МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Содержание
Введение
Молодежь в современном обществе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Молодежной проблеме уделяется все большее внимание — со стороны как государства, так и общества. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в Стратегии «Казахстан-2050» отмечает, что новый политический и экономический курс нацелен на то, чтобы дать молодежи лучшее образование, а, значит, еще более достойное будущее. «Молодежь — новое поколение казахстанцев, двигатель нового курса. Государство делает все для того, чтобы открыть перед молодыми людьми новые возможности.» /1/.
Государственная молодежная политика — это комплексная система мер, осуществляемых государством в целях поддержки молодежи. Образование квалифицируется как первоочередное по значимости и эффективности направление данной деятельности государства. Благодаря его постоянному совершенствованию возможно развитие молодежи в качестве стратегического ресурса общества. В «Стратегии «Казахстан-2050» молодежь справедливо названа двигателем нового политического и экономического курса развития казахстанского государства.
Актуальность исследования состоит в том, что социальное становление казахстанской молодежи сегодня, с одной стороны, проходит в новых социально-экономических и политических реалиях страны, с другой — в условиях мирового экономического кризиса, затронувшего и казахстанскую экономику и породившего массу проблем. Решение проблем социально-политических трансформаций в условиях мирового экономического и финансового кризисов, перспективы модернизации Казахстана связаны с тем социальным слоем, которому предназначено воплотить эти изменения в жизнь, т. е. качественным состоянием молодежной социальной страты. В этой связи особое место занимает проблема социально-политической активности молодежи, от характера направленности, форм реализации которой во многом зависит состояние баланса между потребностью общества в сохранении стабильности, и, одновременно, в постоянном обновлении. Молодежная политика Казахстана направлена на то, чтобы подрастающее поколение играло роль авангарда, передовой силы укрепления государства.
Социально-политическая активность молодежи сегодня представляет одно из важнейших направлений в развитии государства, гражданского общества, правового государства, в обеспечении динамики и стабильности политической системы. Общественно-политические и социальноэкономические преобразования объективно диктуют необходимость непосредственного включения молодых людей в эти процессы.
На данном этапе развития Республики Казахстан одним из приоритетных направлений развития общества выступают вопросы молодежи и реализации молодежной политики. Сегодня, молодое поколение и определяет молодежную политику нашей страны в процессах разработки и реализации стратегических направлений государства в деле обеспечения их всестороннего развития. «Более полное использование интеллектуального потенциала и активности молодых людей для успешного развития может быть достигнуто при условии формирования и реализации целостной государственной молодежной политики, которая становится внутренней политикой государства по регулированию отношений молодежи и государства, а также одним из важнейших инструментов для модернизации страны. Вместе с тем молодое поколение представляет собой одну из самых чувствительных и уязвимых составляющих социума, на которой остро отражаются все риски и проблемы. «К сожалению, как отмечается в социологических исследованиях, 76,7% молодого поколения не знакомы с действенностью программы по реализации молодежной политики в стране, от которой зависит социально-политическое, экономическое и культурно-образовательное развитие современной молодежи»» /2/.
В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050…» Президент призвал все молодое поколение присоединиться к участию в работе по вхождению нашего государства в 30-ку развитых стран мира и, при этом, особо обратился к нынешней молодежи с призывом активно участвовать в реализации государственной молодежной политики /1/. Исходя из этого, хочется отметить, что изучение проблем молодежи и реализация молодежной политики становятся особо актуальными. Но при этом, необходимо учитывать, что существует множество социально-экономических проблем молодого поколения, влияющих на состояние казахстанского общества, несмотря на быстрые темпы развития и огромные успехи нашего государства в различных областях.
Уже с момента обретения Казахстаном суверенитета, в нашей стране вопросы активного вовлечения молодежи в процессы формирования казахстанского общества находились под пристальным вниманием государства. Так, Казахстаном было ратифицировано огромное количество международных документов, а также принято и реализовано множество программных документов, устанавливающих правовые основы формирования и реализации государственной молодежной политики в РК.
Государство, разрабатывая политику по вопросам молодежи, должно иметь ввиду, что самые энергичные и активные представители общества — это поколение молодых людей, которые в перспективе являются потенциальными хозяевами нашей страны, и от их участия зависит будущее Казахстана.
B отличие от социальной политики вообще, политика по проблемам молодежи активно внедряет новые современные технологии, а также производительные аспекты, которые способствуют интеллектуальному, духовному, профессиональному, физическому становлению современной личности и отражают раскрытие ее потенциала в творчестве и труде. Именно поэтому, разработка и реализация молодежной политики государства становится потенциальным стратегическим ресурсом и главенствующим направлением в развитии нашего общества.
Главная цель государственной молодежной политики Республики Казахстан — «создание и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи» /3/.
