РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРСТВА

Если взглянуть на все великолепие животного и растительного мира, то становится понятно, что лидерство положено в саму основу жизни. Только у растений и животных оно проявляется в виде простого доминирования. Но это не мешает отражать главную суть этого явления преимущество одной или группы особей над другими.

В процессе формирования зачатков межличностных отношений вида Ноmо Sapiens простое доминирование, присущее всему животному миру трансформировалось, развивалось, и в конечном итоге в человеке, как в высшей форме психоэмоциональной жизни преобразовалось в явление лидерства.

Существует несколько значений термина лидерство. Но остановимся на том, лидерство это особое качество, модель поведения человека или организации, которое обеспечивает передовые позиции. Развитие лидерских качеств происходит только в социуме и при постоянном межличностном взаимодействии дома, на работе и т.д. Люди, стремящиеся к лидерству, стараются найти способы, позволяющие им максимально быстро добиться успеха и запять лидерские позиции. Люди, идущие за лидером, хотят понять не только, что заставляет их подчиняться его власти, но и как они сами могут влиять на его действия. При этом любой человек оказывается так или иначе вовлечен в отношения «лидер — последователи» во всех сферах своей жизни: в профессиональной деятельности, семье, дружбе, саморазвитии. Включаясь в политические, экономические, культурные процессы, человек непременно сталкивается с проблемами лидерства. Исследования лидерства сохраняют свою актуальность и потому, что изменения, которые происходят в обществе на всех уровнях (например, на технологическом уровне -разработка новых компьютерных устройств и развитие интернет-пространства; на экономическом — возникновение постиндустриального общества; на социальном — постепенное формирование гражданского общества и т.п.), не затрагивая основ лидерства, вызывают необходимость поиска иных форм его проявления, новых способов его развития. Но мы всегда должны задаваться вопросом зачем нам это будет нужно? Мнения людей всегда будут расходиться, но в одном они всегда будут правы, именно развитая молодежь, которая будет выставлять своих лидеров поднимет нашу страну на новый уровень, что и является поставленной целью нашего елбасы. Как он говорил:” Будущее этой страны- наша молодежь”.

Но не все молодые люди изначально обладают высокоразвитыми лидерскими качествами. Именно поэтому изучение способов и особенностей развития лидерских качеств важно для понимания и накопления багажа знаний по данной тематике и решения данной научной проблемы. Ведь изучение данной проблемы положит начало новому этапу в становлении лидерских качеств. Человек всегда эволюционировал, по данной причине развитие и прогрессирующие факторы, влияющие на становлении молодежи и молодежного лидерства будут эволюционировать, что приведет к улучшению состояния народа и страны в общем. Мы вошли в 30-ку лучших стран мира, теперь наша цель пробиваться дальше, показать страну в лучших качествах перед мировым обществом, а для этого большую роль играет современная молодежь и ее лидеры.

У каждого человека свои индивидуальные лидерские качества , но все должны обладать определенным стандартом лидера, за которым будут идти миллионы людей.  Молодежь является наиболее уязвимым среди молодежи, поэтому нам нужен правильный лидер , а не лже-лидер, который приведет к отрицательным явлениям.

Основной задачей исследования является раскрытие портрета современного молодежного лидера и анализ особенностей развития лидерских качеств личности на основе имеющейся научной литературы.

