РАЗВИТИЕ РЫНКА ШОУ БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

Актуальность темы определяется тем, что в узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание. Наконец, в предельно расширительном истолковании говорят, что шоу-бизнес – это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видео-клипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего. «Давайте изучим и рассмотрим театры «другой породы» — театры коммерческие, а точнее шоу бизнес. Шоу-бизнес — одна из форм существования современного казахстанского театра.» /1/

Выявление сути, границ и структуры шоу-бизнеса

1 — задача столь же актуальная, сколь и сложная. Казахстанский шоу-бизнес -абсолютно не освоенное еще теоретиками явление культурной, социальной и экономической жизни. «В специализированной социально-экономической литературе понятие «шоу-бизнес»» не раскрывается», как, впрочем, и в специализированной искусствоведческой литературе.

«Шоу бизнес, дадим ему определение: ШО́У-БИ́ЗНЕС- бизнес, связанный с организацией эстрадных представлений, концертов, развлекательных программ.» /2/

Мы так привыкли к этому слову, шоу бизнес. У всех на устах это слово, от малышей до людей в возрасте. Понятие про шоу бизнес у всех одинаковое, и это правда, ведь определение именно направленного на шоу бизнес нет. Это вид или направление бизнеса. Люди на этом зарабатывают, делают “себе имя”.

Так давайте рассмотрим на какие направления делятся шоу бизнес:

Телевидение:

  • Кино;
  • Развлекательные программы;
  • Музыкальные программы;
  • Научно-фантастические программы.

На этом мы остановимся из выше перечисленного видно, что дальше перечислять просто немыслимо т.к. их очень много. Сюда же можно отнести те направление которые изначально нельзя отнести к телевизионным, но из телевидения в основном мы узнаем, следим про:

Театр;

Концерты;

Но есть такие направление которые нельзя сюда отнести это – Радио.

В последнее время появляются новые виды шоу бизнеса, через которые мы узнаем через телевидение, хотя с телевидением она мало чем связано, только для прослеживания или информации.

Шоу-бизнес как термин (а значит, как осознанный теоретиками факт или процесс) появился в специальной литературе даже на Западе только в середине 1980-х гг. В СССР в конце 1980-х исследователи вообще категорически отрицали и наличие, и возможность появления шоу-бизнеса в СССР. Если литератор обращался к проблемам западного шоу-бизнеса (порицая кинофильмы с обилием сцен насилия, телевизионные «мыльные оперы» или рок-культуру), то видел в нем лишь приметы кризиса буржуазного общества. «А мысль о том, что и у нас возникнет (возникает) шоу-бизнес, не допускалась.» /3/

Первые коммерческие зрелищные мероприятия проводились ещё в древнем мире. «В древней Греции любимыми видами развлечений являлись театр и спортивные состязания, а в древнем Риме наибольшей популярностью пользовались бои гладиаторов.» /4/ Если театральные постановки требовали от зрителя некоторой культурной подготовки, то созерцанием спортивных и гладиаторских турниров могла наслаждаться самая невзыскательная публика.

Высокий спрос на зрелища привел к появлению профессиональных организаторов и профессиональных исполнителей. Обучение гладиаторов и организацией их «гастролей» занимались владельцы гладиаторских школ (ланисты). С развитием масштабных зрелищ в древнем мире появляется и прообраз тотализатора – букмекеры принимали ставки на победу той или иной команды гладиаторов, часть от выигрыша шла ланистам, выставлявшим эти команды.

Поскольку профессия гладиатора была смертельно опасной, ею заставляли заниматься преимущественно рабов. Однако далеко не все гладиаторы занимались боями на арене «из-под палки». Известно, что среди гладиаторов были «звезды», которые отказывались бросать эту профессию, даже когда им дарили свободу. Самые удачливые гладиаторы получали от поклонников и устроителей боев богатые подарки, а также проценты от ставок в тотализаторе.

С гибелью античной цивилизации исчезли и присущие ей зрелищные мероприятия. «В средневековой Европе культ христианского аскетизма хотя и не уничтожил тягу простых людей смотреть на выступления бродячих жонглеров и скоморохов, но, по крайней мере, заставил считать зрелища постыдной забавой простонародья. Свою лепту в осуждение «бесовских игрищ» внесли как Реформация, так и Контрреформация.» /5/

«Зрелища были реабилитированы в эпоху нового времени, когда стала развиваться индустрия досуга как часть сферы услуг. Так, в нашей стране легализация «различного рода публичных увеселений и простонародных забав» произошла лишь в 1854, когда дирекция казенных театров получила монопольное право на организацию эстрадных представлений, и только в 1882 были отменены всякие ограничения на частное предпринимательство в концертно-эстрадной деятельности.» /6/

Вплоть до начала 20 в. перед шоуменами стояла проблема – на одно представление невозможно было собрать много людей. Лишь с появлением сперва звукозаписывающих устройств и радио, а затем кино и телевидения шоу-бизнес приобрел подлинные масштабы «зрелища для всего народа».

Если до «молодежной революции» 1960-х потребителями зрелищ являлись главным образом взрослые люди, то затем произошел резкий сдвиг. Современная шоу-индустрия связана в основном с молодежной культурой. «Особенно стремительно шоу-бизнес стал развиваться в странах западной цивилизации в последней трети 20 в. Люди, живущие в странах «золотого миллиарда», изъявляют желание и получают возможность удовлетворять свои постоянно возрастающие потребности в досуге. Именно для удовлетворения вкусов «массовой публики» изыскиваются все новые способы развлечения – таланты, эпатирующие зрелища, дорогостоящие шоу, высокие технологии. За пределами стран европейской цивилизации шоу-бизнес развивается менее активно, как одно из проявлений вестернизации и американизации.» /7/

«Функция убеждения, которая всегда была одной из главных в политических PR-акциях, получила дальнейшее развитие во время президентской кампании в 1888 г. В тот год прессу использовали гораздо больше, чем раньше: выпускались газеты, брошюры, листовки, впервые было учреждено пресс-бюро предвыборной кампании. Еще дальше пошла президентская кампания 1896г., когда борьба велась между Брайаном и Мак-Кинли. Обе партии создали предвыборные штабы, наводнили пропагандой всю страну, повсюду разъезжали агитационные поезда и проводились опросы общественного мнения.» /8/

«Согласно классическому определению, реклама — это вид деятельности, целью которого является реализация сбытовых и других задач организаций, выступающих на рынке товаров и услуг, путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории.» /9/

