ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В КАЗАХСТАНЕ

Современная экономическая политика, имеющая целью достижение устойчивого экономического роста, связана с созданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигается вопрос становления интегрированных корпоративных структур, в качестве организационно-хозяйственных форм которых выступают холдинги, транснациональные корпорации, крупные компании, финансово-промышленные группы (ФПГ).

Отечественная промышленность не в первый раз обращается к интегрированным структурам. Примером могут служить синдикаты и входившие в них тресты; объединения; производственные объединения, научно-производственные объединения, комплексы, научно-технические центры. С началом массовой приватизации совпадает время появления таких структур интеграции, как холдинги.

Развитием процесса создания интегрированных корпоративных структур является становление российских финансово-промышленных групп.

В форме финансово-промышленных групп реализуется схема интеграции финансовых, производственных и коммерческих структур при сохранении юридической самостоятельности каждого из участников группы. В процессе реализации основных задач ФПГ должны стать основой системы инвестирования экономики; они формируются как интегрированные структуры, способные к саморазвитию в рыночных условиях, образующие эффективную и устойчивую кооперацию, направленную на развитие приоритетных направлений производства.

В условиях рынка формирование финансово-промышленных комплексов неизбежно. Механизмы их создания, состав и структура могут быть различны вследствие различного уровня развития экономики, степени еe коммерциализации, состояния финансового, фондового и товарного рынков.

В данной работе дана характеристика финансово-промышленных групп: понятие, типы,     роль в формировании рыночной экономики.

Сегодня в мире накоплен большой опыт создания развития финансово-промышленных групп, отработано много подходов к их формированию в виде самых разнообразных организационных форм, позволяющих получить дополнительные конкурентные преимущества от соединения промышленного и финансового капиталов. В их рамках происходит объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установления между ними отношений экономической и финансовой взаимозависимости, разделения труда и его координации в целях осуществления совместной хозяйственной деятельности

Мировой опыт свидетельствует, что движущей силой современной экономики являются крупные корпоративные  структуры   бизнеса.   Они   занимают   промежуточное   положение   между государством и рынком. Именно крупное производство формирует спрос и предложение, определяет важнейшие предпосылки для победы в конкурентной борьбе. Победа определяется динамикой издержек, обусловленных темпами роста производительности труда. Достижение этих целей требует высокотехнологического производства, скорости оборота капитала, мобильности в повышении квалификации персонала и т.п. Все это возможно в крупном производстве, где создаются благоприятные условия для формирования, использования и воспроизводства в целом.

Современный период экономического развития в странах мира характеризуется наличием большого количества интегрированных монопольных структур, одна из форм которых основана на воссоединении обособленных ранее форм банковского и промышленного капитала. Такая интеграция явилась закономерным результатом, тенденции капитала к постоянному расширению, распространению во все новые сферы деятельности на базе максимизации прибыли./1/

Процесс становления финансово-промышленного капитала происходил постепенно на протяжении двух столетий. В свое время В.И.Ленин его суть и содержание определил следующим образом: «Концентрация производства; монополии, вырастающие из нее; слияние или сращивание банков с промышленностью – вот история возникновения финансового капитала и содержание этого понятия. Он особенно подвижен и гибок, особенно переплетен, внутри страны и интернационально, — особенно безличен и оторван от непосредственного производства, особенно легко концентрируется и особенно легко уже сконцентрирован». В качестве базовых характеристик финансового капитала он выделил:

— взаимозависимость финансового и промышленного капитала;

— процесс концентрации производства и капитала, как основу возникновения;

— возрастающую мобильность капитала,

— растущую «безличность» финансового капитала./2/

        Предпосылки возникновения интеграции финансово-промышленного капитала в современных условиях, обусловлены переходом на качественно новый уровень интернационализации экономической жизни, который характеризуется:

— формированием общемирового информационного пространства;

— интернационализацией фондового рынка, который стал международным;

— либерализацией национальных политик в области перемещения капитала.