 Система высшего профессионального образования подверглась существенным изменениям в последние несколько десятилетий. Она испытала на себе перипетии перехода от одной экономике к другой , разрушения идеологических клише, формирования новой парадигмы педагогической деятельности. Подобные процессы ярко сказались на содержании и характере воспитательной деятельности высшей школы. Однако в повестке дня остро стоят вопросы нахождения оптимальных форм и механизмов воспитательной работы со студентами. Путь поиска ответов на эти вопросы тернист и извилист в силу целого ряда объективных причин. Прежде всего, это отсутствие целостной общегосударственной концепции воспитания молодого поколения. Считается, что плюрализм мнений исключает целенаправленное влияние на умонастроения молодежи. Академические свободы предполагают широту взглядов и убеждений преподавателей. Ценности у всех оказываются разными. При этом игнорируется обстоятельство, что любое общество способно к поступательному развитию только на основе общей системы мировоззренческих ценностей при максимальной терпимости к иным убеждениям. Социальное воспитание, собственно, представляет собой систему формирования актуальных общественных ценностей и идеалов. Поэтому можно настаивать на необходимости четко артикулировать цели и задачи воспитательной работы в образовательных учреждениях. К другим факторам, оказывающим непосредственное влияние на реализацию воспитательной работы в высшем учебном заведении, можно относить массовый характер высшего образования, ограниченность кадровых и организационных ресурсов для ее осуществления. Закономерно встает вопрос, каким образом донести до каждого студента и убедить в высокой значимости ценностей гражданственности, патриотизма, морали и нравственности, здорового образа жизни? Каким образом мобилизовать профессорско-преподавательский состав на решение указанной задачи? Чтобы найти ответ, необходимо сконцентрировать усилия на разработке методологии и методики воспитательной работы с молодежью на основе накопленного казахстанскими вузами опыта в последние десятилетия. Двигаться в указанном направлении вынуждает также остро обозначившаяся государственная потребность в молодых управленческих кадрах. Активно разворачивающиеся инновационные процессы нуждаются в эффективных управленцах в самых разных сферах профессиональной деятельности: научной, производственной, образовательной и иных. Задача их подготовки ложится, в первую очередь, на высшие учебные заведения и предполагает развитие лидерских качеств и организационных навыков у сегодняшних студентов. Она вряд ли разрешима только в учебном процессе и становится базовой при осуществлении воспитательной компоненты. Позволим себе утверждать, что мощнейшим ресурсом в реализации воспитательного потенциала образовательного учреждения вне зависимости от объективных сложностей выступает социально-активная часть студенчества. Это молодежь, уже обладающая лидерскими качествами и проявляющая живую заинтересованность в том, что происходит в окружающем мире. Подобное любопытство позволяет студентам включаться в протекающие процессы и влиять на них своей деятельностью. Мотивы социальной активности могут быть самые разные. Видимо, это требует самостоятельного научного анализа. С практической точки зрения важно обеспечить, чтобы деятельность активного студенчества была включена в механизмы воспитательной работы в целом и не приобретала асоциальных проявлений.

Соответственно, необходимо создавать возможности для раскрытия лидерского потенциала студентов в приемлемых формах и на благо всей студенческой молодежи. Подобная задача требует сосредоточить пристальное внимание на работе с социально-активными студентами вуза, в том числе в контексте подготовки резерва управленческих кадров. Несмотря на синонимичное употребление понятий «лидер» и «руководитель», предлагаем их разграничивать. Различия в понятиях «лидер» «руководитель» выделены и детально сформулированы в литературе /1/. Лидерство – это отношение доминирования и подчинения, влияния и следования этому влиянию в системе межличностных отношений в организации. Следовательно, в широком смысле слова, лидерство – это один из способов организации и управления группой, что позволяет объединять понятия «лидер» и «руководитель» и, несмотря на их различия, говорить о том, что развитие качеств лидера способствует и развитию качеств руководителя. Этот тезис подтверждается результатами исследований, представленных в работе Ларионова В. Г. и Мельникова О. Н. /2/, согласно которым значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Опыт воспитательной работы в вузе также позволяет делать вывод, что далеко не все студенты, активно участвующие в общественной жизни, впоследствии становятся эффективными управленцами. Однако именно у них имеется больше шансов реализоваться в руководящей деятельности по сравнению с теми, кто воздерживался в студенческие годы от участия в различных формах в не учебной деятельности. Тем не менее, необходимо учитывать следующее. Во-первых, далеко не все стремящиеся стать лидерами обладают необходимыми для этого качествами. И, во-вторых, такая активность ниже у студентов младших курсов.