На современном этапе реализация молодежной политики в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с основными направлениями, определенными Концепцией государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее». «При этом, как отмечается в Конценции, «направленность государственных органов, и всех институтов гражданского общества должна заключаться в усилении сосредоточения в процессе включения казахстанской молодежи в общественные отношения на некоторых возможных угрозах и рисках, таких как более прагматичное стремление к денежному достатку и материальному благополучию; размывание традиционных ценностей под влиянием массовой культуры; социальный инфантилизм, когда молодежь ожидает активной протекции при устройстве на работу; опасность попасть под влияние радикальных деструктивных сил, способных осуществить дестабилизацию общества; появление в молодежной среде маргиналов, с трудом социализирующихся в обществе и приспосабливающихся к социально-экономическим условиям жизни общества и т.д.»» /3/.
При всем этом, необходимо сказать и о существовании проблем общества, которые беспокоят сегодняшнюю молодежь, среди которых можно выделить: повышение цен и инфляцию; коррумпированность во властных органах; заметная социальная дифференциация общества, экономическое неравенство; рост преступности в обществе; правовой нигилизм и пассивность среди молодежи и т.д.
В целом, несмотря на существующие проблемы, молодое поколение смогло адаптироваться к нынешним общественным отношениям. Важными особенностями кардинальных перемен в нашем обществе становятся высокая активность молодежи, планируемые ею жизненные перспективы и средства их достижения, тяга к получению знаний и освоению престижных профессиональных навыков, а также высокая предприимчивость и огромная свобода экономического поведения, отсутствие страха рисковать и желание достойно жить в своей стране.
При этом, необходимо соблюдать принцип одинакового доступа молодежи к социальным правам, к информации, при этом разрабатывая механизм защиты молодежи от вредного влияния СМИ, развития структуры кризисных центров для молодежи, так как услуги профессиональных психологов и психотерапевтов достаточны дороги.
Надо отметить, что совершенствование молодежной политики на современном этапе следует связывать с вызовами, идущими из молодежной среды. Одним из таких вызовов является стремление казахстанской молодежи реально участвовать в социально-политической жизни страны. Для того, чтобы молодое поколение не становилось инструментом в руках политических сил и не могло стать легко управляемым орудием, необходимо постоянно развивать системы и методики, которые бы обучали молодых людей вопросам всестороннего участия в жизни общества.
Таким образом, в основе молодежной политики должны лежать активное участие молодежи в разработке программ, хорошее финансирование, системность, а также прозрачность. Однако с учетом современных условий и требований возникла необходимость дальнейшего совершенствования молодежной политики на основе концептуального подхода, включая развитие правотворчества в этой области. По мере возникновения вызовов и в соответствии с велением времени требуется постоянная корректировка молодежной политики. А изучение молодежной политики за рубежом и опыта осуществления их в практической деятельности в соответствии со спецификой конкретной социально-политической ситуации страны, в свою очередь, позволит решать многие проблемы по социализации молодого поколения в нашей стране более эффективно.
«В государственной молодежной политике образование занимает особое место. Всемирная Программа действий, касающаяся молодежи, Организации Объединенных Наций включает 10 приоритетных направлений деятельности, ряд которых открывает образование. В программе отмечено, что молодежь всего мира, живя в странах, характеризующихся различными уровнями развития и разными социально-экономическими условиями, стремится к полнокровному участию в жизни общества, как это предусмотрено в Уставе ООН, что включает, прежде всего, достижение уровня образования, соразмерного устремлениям молодых людей, и доступ к возможностям занятости, соответствующим их способностям. Поэтому каждое государство, подчеркнуто в документе ООН, должно предоставлять своим молодым людям возможность получать образование, приобретать навыки и полнокровно участвовать в жизни общества во всех ее аспектах с тем, чтобы они могли продуктивно трудиться и вести экономически самостоятельную жизнь» /4/.
Молодежная политика Казахстана направлена на то, чтобы подрастающее поколение играло роль авангарда, передовой силы укрепления государства. Это видно уже из первого Послания Президента РК, других его обращений. Особенно широко и обстоятельно пути развития молодого поколения, прежде всего за счет совершенствования образовательной сферы, обозначены в лекциях Президента РК перед студенчеством ведущих вузов страны. Это выступления «К экономике знаний через инновации и образование» в Евразийском национальном университете имени Л.Н.Гумилева (26 мая 2006 года), «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» в Казахском национальном университете имени аль-Фараби (13 октября 2009 года), «Инновационная индустрия науки и знаний — стратегический ресурс Казахстана в ХХ1 веке» и «Казахстан на пути к обществу знаний» в Назарбаев Университете (соответственно 7 декабря 2010 года и 5 сентября 2012 года). Так, в выступлении перед студентами ЕНУ имени Л.Н.Гумилева Президент подчеркнул: «Образованные, грамотные люди — это основная движущая сила развития человечества в ХХ1 веке… Я всегда считал и считаю, что молодежь должна быть в авангарде наших реформ. Именно энергия и инициативность молодых, их устремленность в будущее во многом станут залогом успеха наших инициатив. Молодое поколение открыто новым идеям, мыслит глобально, думает категориями будущего. Сегодня, когда мы начинаем серьезно думать о позиционировании Казахстана в глобальном мире, эти качества молодежи как никогда востребованы» /5/.
