ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВО И ВОСПРОИЗВОДСТВА В РК
«Произвоодство, в экономическом смысле — процесс создания какого-либо продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена Веществами с природой, или, более точно, — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов в какой-либо продукт. Как отмечает Философская энциклопедия, процесс производства всегда носит общественный характер: производство обособленного одиночки вне общества представляет собой, по выражениюМаркса, такую же бессмыслицу, как развитие языка без совместно живущих индивидов. Воспроизводство (воспроизведение) — бесконечно повторяемый процесс созидания (произрастания, иных форм сотворения) вновь некоего результата»[1].
«Воспроизводство, в хозяйственной жизни (англ. reproduction) — непрерывно продолжающийся (незатухающий, бесконечно повторяемый) процесс производства благ, по ходу которого возобновляются (воспроизводятся) и жизненные средства, и их производители (человек как потребитель и как рабочая сила), и производственные отношения между участниками этого общественного процесса.В количественном аспекте воспроизводство обычно характеризуется категории простое воспроизводство — возобновляющееся в неизменном объёме; расширенное воспроизводство — возобновляющееся в возрастающем объёме»[1].
«Рост объема производства и переработки сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности производства продукции АПК в условиях трансформирующейся экономики Республики Казахстан требуют разработки научно-методического подхода к развитию и повышению конкурентоспособности рынка АПК. При этом проблемы повышения эффективности производства продукции АПК, конкурентоспособности казахстанских товаров в настоящее время являются чрезвычайно актуальными.
В своем выступлении Президент РК Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что Казахстану необходимо реализовать комплекс задач по десяти направлениям, и одно из них — развитие сельского хозяйства. Будут внедряться механизмы господдержки розничной торговли без посредников, создан единый зерновой холдинг, создана государственная система гарантирования и страхования займов для снижения рисков частных инвестиций в аграрное производство» [2].
«Прежде всего, необходимо повысить уровень производительности труда, который оказался запредельно низким. Производительность на одного занятого в сельском хозяйстве составляет около 4-х тыс. долл. США, что в 10-12 раз ниже, чем в развитых странах, и, как следствие, мала доля отрасли в ВВП.Вот 1 Послание Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Сегодня существует ряд проблем, негативно влияющих на успешное развитие сельского хозяйства Казахстана. Все они взаимосвязаны между собой, и при дальнейшем их игнорировании страна может столкнуться с большим дефицитом продуктов, а также с уходом с мировых рынков. Для внутреннего населения страны ударом окажется невозможность обеспечить себя продукцией, а для Казахстана среди мировых производителей — потеря экономических рычагов для выхода на рынки, снижение конкурентоспособности, повышение объемов импорта, что влечет за собой большие затраты»[3].
«Первая проблема — нерациональное использование пашен. Серьезной проблемой в сельском хозяйстве стало рациональное использование пашни. В целом по республике в 2012 г. посевные площади зерновых культур по сравнению с 2011 г. возросли всего на 13,8 тыс. га, и их площадь составила 21 438,7 тыс. га. Из них: овощи — 120,3 тыс. га, хлопчатник — 137,2 тыс. га, сахарная свекла — 11,2 тыс. га, семена масличных и плодов маслосодержащих — 1 748,1 тыс. га, картофель — 179,5 тыс. га, зерновые и зернобобовые культуры — 16619,1 тыс. га.
Вторая проблема — необеспеченность семенами высоких репродукций. На качTство казахстанского зерна может повлиять множество факторов, такие как: климатические изменения, ухудшение качества посевного материала, увеличение доли несортовых семян в посевном материале, использование семян не-районированных сортов, ухудшение почвенного плодородия, а также высокая степень распространенности сорных растений, вредителей и болезней.
Третья проблема — материально-техническое оснащение сельского хозяйства. Негативное влияние оказывает материально-техническое оснащение сельского хозяйства. Средний возраст парка сельхозтехники составляет 13-14 лет при нормативном сроке эксплуатации 7-10 лет. Существующий парк сельскохозяйственных машин Казахстана имеет износ до 80 %. 70 % имеющегося парка сельхозтехники — производства до 1991 года. При среднем сроке службы основной сельскохозяйственной техники 8-10 лет возрастной состав тракторов более 10 лет эксплуатации составляет около 94,5 %, зерноуборочных комбайнов — 77,7 %. При этом ежегодное обновление тракторов составляет в среднем 0,87 %, зерноуборочных комбайнов — 3,2 %.