Наибольший интерес для шоу-бизнеса представляет такой вид мероприятий как PR, то есть «паблик рилейшенз». Специалисты под термином PR понимают управляемый процесс коммуникации между субъектом и обществом, призвание которого — информирование общественности о деятельности с коммерческими, специальными или иными целями. «Однако связь с общественностью предполагает и нейтральные коммуниканты, а также открытые взаимоотношения между их субъектами. Конечно, при этом не исключаются и приемы «навязывания» кого-либо или чего-либо, поскольку «пиары» в значительной степени носят манипуляционный характер, а их неотъемлемой частью является реклама.» /10/

«В то же время PR имеет ряд отличий от традиционных методов, используемых в рекламе. Так, например, известный специалист в области PR-технологий Сэм Блек предлагает целую таблицу отличий PR от рекламы. Блек также отмечает, что в некоторых PR программах содержится большой объем рекламы, а в некоторых компаниях отделы PR включают в себя также и рекламные подразделения.» /11/

Как показывает исторический опыт западных стран, в рамках рыночных отношений, даже имея прирожденный талант без знания системы PR добиться успеха невозможно. По этой причине PR в шоу-бизнесе занимает особое место и является непременным условием успешного развития данного вида бизнеса. При этом важно учитывать правила эффективного PR-общения. При этом предполагается обязательное использование средств массовой информации для престижной рекламы, направленной на завоевание благожелательного отношения целевой аудитории к определенному исполнителю или группе исполнителей (выражаясь терминологией маркетинга, — производителей услуг), с целью достижения ими высокой общественной репутации.

Социально-экономическая роль шоу-рынка.

Рассмотрим эту проблему с социально-экономической точки зрения. Есть ли некая общеэкономическая выгода от этих сверхвысоких гонораров?

Для ответа на этот вопрос заметим, что шоу-бизнес собирает денежные средства, чрезвычайно диссипированные, денежные средства с миллионов граждан и передает их в концентрированном виде небольшому количеству пользователей — шоуменам.

«Именно они и создают систему престижного потребления высокодорогих и самых совершенных технических и бытовых товаров, обеспечивая в этом смысле прогресс в области товаров бытового назначения, создавая сам рынок высокопрестижных товаров, в которым занято довольно много народу. Обслуживание шоуменов и создание рынка дорогих и высококачественных товаров имеет определенную общественную пользу. Ибо в производстве таких товаров очень велика доля ручного труда, зачастую они имеют полуремесленный характер, благодаря чему создается много рабочих мест.» /12/ Рассмотрим эту проблему с социально-экономической точки зрения. Есть ли некая общеэкономическая выгода от этих сверхвысоких гонораров? Для ответа на этот вопрос заметим, что шоу-бизнес собирает денежные средства, чрезвычайно диссипированные, денежные средства с миллионов граждан и передает их в концентрированном виде небольшому количеству пользователей — шоуменам.

Именно они и создают систему престижного потребления высокодорогих и самых совершенных технических и бытовых товаров, обеспечивая в этом смысле прогресс в области товаров бытового назначения, создавая сам рынок высокопрестижных товаров, в которым занято довольно много народу. Обслуживание шоуменов и создание рынка дорогих и высококачественных товаров имеет определенную общественную пользу. Ибо в производстве таких товаров очень велика доля ручного труда, зачастую они имеют полуремесленный характер, благодаря чему создается много рабочих мест.

Действительно, если бы собранные средства не концентрировались, а использовались всеми гражданами на собственное потребление, это могло бы привести максимум к увеличению потребности в обычных индустриальных товарах массового высомеханизированного и автоматизированного производства, и количество рабочих мест почти бы не изменилось. Но благодаря именно такой концентрации средств в руках небольшого количества людей создается большое количество новых рабочих мест, создаются целые секторы экономики, связанные как с их обслуживанием непосредственно, так и для производства высококачественных товаров престижного потребления.

«Так что в этом плане такая концентрация средств, появление сравнительно крупной прослойки сверхбогатых людей является общественно полезной, тем более, что она создается путем концентрации чрезвычайно сильно диссипированных капиталов. Например, богатство менеджеров и капиталистов имеют своим источником уже концентрированные капиталы компаний и в этом плане не имеют такого общественного эффекта как богатство именно шоуменов.» /13/ Вот почему общество относится сравнительно настороженно к личному богатству предпринимателей, бизнесменов, менеджеров и высокопоставленных чиновников и государственных деятелей, но очень благосклонно к богатству шоуменов и само даже с удовольствием отдает свои средства, восторгается их большими гонорарами, которые само же и оплачивает.

Именно поэтому общество не препятствует и не возражает против богатства шоуменов и их фантастических гонораров, скорее, наоборот, поощряет их рост. Чего никак не скажешь о личных доходах и богатстве бизнесменов, правительственных чиновников и крупных администраторов, к каковому оно относится с плохо скрытой, а порой и открытой враждебностью.

С другой стороны, такая концентрация рассеянных средств чрезвычайно выгодна и государству. Попробуйте собрать с этой суммы, рассеянной среди миллионов граждан, налоги. Вряд ли много получите. Но с этого «денежного концентрата» налоги снять гораздо проще, и можно взять гораздо больше.

«Таким образом, концентрация денег через шоу-бизнес, как мы видим, выгодна и обществу, и государству. Поэтому средства массовой информации постоянно раскручивают все новых и новых шоу-звезд на все более и более высокую оплату.» /14/

 «Но, по-видимому, гораздо важнее национального аспекта аспект международный. Шоу-товар для некоторых стран стал чуть ли не важнейшим экспортным товаром. Шоу-экспорт самый выгодный экспорт. Нет ничего более выгодней. Ибо шоу-ресурс есть неисчерпаемый и постоянно возобновляемый ресурс. На шоу-экспорт не затрачиваются никакие природные ресурсы, он не загрязняет природную среду производителя шоу-товара.» /15/

Поэтому страны-экспортеры шоу-товаров заинтересованы в максимально дорогом уровне цен на этом рынке. А цена на шоу-товар в первую очередь определяется уровнем гонораров шоуменов и шоу-звезд. И чем эти гонорары выше, тем выгодней экспорт шоу-товаров.

А кто является главным мировым экспортером на мировом рынке шоу-товаров? США, Франция, Великобритания. Богатые высокоразвитые страны. Кто же является главным импортером? Все остальные страны и прежде всего страны третьего мира.