Тезис о практической сложности установления лидеров в группах, несмотря на очевидность феномена лидерства, поддерживается специалистами в области социальной психологии /3/. Кроме того, крайне нежелательно наличие в коллективе потенциальных лидеров, не имеющих возможности для самореализации в сфере своей студенческой деятельности, поскольку они могут искать реализацию в других областях, нередко превращаясь в «антилидеров». Нереализованный лидер может представлять серьезную опасность для организации. Большинство сотрудников, вызывающих проверки «сверху», ведущие разного рода тяжбы с начальством, как раз и являются такими не замеченными и  неоцененными потенциальными лидерами. Всегда следует помнить, что только от руководителя зависит, куда будет направлен и в какую форму облечен такой потенциал. Для формирования современной вузовской системы работы с социально активной молодежью и подготовки лидеров необходимо использовать опыт отечественной психолого-педагогической науки, деятельности комсомольских и высших партийных школ, академий хозяйственного актива применительно к реалиям сегодняшнего времени. /4/

Также необходимо учитывать, что в вузах процесс развития лидерских способностей происходит одновременно с интенсивным личностным ростом молодых людей и, следовательно, не может быть исключен из сферы воспитательной работы. Решение вышеозначенной задачи складывается из двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных этапов: этап выявления лидеров и этап работы с ними, включающий деятельность по формированию у студентов особых личностных качеств и навыков. Первый этап реализуется с первого дня обучения в вузе. На наш взгляд, завершиться он должен к концу первого года обучения с целью воплощения лидерского потенциала студентов в реализуемые вузом механизмы воспитания. Процесс выявления лидеров протекает на уровне академических групп и должен осуществляться, по нашему мнению, под контролем преподавателей – кураторов, с целью адаптации студентов к условиям обучения в вузе и формирования комфортного психологического климата в студенческой группе. В работе Щегловой Т. М. /5/ рекомендуется участие преподавателя, являющегося куратором, в выборе официального актива группы первокурсников. При выдвижении кандидатур на официальные посты в группе авторы предлагают ориентироваться, прежде всего, на морально-деловые качества студента, лишь затем, на его популярность, так как «звезды» первых дней существования группы в дальнейшем могут и не занимать лидерских позиций. Важная роль в процессе выявления лидеров может быть отведена тестированию.

Несмотря на неоднозначное к нему отношение, тестирование достаточно часто используется в частных и государственных компаниях для выявления лиц, способных к эффективному управлению /6/. Как правило, тестирование проводится избирательно, в основном, в рамках школ лидерского актива. В ряде работ для оценки лидерских качеств личности предлагается использование метода социометрии /7/, включающей вопросы, затрагивающие основные стороны жизнедеятельности студенческой группы – учебную, научную, профессиональную, общественную, эмоционально-личностную и другие .

По  мнению экспертов , используемые для этих целей тесты должны быть комплексными и включать вопросы, связанные с мотивацией и направленностью студентов, их склонностями и интересами, коммуникативными, организаторскими способностями, опытом участия в общественной работе, полученным в школе./8/

Безусловно, принципиальное значение на этапе выявления социально-активных студентов имеет собственно внеучебная студенческая жизнь в совокупности различных мероприятий. Система конкурсов (творческих, организационных, учебных) способствует тому, что очень быстро в студенческой группе определяются лидеры, организующие и направляющие жизнедеятельность группы. Второй этап в системе работы со студенческими лидерами представляет собой деятельность по развитию лидерских качеств, что осуществляется как посредством обучения, так и приложения на практике полученных умений и навыков. Такое разграничение достаточно условно, поскольку осуществляется, как правило, в рамках реализации студенческих мероприятий.

Второй этап в системе работы со студенческими лидерами представляет собой деятельность по развитию лидерских качеств, что осуществляется как посредством обучения, так и приложения на практике полученных умений и навыков. Такое разграничение достаточно условно, поскольку осуществляется, как правило, в рамках реализации студенческих мероприятий.