В самом общем виде суть финансово-промышленного капитала проявляется в возникновении глубоко проникающих, нерасторжимых связей между финансовыми структурами с одной стороны и промышленными – с другой, имеющие своим результатом совмещение сфер деятельности и аккумуляцию и консолидацию специфических форм доходов – процента, прибыли, ренты./3/

Мотивами интеграции хозяйствующих субъектов в рамках ФПГ выступают:

— укрепление партнерских отношений промышленных предприятий с кредитно-финансовыми учреждениями, на основе повышения взаимной ответственности в использовании кредитных ресурсов и возможность расширения круга институциональных инвесторов;

— оптимизация материально-финансовых потоков на основе повышения согласованности действий предприятий при производственной кооперации и налаживании устойчивых партнерских отношений, закрепленных прямыми и косвенными гарантиями банка, в снабженческо-сбытовой сфере и соответствующая экономия издержек производства, в том числе и с позиции налоговых обязательств;

— уменьшение потребности в оборотных средствах на основе укрепления платежной дисциплины партнеров по группе и решение проблемы внешней задолженности путем координации взаимозачетов, вексельного обращения, переуступки долгов и использования казначейских обязательств;

— улучшение делового имиджа на внутреннем и внешнем рынках, благодаря повышению ритмичности производства, улучшению качества продукции, конкурентности цен и облегчение отстаивания групповых интересов в государственных инстанциях.

В Казахстане, как стране постсоветской экономики, формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) имело свои особенности, обусловленные потребностями выживания в период системных преобразований. Предпосылками их создания стали:

Деформированная отраслевая структура национального хозяйства, с преимущественно сырьевой направленностью экономики, затрудняло формирование замкнутого цикла производства. ФПГ, созданные на базе добывающих предприятий и банков, способны были содействовать становлению и развитию новых предприятий, производящих инвестиционные и потребительские товары для внутреннего и внешнего рынков./4/

Потребности инвестиционного роста и накопления национального капитала. ФПГ могли наиболее эффективно реализовать сдвиги в отраслевой структуре производства, в сторону передовых отраслей активизируя финансирование на принципах приоритетности выпуска наукоемкой, конкурентоспособной продукции;

Острая потребность реального сектора в финансовых ресурсах, достаточных для модернизации и развития. В условия высокого риска вложения и отсутствия эффективных инструментов свободного перелива денежного капитала, ФПГ были способны обеспечивать комплексное финансовое и инвестиционное развитие экономики;

Приватизация, проводимая в относительно короткие сроки с созданием наиболее льготных условий для инвесторов, давало возможность за относительно небольшую сумму приобрести контроль над предприятиями реального сектора. Своеобразие процессов интеграции банков и предприятий реального сектора в Казахстане, выражается в том, что в начале переходного к рынку периода, именно банки образовали наиболее динамично развивающееся ее звено. При активной государственной поддержке и взвешенной грамотной банковской политике была создана национальная банковская система, адекватная требованиям рынка и соответствующая международным стандартам. Опережающее развитие банковской системы при отстающем в рыночных преобразованиях реальном секторе вело к переливу финансовых и кадровых ресурсов из промышленных предприятий в банки, которые стали процветать на фоне спада в реальном секторе, а поскольку банки лишь перераспределяют стоимость, созданную в производстве, то это процесс не мог иметь долгосрочной перспективы. Банковскую систему Казахстана, начиная с 1995 г., стало периодически «лихорадить» из-за снижения качества активов и сужения ресурсной базы, что стало следствием деградации реального сектора экономики.

Процесс создания ФПГ в Казахстане проходил спонтанно, без надлежащей программы и соответствующей институциональной и законодательной базы, которая бы учитывала реальные экономические предпосылки и возможности их эффективного развития в будущем, что существенно ограничило возможность использования преимуществ интегрированной структуры данного вида. Несмотря на это, в Казахстане функционируют фактически сложившиеся финансово-промышленные объединения, образованные на базе ведущих банков. Такими ФПГ, например, являются группы АО «Банк Туран-Алем», АО «Евразийский Банк»./5/

Чтобы ФПГ реально выполняли функцию структурообразующего институционально-организационного элемента современной экономики, необходимо придерживаться следующих основных принципов государственной поддержки:

— Обеспечить правовой характер формирования и деятельности ФПГ;

—   Сформировать механизм взаимовыгодного сотрудничества государства и ФПГ, основанный на системе установления и соблюдении взаимных прав, обязательств и ограничений неоправданной свободы в принятии решений;  —

—  Обеспечить селективную поддержку образования ФПГ в соответствии с приоритетными направлениями индустриальной инновационной и социальной политики, задачами подъема и выравнивания уровня жизни в различных регионах.