Действительно, много ли вы обнаружите в США шоу-товаров иностранного производства и в особенности стран третьего мира, куда сейчас мы должны отнести и Казахстан? Почти нет. «Рынки Запада и особенно США практически закрыты для шоу-товаров из стран, не принадлежащих этому клубу стран-шоу экспортеров.» /16/

Таким образом, именно через шоу-экспорт осуществляется неравноправный обмен между богатыми странами и бедными, между Севером и Югом-Востоком (мы включаем в систему классического противопоставления и все пространство бывшего СССР). И именно поэтому так заинтересованы эти страны в своем шоу экспорте, в раскрутке своих звезд, во взвинчивании их гонораров. Нефть в обмен на песенки, экологически опасные в производстве удобрения в обмен на голливудские видеофильмы, металлы за дрожание попки супермодели — очень даже неплохой бизнес. «Шоу-бизнес становится для Запада и особенно США предметом самой высокой политики. Недаром отношения между США и Китаем во многом были поставлены в зависимость от того, что какие-то нелегальные пираты копируют зачастую мерзкие и грязные, наполненные сексом и насилием американские видеофильмы и аудиодиски.» /16/

Шоу-бизнес стал большой политикой потому что это очень, очень большие деньги, выкачиваемые США из стран всего мира и прежде всего стран третьего мира.

«Шоу-бизнес — это еще и идеология, которая воспитывает в людях чувство превосходства Америки над всем миром, внушает комплекс неполноценности остальным людям и странам и вновь, главным образом, странам третьего мира. И казахстанцам, в том числе. И прежде всего для того, чтобы ни у кого не могло зародиться даже тени сомнения, что «PAX AMERICANO» есть лучший способ мироустройства, что руководство мира Америкой ниспослано ему свыше и по праву.» /17/

Что можно было бы предложить, чтобы хоть как-то нейтрализовать этот неравноправный обмен песенок на алюминий?

Запреты на «культурные» — используем это слово, хотя во многих случая оно слабо применимо — контакты, естественно недопустимы, так как слишком много людей, особенно молодежи, являются фанатами западной поп-культуры. Вряд ли можно чего достичь повышенным налогообложением шоу-импортной деятельности или ограничением вывоза капиталов, заработанных на торговле шоу товаром, ибо это вызовет либо ограничение приезда в страну всякого рода шоу-групп, либо еще большим вздуванием цен в этой сфере.

Наиболее разумной политикой была бы государственная политика поддержки национальной культуры. Нужно понять, что поддержка национальной культуры не расходы, а прямые доходы, так как уменьшается шоу-импорт. «А также складываются более благоприятные условия для собственного шоу-экспорта, ибо выйти на мировой рынок шоу-бизнеса можно уже только на основе культуры, на основе «антикультуры» — секса, насилия, оглупления и оглушения уже невозможно, ибо эта ниша американцами занято плотно. А Казахстан имеет очень большие культурные традиции, опыт истории показал, как успешно осуществлялся в некоторые исторические периоды экспорт и казахстанской, и даже советской культуры и шоу-товара.» /17/

Что можно было бы предложить, чтобы хоть как-то нейтрализовать этот неравноправный обмен песенок на алюминий? Запреты на «культурные» — используем это слово, хотя во многих случая оно слабо применимо — контакты, естественно недопустимы, так как слишком много людей, особенно молодежи, являются фанатами западной поп-культуры. «Вряд ли можно чего достичь повышенным налогообложением шоу-импортной деятельности или ограничением вывоза капиталов, заработанных на торговле шоутоваром, ибо это вызовет либо ограничение приезда в страну всякого рода шоу-групп, либо еще большим вздуванием цен в этой сфере.» /18/

Шоу-бизнес в Казахстане рассмотрен как со стороны «шоу» массового зрелища, так и со стороны «бизнеса», т. е. коммерческой деятельности.

Что же такое этот шоу-бизнес?

Характеристика шоу-бизнеса может быть начата этимологически. Слово «шоу-бизнес» — двусоставное, состоящее из двух половин. Первая из них — «шоу». Это слово, «принадлежащее» искусствознанию и культурологии. Вторая половина — «бизнес». Это слово из мира экономики и социологии.

Шоу-бизнес: взгляд со стороны «шоу». При переводе с английского show может означать: показ, демонстрация, спектакль, представление, выставка, витрина… Нечто такое, на что смотрят, за чем наблюдают.

Значит, во-первых, «шоу» — это зрелище, но не всякое, а только искусственно созданное. С этой точки зрения, скажем, рассвет или закат к шоу явно не относятся, они представляют собой зрелища естественно-природного происхождения.

Во-вторых, шоу — это зрелище, организуемое и проводимое с целью развлечения зрителя. В-третьих, шоу — это массовое зрелище; зрелище, изначально адресуемое, предназначаемое большому числу потребителей; соответствующее запросам «большинства». Если «массовость» не достигнута, — шоу не состоялось, оно не успешно.
Теперь возможно сформулировать следующее определение. «Шоу-бизнес есть область культуры и искусства, подчиненная цели удовлетворить потребность толпы в развлечениях и эмоциональных «встрясках»6, впечатлениях. Шоу-бизнес как отрасль культуры и искусства постоянно «провоцирует» в массах жажду удовольствий и удовлетворяет ее, поставляя публике удовольствия.» /19/

Любое шоу включается в орбиту «шоу-бизнеса» только при наличии у него всех указанных качеств. Соединение, взаимопроникновение названных «примет» шоу предопределяют следующие отличительные черты продуктов (произведений) шоу-бизнеса.
«Особенностью шоу-развлечений служит их изначальный «синтетизм». Хорошее шоу обречено на синтез искусств, так как призвано воздействовать на потребителя по возможности полно и «всесторонне».» /20/

Другой отличительной чертой «развлечений от шоу-бизнеса» выступает их объединяющее (до стадности) начало.

Прочесть хорошую книгу можно одному. При этом подлинно подготовленный читатель отнюдь не стремится, чтобы его удовольствие от прочитанного было непременно разделено сотнями тысяч сограждан. Интеллектуальные удовольствия претендуют на элитарность, избранность.

А вот поклонники футбольной команды «Кайрат» или автогонок «Формула-1»
счастливы сознанием своей «командности», многочисленности. Чувство единения с толпой служит им дополнительным источником наслаждения, даже когда они смотрят спортивные соревнования в одиночку, дома, по телевизору.

И наконец, еще одной отличительной чертой шоу-развлечений является их престижность. Популярность шоу есть закон их существования. «Зрелище изначально создается и подается толпе как объект вожделения и фанатизма. Здесь в ход идут такие старые, хорошо опробованные и надежные средства, как громкие имена участников шоу, дороговизна создания шоу, скандал, случившийся при постановке шоу…  Кто же производит шоу-развлечения? Кто работает в сфере шоу-бизнеса? Из кого (чего) состоит шоу-бизнес?» /21/

К сфере шоу-бизнеса принадлежит прежде всего часть организаций искусства. (Конечно же, та их часть, которая целенаправленно организует зрелищные развлечения.)
Уже в советское время культурологи и искусствоведы ввели в оборот словосочетание «зрелищные искусства». Под зрелищными искусствами подразумевались в первую очередь эстрада, цирк, кино, телевидение, в той их части, восприятие которых было упрощено «яркостью», «манкостью», «зазывностью» формы. Относится ли к зрелищным искусствам театральное искусство? Безусловно, и ныне больше, чем когда-либо, ввиду вновь появившихся технических, следовательно, зрелищных возможностей сцены.