Система обучения лидеров должна быть связана, по нашему мнению, с развитием таких навыков, как аналитические, коммуникативные, организационные и т.д. С другой стороны, необходима ориентация на самосовершенствование личности, воспитание способностей к самоорганизации, самодисциплине, самоанализу, самооценке результатов деятельности. Эта составляющая реализуется в проведении школ лидерского актива, деловых игр и иных подобных мероприятий. Организация и проведение школ лидерского актива в последние годы стали повсеместно распространенной и популярной практикой, проводимой в самых разнообразных формах – сборов актива, выездов факультетов, лагерейсеминаров для лидеров и так далее./9/ Школы лидерского актива в последние годы проводятся также и на общеказахстанском уровне. Студенческие советы факультетов, студенческий совет ННГУ им. Н. И. Лобачевского регулярно организуют и проводят школы актива для студентов-первокурсников, выявляя молодежных лидеров. В западных компаниях вторым по уровню значимости (после обучения) считается признание важности развития лидерских качеств путем непосредственного воздействия высокопоставленных сотрудников на молодых /10/. В применении к образовательному процессу, такой формой можно считать проведение лекций и встреч с представителями политической, научной, деловой элиты. Также в западных компаниях создаются дополнительные возможности для сотрудников проявить свои таланты посредством разработки новых товаров или услуг. Это способствует реализации небольших новаторских развитие лидерских качеств у социально-активных студентов как принципиальная задача воспитания в высшей школе проектов, а участие сотрудников в подобных программах способно подготовить их к выполнению руководящих обязанностей в низшем и среднем звеньях /10/. В образовательных учреждениях такой подход может быть реализован в рамках проектной деятельности студентов. В ней уже фактически реализуется вторая составляющая – практический опыт функционирования в качестве лидера. Интересной и действенной формой в данном направлении также является кураторская (вожатская) деятельность студентов старших курсов в отношении студентов младших курсов. Одновременно с практическим функционированием в качестве лидеров, что актуально для студентов-старшекурсников, этот вид деятельности решает важную задачу адаптации студентов-первокурсников к условиям вузовской среды. В ННГУ им. Н.И. Лобачевского вожатская деятельность на постоянной основе эффективно осуществляется на многих факультетах. Кроме того, в нижегородском университете для работы со студенческими лидерами создана специальная научнообразовательная программа «Малая академия государственного управления» под эгидой аппарата полномочного представителя Президента РК. Учебный план включает встречи с выдающимися деятелями страны и региона, лекции на значимую общественнополитическую тематику, широкую проектную деятельность слушателей социальнозначимого характера./11/ На программу принимаются социально-активные студенты всех нижегородских вузов при условии рекомендации от ответственных лиц вуза, курирующих воспитательную работу. Особую значимость, по нашему мнению, имеет то, что ежегодно в рамках учебного плана малой академии реализуется силами студентов порядка двух десятков проектов слушателей. Часть из них представляет собой мероприятия студенческой жизни: конкурс «Молодой литератор», студенческие балы в лучших дворянских традициях, благоустройство территории университета, деловые игры по избирательной или злободневной общественно-политической проблематике. Другая часть проектов адресована детям – в больницах, детских домах, в школах. Эта деятельность сама по себе способствует развитию духовно-нравственных качеств студентов. Кроме того, в рамках малой академии социально-активная молодежь имеет возможность транслировать в социальную среду значимые социально-востребованные ценности./12/ Мощным потенциалом развития лидерских качеств обладает студенческое самоуправление. Поскольку студенческому самоуправлению отводится важное место в реализации всех