ПРОБЛЕМЫ, ПРИЧИНЫ И РЕШЕНИЕ ПОДРОСТКОВЫХ ПРОБЛЕМ

Проблемы подросткового периода очень важны. Подростковый возраст – период внутренних конфликтов с самим собой и другими, где частыми спутниками ребенка становятся смена настроений и непонимание себя. Это время конфликтов с родными, это постоянная смена друзей и увлечений. Это время первой любви и время проявления агрессивности  подростков, особенно трудных. Это момент проникновения разными идеями, каждый раз в уверенности, что это именно то единственное, что им сейчас надо. Во время подросткового периода происходят психофизиологические изменения,  это новые потребности, которые его раньше не волновали, это новые возможности, в том числе интеллектуальные, которые теперь позволяют по — иному представить окружающую жизнь, себя, других людей, дают основания для более глубокого осознания своего предыдущего детского опыта. Появляется критичность по отношению к своим способностям, планам и мечтам; более остро переживается необходимость кем-то стать, что-то уметь, быть компетентным в чем-то, и это не дает возможности на какое-то время остановиться, оглядеться, разобраться в своих целях. В этом же возрасте по-новому звучит и потребность в самоутверждении. И не только в среде сверстников (что чаще проявляется с внешней стороны, например через одежду, манеры поведения, принадлежность к какой-то конкретной группе), но и в мире взрослых: подросток хочет быть таким, чтобы с ним считались взрослые, иметь свои собственные идеалы и образцы, право на выбор. Он теперь по-новому смотрит на окружающих его взрослых. Громко заявляет о себе и потребность в самовоспитании. У ребенка есть силы и энергия, чтобы воспитывать себя, опираясь на свои собственные потребности, желания, на свой идеал. Воспитывать должен сам себя каждый, и подростки начинают это понимать. Именно в подростковом возрасте человек начинает работу по самоизменению, потому что он во всем не удовлетворен собой, он себе не нравится, переживает внутреннюю дисгармонию, связанную с взрослением и необходимостью приспосабливаться к обществу[1].

Одна из самых важных причин психологических проблем подростка – их семьи. Например, постоянные ссоры с родителями, сильные наказания в семье, слишком много ограничений, пренебрежение со стороны родителей, постоянные ссоры и драки между родителями, чувство не желанности и не любви  в своем доме.

Также одна из причин – неполные семьи. Большинство подростков растут в неполных семьях. Опрос, сделанный в 1994 г. в Америке показал, что 22% детей, не достигших 18 лет, живут с одним родителем. И эта цифра быстро растёт. Более 50% новорожденных проведут, по меньшей мере, часть своего детства в неполной семье. Сегодня многие уверены, что мать или отец в одиночку не могут так же уверенно и успешно воспитывать ребёнка, как может сделать это полная семья. Так как такому родителю приходится не только зарабатывать на жизнь, но и вести хозяйство, и часто такие семьи находятся на грани нищеты. Многие также думают, что когда подросток начал жить самостоятельно, всё, что происходит между его родителями, на него уже не влияет. Это семьи, образовавшиеся в результате развода, смерти одного из супругов, а также, если один из родителей живет и трудится в другом месте или если родители ребенка никогда не жили вместе. В основном в семьях с проблемными детьми ребенок наблюдал конфликтные, дисгармоничные отношения между родителями, фактически не наблюдает реального процесса семейного общения и функционирования.

В связи с этими процессами возникают различные проблемы.

Основные психологические проблемы данного возраста: суицид, гомосексуализм, подростковая депрессия,  гнев подростка[2].

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом

В настающее время самоубийства в подростковом возрасте становятся всё чаще и чаще. В детстве и в раннем подростковом возрасте самоубийства происходят очень редко, но в возрасте с 15 по 19 лет количества самоубийств сильно увеличиваются. Девушкам более свойственны попытки самоубийства, но по количеству смертельных исходов в 3 раза превосходят мужчины. Причины этого, низкая самооценка, безразличие со стороны родителей, чувство одиночества, депрессии, всё это может натолкнуть на мысль о самоубийстве[4].

За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида:  неразделенная любовь,  конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. Казахстан занимает 4 место в мире по количеству самоубийств[3].

68

Рис 1. Статистика суицидов среди молодежи в Европе

Источник: dusha-fond.livejournal.com

69

Рис 2. Детские суициды в странах мира.

Источник: baikalpress.ru

Гомосексуализм — предпочтение представителей своего пола в качестве объекта любовных отношений, эротического влечения и/или сексуального партнёра. В 1973 г. Американская ассоциация врачей-психиатров отказалась признать гомосексуализм видом душевно-психического расстройства. Научные данные говорят, что гомосексуализм не связан с неправильным воспитанием, потому что его могут практиковать дети нормальных семей. Но все-таки есть мнение, которого придерживается автор данной работы, что гомосексуализм это следствие теплых отношений с матерью при отсутствии таких же отношений с отцом, особенно, если отец не приемлет подростка. Причиной этого могут быть неполные семьи[5].

