей ее должна быть основа национального духа, имеющего общечеловеческое значение. Эта национальная, народная идея должна определенным образом влиять на судьбу нации, особенно в период его национального возрождения. Национальная идея является результатом формирования и развития национального сознания и самосознания, рост и изменение которых зависят от многих социальных и культурных факторов национальной жизни казахстанского общества. Высокий уровень национальной культуры зависит от гуманизации образования и общества, при этом их основной составляющей должна быть национальная идея как движущая сила, основывающаяся на основных социальных и нравственных законах национальной жизни казахстанского общества. Одним из факторов совершенствования и укрепления межнациональных отношений в период национального возрождения казахстанского общества является культура межнационального общения. Культура межнационального и межэтнического общения включает многие стороны сферы межнациональных отношений. Веками казахская нация и различные этносы имели тесные связи, обменивались материальными и духовными ценностями. Постепенно между ними возникала культура межнационального и межэтнического общения, которая на основе длительной традиции, многовекового накопления опыта развивалась и совершенствовалась. Диалог межэтнического общения у казахстанских этнических народов — исторически признанный метод взаимопонимания и укрепления межнациональных отношений. Национальная культура жизнедеятельности и национального согласия зависят от объективных и субъективных факторов и от культуры межнационального и межэтнического общения. В повышении культуры межнационального общения определенную роль играет язык межэтнического общения.
В современный период развития демократических принципов в Республике Казахстан национальная идея возрождения родного языка, национальной культуры ( материальных и социальных ценностей, идей, переходящих от индивида к индивиду, с помощью символов, слов и подражания) явилась фактором, гуманизации жизнедеятельности и человеческих отношений. Культура межнационального и межэтнического общения на современном этапе развития демократического общества, включает признание плюрализма взглядов, толерантность, уважение обычаев, традиций, сформировавшиеся демократические навыки и привычки. Культура межнационального общения — внимание к интересам малых национальных групп населения Республики и национальных этнических и эстетических ценностей, и объективное отношение к явлениям и процессам, связанным с нравами обычаями и традициями малых этнических народов казахстанского общества. При нарушении меры критического отношения могут возникнуть противоречия, и может обостриться социально-психологический климат общения различных национальностей. Укрепление межнациональных отношений основанного на демократических принципах общественной жизни в основном зависит от культуры межнационального общения, составляющей которой должен быть, положен принцип социальной справедливости. Такая идея подкрепляет национальный мир на основе сохранения и развития национальной культуры и развития экономики в соответствии с традиционным образом жизни казахстанского народа. Высокая культура межнационального общения определяет дальнейшее укрепление единства людей, их взаимопонимание, взаимоуважение. Так во всем мировом сообществе приходят к идее диалога и добрососедских отношений, уступок и терпимости.В условиях переходного периода построения единого правового и демократического государства необходимость формирования национальной и духовной культуры стала одной из основных для всех народов казахстанского общества, объединенных общей историей и общей национальной политикой государства. Общеизвестно, что национальная и духовная культура включает сферу сознания, нравственность, познание, воспитание, образование, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, мифологию, религию. Истинное возрождение национальной жизни, переживающей сейчас затяжной кризис, это утверждение национальных ценностей и создание национальной культуры. Развитие национальной культуры начинается с изучения ее истоков до самых высоких ее духовных и материальных вершин. Но современная действительность формирует новые формы духовности, новые идеалы и новые идеи, которые станут определяющей частью национального и духовного развития. Формирование национальной культуры и национального самосознания невозможно без формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности, способной реагировать на события и ситуации в соответствии с высокими ценностными духовно — нравственными ориентациями. И поэтому необходимо рассмотреть вопросы о научно-теоретических основах развития и формирования личности в современном образовательном процессе. В последнее время в сфере образования, как и в духовной сфере жизни казахстанского общества, имели место определенные изменения, коснувшиеся не только социально-экономических условий жизни, но и всех образовательных систем. Что требует более глубокого исследования научно-теоретических основ развития и воспитания личности в образовательном процессе. Для этого необходимо уделять определенное внимание, формированию личности, учитывая психологические и педагогические особенности казахстанского народа, ее национальную культуру, традиции и обычаи. Без такого подхода невозможно воспитание и формирование духовно-нравственных качеств личности. Так, национальный характер отличается специфическими, социально-психологическими чертами, типичными для казахской нации и этносов. Современный образовательный процесс должен включать национальные и духовных ценности, которые по происхождению и содержанию являются историческими. В системе интеграции духовных, социальных процессов определенное место занимает знание истории своего народа. Знание истории помогает раскрыть причины образования духовно-нравственного вакуума у современной молодежи. И поэтому возрастает роль истории, философии, культурологии, психологии и педагогики в становлении личности и нравственном воспитании. В формировании личности основную роль играют гуманистические идеи и духовно-нравственные ценности: взаимоуважение национальных культур, признание за всеми народами равных прав в социально-экономической и общественно-политической жизни. В современных условиях гуманизация и гуманитаризация образования становится определенным фактором дальнейшего развития демократического общества, формирования и воспитания личности. Национальная культура как система жизнедеятельности людей, систематизирует все элементы развивающегося нации, начиная от социально-экономических до духовно-нравственных ценностей. Язык является основным хранителем национальных и духовных ценностей. Уникальность национальной культуры, традиции и обычаи народа познаются через родной язык. Казахская нация за многовековую историю создала духовные ценности, такие, как предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, напутствия (бата) которые передаются из поколения в поколение. В этом отношении родной язык является носителем и хранителем национального и культурного феномена, носителем его национальной идеи. В родном языке выражаются сила народного духа, национальная идея, самобытность национальной культуры казахского народа и закономерность вхождения в мировую цивилизацию. Родной язык содержит в себе биосоциальную, культурно-историческую, экологическую и эстетическую информацию. На основе родного языка формируется мировоззрение человека, его духовно-нравственные ценности. Основой национальной культуры тоже является язык. В современных условиях определение национальной идеи в том, что она ориентирует общество на межнациональное согласие, культурное взаимодействие, взаимопонимание, взаимоуважение и признание суверенных прав и свобод человека, независимо от его социального статуса, общественного положения, расового происхождения, религии и т.