Четвертая проблема — недостаточное количество зернохранилищ. В настоящем году Казахстану обещают наибольший валовой сбор зерна за последние 10 лет. Конечно же, это хорошо, но при этом страна столкнется с очередной проблемой: такой объем зерна попросту негде хранить. На сегодняшний день нехватка существует в трех регионах и составляет около 1,5 миллионов тонн элеваторных мощностей. Больше всего пострадает Северный Казахстан, так как там планируют собрать почти 15 млн. тонн. По данным ИА «Казах-Зерно», всего в зерносеющих регионах на лицензированных хлебоприемных предприятиях имеется возможность хранения 10,6 млн. тонн, на токах и складах крестьян — 5,1 млн. тонн.
Таким образом, дефицит емкостей хранения в указанных регионах составит 1,5 млн. тонн. Одним из решений проблемы стало перемещение зерна с северных элеваторов в другие регионы.
Пятая проблема — фитосанитарная безопасность. Фитосанитарная обстановка в Казахстане оказывает существенное влияние на конкурентоспособность зерна по качеству.
Шестая проблема водообеспечения и состояния земель. Большая часть территории Казахстана располагается в засушливой зоне, и процессам опустынивания и деградации земель подвержено в разной степени около 70 % территории. Из 273,5 млн. га территории республики опустыниванию подвержено около 191,1 млн. га. По предварительным расчетам, ущерб от деградации пастбищ составляет $ 963,2 млн. / год» [4].
«Баланс экспорта-импорта ключевых продуктов переработки показывает большую импортозависимость Казахстана по ряду продуктов. За 2012 год объем импорта основных продовольственных товаров составил 1 093,7 млн. долларов США. Основную долю импорта занимают такие продукты, как сахар, включая сырец (31 %), растительное масло (13 %) , молоко и сливки сгущенные (13 %). Основную долю в структуре производства пищевых продуктов,включая напитки, занимают зерноперерабатывающая (31,1 %), мясоперерабатывающая (9,4 %),молочная (10,2 %),рыбоперерабатывающая(3,2 %), плодоовощная (2,2 %),масложировая отрасль (2,6 %), отрасль производства напитков (9,5 %)»[5].
«В целом АПК Казахстана находится на начальной стадии развития, лидирующая роль принадлежит сельскому хозяйству. В настоящий момент нормальными темпами развивается в основном сельское хозяйство, тогда как переработка сельскохозяйственных продуктов находится на низком уровне развития. Обслуживающие сектор сельского хозяйства предприятия машиностроения не вкладывали капитальных инвестиций в модернизацию техники и инфраструктуры, что сказывается на слабых мощностях предприятий и их низкой загруженности»[5].
«Казахстан планирует увеличить объем государственной поддержки отечественного АПК до 391,1 млрд. тенге к 2014 году. Для устойчивого развития АПК Казахстана нужна постоянная финансовая поддержка со стороны государства. За прошедшие 10 лет объем инвестиций в этот сектор вырос значительно. Правила и механизмы субсидирования должны быть максимально приближены к международным стандартам и не должны меняться из года в год в зависимости от прихоти отдельных чиновников. На сегодня субсидии всех видов в Казахстане составляют всего лишь 2 % от стоимости ВВП. В странах Евросоюза данный показатель равен 48 %, США — 28, Канаде — 21, Японии — 71, в Белоруссии — 18 %»[6].
«В развитых странах программы господдержки разрабатываются на 5-10 лет и реализуются без изменений. В них, как правило, не закладываются требования и нормы, ущемляющие законные права и интересы малого бизнеса. Отсутствуют положения о применяемых технологиях, размерах посевных площадей и поголовью скота. На Западе главными условиями предоставления субсидий являются требования не нарушать природоохранное и экологическое законодательство, не ухудшать плодородие почвы.
Сильными сторонами развития АПК в РК в настоящее время являются государственная поддержка программ развития, большой накопленный опыт применения агротехнологий. Слабыми сторонами развития АПК являются отсутствие достаточного количества мощностей хранения, логистических мощностей, низкий уровень внедряемости научно-исследовательских опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР), низкий уровень ветеринарной безопасности и другие дисбалансы в развитии.
В целях реализации предложенных основных направлений аграрной реформы необходимо разработать комплексные целевые программы по каждому направлению, что является основой эффективного развития конкурентоспособности рынка продукции АПК в республике»[6].
