ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ. РАЗРЕШИМА ЛИ ОНА?

Современная экономика Казахстана находится на качественно новом витке своего развития, однако, это не уменьшает остроту социальных проблем, особую актуальность получает проблема бедности. Бедность представляет собой многомерный феномен, в связи с этим существует множество различных подходов к ее оценке. Обычно бедность измеряется доходами или расходами, исходя из предположения, что материальный уровень жизни людей в значительной степени определяет их благосостояние. Бедными, в таком случае, являются люди, у которых уровень жизни ниже определенной черты, так называемой черты бедности.

Абсолютный подход основан на определении минимальных физиологических потребностей человека – в еде, воде, одежде и жилье, т.е. его основных потребностей. Относительный подход, напротив. Определяет бедность по отношению к общепринятым стандартам жизни в определенном обществе в определенное время и включает в себя не только основные физиологические потребности.

Абсолютный подход к определению черты бедности применяется Министерством труда Республики Казахстан с 1993 г., осуществляющим оценку прожиточного минимума и определяющим количество нуждающегося населения. Прожиточный минимум в Казахстане приравнивается к стоимости потребительской корзины, состоящей на 70% из продуктов питания и на 30% из других товаров и услуг. С учетом экономических условий черта бедности обычно определяется в процентном отношении к минимальному прожиточному минимуму. Правительство определяет черту бедности, в общем, по республике и отдельно по каждой области.

По словам Министра труда и социальной защиты населения Карагусовой Г.Д., в соответствии с Концепцией социальной защиты населения, пороговая величина уровня бедности будет постоянно повышаться, так как и размер прожиточного минимума тоже постоянно меняется. Если в 2001 г. черта бедности была установлена в 38% от величины прожиточного минимума, то в 2002 г. размер черты бедности увеличен на два процентных пункта и утвержден в 40% от прожиточного минимума.

Самую большую группу в структуре бедного населения представляют многодетные семьи. В Казахстане семьи с наименьшим достатком имеют в среднем на две трети больше детей, чем семьи с наибольшим достатком.

Согласно данным, приведенным в проекте Программы по снижению бедности  на 2003-2005 гг., 46% бедных семей в республике составляют семьи с 3 и более детьми. Данный факт вызывает особую тревогу в отношении демографической ситуации. Несомненно, проблема бедных семей перерастает в демографическую проблему.

В состав бедного населения наряду с безработными входят также работающие граждане, причем разница в процентном соотношении между ними незначительная (13 и 11% соответственно). В основном, это бюджетные работники, служащие, являющиеся высококвалифицированными специалистами, которые могут внести огромный вклад в развитие экономики страны. Поэтому, как ни парадоксально, именно эта группа является важным резервом экономического роста, повышения уровня благосостояния и, следовательно, способствующим фактором решения проблемы бедности.

В решении проблемы бедности немаловажную роль играет определение уязвимых групп, в большей степени подверженных риску стать бедными.

В Казахстане исследователи выявили следующие уязвимые группы:

— многодетная семья;

— сельскохозяйственные рабочие в отдаленных регионах;

— учащаяся молодежь;

— работники с низким уровнем квалификации;

— жители зон экологического бедствия;

— одинокие пенсионеры;

— работники бюджетных организаций .

Согласно данным казахстанского обследования жизненного уровня бедными являются 28,4% городского населения и 38% — сельского. При этом сельское население составляет 43,6% от общего состава населения Казахстана. Эти данные свидетельствуют о недостижимости в настоящее время, особенно на селе, главной цели развития – создания условий для долгой, достойной и продуктивной жизни населения.

Одной из причин диспропорции между городом и деревней стала стратегия роста, в соответствии с которой акцент был сделан на наиболее динамичных секторах экономики – городах, добывающей промышленности, строительстве.

У сельских жителей, по сравнению с городскими, более низкий образовательный уровень, узкая квалификация. Многие сельские районы не  4 охвачены медицинской помощью. Растет нищета в сельской местности. Хотя заработная плата работников сельского хозяйства всегда была несколько ниже, чем у работников промышленного производства, раньше этот разрыв не был значительным (в 1985 г. – 89%, в 1991 г. – 78%). Начиная с 1994 г., размер заработной платы в сельском хозяйстве резко снизился и составил лишь 37% от зарплаты в промышленности и 60% от среднереспубликанского уровня оплаты труда. Тенденция относительного снижения заработной платы приобрела затем устойчивый характер, и в 2001 г. она составила 29% к уровню зарплаты в промышленности и 39% к среднереспубликанскому уровню.