И природный (родовой) синтетизм, и «технологическая» коллективность восприятия театрального зрелища также делают его потенциально великолепным продуктом шоу-бизнеса. «Еще проницательный К. С. Станиславский подчеркивал, что все элементы театрального зрелища «воздействуют общим дружным натиском на целую толпу зрителей, заставляя биться сразу в унисон тысячи человеческих сердец. Насыщенная атмосфера спектакля развивает массовую эмоцию, заразительную своим стадным чувством.» /21/ Зрители взаимно гипнотизируют друг друга, тем самым еще сильнее раздувают силу сценического действия». ( Сказано как будто про зрелище эпохи шоу-бизнеса). Кроме организаций отрасли искусства, к шоу-бизнесу следует причислить тех, кто предлагает публике спортивные праздники, демонстрации моделей одежды, компьютерные игры. «По мнению, как экспертов, так и рядовых потребителей удовольствий, в шоу-бизнес входят игорные дома, видеосалоны, ночные клубы, концертные залы, парки аттракционов, выставочные комплексы и прочие фирмы, работающие в индустрии развлечений.» /22/

Число и «разновидности» удовольствий постоянно множатся. Относительно недавно мир развлечений был обогащен бодибилдингом и «боями без правил», шоу парикмахеров и кулинаров, ток-шоу и шоу ремонта.

«Сегодня теоретики всегда и непременно включают в перечень шоу: кинофильм, телевизионную передачу, эстрадное представление, спектакль, спортивное мероприятие, компьютерную игру. И, следовательно, к шоу-бизнесу относятся организации, их производящие. Точные же (окончательные) границы шоу-бизнеса, как и структура сферы шоу, пока что еще не определены.»

«Шоу-бизнес: взгляд со стороны «бизнеса». Слово business по-английски буквально означает «дело», «занятие», «фирма», «коммерческая деятельность». В российской разговорной практике «бизнес» чаще всего является синонимом понятий «коммерческая деятельность», «предпринимательство».» /23/

«Предпринимательство — инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от. оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя».

«Предприниматель берет на себя инициативу по соединению ресурсов капитала и труда в единый процесс производства товаров и услуг, а также принимает решения в процессе ведения бизнеса; предприниматель — человек, идущий на риск». Две главные сущностные черты бизнеса, таким образом:

  • ориентированность на получение прибыли;
  • рискованность.

Шоу-бизнес — не только явление массовой культуры или сфера искусства. Это область предпринимательства. Предприниматель сферы шоу-бизнеса производит специфическую услугу — развлечение — и продает ее потребителям.

«Деятельность. в шоу-бизнесе можно охарактеризовать как деятельность по производству и реализации продукта (товара и услуги) для удовлетворения духовных потребностей личности с целью получения прибыли».

Шоу-бизнес — это предпринимательство, связанное с организацией и проведением зрелищных представлений, выступлений актеров, певцов и др.
Шоу-бизнес, как и всякий иной бизнес, возник в Казахстане совсем недавно, в конце 1990-х гг., с приходом рыночной экономики. Шоу-бизнес есть часть рынка.
Рынок — способ хозяйствования, организации общественного производства и установления социальных связей в масштабах общества. Рынок есть «совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги)». Рынок -это механизм, соединяющий спрос (на какие-либо товары и услуги) и предложение (этих самых товаров и услуг). Шоу-бизнес — это особенный рынок, где находят друг друга спрос на развлечения и предложение развлечений. Предметом купли-продажи на этом рынке оказываются культурные услуги индустрии развлечений.

««Рынок — это группа потребителей, выражающих желания или потребности в отношении продукта, услуг или идей». В условиях шоу-бизнеса такой группой потребителей оказываются все жаждущие получить удовольствие от зрелища, реальная либо потенциальная публика.» /24/

Рынок также — это все однородные, схожие по признакам товары. В условиях шоу-бизнеса рынок представляет собой все «выставленные на продажу» зрелищные развлечения.
Шоу-бизнес в искусстве возможен. При описании любого рынка теоретики характеризуют четыре его главных элемента, среди которых: упоминавшиеся уже спрос, предложение, а также конкуренция и цена. Точнее, спрос на товар на рынке; предложение товара на рынке; конкуренция между продавцами на рынке; цена на товар на рынке.
Шоу-бизнес как рынок специфичен (оригинален, уникален), быть может, больше, чем любой иной рынок.

Конечно, изучение спроса и предложения в сфере шоу-бизнеса сулит осуществление процедур, аналогичных процедурам, применяемым при исследовании всякого другого произвольно избранного рынка.

В случае погружения в вопросы спроса в условиях шоу-бизнеса, например, совокупный спрос на культурные услуги будет оценен как все потребители удовольствий, так или иначе сгруппированные. Вот детская аудитория, подростковая, молодежная и др. — с разбивкой зрителей по возрастам. Вот аудитория кинотеатров, видеосалонов, театров, стадионов и пр. Вот аудитория реальная и вероятная, потенциально возможная. «Аудитория, разбитая на группы лиц с различным образовательным уровнем. Аудитория, структурированная по «профессиональным» или национальному признакам. Аудитория постоянная (местная) и совокупность разовых зрителей (приезжих) и т. д. «Отраслевое отличие» возникает лишь на уровне постановки задач исследования. Задача анализа спроса в шоу-бизнесе — выявить интересы и потребности всех групп населения с целью создания адресных развлекательных услуг.» /24/

«Рынок — это группа потребителей, выражающих желания или потребности в отношении продукта, услуг или идей». В условиях шоу-бизнеса такой группой потребителей оказываются все жаждущие получить удовольствие от зрелища, реальная либо потенциальная публика.

Рынок также — это все однородные, схожие по признакам товары. В условиях шоу-бизнеса рынок представляет собой все «выставленные на продажу» зрелищные развлечения.

