ПРОБЛЕМА ЗАГАЗОВАННОСТИ МЕГАПОЛИСОВ

Современный городской житель с детства настолько привык к запаху выхлопных газов, что уже и вовсе его не замечает, продолжая между тем дышать ядовитой гарью. В среднем на одного жителя приходится более 100 килограммов загрязняющих веществ ежегодно. Такой воздух с нами повсюду – на улице, дома и особенно в салоне автомобиля. В особенно неблагоприятные дни Алматы находится под колпаком смога.

Большинство казахстанцев даже не подозревают насколько страдает их здоровье по причине автомобильных выхлопов, которые содержат в себе более 200 химических веществ. По данным испанских ученых 225 тысяч человек в Европе умирают от заболеваний, вызванных выхлопными газами. В Казахстане не ведется подобная статистика, но бытует мнение, что здесь ситуация как минимум в 2 раза хуже, чем в Европе и особенно «достается» алматинцам. Выхлопы содержат тяжелые токсичные металлы, в том числе и свинец, который вызывает ряд тяжелейших заболеваний. Наиболее опасное соединение в составе выхлопных газов — окись углерода (CO). Попадая в кровь, она вытесняет железо, которое является центром гемоглобина, после чего человек умирает. Действие токсичных веществ зависит от индивидуальной восприимчивости. В группе риска: дети, женщины и пожилые люди.

К сожалению, эту проблему можно решить лишь полностью отказавшись от автотранспорта, что в современных условиях абсолютно невозможно. В Европе уже существуют безвредные водородные двигатели, выхлопы которых представляют собой пары воды. Но они пока не используются в широкой практики, а в Казахстан тем более придут нескоро.

Тем не менее, если бы каждый автомобилист выполнял несложные правила — экология города заметно бы улучшилась:

  • по возможности нужно переходить на газобаллонные двигатели, которые, кстати, стоят даже дешевле, чем бензин;
  • кроме топлива, на токсичность выхлопных газов влияет правильная настройка двигателя. Так же эффективным способом снижения токсичных веществ является впрыск воды в камеру сгорания;
  • постарайтесь рационально выбирать режим работы двигателя. Наиболее высокая концентрация оксида углерода в отработавших газах наблюдается при работе двигателя  на холостом ходу и при повышенных нагрузках. Но, вместе с тем, когда автомобиль  разгоняется и движется с установившейся скоростью, в отработавших газах отмечаются наибольшие концентрации оксидов азота[1].

 В Москве уже есть опыт борьбы с загрязнениями воздуха. Компания ECOSTANDARD проводила акцию «Пробкам нет!» Экологи и эксперты предлагали свои способы борьбы с пробками: следуя опыту европейских городов перейти на систему «четных» и «нечетных» номеров.  Точно установлено, что двигатели внутреннего сгорания, прежде всего автомобильные карбюраторные двигатели, являются основными источниками загрязнения. Выхлопные газы автомобилей, работающих на бензине, в отличие от автомобилей, работающих на СНГ, содержат соединения свинца. Такие антидетонационные добавки, как тетраэтилсвинец наиболее дешевое средство приспособления обычных бензинов к современным двигателям с высокой степенью сжатия. После сгорания свинецсодержащие компоненты этих добавок попадают в атмосферу. Если применяются очистительные фильтры каталитического действия, то поглощаемые ими соединения свинца дезактивируют катализатор, в результате чего не только свинец, но и окись углерода, несгоревшие углеводороды выбрасываются вместе с выхлопными газами в количестве, зависящем от условий и стандартов на эксплуатацию двигателей, а также от условий очистки и ряда других факторов. Количественно концентрацию загрязняющих компонентов в выхлопных газах при работе двигателей как на бензине, так и на СНГ определяют по методике, хорошо известной теперь как калифорнийский цикл испытаний . При проведении большинства экспериментов было выявлено, что перевод двигателей с бензина на СНГ приводит к снижению количества выбросов окиси углерода в 5 раз и несгоревших углеводородов 2 раза.

 Для снижения загрязненности воздушной среды выхлопными газами, содержащими свинец, предложено в глушитель автомобиля помещать пористые полипропиленовые волокна или ткань на их основе, обработанные в инертной атмосфере при 1000 °С. Волокна адсорбируют до 53% свинца, содержащегося в выхлопных газах. Акция нашла большой отклик у населения.

Основным загрязнителем воздушного бассейна города Алматы является автотранспорт, выбросы которого составляют 80-90% от общего количества загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу. Количество автотранспортных средств в городе неуклонно растет. По данным Управления дорожной полиции в 2008 году в городе было  зарегистрировано более 530 тысяч автомобилей на 1,4 млн. жителей.

По информации Центра гидрометеорологического мониторинга, ежедневно в городе отмечается многократное превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) следующих веществ: диоксид азота, оксиды углерода, формальдегид и пыль (взвешенные вещества)[2].