«На первом съезде «Жас Отана» в 2008 году Н.А.Назарбаев высказал принципиальные положения, определяющие сущность государственной молодежной политики на современном этапе. Он отметил, что, с одной стороны, нужно воздерживаться от чрезмерной опеки молодежи и благотворительности, которые подрывают стимул к самостоятельной активности, ведут к иждивенчеству. С другой стороны, государственная молодежная политика должна давать молодым людям весомый шанс стать полноправными гражданами страны. Это получение хорошего профессионального образования, наличие стабильной работы с достойным уровнем оплаты и собственного жилья для создания семьи, ведение здорового образа жизни. Президент подчеркнул, что достижение четырех базовых элементов является важнейшей целью стратегии роста конкурентоспособности нации и текущей политики Правительства» /6/.
Правительство страны одобрило Концепцию поддержки и развития конкурентоспособности молодежи на 2008-2015 годы, рекомендованную исполнительным органам при разработке государственных, региональных и отраслевых программ. Несмотря на кризис, государство поддержало студентов, выделив дополнительные гранты и кредиты. В Послании Президента 2011 года модернизация образования обозначена главным аспектом новой социальной политики. «В соответствии с ним казахстанцам предоставлена возможность накапливать средства на обучение детей с получением процентных бонусов от государства. Эта накопительная система не повлекла снижения количества государственных грантов. В «Стратегии «Казахстан — 2050» Президент РК — Лидер нации Н.А.Назарбаев справедливо назвал молодежь в качестве двигателя нового политического и экономического курса развития государства»» /7/.
Образование ценно для молодежи еще с одной позиции, которая обстоятельно сформулирована Н.А.Назарбаевым в речи на 1 Конгрессе молодежи Казахстана 6 сентября 2001 года. «Главной задачей государственной политики Президент обозначил создание условий для полноценного саморазвития и самореализации казахстанской молодежи. Базовые элементы социальной поддержки обеспечивает государство. Но за их пределами все зависит от человека, особенно молодого: он должен быть нацелен на достижение жизненного успеха, а иначе никакая помощь государства не поможет. Базой будущего благополучия каждого гражданина республики, всего Казахстана Н.А.Назарбаев отметил постоянное и непрерывное пополнение знаний, профессионального мастерства и образование. Он выразил твердую уверенность в том, что решение многих социальных проблем молодого человека связано с образованием: тогда он будет чувствовать себя уверенно, у него не будет возникать трудностей с поиском работы, он будет востребован. Необходимо поэтому, подчеркнул Президент, формировать среди молодежи культ учебы, культ знаний. Но это возможно при условии повышения интереса к знаниям со стороны самих молодых людей. Государство никого не будет насильно заставлять учиться, оно может лишь способствовать развитию политики в сфере образования»/8/.
Практика Независимого Казахстана показывает, что такие подходы активно развиваются среди молодых людей. Социологическое исследование 2013 года, проведенное в рамках научно-исследовательского проекта «Мировоззренческие и духовные ценности молодежи на современном этапе: оценка состояния, проблемы, пути решения» в соответствии с Тематическим планом исследовательских работ на 2013-2015 годы по направлению «Ценности и идеалы Независимого Казахстана», выявило, что для абсолютного большинства молодежи очень важны именно их образование и профессия!» /9/.
В своей книге «Казахстанский путь», являющейся прямым обращением к подрастающему поколению, Президент выявил исключительно полезный для молодых людей процесс, который формируется именно в образовательной сфере: «В процессе образования человек получает не только знания, но и способность искать новые возможности для их применения. Именно поэтому я считаю, что высокий уровень образования — это и высокие способности обладателя» /10/.С этой точки зрения особенно важен акцент на подготовку кадров с техническим образованием. Еще выступая на П Конгрессе молодежи Казахстана 13 ноября 2002 года Н.А.Назарбаев подчеркнул, что необходимо по- новому взглянуть и осознать роль технического образования, что в национальной модели образования этот жизненно важный сектор должен занять доминирующее положение, поскольку уже в недалеком будущем именно технические специалисты станут стержнем устойчивого социальноэкономического развития страны. «Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о повышении престижности инженерно-технических профессий. Следует разработать систему стимулирующих механизмов для привлечения молодежи к инженерным специальностям» /11/. Необходимость развития технических специальностей четко обозначена в Послании Президента 2005 года. Актуализирован вопрос дуальной системы обучения.
9 февраля 2015 года Президент Н.А.Назарбаев подписал новый Закон «О государственной молодежной политике» (последний закон в этой области отмечен 2004 годом). Принятию Закона предшествовало довольно длительное обсуждение проекта документа в молодежной среде, Парламенте РК. «Целью государственной молодежной, — говорится в Законе, — является создание условий для полноценного духовного, культурного, образовательного, профессионального и физического развития молодежи, участия в процессе принятия решений, успешной социализации и направления ее потенциала на дальнейшее развитие страны» /12/. Среди основных направлений государственной молодежной политики на первом месте обозначено обеспечение доступного и качественного образования, развитие научнотехнического потенциала.