Шоу-бизнес в искусстве возможен. При описании любого рынка теоретики характеризуют четыре его главных элемента, среди которых: упоминавшиеся уже спрос, предложение, а также конкуренция и цена. Точнее, спрос на товар на рынке; предложение товара на рынке; конкуренция между продавцами на рынке; цена на товар на рынке.
Шоу-бизнес как рынок специфичен (оригинален, уникален), быть может, больше, чем любой иной рынок.
Конечно, изучение спроса и предложения в сфере шоу-бизнеса сулит осуществление процедур, аналогичных процедурам, применяемым при исследовании всякого другого произвольно избранного рынка.

И исследование предложения на рынке развлекательных услуг никаких методологических неожиданностей не сулит.

Зато рынок культуры и искусства наделен совершенно особенными — и еще не вполне познанными — законами конкуренции и ценообразования.

Шоу-бизнес есть область агональных (соревновательных) стратегий фирм – производителей культурных услуг. В изучении таких стратегий примечательным оказывается следующее обстоятельство. Стратегии отдельных организаций шоу-бизнеса обладают огромной степенью взаимозависимости. Нередко чем более успешно реализуется одна программа продвижения фирмы на рынке, тем более это обуславливает успех другой. Если, к примеру, в регионе существует только один производитель хлебобулочных изделий, то он становится успешливым монополистом в своей сфере деятельности. Он не страшится конкуренции и процветает. Если же в том же регионе возникают предприятия того же профиля, между ними начинается конкурентная борьба, в которой «побеждает сильнейший», наиболее изобретательный, ловкий и изворотливый. «Появление конкурента обычно ухудшает возможности продавца товара, поскольку конкурент «переманивает» к себе часть клиентов и заставляет тратиться на рекламу и сервис в обслуживании.» /25/

В шоу-бизнесе все совсем не так. Возникновение конкуренции подчас становится стимулом к повышению числа продаж у всех «конкурирующих» организаций.
Можно представить себе такую ситуацию. Много лет в городе существовал театр, в который традиционно никто не ходил. А затем вдруг возник второй театр (продюсерский центр, варьете, зал видеопоказов и др.). И странным образом это улучшило посещаемость в давно позабытом публикой старом театре. Оживление культурной жизни оживляет и самый спрос на развлечения. Привлекательность одного вида развлечений делает привлекательным и другие виды развлечений. Привлечение внимания публики к какому-либо зрелищу делает и прочие развлечения более желанными для потребителей.

Наконец, едва ли не сложнейшей загадкой шоу-бизнеса выступает принцип ценообразования на развлекательные услуги.

Проблема установления цены на развлечения будоражит умы отнюдь не только экономистов, и даже вовсе не их, а скорее, практиков и теоретиков искусства. Они справедливо указывают, что рынок культурных услуг не имеет жесткой схемы ценообразования, а потому сегодня представляется нелогичным, непознаваемым, лишенным закономерностей. При почти полном отсутствии самобытных работ, посвященных теории шоу-бизнеса, эта его особенность описана подробно и ярко.

Далекие от мира экономики искусствоведы фиксируют: «Произведение искусства — товар особого рода, обладающий специфическими свойствами, в частности особым проявлением закона стоимости». Цены на посещения зрелищ, на развлечения чаще всего никак не связаны с реальными затратами «на производство и реализацию продукции», не зависят от них. «Потребительский опыт подсказывает, что цены не то чтобы несправедливы, но они совершенно явно неинформативны, т. е. плохо увязаны в нашем сознании с ценностью культурных благ».

Цены на развлечения зависят в первую очередь от престижности зрелища. «Культурное потребление — сфера чистого желания, здесь правит мотив». Оттого «проблема цен в искусстве едва ли не ближе к психологии и социологии, нежели к экономике».

Шоу-бизнес Казахстана уже успешен. И шоу-бизнес нашего государства имеет отличительную черту по сравнению с другими государствами тем, что у нас развит той-бизнес. Он разрастается. Там работают тысячи людей. В него вкладываются и в нем зарабатываются огромные средства. Возникновение и упрочение шоу-бизнеса изрядно поколебало (если не развеяло окончательно) миф об изначальной убыточности искусства. Ныне искусство — это место, где наживаются капиталы.

Комплекс законопроектов, согласно которому театры надлежит разделить на несколько основных групп по целям и форме их существования, имеет в основе своей здравую мысль. Точнее, концепцию.

В Казахстане надолго укрепился той-бизнес, так как это заложено с давних времен и это есть в нашем менталитете, в этом то и прелесть шоу-бизнеса. В каждой стране свои особенности.

«(Негосударственные театры), и независимые продюсеры все вместе составляют нарождающийся в нашей стране шоу-бизнес. Они, все вместе, составляют театральный рынок, предлагающий покупателям специфический сценический, «исполнительский» товар.» /26/

Главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий – как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама.

Производство «звезд» происходит тремя путями. Бывает, что талантливые артисты сами повышают свое мастерство, зарабатывая деньги клубными концертами, на свои деньги записывают успешный альбом и лишь затем подписывают контракт с какой-либо известной фирмой. Другой вариант – это поиск продюсерами потенциально хитовых исполнителей наугад (в частных клубах, в записях, поступающих «самотеком» в звукозаписывающие компании). Основным вариантом, однако, является конкурс исполнителей под конкретный продюсерский проект, когда не исполнитель ищет подходящего продюсера, а, наоборот, продюсер выбирает подходящего претендента на роль «звезды».

«Шоу-бизнес – это всегда риск: финансовый, психологический, социальный, так как в нем соединены различные виды и жанры искусства, а его продукция рассчитана на массовое потребление. Воплощение таких сценических форм, как фестивали, конкурсы, гала-концерты, международные форумы, часто бы­вает реально только при наличии меценатов или спонсоров.» /26/

Был проведен анализ особенностей в шоу-бизнесе. Исследованы ос­новные методы, существующие в музыкальном шоу-бизнесе Казахстана на сегодняшний день. На основании проведенной работы можно заключить, что на Западе шоу-бизнес гораздо более развит и именно западный шоу-бизнес является третьим источником, казахстанский рынок постепенно осознаёт необходимость интеграции западных методов. Он развивается, посте­пенно преодолевая ту разницу, которая существует сегодня, стирая причины, извиняющие данное отставание. И тенденция, прослеживающаяся в измене­нии взаимоотношений артистов и организаций, оказывающих влияние на общественное мнение, говорят о том, что заключаемые контракты и договора предусматривают работу именно в том направлении, которое обеспечивает скорейшую интеграцию западных методов.

«Шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности выдающихся исполнителей и артистов («звезд»), на имеджмейкерстве (создании имиджа) как разновидности предпринимательской деятельности. Новости шоу бизнеса Казахстана сегодня постоянно придают огласке ту или иную достаточно любопытную информацию, которая, в свою очередь, является одним из элементов создания все того же имиджа. Главным лицом становится не артист, а продюсер (от англ. produce – продавать), который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и т.д.»  /27/

«Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары. Успех любого шоу-проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителей, поэтому продюсер должен не только быть специалистом по инвестициям и рекламе, но и глубоко разбираться в массовой культуре, «чувствовать зрителя».» /28/

Производство «звезд» происходит тремя путями. Бывает, что талантливые артисты сами повышают свое мастерство, зарабатывая деньги клубными концертами, на свои деньги записывают успешный альбом и лишь затем подписывают контракт с какой-либо известной фирмой. Другой вариант – это поиск продюсерами потенциально хитовых исполнителей наугад (в частных клубах, в записях, поступающих «самотеком» в звукозаписывающие компании). Основным вариантом, однако, является конкурс исполнителей под конкретный продюсерский проект, когда не исполнитель ищет подходящего продюсера, а, наоборот, продюсер выбирает подходящего претендента на роль «звезды».

Лишь наиболее популярные «звезды» могут рассчитывать вместо фиксированного гонорара на процент от чистой прибыли при гарантированном минимуме. В результате их доходы достигают поднебесных высот. Так, в 2002 чистый доход знаменитого рок-музыканта «Пола Маккартни превысил 72 млн. долл. (он стал первым миллиардером среди рок-музыкантов), у группы «The Rolling Stones» – 44 млн. В феврале 2003 Пол Маккартни всего лишь за один частный концерт в честь дня рождения одной из своих поклонниц получил 1 млн. долл. (правда, сразу передав всю сумму в благотворительную организацию).» /28/

Сверхвысокие доходы «звезд» являются разновидностью ренты, величина которой зависит исключительно от спроса. Впрочем, даже «звезды» не всегда обеспечивают себе пожизненный достаток. Находясь на пике популярности, они часто приучаются «сорить» деньгами; когда же карьера подходит к концу (в шоу-бизнесе она редко длится более десятилетия), то многие экс-«звезды» по инерции продолжают много тратить и разоряются.

«Поскольку шоу-бизнес требует исключительно больших затрат на рекламу, в этой отрасли очень высока концентрация производства. Так, в мировой индустрии звукозаписи абсолютными лидерами является «большая пятерка» – американские фирмы Sony, Universal и Warner, английская EMI и германская BMG. Это пять крупнейших производителей фонограмм, так называемые «мэйджоры», контролируют более 70% мирового рынка.» /29/

С самых ранних моментов истории шоу-бизнеса обозначились непростые взаимоотношения между коммерческими зрелищами и более культурными видами досуга: зрелища более демократичны, но гораздо менее способствуют развитию личности.

В 20 в. шоу-бизнес решительно потеснил более элитарные виды искусства. Создалась ситуация, когда даже «высокое» искусство вынуждено использовать опыт шоу-бизнеса: вряд ли какое-либо явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т.д. будет замечено общественностью и получит признание, если оно не обретет форму шоу. По мнению многих деятелей от искусства, успешно встроившихся в эту систему, рыночные отношения – единственный способ «спасти» культуру.

Отрицательные издержки подобного подхода видны уже сегодня. Особенно очевидны эти процессы в классических видах искусства. Круг широко известных его деятелей составляют теперь не мастера, творящие для знатоков и ценителей, а те, кто получил одобрение в коллективном сознании, кто обозначил своё творчество как товарный бренд. Успех артиста оказывается обеспечен не только (часто – не столько) его талантом и мастерством, сколько соответствием виртуальным культурным ценностям, к достоинствам самого искусства часто не имеющим никакого отношения.

Впрочем, внутри шоу-бизнеса тоже есть своя иерархия качества. Если творчество, например, участников ансамбля «Битлз» приближается к «высокому» искусству (не случайно Полу Маккартни было торжественно присвоено рыцарское звание), то «творчество» большинства других исполнителей является товаром «одноразового прослушивания».

«Абсолютное доминирование в шоу-бизнесе американских (или, по крайней мере, англоговорящих) фирм и артистов ведет к тому, что он превращается в инструмент американизации мировой культуры.» /29/

Представители казахстанского шоу-бизнеса пока только мечтают о доходах своих западных коллег и их степени влияния на общество. Например, в США, Европе и России эта отрасль не только сверхприбыльна, но позволяет решать и политические задачи. «Вспомнить хотя бы любые президентские выборы в Штатах, там есть даже жанровое деление в зависимости от партии кандидата. Так, условные рок-звезды и звезды Голливуда, как правило, поддерживают демократов, а звезды кантри – республиканцев. Отечественным же деятелям масскульта далеко и до гонораров западных коллег, и до их политизированности.»

«Один из самых успешных казахстанских музыкальных продюсеров Эрик Тастембеков считает, что главной причиной слабой рентабельности шоу-бизнеса является низкая плотность населения.»  /30/ Грубо говоря, рынок сбыта слишком мал.

По словам продюсера, творчество и так вещь довольно абстрактная, зарабатывать на вкусах людей сложно само по себе. Но если рынок ограничен числом потребителей, то задача становится еще сложнее.

«Жомарт Сулейменов, продюсер ныне очень популярной певицы Луины, продолжает тему маленького рынка: «У нас и так небольшая аудитория, но и этот маленький народ ведь делится еще. Делится по языковому признаку, то есть и без того небольшой рынок делится еще на два рынка. Артисты тоже делятся, таким образом, на русскоязычных и казахоязычных. Цельного рынка у нас нет».» /30/

Однако такие сложности не означают полного отсутствия бизнеса. Просто этот бизнес своеобразен. «Например, если на Западе основным источником доходов для артистов являются концерты, то отечественные исполнители, говорит Эрик Тастембеков, зарабатывают за счет корпоративов. По словам продюсера, концерты – вещь и вовсе убыточная.

Ерлан Алимов, продюсер Али Окапова (лауреата Евразийской музыкальной премии в номинации «Артист года»), согласен со своим коллегой. По его словам, чтобы провести концерт, например, во Дворце Республики, необходимо сначала потратиться на аренду здания, затем ждать, что будет аншлаг. Однако далеко не всем казахстанским певцам удается заполнить зал до отказа. Тем более если речь идет о сольном выступлении.» /31/

Что касается продажи всякого рода носителей, то тут и говорить не о чем, музыкальный альбом – уже давно архаизм. А продавать интеллектуальную собственность через интернет – это отдельное искусство.