Отношение к финансово-промышленным группам должно определяться не тем, что они представляют собой по форме собственности и организации, а тем, насколько их деятельность соответствует задачам, поставленным государством перед финансовым и реальным сектором экономики. Если эти группы будут не только добывать, но и осуществлять глубокую переработку сырья, создавая конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынка, то можно «простить» им монопольный характер, сохранить налоговые послабления. Но в обмен они обязаны обеспечить прозрачность финансовой и производственной отчетности. В Казахстане остро ощущается потребность в создании финансово-промышленных групп в отраслях, представляющих индустриальную базу национальной экономики. В этом направлении приоритетными должны стать создание межгосударственных финансово-промышленных групп на базе сложившихся ранее хозяйственных и финансовых связей между предприятиями стран постсоветского пространства.

Базовым нормативно-правовым документом по созданию транснациональных объединений в рамках стран постсоветского пространства является «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений». Оно было подписано 15 апреля 1994 года рядом правительств, в том числе и Казахстаном. Однако, этот документ до настоящего времени не получил должного развития и реализации./6/ Ускорить данный процесс можно при условии достижения взаимосогласованных решений между странами-участницами по таким принципиальным направлениям, как законодательство, определение приоритетных отраслей и сфер для создания межнациональных интегрированных структур, создание интегрированных консультационных служб по разработке планов интеграции, обучению персонала и т.п.

Мировой опыт показывает, что решение проблемы своевременного обеспечения производства финансовыми средствами явилось одним из ключевых факторов обусловивших процесс интеграции финансового и промышленного капитала. Именно в рамках такой организационной структуры как финансово-промышленная группа, на основе внутренних связей происходит бесперебойное финансирование бизнеса, способствующая качественному росту бизнеса. Все это обусловливает необходимость развития в национальной экономике крупных интегрированных структур финансовой и промышленной сфер./7/

В Казахстане необходимо стимулировать организацию интегрированных структур, которые всемерно привлекали бы в свою деятельность уже существующие малые и средние предприятия. Как, например, в Японии, где малые и средние предприятия связаны долгосрочными контрактами с крупными интегрированными структурами./8/ Оставаясь юридически независимыми, такие компании обеспечивают друг друга работой в долгосрочной перспективе. В Казахстане такое сотрудничество может идти по двум направлениям:

По линии организации и привлечения уже существующих компаний в данной сфере деятельности включиться в существующие интегрированные структуры или объединиться во вновь создаваемые;

По линии создания, открытия новых компаний, посредством передачи непрофильных видов деятельности в конкурентную среду.

В Казахстане во многих секторах экономики, созданные при участии иностранных инвесторов компании должны наращивать содержание отечественной продукции, при осуществлении производственного процесса, доведя ее до 30%.

По такой же схеме можно наладить работу всех крупных интегрированных структур, законодательно закрепив и обеспечив экономическую целесообразность использования ими продукции производства более мелких отечественных компаний, а там где их нет стимулировать создание подобных поставщиков. В данной ситуации крупный бизнес должен передать некоторые виды работ, не являющихся основным видом деятельности, в конкурентную среду малому и среднему бизнесу, наладив с ними сотрудничество на основе долгосрочных контрактов. Крупный бизнес может взять на себя функции поддержки таких поставщиков, в форме передачи необходимой технологии, финансирования через банки интегрированной структуры. Главным условием работы таких интегрированных структур должны стать открытость прозрачность деятельности, которая способна обеспечить эффективность их работы. К сожалению, в современных условиях даже участие государства в крупных интегрированных структурах в Казахстане не дает гарантию открытости деятельности таких компаний./9/ В первую очередь это касается собственников предприятий, которые скрывая свое участие в капитале таких компаний, также не проявляют интереса к раскрытию информации о результатах их деятельности. Без достоверной информации, свободно доступной любому интересующемуся субъекту, рынок не будет функционировать эффективно, так как нарушается один из основополагающих принципов его работы.

Существенным стимулом в вопросе развития ФПГ в Казахстане стало принятие нового закона «О конкуренции», в соответствии с которым Агентством по защите конкуренции повысило минимальный порог для сделок, подлежащих его одобрению, за исключением сделок внутри холдингов и сделок на фондовом рынке, если это спекулятивная, а не стратегическая покупка. В некоторых отраслях национальной экономики интеграция предприятий, в том числе при содействии и участии государства, выступает единственным путем их сохранения и развития. Такое положение, например, сложилось в сельском хозяйстве Казахстана. В аграрном секторе ситуация парадоксальная: с одной стороны, имеются большой потенциал и определенные достижения в создании новых сортов сельскохозяйственных растений и выведении продуктивных пород животных с заданными свойствами, повышающими их продуктивность; в производстве различных видов более качественной сельскохозяйственной техники; в разработке инновационных технологий при переработке, хранении сельскохозяйственного сырья; сохраняются научно-производственная база и высококвалифицированные кадры специалистов в сфере технико-технологического обеспечения инновационного процесса. С другой стороны, в сельском хозяйстве возник кризис, обусловленный снижением способности отрасли удовлетворять существующие потребности в качественной и доступной продукции. Оптимальное использование материальных и финансовых ресурсов ФПГ может способствовать реализации инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию и модернизацию производства, на повышение конкурентоспособности продукции, а также создавать более благоприятные финансовые условия для решения социальных проблем. Еще одно из преимуществ самостоятельно сгруппировавшихся объединений в том, что они в определенной мере исключают недобровольные, нерациональные и невыгодные варианты группирования, снижая тем самым вероятность конфликтов между партнерами, а также между контролирующим звеном (держателем пакета акций) и администрацией.