В Законе сформулирована компетенция государственных органов в сфере государственной молодежной политики. В русле компетенции уполномоченного органа в области образования обозначены такие вопросы, как реализация государственной молодежной политики, осуществление взаимодействия и сотрудничества с молодежными организациями, формирование и реализация государственного социального заказа по вопросам образования, осуществление иных полномочий, предусмотренных данным Законом, иными законами РК, актами Президента и Правительства Республики Казахстан. В Законе подчеркнуто, что молодежная организация является неправительственной организацией, деятельность которой направлена на развитие, самореализацию, защиту прав и законных интересов молодежи, а также удовлетворение социальных, культурных, образовательных, духовных и иных потребностей юношей и девушек.
Талантливым молодым людям обеспечиваются возможности для учебы за рубежом. Формы этой учебы — различны. Этот процесс начался еще на заре Независимости, в трудное для государства время. Хроника деятельности Г лавы государства запечатлела целый ряд его встреч с юношами и девушками, отъезжающими на учебу. Так, в сентябре 1993 года Н.А.Назарбаева встретился с группой казахстанской молодежи, направляющейся на учебу в Австрию в Институт туризма и менеджмента. «В ходе встречи Президент страны отметил, что уже более трех тысяч казахстанцев прошли учебу на краткосрочных курсах в дальнем зарубежье и нынешняя группа — первая, которая едет на полный курс обучения за счет специального фонда Главы государства. В сентябре 1996 года Н.А.Назарбаев в своей резиденции принял и тепло напутствовал молодых казахстанцев, отправляющихся на учебу в МГУ им. М.В.Ломоносова» /13/.
Популярна международная президентская программа “Болашак”, которая была инициирована Президентом Н.А.Назарбаевым 5 ноября 1993 года. Лидер нации прекрасно понимал, что без перспективной подготовки кадров государство не продвинется в своем развитии. «Принимая в августе 1994 года стипендиатов программы, Н.А.Назарбаев отметил, что страна нуждается в высококвалифицированных кадрах, которым предстоит проводить в дальнейшем реформы и достойно представлять Казахстан на мировой арене»/14/.
Программа завоевала признание среди молодежи, постоянно совершенствуется. Ныне акцент этой программы смещен на целевую подготовку магистров и докторов PhD и организацию различных категорий стажировок. В связи с созданием интеллектуальных школ, открытием в Астане Международного Назарбаев Университета подготовку студентов по бакалавриату могут обеспечить казахстанские вузы. Ныне в 30 странах мира учатся свыше двух тысяч стипендиатов. Каждый второй из более семи тысяч выпускников программы работает в казахстанских компаниях, как частных, так и с государственным участием. Четверть трудится в государственных учреждениях и организациях, 20% — менеджеры национальных компаний. Часть болашаковцев определилась в международных организациях и неправительственном секторе. В числе подготовленных по программе «Болашак» — специалисты в сфере инновационных технологий, металлургии, телекоммуникации, энергетики, в нефтегазовом секторе, в области медицины, государственные служащие. «Почти тысяча выпускников программы работает в вузах страны, около 400 — в школах и колледжах, 52 — в педагогических и административных коллективах Назарбаев Интеллектуальных школ. Порядка 300 человек — научные сотрудники Назарбаев Университета, 77 — доктора PhD» /15/.
Глава государства постоянно интересуется осуществлением программы во время зарубежных командировок, встречается с ее стипендиатами и выпускниками. 29 ноября 2013 года в Астане состоялся юбилейный форум «Болашака» с участием Н.А.Назарбаева, на котором были подведены итоги и намечены его новые задачи. Учитывая интерес молодежи к программе, Центр молодежной политики КазНТУ им.К.И.Сатпаева провел встречу с ее выпускниками, посвященную 20-летию «Болашака». Гостями встречи стали представители Алматинской городской ассоциации болашаковцев. Свои выступления они посвятили пути прихода в программу, особенностям и трудностям этого пути, содержанию обучения, которое невозможно без высокой организованности, напряжения сил и хорошей языковой подготовки.
Реализация программы «Болашак» способствует развитию международного сотрудничества молодежи, государства в целом. Международной информационной площадкой, средством консолидации молодежи, повышения ее роли в реализации международного аспекта государственной молодежной политики стали слеты студенческих организаций республики, находящихся за рубежом. В подготовке и проведении таких слетов принимает участие Ассоциация «Болашак». В августе 2013 года состоялся второй такой форум, собравший свыше 300 делегатов из студенческих организаций США, Великобритании, Австрии, Канады, Китая, России, Чехии, Испании, Малайзии и Турции. В августе 2014 года в Астане Ассоциация при поддержке партии «Нур Отан», Комитета по делам молодежи Министерства образования и науки РК, Центра международных программ провела Ш Слет казахстанских студенческих организаций за рубежом.
На развитие международного сотрудничества Республики Казахстан в сфере государственной молодежной политики обращено внимание в Законе «О государственной молодежной политике». В нем подчеркнуто, что государственные органы оказывают содействие в указанной сфере путем привлечения молодежи и молодежных организаций в деятельность международных организаций, членом которых является Республика Казахстан, или организации мероприятий, способствующих обмену опытом, развитию дружественных и деловых отношений.