Чувство сильного возмущения, негодования. Многие считают, что гнев подростка – нечто ненормальное. Однако само по себе чувство гнева не может быть ни плохим, ни хорошим. Гнев – нормальное явление и может возникать в любом человеке. Проблема в том, как управлять им. В подростковом периоде пассивно-агрессивное поведение проявляется довольно часто. Цель пассивно-агрессивного поведения состоит в том, чтобы вывести родителей или других людей, занимающихся его воспитанием, из равновесия. Всё это делается неосознанно, является результатом невысказанного гнева. Подросток начинает делать поступки в отместку родителям. Причиной большинства проблем с подростками (начиная от плохих отметок и кончая наркоманией и самоубийствами) является пассивно-агрессивное поведение. Вся трагедия в том, что если подросток к 16–17 годам не научится зрелому отношению ко гневу и не избавится от пассивно-агрессивного поведения, то такая линия поведения укоренится в нём и станет неотъемлемой частью его жизни[6].

Депрессия — психическое расстройство: тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями.

Подростковую депрессию трудно распознать, потому что её симптомы отличаются от классических симптомов депрессии взрослых.

  1. Лёгкая подростковая депрессия. Проявляется в мрачных фантазиях грёзах наяву или в ночных снах. Эту степень депрессии можно выявить, зная мысли подростка и зная состояние его души. Обычно, есть причина подростковая депрессии. Таким событием может быть смерть, болезнь или отъезд важного для подростка человека, развод или конфликт в семье, переезд и т. п.
  2. Подростковая депрессия средней степени. Подросток ведёт себя как обычно, но содержание его разговоров эмоционально окрашено. Он касается в первую очередь, тех тем, которые угнетают его.
  3. Умеренная степень депрессии подростков. Это уже серьёзная стадия. Она оказывает влияние на процесс мышления. Подросток теряет способность ясно, логично, разумно мыслить. Тут требуется медицинская помощь.

Как выход из депрессии мальчишки выбирают себе более буйный способ, чем девочки. Они могут попытаться снять симптомы депрессии воровством, ложью, драками, превышением скорости, взломом, проникновением в дома, самоубийства. Девочки обычно пытаются выйти из депрессии менее буйным способом, однако из-за вредного влияния средств массовой информации, тип их поведения начинает меняться. Часто девочки снимают свою депрессию с помощью беспорядочных половых связей: страдания, причинённые депрессией, смягчаются во время физической близости. Однако когда эти отношения заканчиваются, эти несчастные дети чувствуют себя ещё хуже[7].

Универсального и мгновенного решения подростковых проблем нет. Подросток обязан пройти неприятную стадию созревания. Это не лечиться медикаментозно.  Но есть несколько простых методов, которые помогут родителям и учителям сгладить этот неприятный период и наладить контакт с подростком.

  • Проявлять искренний интерес. Только одна из 10 семей действительно интересуются делами подростков. Проявляя искренний интерес, родители показывают свое не безразличие к подростку и готовность помочь в случае надобности. Просто так подростки обычно ничего не рассказывают и их надо расспрашивать подробно. Но не стоит превращать это в пытку. В этом случае подросток просто замкнется в себе.
  • Обсуждайте вместе с ребенком важные семейные дела, не отстраняйте его от участия в них, он должен чувствовать, что его мнение учитывается и имеет значение.
  • Никогда не сравнивайте подростка со сверстниками. Не упрекайте в пассивности, в нежелании заниматься на дополнительных занятиях. Лучше поддерживайте и хвалите своего ребенка во всем и тогда он будет знать, что вы никогда не оставите его в трудную минуту, поддержите его во всех начинаниях. Подростки боятся обращаться за помощью к родителям и поэтому обращаются, к тем, кто, по их мнению, всегда поддержит и  поймет. К сожалению, такие вещи не приносят плодотворных результатов, ведь есть риск попасть в плохую компанию.

С помощью этих простых методов родители могут следить за состоянием подростка и понемногу корректировать его поведение.

Список использованной литературы:

  1. http://psylist.net/pedagog/trud.htm
  2. http://www.exodus.lv/materialy/stati/statji-seksualnoe-razvitie-vospitanie
  3. http://lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Суицид в Казахстане
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гомосексуальность
  6. http://www.exodus.lv/materialy/stati/statji-seksualnoe-razvitie-vospitanie/
  7. http://www.exodus.lv/materialy/stati/statji-seksualnoe-razvitie-vospitanie/

Автор: Балжанов А.

Яндекс.Метрика