В развитых странах и мировом хозяйстве в целом ФПГ, наряду с концернами, холдингами, консорциумами, составляют несущую конструкцию их экономики, повышают макроэкономическую регулируемость производства, вносят устойчивость в экономическое сотрудничество, могут выступать в качестве естественных партнеров исполнительной власти в выработке и реализации стратегической линии в процессе модернизации экономики. Поэтому в Казахстане, для развития устойчивой экономической системы всемерно необходимо развивать интеграцию финансового и промышленного капитала, в форме ФПГ. Важным сегментом работы государственных органов Казахстана с ФПГ должна стать практика разработки ежегодных докладов Правительству о деятельности ФПГ на основе получения специальной отчетности Агентства по статистике и анализу Республики Казахстан. Такая информация о деятельности интегрированных групп позволит отслеживать и при необходимости оперативно корректировать экономическую политику./10/

5

Рисунок 1. Региональные, нерегиональные, транснациональные ФПГ, в %

(По числу предприятий) 2014 г. /11/

Примечание – информация взята с сайта http://www.atameken.kz/ru/about/

      В условиях усиливающейся конкуренции в мировой экономике, огромное значение приобретает формирование ФПГ не как простой суммы отдельных предприятий, а как единой, действующей в тесной взаимосвязи конкурентоспособной системы. Чтобы противостоять транснациональным компаниям, отечественные компании в таких небольших по численности населения странах, как Казахстан, должны иметь масштаб, соизмеримый с масштабом национальной экономики. Формирование ФПГ призвано помочь сохранить и повысить промышленный потенциал Казахстана, добиться стабильности обеспечения жизнедеятельности населения, создать достаточное количество рабочих мест, обеспечить социальные гарантии./12/ Очень важным является вопрос о том, смогут ли предпринимательские структуры играть такую роль.

В этой связи возникает необходимость изучения деятельности ФПГ как крупных экономических новообразований. Очевидно, что изучение, анализ, обобщение международного опыта деятельности ФПГ, а также его адаптация к отечественным экономическим условиям имеет важное народнохозяйственное и научное значение./13/

В частности, к данным предпосылкам, обуславливающим основную специфику создания ФПГ в экономики Казахстана, относятся:

  1. Высокий уровень капитализации банковской системы позволяет осуществить широкомасштабную политику инвестирования в высокодоходные производственные отрасли.
  2. Интеграция банковского сектора с промышленным капиталом видится единственным эффективным способом снизить инвестиционные и кредитные риски без ущерба для достигнутого уровня развития финансовой системы./14/
  3. В связи с достаточно автономным характером экономики, для развития промышленности в Республике Казахстан, требуется привлечение значительных финансовых ресурсов и внедрение эффективной системы менеджмента. А в связи с несущественным уровнем иностранных инвестиций единственным способом повышения эффективности промышленной отрасли в целом является формирование крупных интегрированных структур.

Практическая значимость исследования заключается в разработке теоретических и методических основ по обоснованию целесообразности формирования ФПГ в экономике с позиции обеспечения финансовой устойчивости банковской системы, реанимации и развития отечественной промышленности, повышения ее конкурентоспособности за счет притока капитала и развития высокотехнологичных производств в условиях рынка./15/

6

Рисунок 2 — Структура промышленности Казахстана за 2008-2012 годы (число, тг/год)./11/

Примечание – информация взята с сайта http://www.atameken.kz/ru/about/. Обработано и составлено авторами.