д. Национальная идея должна сыграть интегрирующую, консолидирующую роль и явиться в качестве национальной идентификации. Необходимо признать значимость национальной идеи, так как она определяет духовные ориентиры возрождения нации и консолидации народов Республики Казахстан. В период развития и формирования национальной культуры проблемы национального и культурного наследия становятся предметом философского анализа. Как известно, национальное сознание живет в глубинных пластах народной психологии, что требует углубленного изучения и всестороннего анализа обширного, культурно-исторического материала. До сих пор нет ни одной работы по философии, посвященной данной проблеме. Между тем национальное и культурное наследие — духовная мудрость народа. В современный период казахстанское общество переживает новый исторический период, когда национальная идея должна трансформироваться в новую национальную доктрину, способную выдвинуть новые цели, символы и смыслы, не отвергающие традиции национальной культуры и ориентирующиеся на глобальные тенденции мирового развития, формирующиеся реалии постиндустриального, информационного общества. Проблемы национального и культурного наследия и формирования национального самосознания возникли сравнительно недавно, когда в стране начались кризисы — социальные, национальные, политические и пр. Они усугублялись еще и тем, что невысокоразвитое национальное самосознание чрезвычайно затрудняло преодоление духовных последствий советской эпохи. Поэтому изучение национального и культурного наследия в осмыслении национального духа, национального характера, национальной истории имеет определяющее значение не только для казахского народа, но и для других народов, населяющих Республику Казахстан. Происходящие в настоящее время социально-экономические преобразования общества затрагивают и систему образования, выполняющей функции социализации (усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду) и инкультурации (освоение принципов миропонимания и поведения, присущих данной культуре) членов общества, в ходе которых происходит передача от поколения к поколению совокупности ценностей, убеждений, норм поведения с целью их интеграции в социальную систему общества. Реализация целей построения общества и экономики, основанной на знаниях и высоких технологиях, весьма актуализируют проблемы содержания, характера и условий экономической социализации студентов технических вузов. Подчеркивается, что одним из основных направлений формирования конкурентоспособной, современной инновационной экономики является повышение качества профессиональных кадров, уровня их социализации, обеспечение их социальной, трудовой, профессиональной мобильности. Следовательно, система образования должна решать задачи облегчения социализации молодежи в рыночной экономике на основе усвоения молодыми людьми экономических знаний, формирования у них экономического мышления, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности, готовности к принятию самостоятельных решений, способности гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Современная модернизация невозможна без специалиста, обладающего экономически значимыми качествами личности: предприимчивостью, деловитостью, мотивацией на качественный труд, творчество, экономическое благосостояние и пр. Понятие «экономическая социализация» сравнительно недавно вошло в научный оборот. Впервые оно было использовано представителями зарубежной экономической психологии и определялся ими как процесс усвоения индивидуумом социального опыта в экономической сфере. Конец двадцатого столетия характеризуется тем, что экономическая социализация казахстанской молодежи происходила в условиях экономической и ценностной трансформации: произошло «вбрасывание» новых, в первую очередь, «рыночных ценностей», к которым молодежь оказалась неготовой и восприняла их как стремление экономического субъекта оптимизировать собственную выгоду, преследование узкоэгоистичных интересов, игнорируя нравственную регуляцию экономической активности./8/ Поэтому те или иные аспекты социализации личности все чаще оказываются в центре внимания педагогической науки. Общепризнано, что наиболее разработанной в настоящее время является проблема экономической социализации детей разного возраста. Проблеме экономической социализации студенческой молодежи посвящены единичные работы, не изучались особенности и возможности этого процесса в условиях технического образования. Ясно, что в этом возрасте молодой человек сталкивается с особого рода проблемами: переход к взрослой самостоятельной жизни, стремление к финансовой независимости, осознание правильности выбранной профессии и своей будущей карьеры, формирование ценностных ориентаций, позиционирование на рынке труда и т.д. Задача усиления практической направленности подготовки специалиста, безусловно, требует новых подходов к содержательной и процессуальной конкретике феномена экономической социализации в образовательном процессе высшей школы. Экономическую социализацию (в общем контексте процесса социализации) можно рассматривать как процесс превращения человека в полноправного члена экономического сообщества. Экономическая социализация есть активное усвоение человеком экономических ценностей (труд, собственность, деньги и т.д.), а также освоение им различных социальных ролей (производитель, потребитель, налогоплательщик, собственник, предприниматель, акционер и т.д.) А.П. Вяткин рассматривает экономическую социализацию как процесс и результат присвоения экономического опыта, его преобразование и воспроизводство в экономической деятельности и вхождения в социально-экономическую среду, что сопровождается развитием соответствующих свойств личности./9/ Надо отметить, что происходящие в настоящее время изменения в современном обществе и экономике приводят к появлению новых факторов, влияющих на процесс экономической социализации подрастающего поколения, которые не учитывались в прежних подходах к этой проблеме, в особенности при изучении процесса экономической социализации студенческой молодежи.