Так что, казалось бы, выступления на свадьбах, тоях и обрезаниях – единственный источник дохода для казахстанских артистов. «Например, по словам Жомарта Сулейменова, выступление Луины стоит 1 млн тенге. Эрик Тастембеков и Ерлан Алимов о стоимости выступления своих подопечных распространяться не стали. Но, вероятно, суммы сопоставимые. Тут, кстати, встает любимый в этом бизнесе вопрос конкуренции с Россией. Казахстанские артисты, поющие на русском, в отличие от казахоязычных коллег, и без того небольшое число зрителей должны делить с российскими звездами. Но, если судить об успехах в этой конкуренции с точки зрения спроса, то российские артисты дают фору местным. Пример тому – гонорары за корпоративы. Например, если та же Луина, одна из самых ныне известных артисток страны, берет за выступление $6 тыс., то ее российские коллеги – группа «Банд Эрос» – уже $20 тыс. Это притом, что данный коллектив можно отнести, образно говоря, ко второму эшелону российской поп-сцены.» /32/

«Что касается интернета, по словам Жомарта Сулейменова, Всемирная сеть является хорошим «окном» для артиста, если он делает качественный продукт. То есть интернет можно считать бесплатной рекламой, однако все зависит от качества. Также Всемирную паутину можно рассматривать как рынок.» /33/ В частности, можно торговать песнями через знаменитый iТunes Store. Но и тут, как правило, отечественный слушатель отдает предпочтение зарубежным исполнителям.

Как видно, шоу-бизнес – не самое простое дело в Казахстане. Некоторые артисты и вовсе имеют вторые и третьи источники дохода. Что уж говорить о тех, кто, собственно, и занимается бизнесом в этой сфере, о продюсерах.

Мотивация у таких людей в основном одна. Например, Эрик Тастембеков и Ерлан Алимов сами меломаны. Так что для них этот бизнес еще и дань уважения любимому делу. «Что касается продюсера Жомарта Сулейменова, то его мотивировало, по его словам, желание повысить качество современной музыки в Казахстане. Все деятели шоу-бизнеса, говоря о причинах своего появления на этом рынке, ссылались на некие гуманистические мотивы, а не на «ожидания рынка». Так что всем, кто решит заняться шоу-бизнесом, следует помнить, что одна часть этого словосочетания стоит под большим вопросом.

Объем рынка казахстанского шоу-бизнеса оценивается в $10 млн, подсчитали в Euro Event Agency, при этом 80% доходов генерируется именно той-бизнесом. Для сравнения, соседняя Россия с численностью населения, в 10 раз превышающей Казахстан, в музыкальной индустрии генерирует $3,5 млрд. То есть в 350 раз больше. Шоу-бизнес США и вовсе лидирует в мировом рейтинге, собирая $4,9 млрд.» /33/ Что влияет на развитие шоу-бизнеса в Казахстане, какой потенциал у этого рынка и какие кадры придут на смену нынешним музыкантам?

«Именно в Казахстане очень развит той-бизнес. 17 миллионов населения – это не рынок для шоу-бизнеса, утверждают многие артисты.» /34/ Для этого нужно, чтобы была налажена общая инфраструктура по всем направлениям – концертные залы, оборудование и тому подобное. Если Казахстан начнет считать дебет с кредитом, возьмет на раскрутку артиста, начнет вкладывать в него деньги и не станет брать во внимание той-бизнес, а заниматься только шоу-бизнесом так как положено, то все обречены на провал. Что же насчет концертов? Тоже больше преобладают минусы, ежели плюсы

«Во-первых, аренда зала стоит в среднем $20 тыс. И это только пустой зал.

Во-вторых, аренда света, звука и т.д

То-есть многие артисты возмущены тем, что затраты намного больше, чем их потенциальный заработок.» /35/

Может, нам стоит наладить экспорт, раз размер рынка нам не подходит?

«Многие артисты считают, что мы просто не адаптированы, к тому же экспорт возможен только со странами постсоветского периода. Но к сожалению, уже на протяжении нескольких лет экспорт м-у Россией, Белоруссией, Украиной стремительно растет, вряд ли они нуждаются в пополнении.» /35/

Может нашим артистам пора выходить на мировой рынок?

Артисты считают, что не готовы этим заниматься, это непросто. Для выхода на международную арену должны быть:

  • политические цели
  • трансляция нашей культуры,

 – соответственно, надо, чтобы государство субсидировало, пресс-атташе, дипломаты помогали. Чтобы наши таланты смогли пробиться, нужны большие капиталовложения, нужен серьезный менеджмент. Артист не должен заниматься вещами, которые далеки от творчества. Нам надо взращивать менеджмент в шоу-бизнесе, надо учить людей считать деньги и зарабатывать их нормальным, честным, правильным путем.

«Есть один очень хороший пример: Кыдырали Болманов смог такое сделать, это получилось у него с группой «Улытау», он очень хорошо раскрутил их, объездил мир, а дальше что? Сегодня культура никому не нужна, она оголена, и нет человека, который стал бы ее защищать.» /36/

Заключение

Анализируя особенности развития и становления казахстанского шоу-бизнеса, стоит сделать акцент на то, что возникший шоу-бизнес в нашей стране впитал в себя накопленный опыт дореволюционной и советской эст­рады, претерпев идеологический прессинг государства; он развивается в но­вых условиях, по правилам рыночных отношений, а также интеграции запад­ных методов в этой сфере бизнеса. Развитие той-бизнеса в Казахстане го­ворит о том, что этим видом бизнеса будут заниматься и, после интеграции западного опыта его ждут замечательные перспективы. Развитие и функцио­нирование шоу-бизнеса невозможно без профессионалов, умеющих этот биз­нес организовать. Менеджеру недостаточно уметь найти и почувствовать та­лант, предвидеть тот вид деятельности, который принесет прибыль, необхо­димо иметь способности к тому, чтобы организовать ее с учетом экономиче­ских, социокультурных и политических факторов, уметь устанавливать связи с различными структурами, как государственными, так и коммерческими. Вместе с тем шоу-индустрия не может функционировать без финансовой поддержки со стороны как коммерческих, так и некоммерческих структур. Шоу-бизнес – это всегда риск: финансовый, психологический, социальный, так как в нем соединены различные виды и жанры искусства, а его продукция рассчитана на массовое потребление. Воплощение таких сценических форм, как фестивали, конкурсы, гала-концерты, международные форумы, часто бы­вает реально только при наличии меценатов или спонсоров.