 Экономика Республики Казахстан, интегрирована в мировую экономику и находится в прямой зависимости от её системного устройства. В современных условиях, путь к повышению экономической безопасности и экономическому росту лежит в развитии высокотехнологичных конкурентоспособных производств, тесно связанных с внутренней

экономической системой и адекватных мировой. Необходимость создания ФПГ в Казахстане продиктована объективными рыночными условиями, а при усиливающейся конкуренции, это просто неизбежно. Чтобы противостоять транснациональным компаниям (ТНК), отечественные компании в таких небольших по численности населения странах, как Казахстан, должны иметь масштаб, соизмеримый с масштабом национальной экономики. Это означает, что государство не может устраниться от управления ими и регулирования их деятельности.

ФПГ можно рассматривать как одну из наиболее конкурентоспособных форм существования корпоративного капитала, которая представляет собой интегрированные группы субъектов хозяйствования, связанные между собой системой отношений по поводу объединения капитала предприятий различных форм собственности, которая обеспечивает проведение инвестиций в промышленность, стабилизацию производства за счет более тесных хозяйственных отношений между участниками группы.

Наряду с этим достигается минимизация внутренних рисков, за счет концентрации взаиморасчетов действующих предприятий, наличия временно высвободившихся финансовых ресурсов и экономии издержек в снабженческо-сбытовой сфере. ФПГ содействует развитию механизма межотраслевого и внутриотраслевого перераспределения ресурсов на приоритетных направлениях развития национальной экономики, способствует развитию новых, высокотехнологичных отраслей, повышению мобильности развития и реализации научно-технического потенциала в рамках ФПГ, что дает серьезные конкурентные преимущества в инновационной сфере и облегчает финансирование инноваций. Мировой опыт развития экономики свидетельствует о том, что в условиях рынка формой проведения успешного крупного бизнеса являются ФПГ./16/ Они явились одним из мощных механизмов подъема экономики многих капиталистических стран. В странах с высоко развитой рыночной экономикой ФПГ играют весьма важную роль и занимают значительное место в народном хозяйстве.

Объединение промышленного и банковского капитала в финансово-промышленные группы выступает, по существу, основной формой организации системы производства, составляя каркас технологического комплекса эффективных экономик большинства экономически развитых стран мира. Обосновывая обязательность ФПГ нужно отправляться от особенностей казахстанского производства и от мирового опыта, однако применительно к сегодняшнему Казахстану к формированию ФПГ следует отнестись осторожно. ФПГ, хотя и имеют ряд объективных предпосылок для своего создания, являются сейчас инородным образованием в экономике республики. Для становления такого нового класса структур, как ФПГ, необходимо выполнение ряда мероприятий, создающих благоприятную среду (правовую, экономическую, информационную и др.). Неразвитость рыночных отношений и конкуренции в результате неумелого создания таких групп может усугубиться.

Банковская система Казахстана характеризуется отставанием роста капитализации от роста рисковых (проблемных) активов и вследствие этого повышением кредитного и инвестиционного риска; снижение текущей ликвидности при росте привлеченных вкладов, а также наблюдается снижение рентабельности ссудного портфеля в результате интенсивной конкуренции и снижения процентных ставок по ссудам./17/

Вышеперечисленные недостатки проявляются на фоне динамичного роста банковского сектора и обнаруживают исчерпанность возможностей применяемой кредитной политики. Причины негативного изменения финансовых показателей обусловлены отрывом финансового капитала от промышленного, что вынуждает банки неоправданно рисковать в погоне за прибылью. На сегодняшний день капитализация банковской системы позволяет осуществить интеграцию с промышленными предприятиями на базе наиболее крупных коммерческих банков. Образование ФПГ необходимо провести в короткие сроки, иначе

усиление финансовой дестабилизации может подорвать накопленный за долгие годы потенциал отечественной банковской системы.

Промышленность Казахстана в своем составе имеет много добывающих отраслей, связанных с разработками полезных ископаемых. В то же время в Казахстане недостаточно развиты отрасли обрабатывающей промышленности, выпускающие конечную готовую продукцию. Отечественная промышленность характеризуется ярко выраженной сырьевой направленностью, высоким уровнем износа основных фондов, низкой конкурентоспособностью продукции и острым недостатком инвестиционных ресурсов для технического обновления действующих производств./18/

Промышленный капитал, испытывая острую нехватку оборотных и основных средств для поддержания существующей деятельности и дальнейшего развития своего производства, заинтересован и готов к интеграции с финансовым сектором. Создание высокотехнологичных, конкурентоспособных производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, которые могли бы конкурировать не только на внутренних, но и на внешних рынках, определяется в качестве основной цели создания ФПГ.