Прежде всего, это касается вовлечения стран в мировую технологическую гонку, потребовавшую изменения роли системы образования, которая, с одной стороны, создает новые ресурсы для новых технологий; с другой — формирует национальную элиту, т.е. компетентные, энергичные и нравственные силы, способные перевести страну в качественно новое состояние./10/ Кроме того, рынок труда в условиях глобализации предъявляет такие требования к работнику как непрерывность образования и готовность к смене профессиональной деятельности, т.е. мобильности. Если раньше процесс социализации индивида не требовал дальнейшей переквалификации, то в современных условиях процесс устаревания знаний, по мнению американских ученых, происходит каждые полтора года, поэтому появляется необходимость непрерывного обновления профессиональных знаний для поддержания работником своей конкурентоспособности или смены профессии. Другим фактором, оказывающим влияние на процесс экономической социализации, является информатизация общества и развивающиеся сетевые коммуникации. Воздействие этого фактора, с одной стороны, проявляется в том, что они учат молодежь успешно адаптироваться в быстро меняющемся мире, развивают способности усвоения и практического применения новой информации, но, с другой стороны, начинают активно выступать в качестве конкурентов системы образования, оказывая влияние на формирование личности и не всегда в лучшую сторону. Особенность процесса экономической социализации студенческой молодежи, на наш взгляд, определяется еще и тем, что на данном этапе жизни молодые люди решают задачу получения профессиональных знаний, навыков, компетенций позволяющих им стать субъектом экономической жизни, т. е. профессиональной социализации. Это свидетельствует о взаимосвязанности и взаимообусловленности этих процессов на данном этапе жизни молодого человека, поскольку они имеют одну цель – подготовку конкурентоспособного специалиста, отвечающего требованиям современной экономики. Профессиональная социализация зависит от успешности экономической социализации. От того, насколько молодой человек включен в экономические отношения, способен ли ориентироваться в рыночной среде, обладает ли он экономическим мышлением, умеет ли осуществлять свою деятельность экономически целесообразно, востребован ли он на рынке труда – от этого будет зависеть реализация его профессионального потенциала. Следовательно, под экономической социализацией мы будем понимать процесс включения молодых людей в экономические отношения с целью полноценного профессионального становления, усвоения ими социально-экономического опыта (знаний, умений, ценностей), формирования экономически компетентной личности, обладающей высокими профессиональными качествами, конкурентоспособностью и мобильностью на глобализирующемся рынке труда, способной самообучаться и, соответственно, успешно интегрироваться в динамичную рыночную среду, что позволит, в конечном итоге, стать полноценным экономическим субъектом данного общества. Социально-экономические изменения в стране ставят необходимым условием поиск новых подходов, обеспечивающих эффективную подготовку профессиональных кадров, отвечающих высоким требованиям рынка труда. Экономическое воспитание (ЭВ) — это педагогический процесс, формирующий экономические качества и свойства личности. К ним относятся: экономическое мышление, поведение, сознание, ценности, способности, потребности, интересы, установки, планы, мотивы, нормы, стандарты, привычки, компетенции, экономические чувства. /11/ Сегодня ценностные ориентации экономического воспитания составляют теоретическую основу социокультурного развития молодежи. Выделение такого рода ценностей связано с переходом нашей цивилизации от индустриальной к постиндустриальной форме социальной жизни. Концептуальную основу экономического воспитания студентов составляют философско-мировоззренческие принципы воспитания, выявляющие ценностные ориентации для единого воспитательного процесса казахстанского образования и особенно важные при переходе нашей цивилизации к демократической социально-экономической жизни.Развитие рыночных отношений обусловило появление экономических реформ в Казахстана и в области образования и воспитания. Ученые, такие как А.Ф. Аменд, П.Р. Атутов, Б.Т. Лихачев и др., рассматривают экономическое образование и воспитание как организованную педагогическую деятельность, специально продуманную систему работы, направленную на формирование экономического сознания учащихся. По мнению ученых, экономическое воспитание должно способствовать развитию экономического мышления, формированию нравственных и деловых качеств, общественной активности, предприимчивости. В педагогической литературе ХХ века, в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, М.А. Васильевой, Н.Ф. Виноградовой, О.С. Богдановой, Ф.Ф. Королева, В.В. Краевского, Н.А. Менчинской, А.К. Марковой, В.С. Мухиной, С.А. Козловой и других ученых рассматривается процесс развития мышления учащихся, их способностей к овладению знаниями, наукой, восприятию окружающей жизни первоначально в дошкольном и младшем школьном возрасте, а на последующих этапах подросткового, старшего возраста этот процесс становится качественно иным, более глубоким. Профессиональное образование является завершающим, именно в этот период происходит адаптация, профессиональное становление личности, освоение новой социально-профессиональной роли и норм профессионального поведения в коллективе. Данный период обучения, также как дошкольный и школьный, заслуживает серьезного внимания педагогов. Теория Л.С. Выготского о двух уровнях развития личности, основанная на постепенном переходе от управления процессами воспитания и развития личности к процессам ее самовоспитания и саморазвития, объясняет важность перехода обучаемого к самоорганизации жизнедеятельности . Экономическое воспитание представляет собой процесс, движущей силой которого является разрешение противоречий между требованиями социально-экономической среды к студенту и его возможностями удовлетворить эти требования. Студенты сталкиваются с серьезным стрессом, так как перед ними остро встает вопрос о самореализации. Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Главный принцип образования и воспитания — научить студентов творить и развивать себя как личность .Студентам необходимо активизировать все свои умения, навыки и способности для дальнейшего успеха. Социально-экономические положения в стране требуют серьезной эрудированности молодежи, обладания минимальными экономическими знаниями и понятиями. Систематические и полные знания экономики получают исключительно студенты экономических специализаций, экономических вузов. Критическое положение происходит в отношении студентов гуманитарных специализаций, т.