«Аграрная реформа тесно взаимосвязана с земельной реформой: последняя способствует реализации задачи развития сельского хозяйства. Иногда даже высказывается мнение, что аграрная и земельная реформа — это синонимы, потому что практически решают одни и те же задачи. На наш взгляд, это далеко не так.
Основными направлениями аграрной реформы Республики Казахстан должны быть сохранение и динамичный рост эффективности производства, создание конкурентоспособной продукции, сохранение сложившейся структуры и имеющегося производственного потенциала, получение стабильного дохода.
Следует до конца использовать возможности рыночного механизма и рыночных отношений между подразделениями, предприятий и субъектами рыночных структур, обеспечить возможную максимальную самостоятельность внутрихозяйственных подразделений» [7].
«Проблемы общественного воспроизводства на всех этапах развития человеческого общества занимали ведущее место в экономической теории. Советская наука развивала теорию планового социалистического воспроизводства, основанную на государственной собственности и едином народнохозяйственном комплексе. Проблемы воспроизводства рассматривались и решались в основном на макроуровне, вопросам регионального развития внимания уделялось недостаточно. При таком подходе к общественному воспроизводству возникали серьезные диспропорции между экономическими и социальными процессами развития, производственной и непроизводственной сферами, и особенно в сферах регионального и межрегионального развития. Катастрофический отрыв производства от потребления, сложившиеся диспропорции в структуре и во всей системе общественного воспроизводства, несвоевременные и неумелые попытки в 1985-1990 годах перестройки экономической жизни советского общества выдвинули на первый план злободневные хозяйственные, социально-экономические проблемы страны, а вопросы экономической теории воспроизводства, ее принципы и требования были отодвинуты на второй план. Исследования и публикации по проблемам общественного воспроизводства в 1985-1990 годах резко сократились.С началом рыночной трансформации и переходом на рыночные отношения в Казахстане и на всем постсоветском пространстве внимание к проблемам общественного воспроизводства снова возросло. Об этом свидетельствуют рост научных публикаций в отечественной и зарубежной литературе и выдвинутая Президентом РК Н.А.Назарбаевым стратегия экономического роста на основе открытой и развитой рыночной экономики. Исследование проблем общественного воспроизводства на современном этапе является очень важной и актуальной темой для Казахстана и всех постсоветских стран. Значимость темы исследования еще более возрастает в связи с реализацией Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан – это совокупность регионов. Региональное воспроизводство является частью общественного воспроизводства. Научное исследование проблем регионального воспроизводства имеет важное научное и практическое значение» [8].
В экономических теориях имеются разные подходы к объяснению проблем производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и экономических ресурсов. Экономическая природа и закономерности развития общественного воспроизводства определяют сущность и закономерности развития регионального воспроизводства. Изменения типа и характера общественного воспроизводства вызывают соответствующие изменения в региональном воспроизводственном процессе. В свою очередь, специфические особенности регионального воспроизводства, обусловленные природными ресурсами,климатическими условиями, структурой экономики,
демографическими и другими факторами, оказывают воздействие на
содержание, структуру и динамику развития общественного воспроизводства.
Эффективность общественного и регионального воспроизводственного
процесса зависит от развитости социально-рыночной экономики, конкуренции
и регулирующей деятельности государства.
ЛИТЕРАТУРА
- Экономика: Учебное пособие /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2009. глава 2-С.30-65
- Послание Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» http://www.inform.kz/rus/article/2436492.
- Р. Б. Жалимбетова,С. П. Гуляева
- «Организационно-экономические основы предпринимательства в системе обеспечения конкурентноспособной экономики» глава 5. С 95-135 http://economy.gov.kz/
- Журнал «Экономист» Калиев С.А. «Агропромышленный комплекс Казахстана» – 2005. . – С. 85–90 http://www.economist.com.ru/
- Журнал «Экономист» Топсахалова Ф., Кнухова М., Пазова М. «Сельскохозяйственного производства» С -89-93
- Республиканская газета «Деловой Казахстан» Есимов А.» Экономический рост аграрного сектора и перспективы развития казахстанского села» . – 2014. – С. 63-69
- Газета «Республика» «Рыночные экономические преобразования в Центрально-Казахстанском регионе», № 9, 2014. – С.8-10
- «Рыночные преобразования в Центрально-Казахстанском регионе и их первые результаты» Досмагамбетов Е.С. «Экономика». ISBN: 978-5-271-26549-5 Год издания: 2010. глава 1. — С.52-58
- Общая сведения: Республика Казахстан. Законы. О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8113.