Анализ эффективности корпоративного управления на примере дефакто действующей ФПГ — АО НК «КазМунайГаз», обнаруживает в целом 151 положительный результат от финансово-промышленной интеграции. На начало 2005 года наблюдается высокая рентабельность предприятия на фоне роста ликвидности и укрепления финансовой устойчивости. Благодаря отраслевой слаженности предприятий, образовавших замкнутую технологическую цепочку и вовлечению торгово-финансовых организаций налицо явные преимущества новой структуры в сравнении с доинтеграционным периодом, о чем свидетельствует рост экономической, финансовой и управленческой эффективности функционирования компании./19/

 Однако, при всех преимуществах, слабая степень интеграции с финансовым сектором, а именно отсутствие в структуре ФПГ банка-партнера, может стать сдерживающим фактором в инновационном развитии, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности на мировом рынке. В целом результаты проведенного микроэкономического анализа отечественного предприятия столь крупного масштаба наглядно демонстрируют то, что на сегодняшний день промышленные предприятия Казахстана обладают достаточным потенциалом и готовы к формированию на их базе ФПГ кластерного типа./20/

   Согласно расчетам, проведенным на основе финансового и дисперсионного анализа макроэкономических показателей страны за последние несколько лет, интеграция реального сектора экономики и финансово-кредитной системы способна оказать однозначно позитивный эффект для народного хозяйства в виде прироста объема продукции промышленного производства с учетом возможного ухудшения рыночной конъюнктуры. Иначе говоря, финансово-промышленная интеграция способна стимулировать экономический рост национальной экономики, повысить общественное благосостояние./21/ Возможно также усиление положительного эффекта в связи с повышенной действенностью инвестиционных вложений за счет единства и взаимосвязи всех воспроизводственных процессов и денежных потоков в рамках технологической цепочки, а также за счет акселеративного эффекта.

При формировании ФПГ стратегической целью является тесная интеграция с крупными отечественными финансово-кредитными институтами. Наиболее предпочтительно формирование таких структур по инициативе коммерческих банков или при их непосредственном участии в этом процессе, что обеспечит им долгосрочную жизнеспособность в рыночных условиях. Финансовые ресурсы особенно необходимы ФПГ на начальном этапе. В силу предназначения ФПГ главнейшим направлением ее деятельности является финансово-инвестиционное, что предопределяет особую роль банков в работе корпораций. На их базе вполне возможно формирование как горизонтальных, так и вертикально-интегрированных финансово-промышленных групп. Восстановить разрушенное инвестиционное взаимодействие между банками и производством в лице финансово-промышленных групп является сегодня одной из приоритетных задач. Ее решение позволит преодолеть глобальное противостояние индустриального и сырьевого капиталов, которые пока не могут эффективно сотрудничать друг с другом;

Государство должно обеспечить соблюдение национальных интересов, однако чрезмерно активного вмешательства в процесс формирования ФПГ от него не требуется. Рыночный метод функционирования ФПГ не должен подменяться директивным, все что требуется от государства — это поддержка на начальном этапе. Основной вопрос взаимодействия государства и ФПГ — определение и задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования, обеспечивающих положительный эффект. В этой связи комплекс конкретных мер, способных позитивно повлиять на организацию ФПГ, является основным инструментом государства. Необходимо постоянно создавать для национального капитала новые реальные стимулы инвестирования в производство. Для активизации процесса создания национальных ФПГ в Казахстане было бы целесообразно адаптировать к этому процессу действующее налоговое, таможенное и инвестиционное законодательство, а также принять закон РК «О финансово-промышленных группах».

Таким образом, создание финансово-промышленных групп имеет острую необходимость. Формирование ФПГ призвано помочь сохранить и повысить промышленный потенциал в, добиться стабильности обеспечения жизнедеятельности населения, создать достаточное количество рабочих мест, обеспечить социальные гарантии. Такие структуры способны решить существующие проблемы и способствовать подъему и последующему развитию современного конкурентоспособного производства. В сложившейся ситуации в экономике республики, очень многое зависит от государства, которому необходимо направить процесс формирования ФПГ в нефтегазовом секторе в русло наибольшей эффективности и наибольшей отдачи для общества. Вышеизложенное позволяет сделать следующие основные выводы:

  1. ФПГ является наиболее конкурентоспособной формой существования корпоративного капитала, что обосновывает приемлемость таких структур для формирования в национальной экономике
  2. Для становления такого нового класса структур, как ФПГ, необходимо выполнение ряда мероприятий, создающих благоприятную среду (правовую, экономическую, информационную и др.).
  3. Финансовая сфера накопила достаточные ресурсы для проведения широкомасштабной политики инвестирования в высокодоходные производственные отрасли. На сегодняшний день капитализация банковской системы позволяет осуществить интеграцию с промышленными предприятиями на базе наиболее крупных коммерческих банков.
  4. Промышленный капитал, испытывая острую нехватку оборотных и основных средств для поддержания существующей деятельности и дальнейшего развития своего производства, заинтересован и готов к интеграции с финансовым сектором.
  5. Согласно расчетам, на макроэкономическом уровне, положительный эффект от данного процесса достижим при любом масштабе финансово-промышленной интеграции, что обусловлено финансовой стабилизацией национальной экономики.
  6. ФПГ должны формироваться по инициативе снизу, на договорной рыночной основе, что обеспечит им эффективное взаимодействие и необходимую гибкость в рыночных условиях. Эффективность и жизнеспособность ФПГ в целом будет очень высокой, если они сформированы самими банками, либо при их активном участии.
  7. Для ускорения процесса создания национальных ФПГ в Казахстане и повышения его эффективности и управляемости необходимо адаптировать действующее налоговое,

таможенное и инвестиционное законодательство, а также принять закон РК «О финансово-промышленных группах»./22/

Современные ФПГ представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения финансового и промышленного капиталов. Основная цель создания финансово-промышленных групп заключается в повышении эффективности    производственных и финансовых операций; усилении конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках; росте экономического потенциала ее участников, привлечении инвестиций, расширении рынков сбыта.

К созданию ФПГ подталкивает сама жизнь. Сегодня в финансово-промышленные группы входят мощные предприятия из самых разных отраслей промышленности, а также крупнейшие банки. Банки представляют собой универсальные кредитно-финансовые комплексы, совмещающие кредитно-расчетную деятельность с широким набором услуг: консультационные услуги по анализу и прогнозированию рынков, информации о технических решениях и нововведениях, по обеспечению трудовыми ресурсами./23/ Банк осуществляет финансовое планирование, решает вопросы организации руководства предприятием; проникновение в страховое дело и оказание клиентам банка комбинированных услуг на основе сочетания депозитных  операций  со  страховой  защитой  вкладчика.  Кроме  того,  банки  играют  активную      роль в обеспечении зарубежных интересов предприятий, входящих в состав ФПГ, участвуя как в кредитовании местных экспортеров, так и в капиталовложениях за границей или в прямых производственных контактах.

ФПГ, создаваемые банками и финансовыми группами, имеют в своем составе разнообразные финансовые институты. Это страховые компании, частные пенсионные фонды, инвестиционные компании, рекламные фирмы и др. Например, страховые компании часто играют важную роль в ФПГ, выполняя значимые функции: страхование рисков, привлечение в оборот ФПГ дополнительных финансовых средств, облегчение получения банковских ссуд на более льготных условиях. Нередко в составе ФПГ создаются риэлтерские фирмы, которые решают такие задачи, как: обеспечение источника доходов за счет  операций с недвижимостью, формирования фонда залога для привлечения инвестиций.

Таким образом, создание ФПГ подразумевает объединение трех структур – финансовой, производственной  и  коммерческой,  –  каждая  из  которых  представлена  совокупностью   предприятий. В развитую ФПГ могут входить: банк, инвестиционная компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы, информационно-рекламные подразделения; производственные предприятия, внешнеторговые компании, товарно-сырьевые биржи, страховые, транспортные и сервисные фирмы./24/

ФПГ  могут  возникать на основе  крупнейших  промышленных  или  торговых  компаний,  влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или банковских организаций.

В развитых странах широкое распространение получили так называемые «банковские» ФПГ. Центром таких объединений являются банки или крупные финансовые компании. Обслуживая группу предприятий, входящих в ФПГ, банк заинтересован в их стабильной работе, в периоды кризисных ситуаций банк принимает активное участие в их санации.

Так, например, существующие в США финансово-промышленные объединения можно условно разделить на две группы. В первую входят структуры с доминированием банков, при этом контроль над предприятиями осуществляется со стороны банков./25/ Организационная структура банковских финансово-промышленных групп представляет собой горизонтальное объединение крупных фирм олигополистического  типа,  в  центре  которого  находится  ведущий  коммерческий банк. В большинстве случаев данные группы имеют похожую историю создания и развития, имеют одинаковое строение.