к. часы, выделенные на изучение предмета экономики, минимальны либо перенасыщены экономическими теориями без подкрепления практической деятельностью. Как показал опрос студентов 2 курса педагогов-психологов казахской национальной академии искусств имени Т.К.Жургенова, в преподавании экономики не хватает инновационного подхода. Студенты не удовлетворены полученными знаниями в университете. Изучение экономики проходит на 2 курсе. Обучение представляет собой поверхностное ознакомление с широким понятием «экономика», перегруженное изучением экономической теории, без явного применения ее на практике. Таким образом, те основные практические знания, которые могут пригодиться в общественной жизни, не раскрыты. Исследование экономических знаний студентов 1 курса казахской национальной академии искусств имени Т.К.Жургенова показало, что студенты гуманитарных специализаций не владеют элементарными экономическими понятиями, такими как ВВП (валовый внутренний продукт), ВНП (валовый национальный продукт), НДС (налог на добавочную стоимость), инвестиция, акция, приватизация, с которыми при этом сталкиваются в повседневной жизни. Овладение экономическими терминами обеспечит постепенное включение в систему экономических отношений и преобразований, а также будет способствовать развитию экономического мышления в процессе профессионального образования. Также в результате опроса было выявлено, что студенты не интересуются политической и экономической обстановкой в стране, не смотрят новости, не читают специальную литературу. Их интерес направлен исключительно на предметы по специализации. Такой факт говорит об отсутствии мотивации к познанию общественных реалий. /12/ Изучение ЭВ через экономические компетенции предполагает уточнение значения категории «компетенция». Компетенция есть взаимодействие когнитивного, предметно-практического и личностного знания. Компетенция — качество, совокупность свойств, новые характеристики личности выпускника, новые категории в формулировании результата образования и обучения. В структуре процесса образования компетенции выступают как конструкты образовательного процесса. Применение компетентностного подхода — это попытка привести образование в соответствие с потребностями рынка труда, запросами личности и общества ./13/ Экономическое воспитание— систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам социалистического хозяйствования, коммунистической морали. Э. в. предполагает становление каждого труженика как хозяина-коллективиста, который последовательно руководствуется в своей жизни общественными интересами, экономической политикой КПСС и Советского государства. Задачи Э. в. впервые были сформулированы Лениным. Бережливость, хозяйское отношение к делу, рациональное использование всех ресурсов, неуклонное улучшение планового руководства, повышение организованности, деловитости, сознательной дисциплины, всемерное развитие инициативы масс являются источником ускорения социалистического и коммунистического строительства. Э. в. направлено на решение общих задач воспитания и выступает как связующее звено между идейно-политическим, трудовым, нравственным и другими направлениями системы воспитания.Как и другие виды воспитания, Э. в. способствует формированию у трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения, идейной убежденности, коммунистического отношения к труду. В процессе формирования конкретных знании о содержании и принципах организации экономической жизни общества (коллектива), об экономической политике партии и государства у советских людей складывается и расширяется система экономических взглядов, понятий, оценок, выводов, на основе которых вырабатываются и определенные идейно-политические позиции, понимание своей роли в трудовой и общественно-политической деятельности, необходимости добросовестно и качественно работать, активно участвовать в укреплении и развитии народного хозяйства, творчески управлять производственными делами. Четкое и правильное понимание экономических проблем является важным условием идейного, трудового и нравственного воспитания.Основная задача Э. в.— формирование в человеке качеств хозяина-коллективиста (бережливости, дисциплинированности, деловитости, организованности, трудолюбия). На формирование этих качеств активно влияют и другие направления коммунистического воспитания. Тесно взаимодействуя с идейно-политическим, трудовым и нравственным воспитанием, Э. в. направлено на развитие у членов нашего общества умения трудиться творчески, рационально, экономно, достигать высоких конечных результатов с наименьшими затратами. Специфические задачи Э. в.— развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков, умений; формирование и укрепление экономического сознания и мышления, социалистических по содержанию экономических интересов и потребностей; формирование стимулов и мотивов эффективной экономической деятельности, стремления по-хозяйски относиться к общественной собственности, умножать народное достояние; рост творческой активности в укреплении и развитии социалистических принципов хозяйствования и управления. Экономические качества личности проявляются в процессе конкретной экономической деятельности. Они могут быть позитивными (бережливость, экономность, хозяйственность, организованность и др.) и негативными (расточительность, бесхозяйственность, неорганизованность, пренебрежительное отношение к общим интересам и др.). Формируя в процессе Э. в. положительные качества личности, партийные и общественные организации, хозяйственные органы призваны целенаправленно влиять на преодоление и полное изжитие отрицательных качеств и их проявлений в жизни. Изучение ЭВ через экономические компетенции предполагает уточнение значения категории «компетенция».Компетенция есть взаимодействие когнитивного, предметно- практического и личностного знания. Компетенция – качество, совокупность свойств, новые характеристики личности выпускника, новые категории в формулировании результата образования и обучения. В структуре процесса образования компетенции выступают как конструкты образовательного процесса. Применение компетентностного подхода – это попытка привести образование в соответствие с потребностями рынка труда, запросами личности и общества ./14/ Эстетическое воспитание сегодня является той частью процесса воспитания, внимание к которой постоянно растет. Эстетическое воспитание – целенаправленная педагогическая работа, цель которой – развивать с помощью искусства ценные духовно-нравственные качества у детей и молодых людей./15/ С самого детства ребенку свойственно стремиться к красоте. Школьники тянутся к общению со сверстниками и взрослыми, обладающими эстетическими качествами. В этой связи необходимо предотвратить увлечение молодых людей ложными идеалами, чисто внешней