«В январе 2006 года в МГУ им. М.В.Ломоносова на первом Форуме лидеров студенческих и молодежных организаций создается межвузовское общественное объединение «Содружество студенческих и молодежных организаций». В него вошли представители более 60 вузов и молодежных движений, многие из которых активно участвовали в деятельности Евразийской студенческой ассоциации, созданной в 1994 году. Объединение способствует сближению принципов государственной молодежной политики стран СНГ, развитию инновационной активности молодежи, раскрытию ее творческого потенциала» /16/.
Отличается постоянством практика встреч молодежи приграничных территорий. Такие форумы, проводимые в Казахстане и России, всегда многолюдны и наполнены конкретным содержанием. В их фарватере развиваются апробированные и рождаются новые формы общения.
«В рамках Х Форума приграничного сотрудничества Казахстана и России, состоявшегося в ноябре 2013 года в Екатеринбурге, прошел молодежный форум «Лидерство и инновации в ХХ1 веке: взгляд в будущее», в котором приняли участие 500 молодых людей. На нем обсуждались перспективы расширения научных, технических обменов, гуманитарные и образовательные контакты. Диалоговая площадка для молодежи была впервые включена в программу форума» /17/.
В августе 2014 года молодежных лидеров Казахстана и России собрал в очередной раз образовательный лагерь «Кершшер — Соседи». Более 10 раз эта встреча проводилась в Оренбуржье. В данном случае инициативу в свои руки взяли западноказахстанцы, значительно расширив при этом географию участников.
«В мероприятии приняли участие делегации Астаны, Петропавловска, Кзылорды, Павлодара и Мангистауской области, из РФ — Оренбурга, Саратова и Астрахани. Значительное внимание в работе лагеря было уделено развитию сотрудничества и государственной поддержке молодежных начинаний. Россиян особо привлекли казахстанские программы «С дипломом — в село!», «Болашак», «Доступное жилье-2020». Итогом форума стало подписание меморандума о сотрудничестве. Следующий форум снова состоится в Оренбургской губернии»/18/.
Таким образом, совершенствование образования является важнейшей составляющей политики государства в отношении молодежи; это залог развития как отдельного молодого человека, так и общества в целом.
В соответствии с данными Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, численность молодежи в возрасте от 14 до 29 лет, по состоянию на начало 2016 года составила 4 099 653 человека (рисунок 1).
Рисунок 1. Численность молодежи Республики Казахстан (2013-2016 гг., чел.)
Примечание – составлена авторами по данным http://www.stat.gov.kz /19/
В структуре современного казахстанского общества молодежь составляет 23,2% (рисунок 2).
Рисунок 2. «Численность молодежи от общей численности населения страны (человек) на начало 2016 г.
Примечание – составлена авторами по данным http://www.stat.gov.kz»/19/
Соотношение удельного веса по основным возрастным когортам на начало 2016 года: 14-18 лет—27,1%; 19-23 года—33,2%; 24-29 лет—39,7%.
В структуре молодежи наиболее многочисленной является старшая возрастная когорта 24-29 лет (рисунок 3).
Рисунок 2. Численный состав молодежи по основным возрастным группам (2016 г.)
Примечание – составлена авторами по данным http://www.stat.gov.kz /19/
Удельный вес молодежи среди городского населения по состоянию на начало 2016 года преобла- дает над сельским и составляет 56,6% против 43,4%.
Стремление молодежи к жизни в городах выражается в численном преобладании ее в городском населении нежели в сельском. Данное обстоятельство связано, в первую очередь, с образовательными и трудовыми целями молодежи.
На начало 2016 года численность молодежи в процентном соотношении от общей численности населения страны составляет 23,2%.
Численность рабочей силы (экономически активного населения) в возрасте 15 лет и старше в IV квартале 2016 года составила 9,0 млн. человек. В экономике республики были заняты 8,5 млн. человек или 66,6% от населения в возрасте 15 лет и старше.
Таблица 1. Безработное население по полу и возрасту в IV квартале 2016г.
Примечание – составлена по данным http://www.stat.gov.kz /19/
В IV квартале 2016 года в общем числе безработных доля молодежи в возрасте 15-24 года составила 9,8% или 43,2 тысяч человек, в возрасте 15-28 лет составила 20,8% или 91,6 тысяч человек. Уровень молодежной безработицы в возрасте 15-24 года сложился в 3,9%, в возрасте 15-28 лет сложился в – 4,2%.
«С 2012 года во всех областях, городах Астана и Алматы были созданы региональные управления по вопросам молодежной политики.
Вместе с тем, по состоянию на октябрь 2016 года функции по реализации государственной молодежной политики находятся в ведении управлений внутренней политики Восточно-Казахстанской, Кызылординской областей.
Расширена сеть молодежных ресурсных центров, обеспечивающих адресную работу с молодежью. В настоящее время количество молодежных ресурсных центров по всей республике достигло 198 (в г. Кызылорде 1 МРЦ, но с 9 отделами в городах и районах области — 2 в городе, 7 в районах). Штатная численность региональных молодежных ресурсных центров составляет 1716 сотрудников.