Поэтому номинальные денежные доходы, основную часть которых составляет заработная плата, у сельских жителей в два раза ниже, чем у городских.

Село, как и город, охвачено безработицей. Среди основных причин своей бедности 29% сельских семей назвали низкий уровень оплаты труда, 27% — отсутствие любой работы, 25% — отсутствие постоянной работы по месту жительства[1].

          Основные негативные последствия бедности:

  1. Сокращение и ослабление генофонда нации: сокращение средней продолжительности жизни населения, падение уровня рождаемости, ухудшение состояния здоровья населения, рост девиантного поведения, алкоголизм и  наркомания.
  2. Рост преступности, возрастание угроз безопасности личности.
  3. Возрастание угрозы социальной напряженности, недовольство населения уровнем жизни, акции протеста (ежемесячные акции протеста пенсионеров в Алматы, захват пустующих зданий бездомными, голодовки и акции самосожжения).

Таким образом, проблема бедности в Казахстане требует  безотлагательного решения, грозя подорвать основы безопасности страны.[1]

Как показывает международный опыт, важный момент процесса борьбы с бедностью – определение на каждом этапе складывающейся ситуации конкретных задач и приоритетов политики по борьбе с бедностью. Для Казахстана приоритетными направлениями данной стратегии являются:

  • Обеспечение устойчивого экономического роста. При этом макроэкономическая политика должна быть максимально нацелена на поддержку бедных слоев населения, решение проблем неравенства и предоставление максимальных возможностей бедным слоям населения.
  • Бедность должна рассматриваться как сложное многомерное явление, для преодоления которого потребуется совместные усилия всех партнеров работающих в области развития (правительство на центральном и местном уровнях, коммерческий сектор, академические и исследовательские учреждения, НПО и другие организации гражданского общества, средства массовой информации, а также сами бедные).
  • Борьба с безработицей. Для повышения эффективности мер по снижению уровня безработицы необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в области рынка труда; принять меры по легализации трудовых отношении; стимулировать переток трудовых ресурсов из сферы «скрытой» занятости на фиксированный рынок труда; совершенствовать экономические механизмы защиты внутреннего рынка.
  • Развитие малого предпринимательства.
  • Развитие программ микрокредитования.
  • Совершенствование механизма адресной социальной помощи – разработка специализированных программ, направленных на обеспечение доступности социальных услуг и механизма адресной социальной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения.
  • Выработка региональных программ по борьбе с бедностью.
  • Дальнейшая демократизация общества.
  • Обеспечение доступности образования, здравоохранения и решение экологических проблем.
  • Повышение эффективности финансирования программ по бедности
  • Совершенствование механизма мониторинга борьбы с бедностью.
  • Развитие казахстанского села.

Важнейшим элементом такой стратегии является экономический рост, имеющий широкую основу и обеспечивающий новые рабочие места и более высокий доход.

Другой компонент стратегии борьбы с бедностью – создание таких условий для бедных слоев населения, которые позволили бы им воспользоваться открывающимися возможностями по трудоустройству и получению дохода. В настоящее время актуальна задача реформирования систем образования и здравоохранения, чтобы сегодняшние учащиеся приобрели навыки, необходимые для существования в условиях меняющегося спроса в рыночной экономике, а население было бы обеспечено качественными услугами здравоохранения, доступными в финансовым отношении как домохозяйствам, так и государству[2].

И в заключении хотелось бы написать о необходимом прожиточном минимуме человека.

По данным статистического ведомства, в Казахстане в декабре 2012 года величина прожиточного минимума составила 16 698 тенге. Это необходимый минимальный денежный доход на одного человека, он равен стоимости минимальной потребительской корзины в месяц. Величина прожиточного минимума рассчитывается ежеквартально. Выходит, что черта бедности в Казахстане оценивается в 6679 тенге — это необходимый доход для минимальных потребностей человека. Ее размер устанавливается в зависимости от экономических возможностей страны. Именно этот показатель и служит критерием для оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам.

Список литературы:

  1. http://kisi.kz/img/docs/1136.pdf
  2. http://www.rusnauka.com/SND/Economics/11_+abdimomynova.doc.htm

Автор: Жамбулова  А.

Яндекс.Метрика