красивостью, манерностью, показать им, в чем заключается настоящая красота человека. Приобщение учащихся к красоте духовно обогащает их, способствует стремлению школьников создавать прекрасное в трудовой, спортивной и других видах деятельности. Человек развивается и воспитывается эстетически, прежде всего, в практической преобразующей деятельности. Термин «эстетическое воспитание» возник в новейшее время, но само оно имеет долгую историю. Мыслители Древней Греции – Пифагор, Платон, их современники и последователи – с предельной серьезностью относились к тому, как воздействует на характер и поступки людей (а значит, и жизнь города, народа) тот или иной музыкальный лад, участие в хороводах, образы поэзии, пластических искусств, театральные постановки. «Подобно тому, как гимнастика способствует до известной степени развитию физических качеств, так музыка способна воздействовать на этическую природу», – одно из высказываний Аристотеля./16/ Искусство, как утверждали древние греки, должно нести душевную гармонию, учить достойному поведению в любых обстоятельствах, а не вызывать уныние, ярость, изнеженность, не умножать примеры безнравственности. Воспитательное значение придавали искусству и в Новое время. В наши дни эстетическое воспитание – это задача общего образования, решать которую призвана, в первую очередь, общеобразовательная школа, с помощью разнообразных внешкольных форм приобщения к искусству. Эстетическое воспитание – настолько многогранный процесс, что его однозначного определения до сих пор не существует. Эстетическое воспитание в школе – организованный и целенаправленный процесс формирования у детей развитого эстетического сознания, художественно-эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в общественной жизни, природе, искусстве. Органичной составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание – центральный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, в том числе в процессе их собственной творческой деятельности. Центральным звеном художественного воспитания является художественное образование, имеющее целью обогащение детей знаниями, умениями, навыками в области искусства, формирование мировоззрения средствами различных видов искусства./17/ Неправильно было бы представлять себе, что эстетическое воспитание осуществляется лишь тогда, когда учитель разучивает с детьми стихи и песни или проводит беседы об искусстве. А такое представление часто бытует среди учителей. Не случайно в ряде документов о школе, в разделах, посвященных эстетическому воспитанию, отмечалось, что внеклассная и внешкольная работа сводится к подготовке и проведению праздников. Педагогический процесс эстетического воспитания школьников должен заключаться не только в знакомстве их с отдельными видами искусства, но и в освоении прекрасного как в искусстве, так и в действительности, а также процесс эстетической организации всей его жизни. Цель эстетического воспитания состоит в развитии у школьников эстетических чувств и суждений, умения видеть прекрасное и наслаждаться им. Необходимо, чтобы они понимали и чувствовали красоту в жизни и искусстве и в той или иной форме выражали свое отношение к этим явлениям ./18/ Воспитание такой способности на эстетических явлениях жизни, на образцах искусства, будет способствовать формированию у школьников развитого художественного вкуса, умения глубоко проникать в идейно-художественную сущность произведений искусства и красоту действительности. Это важная, однако, далеко не единственная задача эстетического воспитания. Вся система эстетического воспитания должна обеспечить целостное эстетическое развитие, что связано с решением еще ряда задач: обогатить личность художественно-эстетическими знаниями, пониманием произведений искусства, обучить навыкам самостоятельной деятельности в искусстве, развить с помощью занятий искусством природные силы и психические свойства: музыкальный слух, художественную зоркость, творческое воображение, оригинальность мышления, сформировать устойчивое эстетическое сознание, воспитать эстетические чувства. Положение искусства в жизни современного общества и школы заставляет пересмотреть теоретический подход к проблеме воздействия на обучающихся художественными средствами как к замкнутой и обособленной системе воспитания. Проникновение искусства во все сферы жизни, его активное участие в формировании мировоззрения школьников, их представлений о жизни, осознание значения искусства в эстетическом педагогическом воздействии, – все это выдвигает на первый план принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования. Искусство становится мощным стимулом социальной активности и жизнедеятельности. Необходимо поднять уровень художественно-эстетической образованности и воспитанности школьников до такой степени, чтобы воздействие искусством было максимально эффективным, помогающим наиболее успешно решать воспитательные задачи./19/ Подлинное эстетическое воспитание школьников должно осуществляться не только во внеклассной работе, хотя на уроках художественное произведение часто рассматривается лишь как иллюстрация к тем или иным жизненным событиям. Этот серьезный методический недостаток встречается в работе ряда учителей. Художественное произведение имеет свою собственную структуру, систему идей, средств выразительности и должно рассматриваться именно как художественное произведение со своими особенностями, лишь осознав которые можно понять и пережить скрытый смысл творения. Однако это вовсе не означает, что безразлично, на каком образце происходит проникновение в особенности художественного произведения. Воспитывающая сила искусства велика. Оно всегда оставляет след в мировоззрении и взглядах человека, в его отношении к жизни. В своем влиянии оно никогда не раздваивается на собственно художественное и отдельно идейное. Выполняя свою важнейшую функцию – познавательную, – искусство имеет тесное взаимодействие с целым рядом наук. Оно облегчает школьникам процесс познания на стадии конкретно чувственного восприятия. При построении системы эстетического воспитания в современных условиях нельзя не учитывать принцип комплексного воздействия искусств и их взаимодействия с основами наук. Принципы всеобщности эстетического воспитания и художественного образования, единства всех сторон воспитательного процесса, комплексного воздействия искусств и их взаимодействия с основами наук, творческой самостоятельности школьников, эстетики жизни являются важными основаниями для построения современной системы эстетическою воспитания /20/. При исследовании проблемы эстетического воспитания неизбежно возникает вопрос: как и откуда проявляется у детей эстетическое чувство, а позднее и понимание красивого и безобразного? С самого рождения ребенок тянется к тому, что доставляло ему удовольствие, и наоборот, протестует плачем против неприятного. Эти переживания ребенка обеспечивают