Был проведен анализ особенностей в шоу-бизнесе. Исследованы ос­новные методы, существующие в музыкальном шоу-бизнесе Казахстана на сегодняшний день. На основании проведенной работы можно заключить, что на Западе шоу-бизнес гораздо более развит и именно западный шоу-бизнес является третьим источником, казахстанский рынок постепенно осознаёт необходимость интеграции западных методов. Он развивается, посте­пенно преодолевая ту разницу, которая существует сегодня, стирая причины, извиняющие данное отставание. И тенденция, прослеживающаяся в измене­нии взаимоотношений артистов и организаций, оказывающих влияние на общественное мнение, говорят о том, что заключаемые контракты и договора предусматривают работу именно в том направлении, которое обеспечивает скорейшую интеграцию западных методов.

В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.  Шоу-бизнес становится всё более упорядоченным, люди, занятые в этой сфере понимают необходимость создания и имплементации схем, упрощающих организацию концертов, промоушн артистов, а также га­рантирующих результат и доход. Существует явная ориентация на западный опыт. Хотя специфика вкусов казахстанского населения и отчуждённость ре­гионов, а, соответственно и методов работы в них прослеживается очень чётко. Шоу-бизнес становится активным, упрощая себе задачу: население стало воз­действовать на радио, ТВ и, соответственно, на прессу. Благодаря интерак­тивным программам, оно выбирает тех артистов, которые ему нравятся.

Список использованной литературы

  1. Асфандиаров Б.М. Право интеллектуальной собственности: Учеб.-метод. пособие Б.М. Асфандиаров. 2010. — 349 с.
  2. Готовцев Л. И. Правда о шоу-бизнесе. – М.: Рипол Классик, 2014 – 69 с.
  3. Ворошилов В. В. Маркетинговые коммуникации в журналистике: конспект лекций. — СПб: 2010. – 148 с.
  4. Выдрин Д. И. Все на продажу: Грани кризиса буржуазного искусства. — Киев: Мистецтво, 2010. – 211 с.
  5. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М: Юр. лит., 2016. – 272-278 с.
  6. Грачева С. М., Грачев В. И. Художественный рынок и новые технологии // Художественный рынок как объект гуманитарного знания: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции 21-23 января 2014 г. СПб.: СПб. гуманитарный ун-т профсоюзов, 2014. – 134 с.
  7. Гольдберг Э. Особенности шоу-бизнеса. — №1 изд. Неон, 2011. — 25-40 с.
  8. РR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. – М.: ИМИДЖ-Контакт, 2012 -86-89 с.
  9. Быков И.А. Организация и проведение кампаний по связям с общественностью: Учебное пособие. — СПб: СПбГУ, 2012. – 25-28 с.
  10. Пригожин И.И.Политика-вершина шоу-бизнеса.М.: АСТ : Алкигамма, 2010. – 487-491 с.
  11. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Издательство «Феникс» — Ростов-на-Дону, 2010 —
  12. Долгий А. Прагматика культуры. — М.: Фонд научных исследований, 2012. — 18 с.
  13. Жданова Е. И., Иванов С. В., Кротова Н. В. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2013. – 36-39 с.
  14. Иванов С.В., Кротова Н.В. Менеджмент шоу-Бизнеса: учебное пособие. — М.: МГУК, 2015. — 252 с.
  15. Колиберда Е.Г. Связи с общественностью. — М.: Логос, 2003. — 350 с.
  16. Комаровский В.С. Управление общественными отношениями. – М.: РАГС, 2010. – 400с.
  17. Коновалов А.В. Маленькие секреты большого шоу-бизнеса. – СПб.: Питер, 2015. – 258 с.
  18. Кэмпбелл Р., Макконел Л., Стенли Л. Брю. Экономикс. М.: Республика, 2012. — 37-38 с.
  19. Маркетинг культуры и искусства. 2-я редакция / Франсуа Колбер при участии Жака Нанте-ля, Сюзан Билодо, Дж. Дэнниса Рича; Пер. с англ. СПб.: Арт-Пресс, 2014. — 30 с.
  20. Пашенцев Е. Н. Паблик: от бизнеса до политики. Москва.»Финпресс», 2015 – 164 с.
  21. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М.: Центр, 2014. – 57-59 с.
  22. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М.: Центр, 2014. – 126-231 с
  23. Цитаты о Public Relations (PR) // «Триз-Шанс». — triz-chance.ru
  24. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. — М: РИП-Холдинг, 2013 – 73 с.
  25. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд. исправл. М.: ИНФРА-М, 2011. — 260-261 с.
  26. ТЕАТР И ШОУ-БИЗНЕС // Ассоциация «Открытая наука» URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teatr-i-shou-biznes (дата обращения: 07.03.2017).
  27. ТЕАТР И ШОУ-БИЗНЕС // Ассоциация «Открытая наука» URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teatr-i-shou-biznes (дата обращения: 07.03.2017).
  28. ТЕАТР И ШОУ-БИЗНЕС // Ассоциация «Открытая наука» URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teatr-i-shou-biznes (дата обращения: 07.03.2017).
  29. Самойленко В. М. Зрелище как социально-эстетический феномен культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. На правах рукописи. Кафедра теории и истории культуры Академии общественных наук при ЦК КПСС, 2011. – 2 с.
  30. Томилов В. В., Гласман А. К. Маркетинг-менеджмент в системе шоу-бизнеса. СПб.: Издательство СПб. гос. ун-та экономики и финансов, 2012. -10 с.
  31. Томилов В. В., Гласман А. К. Маркетинг-менеджмент в системе шоу-бизнеса. СПб.: Издательство СПб. гос. ун-та экономики и финансов, 2012. -34-39 с.
  32. Томилов В. В., Гласман А. К. Маркетинг-менеджмент в системе шоу-бизнеса. СПб.: Издательство СПб. гос. ун-та экономики и финансов, 2012. -97-101 с.
  33. Эрик Тастембеков: Почему наши каналы платят россиянам? // Ratel.kz URL: http://ratel.kz/raw/erik_tastembekov_pochemu_nashi_kanaly_platjat_rossijanam (дата обращения: 18.03.201
  34. Эрик Тастембеков: Почему наши каналы платят россиянам? // Ratel.kz URL: http://ratel.kz/raw/erik_tastembekov_pochemu_nashi_kanaly_platjat_rossijanam (дата обращения: 18.03.2017).Шоу-рынок. Цены и особенности рынка // URL: http://www.yur.ru/economy/CENA7.html (дата обращения: 01.03.2017).
  35. Ерлан Кокеев: «17 миллионов – это не рынок для шоу-бизнеса» // NationalBusiness URL: http://nb.kz/10326/ (дата обращения: 01.03.2017).
  36. Ерлан Кокеев: «17 миллионов – это не рынок для шоу-бизнеса» // NationalBusiness URL: http://nb.kz/10326/ (дата обращения: 01.03.2017).

Авторы: Абесова Д., Асемов А.

Яндекс.Метрика