Усилена деятельность региональных советов по делам молодежи. Акимы всех уровней лично возглавили данные советы.
«На предприятиях, в вузах и колледжах работают комитеты по делам молодежи (всего: 984, из них вузы 118, колледжи 697, предприятия 169)» /20/.
В рамках Плана нации 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 декабря 2015 года № 983 принят План реализации Концепции государственной молодежной политики до 2020 года Казахстан 2020: путь в будущее (второй этап, 2016-2020 годы).
Цель второго этапа Концепции завершение формирования эффективной модели государственной молодежной политики, нацеленной на успешную социализацию молодых людей, направление их потенциала на дальнейшее развитие страны.
11 декабря 2015 года распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан № 135-р принят План мероприятий по реализации культурно-образовательного проекта Поколение+.
В соответствии с Законом Республики Казахстан О государственной молодежной политике в 2016 году будет проведен Республиканский форум молодежи. Также во всех областях, гг. Астана и Алматы проводятся региональные форумы молодежи.
В 2016 году объем финансирования составляет 530,3 млн.тенге, в том числе по государственному социальному заказу 55,6 млн.тенге (всего 12 проектов, в т.ч. по ГСЗ 10 проектов).
В 2015 году было выделено 995,8 млн. тенге, в том числе 200,5 млн. тенге в рамках государственного социального заказа. В 2015 году в рамках выделенных средств реализовано 34 социальных проекта, в том числе 16 в рамках государственного социального заказа.
«Продолжается реализация таких проектов как Жасыл ел, Молодежный кадровый резерв, Жастар Отанға!, Национальные Дельфийские игры, КВН Жайдарман и др.
Ведется работа по реализации Соглашения с Всемирным банком по реализации проекта развития молодежного корпуса. Так, порядка 8,5 тыс. молодых людей, включая уязвимые группы, а также около 100 молодежных организаций будут привлечены к реализации проекта.
Цель данного Соглашения — стимулирование вовлеченности молодежи, в особенности из числа малообеспеченных, безработных, инвалидов и других социально уязвимых слоев, в жизнь общества, а также развитие у молодежи жизненно важных навыков посредством обучения программам общественно полезной деятельности.
Реализация Проекта планируется в регионах, где самая высокая доля и номинальный уровень уязвимой, а также сельской молодежи. Пилотными регионами для старта этого Проекта выбраны Алматинская, Карагандинская, Павлодарская и Южно-Казахстанская области.
«При Министерстве создана Группа по управлению проектом. В настоящее время Всемирным банком рассматриваются документы организаций, претендующих на Координационное агентство» /21/.
В 2016 году подписан договор на сумму 442,9 млн.тенге, запланировано формирование молодежных трудовых отрядов с охватом не менее 12 000 молодых людей с возможностью трудоустройства на два месяца.
На 31 октября 2016 года на работы по благоустройству и озеленению населенных пунктов вышли 17829 бойцов по всей республике.
«По данным МЗСР РК на 1 октября 2016 года в рамках Программы Дорожная карта занятости 2020 66788 молодых людей получили государственную поддержку. Всего трудоустроено 65705 человек. В рамках первого направления на инфраструктурные объекты трудоустроено 4343 человека, по второму направлению 589 человек прошли обучение основам предпринимательства, 1309 получили микрокредиты, из них 435 человек открыли собственное дело. В рамках третьего направления 4277 человек охвачены профобучением, на социальные рабочие места трудоустроены 5193 человека, 14057 на молодежную практику.
По данным МНЭ РК всего в 2016 году на бюджетные кредиты для приобретения жилья из республиканского бюджета 2725 специалистам в рамках проекта С дипломом в село! было выделено 8 669,6 млн. тенге. По состоянию на 1 октября 2016 года меры поддержки получили 2435 человек на сумму 7322,0 млн.тенге. //http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1100000110 /
«По итогам Глобального индекса развития молодежи 2016 Республика Казахстан занимает 61 место из 183 стран. Казахстан опережает Турцию (62 место), Россию (110), Китай (118) по таким критериям как трудоустройство молодежи, политическое и гражданское участие»» /22/.
Специфичность социального положения молодежи в современном обществе такова, что она находится в эпицентре практически всех социальных конфликтов и противоречий. Занимаясь поиском собственного социального статуса, молодежь выявляет новые социальные ниши в системе развития государства.
Созидание нового социального качества и социальной зрелости требует от казахстанской молодежи инновационных форм самореализации и самоутверждения. Тенденции развития международного сообщества в наши дни характеризуются экономическими и политическими кризисами, социальными катаклизмами, проявлениями терроризма и религиозного экстремизма.
«В условиях угроз и рисков глобального мира молодежь сталкивается с новыми вызовами. Социальное становление является одним из основополагающих компонентов ее включения в жизнь общества. При этом важно непосредственное вовлечение молодых людей в процесс решения не только собственных проблем, но и общенациональных задач развития страны.