основу зарождающейся эстетической жизни. Необходимо также отметить и важную особенность самих эстетических явлений. В какой бы форме в искусстве или в жизни ни проявлялась, например, красота, она всегда предельно конкретно выражена в том или ином образе. Но в то же самое время конкретный образ несет в себе громадное обобщение. В процессе формирования эстетического отношения к действительности характерно восприятие детьми, прежде всего, конкретной стороны эстетического образа. Поэтому они ищут в них утилитарный, чаще всего чисто познавательный, смысл и, удовлетворив свое поверхностное любопытство, теряют к ним интерес. И лишь позднее, в связи с процессом эстетического творчества в собственной деятельности ребенок научится видеть в художественном образе обобщение. Еще до школы ребенок интенсивно вбирает в себя разнообразные представления о прекрасном и отвратительном, возвышенном и низком. Это достигается в результате все расширяющегося общения с людьми, с игрушками, которые он нередко переделывает в соответствии с собственными предпочтениями, в процессе знакомства с детскими книжками, фильмами, песнями и танцами. Знакомить детей с явлениями природы и общества учителю важно на всех этапах обучения, независимо от возраста детей. Но красоту этих явлений надо раскрыть детям с учетом возрастных особенностей. Искусство – фундамент эстетического воспитания. Искусство воспитывает душу, вырабатывает отношение к миру, к добру и злу. Теперь образование перешло на коммерческие рельсы, и о воспитании стали думать по остаточному принципу. Все исключительно для галочки, непродуманно. Но ведь недаром говорят: что посеешь, то и пожнешь. Вот мы и пожинаем плоды безнравственности, хамства, цинизма. Основной проблемой современного образования и воспитания является преобладание среди молодежи конфликтного типа, которые не желают сотрудничать с взрослыми. Причину такого поведения следует искать, прежде всего, в семье. Воспитание личности начинается с рождения человека. Конечно, не стоит списывать со счетов влияние окружения и средств массовой информации, которые внушают человеку, что его удовольствие превыше всего, что для достижения желаемого можно переступить через многое. Но ведь семья и нужна как раз для того, чтобы дать ребенку основы правильных человеческих взаимоотношений, исходя из которых подросток уже самостоятельно сможет сортировать информацию и предлагаемые ему идеалы на истинные и ложные. Подчас современным родителям просто некогда поговорить со своим ребенком, оправдывая это занятостью на работе и множеством домашних обязанностей. Но они забывают, что основная их обязанность — это эстетическое, духовно-нравственное воспитание личности. И если взрослому проще включить ребенку телевизор, или компьютер соответственно и ребенок будет воспитан не семьей, а современными средствами массовой информации, содержание которых оставляет желать лучшего. В связи с этим стоит остро вопрос об национальном воспитании молодого поколения. И в основном вся работа по этому направлению возлагается на образовательные учреждения. Образовательные учреждения являются основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. В нашем случае под субъектами воспитания понимаются студенты. Во многом именно от преподавателя зависит развитие у студентов эмоциональных переживаний, эстетической оценки образов природы, стимулирование творческих действий в условиях учебной работы по искусству. Творчество обогащает эмоциональную жизнь человека. Секрет творчества в особом духовном состоянии. Человек должен проделать внутреннюю работу для того, чтобы подняться на уровень творчества. Способность к творчеству во многом зависит от среды, обстановки, в которой человек живет и воспитывается. Большинство исследователей сходятся на том, что творчество доступно каждому человеку. Процесс творчества несовместим с насильственными методами воздействия./21/ Преподавателю необходимо эмоционально раскрепостить студентов, только тогда у них будет формироваться установка на творчество. Важно создавать атмосферу свободы. Ощущение свободы должно быть уже в обстановке. Воспитание гармонически всесторонне развитой личности предполагает участие в воспитательном процессе разнообразных видов искусства. Только в таком идеальном варианте можно полностью развить творческие способности человека. Для этого важно осуществлять принцип единства обучения и воспитания в курсе дисциплин эстетического цикла. Углубленно заниматься со студентами искусством — это не только сообщить им необходимые художественные знания и привить первичные навыки творческой деятельности, но и научить их воспринимать прекрасное как в жизни, так и в искусстве, развивать эстетический вкус и потребность в общении с искусством, сформировать духовно полноценную и нравственно развитую личность. Вот почему эстетическое воспитание в вузе осуществляется через систему как учебной, так и внеурочной работы. Предметы эстетического цикла — культурология, литература — по своему содержанию изначально ориентированы на формирование представлений о красоте слова, формы, звука. Они создают благоприятные условия для раскрытия творческой способности, индивидуальной одаренности и творческой самодеятельности студентов. На занятиях культурологии студенты совершают заочные — экскурсии в Третьяковскую галерею, Эрмитаж, знакомятся с духовным творчеством художников XX века, абстрактной живописью Кандинского, творчеством Леонардо да Винчи и других художников эпохи Возрождения. Учебные фильмы и презентации не только знакомят студентов с мировым искусством, но и очень важны для формирования их эстетического вкуса./22/ Формирование эстетической культуры студентов через предметы осуществляется системно и методично. Почти в каждой теме любого учебного предмета преподаватель должен найти нишу, которую можно заполнить информацией о прекрасном из области музыки, живописи, литературы. Эмоциональное воспитание, полученное в юности через большое искусство, через самые высокие его образцы, имеет огромное значение для духовно-нравственного развития личности. Сегодня в высших учебных заведениях существует проблема организации эстетического воспитания студентов, поэтому основными задачами по формированию у студентов эстетического отношения к действительности по нашему мнению будут являться:
- формирование эстетического сознания личности, эстетического поведения, художественных взглядов и убеждений;
- стремление к креативности, потребности к творческой деятельности и развития эстетического вкуса;
- способность к эстетическому восприятию и переживанию, стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде;
- осмысление эстетических ценностей национально-культурногонаследия;
- формирование системы эстетических представлений, суждений, эстетического идеала, воспитание эстетической культуры, чувств и отношений, включение в эстетическую творческую деятельность.