Заключени

 В данной работе были изложены основные аспекты финансово- промышленных групп, дано основное понятие финансово-промышленной группе согласно законодательству РК, рассмотрена нормативно-правовая база и роль.

Можно заключить, что ФПГ — бурно развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.

 Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мегакорпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т. д.

Финансово-промышленные группировки в Казахстане выступают как одна из форм (составляющих) групп влияния, специфика которой заключается в том, что она строится на основе интеграции различных бизнес-структур — промышленных, финансово-кредитных, торговых и иных предприятий, а также представителей элит и кланов. Как правило, ФПГ отстаивает корпоративные интересы.

Формирование групп влияния и системы их воздействия на властные структуры является общей закономерностью развития любого общества. В этом плане Казахстан не является исключением: принятая в республике модель реформирования — перенос стратегических акцентов на экономическое развитие при сохранении авторитарной политической системы — порождает конкуренцию между элитами.

Необходимость создания ФПГ в Казахстане продиктована объективными рыночными условиями, а при усиливающейся конкуренции, это просто неизбежно. Чтобы противостоять транснациональным компаниям (ТНК), отечественные компании в таких небольших по численности населения странах, как Казахстан, должны иметь масштаб, соизмеримый с масштабом национальной экономики. Это означает, что государство не может устраниться от управления ими и регулирования их деятельности.

 Таким образом, создание финансово-промышленных групп имеет острую необходимость. Формирование ФПГ призвано помочь сохранить и повысить промышленный потенциал, добиться стабильности обеспечения жизнедеятельности населения, создать достаточное количество рабочих мест, обеспечить социальные гарантии. Такие структуры способны решить существующие проблемы и способствовать подъему и последующему развитию современного конкурентоспособного производства.

Список использованной литературы:

  1. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. – М., 1982. с. 44
  2. Тулегенова М. Финансовый капитал и интегрированные структуры. Учебное пособие. — Алматы.: Казак университеты, с. 86
  3. Рамазанов А.А. Диалектика отношений собственности. – Алматы, 2004. — 226 с.
  4. http: bta.kz
  5. eurasia-bank.kz
  6. Гражданский кодекс Республики Казахстан, Алматы: Юрист, 2003.
  7. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Алматы: ИИЦ «Дело», 2001.
  8. Акишев С., Жамаубаев Е. Некоторые вопросы ограничения оттока капитала через банковскую систему Казахстана // Банки Казахстана. — — №1-2.
  9. Алешин М. Интеграция фиктивного и реального капитала в ФПГ и холдингах // Маркетинг. 2004. — №3.
  10. Косолапов Г.В. Корпоративный бизнес: теория, методология, механизмы. – Алматы, – 296 с.
  11. Холдинг // Режим доступа: http://www.atameken.kz/ru/about/.
  12. Кашук Л.И. Корпоративное управление в Республике Казахстан: проблемы и перспективы развития // Вестник Инновационного Евразийского университета. – №2 (34). – с. 22-26.
  13. Кадыржанов Р. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы. А.: Институт философии и политологии МН и ВО РК, 1999 г.
  14. Келимбетов К. Стратегическое планирование в Республике Казахстан в условиях глобализации // Транзитная экономика. – 2001 г.
  15. Киреев А. Международная экономика – 1999 г.
  16. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные отношения и финансовые отношения. 2001 г.
  17. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1994.
  18. Бандурин А. В., Есиповский И. Э., Зубов Д. J1. Проблемы инвестирования предприятий финансово-промышленных групп. -М.: ВИА 1996.
  19. Бугаева Г. Г. Влияние горно-добывающей промышленности Казахстана на окружающую среду // Комплексное использование минерального сырья.- 2000. -№5-6.157
  20. Вильямсон О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.
  21. Внутрифирменное планирование: Учебник 2-е изд., испр. и доп. / Бухалков М. И. — М.: ИНФРА-М, 2001.
  22. Жакупов Н. Пути и механизмы развития нефтегазового комплекса Республики Казахстан // Транзитная экономика. 2002. — №2.
  23. Жакыпова Ф. И. Некоторые аспекты депозитной политики казахстанских банков // Вестник КазНУ: Сер. экономическая. 2000. -№3-4.
  24. Ильясов К. Финансовые проблемы оживления экономики // Финансы Казахстана. 1997. — №8
  25. Имандосов М. ФПГ в структуре современного бизнеса // Экономика и статистика. 2004. — №1.

Авторы: Жакып Т., Мухтар Ш.

Яндекс.Метрика