«Социальные аспекты развития молодежной политики Казахстана тесно связаны с социальной политикой государства. Ее функциональность во многом зависит от уровня и качества деятельности институтов управления. Для повышения их эффективности и мобильности необходимо:
- определить и структурировать цели, задачи, формы и методы работы со всеми социальными группами молодежи;
- выстроить модель социального партнерства и взаимодействия между государством и молодежными НПО, способную своевременно реагировать на перемены в окружающем пространстве и прогнозировать перспективу их дальнейшего развития;
- выявлять новые направления динамичного управления социальной сферой молодежной политики»» /23/.
В системе современного развития казахстанского общества возрастает социальная ответственность личности. Нереализованная на рынке труда молодежь, представляющая интересы определенной социально-демографической группы, является одним из главных источников дестабилизации общественных отношений. Необходим механизм управления социальными конфликтами, эффективно действующий на всех уровнях развития государственной молодежной политики. Такие социально значимые вопросы, как здоровье, образование, занятость, отдых и культурный досуг молодежи, являются наиважнейшими в системе социальной политики государства. Актуально отражение реального положения в сфере решения молодежных социальных проблем.
Укрепление демократических общественных норм и отношений требует от молодежи всесторонней адаптации и активной гражданской позиции, развития социальных навыков в области семейно-бытовых и трудовых отношений, в учебно-образовательном процессе. Как показывает практический опыт, государство проводит большую работу в сфере молодежной политики.
Однако такие факторы, как недостаточное участие НПО в решении актуальных проблем молодежи, а также проявления инфантилизма и пассивности в молодежной среде в процессе решения своих жизненных вопросов затрудняют социальную адаптацию молодых людей. Кроме того, недостаточная развитость механизмов социальной адаптации и воспитания молодежи в духе либерально-демократических ценностей ограничивает возможности реализации ее трудового потенциала, всестороннего выявления профессиональных, организаторских и лидерских качеств.
Поэтому важно создание государством оптимальных условий для развития потенциальных ресурсов молодежи. В реалиях нашего времени она имеет возможность принимать участие в реализации таких программ, как:
- «Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» /24/.;
- «Программа развития регионов до 2020 года» /25/;
- Дорожная карта занятости – 2020 /24/ и др.
Социальные аспекты развития молодежной политики Казахстана связаны с гармонизацией социальных отношений, включающей в себя два основных сегмента:
1) оптимизация мер по профилактике социального исключения молодежи из жизни общества;
2) формирование в молодежной среде социокультурных ценностей демократии и гуманизма, противодействия насилию, терроризму и радикальному экстремизму.
В контексте современных вызовов и рисков необходимо выстраивать новую модель социальной защиты молодежи, способную обеспечить молодому поколению социальную активность и достойные условия жизни.
Рекомендации по социальным аспектам развития государственной молодежной политики на микро- и макроуровне:
- анализ тенденций социальной адаптации молодежи;
- изучение динамики развития трудовых и творческих ресурсов молодежи;
- исследование параметров состояния здоровья, интеллектуального потенциала и профессиональной подготовленности молодежи как одного из главных показателей стратегического планирования и прогнозирования развития страны;
- разработка институтами социальной и правовой защиты новых подходов к процессу управления социальными изменениями в молодежной среде.
В целом, все это способствует гармоничной адаптации молодежи в систему социальных отношений. Для позитивного социального самочувствия молодежь должна иметь возможность быть активно вовлеченной в процесс осуществления общенациональных и региональных задач развития страны, а также проявлять свои лидерские качества.
Государственная молодежная политика ориентирована на удовлетворение социальных потребностей и запросов молодежи, оказание ей помощи и поддержки в решении жизненных вопросов. Вместе с тем, государству необходимо таким образом строить свои отношения с молодежью, чтобы она была готова созидать и работать в интересах конкурентоспособного и устойчивого развития страны.
Решение социальных проблем молодежи требует системного подхода. Актуально на его основе:
- выстроить новый уровень коммуникаций между молодежью и институтами исполнительной власти в области государственной молодежной политики;
- выработать современные социальные технологии, активно содействующие формированию положительного имиджа государства в сознании молодежи;
- определить эффективную систему социального партнерства между молодежью, бизнес-сообществом и институтами гражданского общества.
Социальные аспекты развития молодежной политики Казахстана связаны с гармонизацией социальных отношений, включающей в себя два основных сегмента:
1) оптимизация мер по профилактике социального исключения молодежи из жизни общества;
2) формирование в молодежной среде социокультурных ценностей демократии и гуманизма, противодействия насилию, терроризму и радикальному экстремизму.
В контексте современных вызовов и рисков необходимо выстраивать новую модель социальной защиты молодежи, способную обеспечить молодому поколению социальную активность и достойные условия жизни.
Заключение
Таким образом, молодежь — главный фактор перемен в обществе. Это сила, которая определяет политические, экономические и социальные структуры общества, а также выступает в качестве фактора развития духовной культуры современного социума. Отуровня образования молодежи, ее ценностныхустановок, образцов поведения, социальной активности, степени ее интеграции в общественные процессы зависит будущее независимого Казахстана.
«Молодое поколение, живущее в современных условиях, выросло в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, стремительной и не всегда гладко проходившей социально-экономической и общественной трансформации. Поэтому, сегодня, вопросы о том, что представляет собой современная молодежь, каков ее потенциал, особенно актуальны.
