КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА РЫНКЕ КАЗАХСТАНА
В текущем году Корпорация по развитию и продвижению экспорта «KAZNEX» в целях определения экспортного потенциала фармацевтических предприятий провела диагностику фармацевтических предприятий. Целями диагностики были поставлены следующие задачи: оценка способностей и возможностей фармпредприятий к экспорту, качество продукции, наличие международных требований к качеству и безопасности продукции и выявление проблем предприятий на пути к экспорту.
Результаты диагностики показали следующую картину нынешнего состояния фармацевтической отрасли:
- фармацевтическая отрасль представлена превалированием производства главным образом дженериков (продающееся под международным непатентованным названием либо под патентованным, но отличающимся от фирменного названия разработчика препарата) и продукции «in bulk» (препараты не готовые к применению, но не прошедшие расфасовку);
- слабо развито производство оригинальных препаратов;
- на предприятиях отсутствует сертификат соответствия GMP (Good Manufacturing Practice – Надлежащая производственная практика, международный стандарт в отношении производства лекарств), что является основным барьеров на пути к экспорту;
- научная отсталость, неразвитость научных исследований, новых разработок и препаратов;
- дефицит квалифицированных кадров. [1]
В целом, состояние фармацевтической отрасли в Казахстане можно назвать критической, в связи с тем, что страна не покрывает собственными лекарственными средствами и 15% потребления. Тогда как для обеспечения национальной безопасности государства доля отечественных препаратов должна составлять не менее 30% [2]. Можно считать, что казахстанский рынок фармпродукции развивается весьма динамично, но, к сожалению, за счет импортной составляющей.
Опыт отечественных разработчиков и производителей лекарственных препаратов показывает перспективность и приоритетность работ по созданию и организации производства конкурентоспособной на мировом рынке фармацевтической продукции на основе растительного сырья.
В настоящее время в РК действуют 79 зарегистрированных производителей фармпродукции, включая компании, занимающиеся фасовкой импортных лекарственных средств «in bulk», а также предприятия полного цикла [3]. При этом только два-три из них соответствуют стандартам GMP. В некоторых предприятиях отдельные производственные участки работают по международному стандарту. Отдельные производители прошли сертификацию по ISO (Сертификат малого стандарта, используемая в странах СНГ) и имеют современное оборудование
Что касается малых и средних фирм, имеющих небольшую капитализацию, они обладают недостаточным потенциалом для технического перевооружения и внедрения современных высокотехнологических процессов. Для них модернизация обернется полной перестройкой предприятия стоимостью как минимум в 10 млн долл. [4]
Из продиагностированных предприятий экспортные поставки осуществляют лишь 5 предприятий. При этом, география экспорта фармпродукции ограничена странами СНГ, что объясняется отсутствием международных стандартов для выхода в развитые рынки. Практически все сырье для производства фармпрепаратов является импортным, также как и оборудование, что ставит в большую зависимость отечественную фармпромышленность. По мнению, профессора Сергазы Адекенова страна должна развивать собственное производство субстанций, что приведет к снижению зависимости Республики Казахстан от импортного сырья. Не секрет, что многие казахстанские предприятия обладают низким уровнем знаний и понимания в области экспортного маркетинга. Имеющиеся маркетинговые службы фармпредприятий занимаются преимущественно обслуживанием существующих клиентов на внутреннем рынке и не проводят исследований внешних рынков. Не все фармацевтические компании могут позволить себе инвестировать в маркетинговые исследования, рекламу, брендинг, выставки и интернет ресурсы. Развитие экспорта продукции фармпромышленности и интеграция ее в мировую экономику невозможны без создания новых инновационных лекарственных препаратов. В настоящее время научная и производственная база фармпредприятий не развита. Инвестиций в НИОКР в фармотрасли ничтожно малы. По оценке экспертов затраты на разработку и продвижение одного инновационного препарата в мире составляют 1 млрд. долл. В Казахстане же эти затраты в настоящее время примерно в 1000 раз ниже. [5] Далеко не все отечественные фармпроизводители могут вкладывать большие средства в длительные и дорогостоящие проекты по созданию оригинальных препаратов.
Тем не менее, некоторые предприятия вкладывают средства в создание новых разработок. Так, НПЦ «Фитохимия» разработала 43 оригинальных препарата[6] растительного происхождения, которые проходят в данное время клинические испытания.
В то время как успех в области научных исследований продолжает играть важнейшую роль в конкурентоспособности фармацевтической отрасли необходимо инвестирование в фундаментальные исследования и содействие инновационному процессу в фармацевтической промышленности со стороны государства.
Самым важным при экспорте фармацевтической продукции является наличие у предприятия сертификата GMP. Наличие данного сертификата свидетельствует о том, что компания соблюдает все необходимые условия и требования при производстве лекарственных препаратов. Следует отметить, что переход фармацевтической промышленности на стандарты GMP достаточно сложный и дорогой, к сожалению фармацевтические предприятия не в силах понести огромные затраты по приближению своих производств к международным требованиям. Необходима сильная государственная поддержка фармпредприятий в получении и внедрении международного стандарта GMP.
В ходе диагностики были выявлены факторы, которые мешают ускоренному развитию фармацевтических предприятий и их экспортного потенциала:
- Отсутствие налогового и таможенного послабления для производителей фармпродукции. По мнению фармпредприятий уплата НДС при импорте оборудования для производства фармпрепаратов и экспорте продукции тормозят развитие производства. Также в качестве проблем упоминались сроки и расходы на получение таможенных разрешений на импорт веществ, растительного сырья, стеклопосуды и крышек. Кроме того, большое количество документов, запрашиваемых таможенными органами при ввозе наркотических и ядовитых веществ;
- Огромный дефицит специалистов: химиков, фармакологов. Одной из потенциальных угроз будущему росту практически все компании называли отсутствие квалифицированных кадров в фармакологии, а также относительно высокую стоимость опытных сотрудников;
- Законодательные и инфраструктурные несовершенства (сложные процедуры лабораторного анализа, регистрация лекарственного средства, процедура множественной перерегистрации препарата и др.).
- Низкий уровень потребительского спроса на отечественные лекарственные средства. Потребители недостаточно осведомлены о казахстанских лекарствах и зачастую ассоциируют их с более низким качеством, чем импортную продукцию. Предпочтение наиболее платежеспособной части населения более дорогих импортных лекарств;
- Информационный дефицит. Многие предприятия не владеют информацией об экспортных нишах, где они могли бы продавать свою продукцию. В то же время на рынках зарубежных стран практически ничего или совсем ничего не известно о фармпроизводителях в РК. [7]
Таким образом, экспортные возможности фармацевтической отрасли Казахстана пока достаточно малы, рынок находится на стадии своего развития. Дженериковые препараты, производимые в стране имеют низкую конкурентоспособность на мировом рынке. В связи с этим, целесообразно направить силы и средства на развитие конкурентоспособного внутреннего рынка и выхода в страны СНГ.
Список использованной литературы:
//[1]Kaznex Invest, 2014г №42, стр 4
//[2]FarmReview, 2015г №4, стр 19
//[3]Kaznex Invest, 2014г №42, стр 4
//[4]Kaznex Invest, 2014г №42, стр 5
//[5]Казахстанский фармацевтический вестник, 2014 №18, стр 6
//[6] Daily Statistic’s, 2014 №57, стр 8
//[7]Казахстанский фармацевтический вестник, 2015 №3, стр 9
Автор: Оналбек Н., Орипжонов Н.