направлений воспитательной деятельности, его необходимо рассматривать не только как инициативную деятельность самих студентов, направленную на решение важных вопросов в различных сферах студенческой жизни, но, прежде всего, как одну из форм воспитательной работы в вузе. Актуальность развития студенческого самоуправления подтверждается вниманием со стороны органов государственной власти, инициирующих конференции, форумы и конкурсы по данному направлению. Это позволяет сделать вывод о том, что студенческое самоуправление можно рассматривать не только как практическую деятельность студентов и форму воспитательной работы в образовательном учреждении, но и как одну из форм молодежной политики РК, направленной на наиболее полное использование потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества. На наш взгляд, подобная работа со студенческими лидерами с лихвой окупается. Она обеспечивает необходимую масштабность воспитательного воздействия. При этом действует принцип «равный – равному», что способствует достижению воспитательных целей. При этом мягко нивелируется проблема асоциальных проявлений лидерского поведения, что является главной целью профилактической работы в вузе. Приобретаемые навыки организационно-массовой работы способствуют решению вопросов подготовки управленческих кадров. Подводя итоги, хотелось бы акцентировать внимание на следующем. Планомерная и методичная работа со студентами, обладающими активной жизненной позицией, позволяет удовлетворить ряд значимых индивидуальных и социальных потребностей. Прежде всего, это потребности личности молодого человека в творческом развитии и практическом приложении своих лидерских способностей и талантов. Обладая потенциалом руководителя, он заинтересован в приобретении навыков, которые позволят ему эффективно реализовать собственную карьерную стратегию. Это яркий пример комплиментарности обучения и воспитания в обеспечении высокого качества профессионального образования. Во-вторых, особое внимание к социально-активным студентам отвечает потребности высшего учебного заведения в эффективном механизме воспитательного воздействия на широкий круг студентов посредством студенческих лидеров. Последние не имеют достаточных возможностей для приложения своей инициативы и усилий в масштабах всего общества, тогда как молодежная среда представляет собой благодатное поле деятельности. Для воспитателя это возможность формировать образцы поведения в относительно небольшой группе студентов и транслировать их в молодежную среду. При этом молодые лидеры будут приобретать навыки организационно-массовой работы. Инициативы, проекты, конкретная деятельность лидеров по разным направлениям воспитательной работы, обращенные к широким кругам студенчества, в совокупности способны привести к успешному решению задач воспитания, которые стоят перед современным высшим учебным заведением. Наконец, деятельность по развитию лидерских качеств у социально-активных студентов способна удовлетворить государственную потребность в подготовке управленческих кадров высокой квалификации. Эффективный руководитель это не только тот человек, который обладает багажом управленческих знаний./13/ Это, прежде всего, тот, кто умеет взаимодействовать с людьми, ставить цели и мобилизовать ресурсы на их достижение. Успешное отраслевое управление предполагает и компетентность руководителя в соответствующей сфере. Сегодняшние студенты-лидеры потенциально способны к качественному выполнению управленческих функций в ближайшем будущем. Следовательно, именно во время получения высшего профессионального образования необходимо оформить лидерский потенциал в систему конкретных навыков и личностных качеств. Позволим себе утверждать, что работа с социально-активными студентами представляется приоритетным направлением в воспитательной работе вуза. Формы и механизмы развития лидерских качеств, безусловно, требуют своего дальнейшего развития и совершенствования. Однако движение в указанном направлении неизбежно и подтверждается актуальными потребностями и социальными запросами.