В выхлопных газах содержится около 200 химических соединений. Среди них вещества как безвредные для организма человека (азот N2, кислород O2, водяные пары H2O, углекислый газ CO2), так и весьма токсичные соединения , в том числе канцерогены (вещества, повышающее вероятность возникновения злокачественных новообразований (опухолей).

Угарный газ (CO) является продуктом неполного сгорания автомобильного топлива. Присутствие оксида углерода в атмосферном воздухе не может ощущаться человеком по запаху либо цвету. Оксид углерода считается «вдыхаемым ядом», способным создавать дефицит кислорода в тканях тела, что может вызвать головную боль, головокружение, тошноту, потерю сознания и даже смерть.

Диоксид азота (NO2) – газ желтовато-бурого цвета, сильно ухудшающий видимость, придает коричневый оттенок воздуху, высокотоксичен, вызывает бронхит, понижает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям. Исследования Всемирной организации здравоохранения показывают, что воздействие диоксида азота может приводить как к острым, так и к хроническим воздействиям на здоровье человека, особенно у людей, страдающих хроническими заболеваниями дыхательных путей, и у детей.

Углеводороды (СН) в присутствии диоксида азота под воздействием солнечных лучей окисляются и образуют ядовитые кислородсодержащие соединения с резким неприятным запахом – фотохимический смог. Полициклические ароматические углеводороды, содержащиеся в сажах и смолах — сильные канцерогены. Некоторые классы углеводородов способны вызывать мутации.

Формальдегид — бесцветный газ, обладающий резким запахом в больших концентрациях,  раздражает глаза и дыхательные пути, оказывает общетоксическое действие, вызывает поражение ЦНС, обладает раздражающим, аллергенным, мутагенным, канцерогенным действием.

Пыль (взвешенные частицы, размером менее 10 мкм) может стать причиной заболеваний слизистых оболочек и органов дыхания, а также конъюнктивитов и дерматитов.

Сажа и бензпирен-3,4 являются канцерогенами, т.е. повышают вероятность возникновения злокачественных опухолей.

Кроме того, при использовании сернистых бензинов в отходящие газы могут входить оксиды серы, при применении этилированных бензинов – свинец (тетраэтилсвинец), бром, хлор и их соединения. Воздействие свинца особенно губительно сказывается на детском организме, который гораздо более чувствителен, чем взрослый, к токсическому воздействию этого тяжелого металла. Доказано, что даже низкие уровни свинца в организме детей приводят к существенному снижению умственного развития.

Длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма – иммунодефицит. Кроме того, газы сами по себе могут стать причиной различных заболеваний. Например, дыхательной недостаточности, гайморита, ларинготрахеита, бронхита, бронхопневмонии, рака легких. Кроме того, выхлопные газы вызывают атеросклероз сосудов головного мозга. Опосредованно через легочную патологию могут возникнуть и различные нарушения сердечно-сосудистой системы.

Наибольшее влияние выхлопные газы оказывают на водителей и пассажиров автотранспорта, особенно тех, кому подолгу приходится стоять в пробках.

Среди пешеходов, больше всех страдают дети, так как наибольшая концентрация вредных веществ происходит в приземном воздушном слое, как раз на уровне дыхательных путей ребенка.

Согласно исследованию ученых Гарвардского университета,  выхлопные газы автомобилей снижают интеллект и ухудшают память у детей. В исследовании принимали участие 202 ребенка в возрасте 8 — 11 лет, живущие в Бостоне. Результаты интеллектуальных тестов оказались ниже у тех детей, которые дышат загрязненным от автомобильных выхлопов воздухом. Ученые приняли во внимание такие факторы, как образование родителей, язык общения в семье, вес при рождении, а также подверженность табачному дыму, но результаты остались прежними. Исследование показывает, что из-за воздуха, загрязненного выхлопными газами, коэффициент интеллекта IQ в среднем падает на 3,4 пункта. Дышащие загрязненным воздухом дети также хуже прошли тесты по словарному запасу, памяти и эрудиции[3].

Для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха владельцам автотранспорта рекомендуется:

  • переход, по возможности, на использование газобаллонных двигателей;
  • качественная регулировка двигателя;
  • использование нейтрализаторов отработанных газов;
  • выбор рационального режима работы двигателя;
  • минимизация количества поездок на автомобиле, по возможности объединение для совместных поездок с соседями или коллегами;
  • для передвижения на небольшие расстояния — использование велосипеда или пешеходные прогулки.

Я считаю,что уже давно пора предпринимать масштабные меры по защите окружающей среды. Ведь пока незначительные экологические проблемы со временем могут стать глобальными. Каждый человек должен задуматься о том, какие последствия несет атмосфера, пропитанная вредными химическими веществами. Жизнь, данная нам однажды природой не должна нарушаться искусственными факторами, которые негативно сказываются на здоровье человека.

Список использованной литературы

  1. http://www.greensalvation.org/index.php?page=influenceAvtoZV
  2. http://www.greensalvation.org/index.php?page=influenceAvtoZV
  3. http://chem21.info/info/2936/

Автор: Камалова С.

Яндекс.Метрика