Чтобы претворить в жизнь эти задачи преподавателю вуза необходимо организовывать и проводить такие мероприятия, как:
- студенческие мероприятия эстетического цикла;
- проведение научно-практических конференций;
- презентации о великих деятелях искусства и культуры;
- посещение театра, музеев, филармонии, выставок;
- походы на природу;
- конкурсы стихов, рекламных роликов, фотографий;
- организация художественно-творческих конкурсов по актуальным проблем современности./23/
Проводить такие мероприятия преподаватели вуза могут в рамках дуального обучения студентов. Воздействие этих средств на студентов будет способствовать не только расширению их умственного кругозора, а также самореализации творческих способностей, приобщению к творчеству и укреплению эстетической культуры личности.Воспитание человека дело очень серьезное, но в тысячи раз важнее воспитание человеческих качеств у студентов. Студенты должны быть не только профессионалами, ведь великолепнейший специалист может убить человека своим бесчувствием. Чтобы такого не случилось, необходимо сформировать у студентов серьезное отношение к нравственности в жизни, эстетическому вкусу. Необходимо помочь студентам задуматься о назначении человека, о смысле своей жизни, о чувстве прекрасного, для того чтобы ближе принять и почувствовать другого человека. Преодоление безнравственности и без этичности в сфере образования возможно только через воспитание личности. Кроме того, необходимо воспитывать студентов и в политическом отношении, что вовсе не значит проводить среди них политинформацию или агитацию за какие-либо партии. Это значит, что надо дать новому поколению понимание того, что какой бы социальный статус человек не занимал (пусть даже самую высокую должность в государстве), он должен стремиться в силу своих профессиональных, духовных и моральных качеств действовать нравственно, этично и ответственно./24/ Субъект-субъектный подход в подготовке специалиста позволит обеспечить наиболее эффективное развитие будущего специалиста на основе сформированных в процессе обучения профессиональных ролей и функций. Это в значительной степени зависит от того, что делают студенты (т. е. от содержания образования), и от того, как они выполняют предложенную деятельность../25/ Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству и к жизни в целом. Из этого следует, что эстетическое воспитание, является в образовательном пространстве вуза путеводной звездой, раскрывает в современной молодежи творческий потенциал, расширяет горизонты в познании мировой культуры, отражает факт интенсивной, многоплановой устремленности человека к абсолютной гармонии. Таким образом, в современных социокультурных условиях формируется новый подход к воспитанию студенческой молодѐжи, как граждан, патриотов, как успешных представителей интеллектуальной нации. Решением этой государственной задачи станет развитие национального воспитания, как социального явления, как направления современной педагогической науки и образовательной практики. Это обусловлено процессами демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением Казахстана занять лидирующие мировые позиции, что напрямую зависит от человеческого капитала, интеллектуального потенциала страны. Такое понимание стало основанием для открытия в 2008 г. в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая новой кафедры национального воспитания и самопознания. Проблемы национального воспитания студенческой молодѐжи, развития интеллектуального потенциала будущих специалистов исследуются в КазНПУ им. Абая в рамках научных проектов, которыми руководит ректор С. Ж. Пралиев. В настоящее время разработаны нормативная и учебно-методическая документации. Это Концепция национального воспитания студенческой молодежи РК (проект), Концепция развития интеллектуального потенциала нации в условиях непрерывного образования (проект), Типовая учебная программа по курсу «Основы национального воспитания», а также в учебный процесс внедрѐн практико-ориентированный курс «Основы национального воспитания студенческой молодѐжи» и разработано учебное пособие. Таким образом, выстраивая образовательно-воспитательную систему, вуз должен ориентироваться на достижение национального воспитательного идеала, того образа личности студента, будущего специалиста, который имеет приоритетное значение для общества в современных условиях. А это связано с решением проблемы национального воспитания.