Теория черт или теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают “великих людей” от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

В этом направлении были проведены сотни исследований, породивший предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Р. Стогдилл в 1948 г. и Р. Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:

  ­­- ум или интеллектуальные способности;

  — господство или преобладание над другими;

  — уверенность в себе;

  — активность и энергичность;

  — знание дела.

Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. наиболее интересный результат был получен  известным американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

  • управление вниманием, или способность так представить сущность результата, цели или действий, чтобы это было привлекательным для последователей;
  • управление значением, способность так передать значение идеи, чтобы она была понятна и принята последователями;
  • управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
  • управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои слабые и сильные стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей./14/

Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, и личностные деловые.

К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Примеры многих людей подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур

Психологические качества, такие как смелость, независимость, инициативность, честность, работоспособность и т. д. проявляются на практике главным образом через характер человека. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством.

Изучение умственных качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер при-обретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре.

Теория черт обладает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможно создать “единственно верный” образ лидера.

Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих пор не очень помог практике./15/

Особой, достаточно современной группой концепций лидерства, примыкающей к теории черт, являются концепции харизматического лидерства. Они восходят к работам М. Вебера и представлены, в частности, такими современными авторами, как В.М. Басс, Б. Шамир, Р.Й. Хозе, М. Артур и др. Концепции харизматического лидерства исходят из того, что идеальный работник соответствует личности руководителя, служит отражением лидера, способного оказывать влияние на трансформацию его ценностей. Проявлениями такого идеального работника выступают вера в лидера, почитание руководящей личности, а также побуждение к действиям и вдохновение, испытываемое от ее влияния. Мотивирующее воздействие руководителя осуществляется через механизм подражания, принятия членами группы его ценностей и поведения за образец, наделения его харизмой. Обладать способностью влияния на ценности других лю­дей и их изменение могут немногие, “избранные”.

Некоторые авторы концепций харизматического лидерства (Б. Шамир, Р.Й. Хозе, М.Б. Артур) трактуют лидерство не столько как дуалистический, т.е. как влияние одного человека на другого, сколько как коллективный процесс. В его основе лежит склонность сотрудников идентифицировать себя с группой и высоко ценить принадлежность к ней. Харизматический лидер повышает такую социальную идентификацию тем, что связывает соответствующие представления и ценности каждого ведомого с групповыми ценностями и коллективной идентичностью. Четко выраженная групповая идентификация означает, что член группы ставит групповые потребности выше индивидуальных интересов и даже в случае необходимости готов пожертвовать последними. Это, в свою очередь, усиливает коллективные ценности и нормы поведения./16/

Решающим в харизме лидера является его способность влиять на видение, восприятие ведомыми действительности и на их ценности.Такие лидеры могут даже внушать членам группы новые ценности, однако обычно они подчеркивают особую значимость индивидуальных ценностей каждого сотрудника и стремятся связать их с групповыми задачами. Для эффективности влияния лидеры должны хорошо знать и уважать потребности, ценности и идентификации ведомых. Лишь в этом случае они могут рассчитывать на доверие членов группы, формирование харизмы и высокую групповую идентификацию. Харизму лидера усиливает его персональная увлеченность коллективными целями, готовность идти на личный риск ради их достижения, идентификация себя с ними и с группой.

Харизматические лидеры всячески подчеркивают символический характер трудовой деятельности, ее нравственные аспекты. Благодаря этому вклад сотрудников в реализацию организационных целей получает внутреннюю нравственную мотивацию: ведомые связывают свою работу и групповую роль с самоуважением и личным достоинством.

Центральную роль в концепции коллективного харизматического лидерства играет вера в собственные компетентность и способность решать трудные задачи. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную производительность членов группы, их упорство в труде и преодолении трудностей. Причем индивиду­альная вера в собственные силы базируется на коллективном ожидании высоких результатов от каждого работника и всех членов трудового коллектива. Высокая коллективная уверенность в своих силах влияет не только на ведомых, но и на лидера, который проявляет готовность к кооперации с членами группы для достижения общих целей. Харизматический лидер способен повышать уверенность ведомых в успехе индивидуальных и коллективных усилий.

В группе с харизматическим лидерством первостепенную значимость играют не внешние стимулы, а внутренняя мотивация, привлекательность самовыражения, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и товарищей. Лидер порождает у своих ведомых надежду на “лучшее будущее” и его реальность. При этом внешнее вознаграждение, например высокая зарплата, хотя и поддерживает веру в такое “лучшее будущее” и ощущение его реальности, однако не играет приоритетной повседневной мотивирующей роли и выступает лишь одной из конечных целей.