Молодое поколение занимает важное место в жизни казахстанского общества. Как самостоятельная и реальная группа населения оно выполняет свои определенные социальные функции. Молодежь наследует накопленный на сегодняшний день практический опыт развития общества и государства, выявляет перспективное видение будущего страны, несет ответственность за ее стабильность в условиях глобализации и рыночных преобразований. Она является одним из главных участников социально-политических процессов, имеет собственный инновационный потенциал, свои цели и интересы. Государственная молодежная политика призвана стать одним из системных ресурсов реализации Стратегии «Казахстан – 2050.
В контексте современных реалий определена нормативно-правовая база молодежной политики Республики Казахстан. Основополагающий документ — Закон Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года № 285-V «О государственной молодежной политике». /25/.
Государственная молодежная политика ориентирована на удовлетворение социальных потребностей и запросов молодежи, оказание ей помощи и поддержки в решении жизненных вопросов. Вместе с тем, государству необходимо таким образом строить свои отношения с молодежью, чтобы она была готова созидать и работать в интересах конкурентоспособного и устойчивого развития страны.
Решение социальных проблем молодежи требует системного подхода. Актуально на его основе:
- выстроить новый уровень коммуникаций между молодежью и институтами исполнительной власти в области государственной молодежной политики;
- выработать современные социальные технологии, активно содействующие формированию положительного имиджа государства в сознании молодежи;
- определить эффективную систему социального партнерства между молодежью, бизнес-сообществом и институтами гражданского общества.
Список литературы:
- Назарбаев Н.А. Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее. Послание Президента Республики Казахстан народу // Казахстанская правда.-2014. -17 января . — С.1-3.
- Проблемы молодых алматинцев: сборник материалов и статей. — Алматы: Сага, 2009. — С.25.
- Концепция ГМП РК/ Государственная молодежная политика Республики Казахстан. — Астана: МКИОС РК. — 2001. — С. 5-31.
- Через библиотеки — к будущему. Сборник материалов по формированиюдетско-юношеской информационной политики:по материаламконференций Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В 2 ч. Ч.1. — М.: Школьная библиотека, 2004. — С.46, 51.
- Казахстанская правда, 27 мая 2006. – С. 3
- Казахстанская правда, 15 мая 2008. – С. 4
- Казахстанская правда, 15 декабря 2012. – С. 2-3
- Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 2001 год. — Астана: Деловой Мир Астана, 2009. — С.240.
- Абдирайымова Г.С. Ценности гражданственности и патриотизма казахстанской молодежи // Актуальные проблемы международной, региональной и национальной безопасности. Сборник научных трудов. — Алматы: Казак университету 2014. — С.254-255.
- Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. — Караганда, 2006. — С. 360.
- Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 2002 год. — Астана: Деловой Мир Астана, 2010. — С.287.
- Казахстанская правда, 11 февраля 2015. – С. 5
- Шепель В.Н., Касымбеков М.Б. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев // Хроника деятельности (1.06.1993-30.06.1997). — Алматы: Анатили, 1997. — С.91, 333.
- Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1994-1995 годы. — Астана: Деловой Мир Астана, 2010. — С.68.
- Саринжипов А. Устремленные в будущее // Казахстанская правда, 18 ноября 2014.
- Материалы 1У Форума лидеров студенческих и молодежных организаций стран СНГ. 23-25 января 2009 г. // Вопросы молодежной политики. — Выпуск У. — М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2009. — С.18-20.
- Магер Ю. Испытанная временем дружба //Казахстанская правда, 12 ноября 2013.
- Корина Л. Встреча добрых друзей // Казахстанская правда, 13 августа 2014.
- Официальная статистическая информация http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersPopulation?_afrLoop=18578744111303257#%40%3F_afrLoop%3D18578744111303257%26_adf.ctrl-state%3D103ydrnul5_75
- http://www.din.gov.kz/rus/Molodezhnaya_politika/ Молодежная политика. 11.11.2016 г.
- http://isca.kz/ru/pubs-ru/analytics-ru/1613 Калиева М.Ш. Социальные аспекты развития молодежной политики Казахстана. 24.01.2017
- О Государственной программе развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы – Указ Президента Республики Казахстан от 29 июня 2011 года № 110 //http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1100000110 /
- Об утверждении Программы развития регионов до 2020 года – Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 № 728 //http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000728 /
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 162 Об утверждении Дорожной карты занятости — 2020 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.07.2016 г.) //http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34896883/
- «Қазақстан жастары—2016» Ұлттық баяндамасы. Национальный доклад «Молодежь Казахстана — 2016». National report «Youth of Kazakhstan — 2016». Қайдарова Ә.С., Әшімханова Д.Э., Маулитов А.Е., Зайниева Л.Ю., Меке- баева М.А., Жүсіпова А.С., Қалдыбаева О.В., Насимова Г.О., Сеңгірбай М.Ж., Тесленко А.Н.—Астана, 2016.- 364 с.
Авторы: Жумабекова А, Абубакиркызы Н