Заключение
Таким образом, общим выводом для ученых исследователей является то, что экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, сознания, формирует экономические знания, умения, определенные качества, необходимые личности в будущей экономической деятельности. С учетом того, что нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, и в том числе экономической, можно утверждать, что экономическое воспитание не может быть по-настоящему эффективным без рассмотрения нравственно-этических сторон экономической деятельности человека. В современных условиях необходим новый подход к разработке понятия «экономическое воспитание». Процесс экономического воспитания должен быть ориентирован на формирование нравственных качеств личности. Процесс формирования нравственных качеств учащихся становится эффективнее, если имеется возможность и необходимость проявлять эти качества в деятельности. Только будучи включенным, в систему деятельности и ценностных отношений к миру, природе, другим людям, самому себе человек становится нравственной личностью. Данные положения послужили основанием для рассмотрения экономического воспитания школьников с позиций ценностно-деятельностного подхода.
На основе данного подхода мы посчитали возможным сформулировать смысл понятия «экономическое воспитание» с позиции ценностно-деятельностного подхода. По нашему мнению, экономическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на усвоение экономических знаний, воспитание уважительного отношения к труду, основанного на осознании личной и общественной ценности труда, становление нравственных убеждений и поведения, способствующих формированию трудолюбия, ответственности, дисциплинированности и других личностных качеств, проявляющихся в опыте нравственного поведения школьников. Таким образом, экономическое воспитание мы рассматриваем в неразрывном единстве с нравственным воспитанием. Необходимость в единстве решать задачи экономического и нравственного воспитания возросла на современном этапе социально-экономического развития нашего общества.
В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности, девальвации традиционных нравственных ценностей, роли труда как основного средства в достижении жизненного успеха приобретает исключительно важное значение, поскольку нравственная подготовка молодежи к участию в рыночных отношениях, формирование моральных качеств как уважительное отношение к труду, ответственность, дисциплинированность помогает противостоять корысти, эгоизму, наживе, потребительству, иждивенчеству и обеспечит высоконравственную основу экономического воспитание личности. Необходимой основой для формирования нравственных качеств личности являются ее ценностные ориентации личности. Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей, установок, убеждений и мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации являются элементом внутренней структуры личности и закреплены ее жизненным опытом, способствуют отграничению всего значимого и существенного для данного человека от всего остального.
Таким образом, ценностные ориентации представляют собой установку личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества. В связи с этим мы применяем к понятию «экономическое воспитание» категорию «ценность», что составляет основу нашего методологического – ценностно-деятельностного подхода.
Список использованной литературы
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
- Нуриев М.А. Сейсенбаев Ж.А., Якупова А.Н. Роль национального воспитания в образовательном процессе // Материалы 7-й международной практической конференции «Обазование и наука XXI век». 2011 Т. 10. Педагогические науки.София: «Бял ГРАД-БГ» ООД. 72с.
- Сейсенбаева Ж.А., Нуриев М.А., Якупова А.Н., Инновационные подходы в совершенствовании образовательного процесса. Материалы международной конференции «Современные тенденции в образовании — 2011» – г. Астана, Назарбаев университетВасильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся.
- «Ұлттық тәрбие» журналы – ҚазҰПУ баспасы – 132 б.
- «Казахстанская правда» 12 сентября 2012 г.
- Вяткин, А.П. Психология экономической социализации личности: субъектно-ролевый подход: монография [Текст] / А.П.Вяткин.- Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. -383с.
- Блинов, А.О., Стратегические задачи страны и развитие высшего образования / А.О. Блинов // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. — №11. – С.6-12.
- Развитие экономического мышления в вузе: материалы научно-практической конференции/ Л.В. Бармашова.-Вязьма, 201- 147 с.
- Соснин Н.В. Содержание обучения в компетентностной модели ВПО(к освоению ФГОС ВПО). –2011 – С.240.
- Ковалева Н.С. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
- Михайлов А.Л. Экономическое образование и воспитание молодежи в условиях развитого социализма. -М.: Мол.гв.. 2010, с.34
- Бодалев А. А., Васина Н. В.Познание человека человеком. СПб: Изд. «Речь». 2010, с. 324.
- Соснин Н.В. Содержание обучения в компетентностей модели ВПО(к освоению ФГОС ВПО).- 2011.-С.240.
- Саульский Ю.С. Немного об эстрадных джазовых составах и рок музыке // Книга о музыке: Популяр. Очерки. – М., 2010. – С. 90–95.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010. –111с.
- Гуревич Е.Л. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях: От средневековья к XXI столетию. – М.: Музыка, 2011. – 78с.
- Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности- М., 2012. – 129 с.
- Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 576 с.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 2010. – 254 с.
- Берестнева О. Критерии качества обучения в высшей школе / О. Берестнева, О. Марухина// Стандарты и качество. – 2010. – №8. – С. 83–85.
- Ефремова Н.В., Гененко О.Н. Специфика педагогической технологии подготовки специалиста культуры и искусств // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 110. № 6. С. 121-127
- Аронов Д.В. Эстетическое воспитание в системе высшего образования как средство оптимизации кросс культурного академического взаимодействия преподавателей и студентов в ходе болонского процесса // «Образование и общество». 2013. Т. 2. № 79. С. 28-30.
- Шемшурина А. И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) // Этическое воспитание. – 2011. – № 1. – С. 5 –34.
- Ефремова Н.В., Гененко О.Н. Специфика педагогической технологии подготовки специалиста культуры и искусств // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 110.
- Назарбаев Н. А. Послание народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс состоявшегося государства». URL: http://akorda.kz/ (дата обращения: 03.2017)
Автор: Бегедаева Мадина