Концепции харизматического лидерства опираются на ряд интересных эмпирических исследований, однако многие авторы считают их слишком описательными и недостаточно точными, а также не раскрывающими психологические механизмы формирования харизмы и всего комплекса отношений лидера — ведомых. В реальной жизни одной из слабостей этого типа руководства является чрезмерно высокая зависимость деятельности группы от личности лидера и сбои в ее работе в случае утраты (перевода, увольнения и т.п.) лидера.

Харизматическое лидерство чаще и более эффективно проявляется в группах со слабо структурированными задачами, невысокой спецификацией трудовых функций и отсутствием четко установленных стратегий реализации организационных задач.

Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства

Крупным шагом вперед по пути учета относительности черт лидера и адапта­ции теории черт к реальным условиям является факторно-аналитическая концепция лидерства, которую нередко называют второй волной в развитии теории черт. В ней различаются чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных целей. Между этими двумя группами свойств лидера могут быть существенные различия. Например, человек, обладающий такими качествами, как доброта, уважение к другим, общительность, склонность к рефлексии, гибкость и т.п., длительное время находясь на руководящей должности в армии или в других подобных авторитарных структурах, как правило, постепенно утрачивает свои некоторые прежние черты и формирует вторую группу черт, связанных с характером выполняемых задач: решительность, уверенность в себе, строгость (а порою и жесткость) в отношениях с подчиненными, беспрекословное повиновение распоряжениям начальства и т.п. /16/

Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятия целей и задач, связанных с конкретной ситуацией. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним задач вырабатывается стиль его поведения, составляющий его “вторую природу”. Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток определенных социальных условий

Идея зависимости лидерства от социальных условий обосновывается и развивается в ситуационной концепции(Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер и др.). Эта концепция исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер — функция определенной ситуации. Как писал Р. Стогдилл, “лидерство есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях”.

Феномен лидерства, как неотъемлемая часть современной жизни, сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Ситуация лидерства возникает практически везде, где имеется группа людей. Лидер оказывает огромное влияние на любые процессы, протекающие в группе: это и самоорганизация, и формирование групповых норм, правил, ценностей, а также поведение своих последователей.

Но кто такой лидер для большинства людей, и что вкладывается в это понятие? Ответ на этот вопрос и является целью данной статьи, в которой проблема лидерства рассматривается в молодежных и студенческих группах, так как молодежь (особенно студенчество) является наиболее активной и прогрессивной частью общества. И эту активность различные лже-лидеры не прочь обуздать для задания нужного вектора развития и действия всех членов группы. С выводами нашей статьи можно соглашаться или нет, но примеры описанных ниже явлений вы легко сможете отыскать в реальной жизни. /17/

В различных словарях даются следующие определения понятию «лидер»:

  1. Лидер (от англ. leader — ведущий) — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе /18/.
  2. Лидер — самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе /20/.
  3. Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи /19/.

4.Лидер — глава, руководитель политической партии, общественнополитической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе /20/.

Во всех определениях есть общие понятия, но не достает слов, несущих весь смысл понятия «лидер», особенно, когда мы говорим о лидере в молодежной среде. Это, прежде всего, то, что лидер должен нести в массы исключительно прогрессивные идеи, направленные на развитие и совершенствование своих последователей, повышение уровня их культуры, переориентацию ценностей на более «здоровые», правильные — здоровый образ жизни, занятие спортом, чтение книг, интеллектуальное и профессиональное саморазвитие, уважение к старшим, мотивация к учебе — всѐ это особенно важно в наше время. Вот, на наш взгляд, настоящий портрет лидера для современной молодежи.

Человек, который возглавляет группу людей, но своими действиями никак не повышает «качество» своих последователей или даже организует их во имя ложных ценностей, не может называться лидером. Такое жесткое суждение обусловила та ситуация, в которой сейчас находится современная казахстанская молодежь. Кроме того, что демографическая «яма» 90-х годов ощутимо ударила по казахстанскому  человеческому «наследию», так это поколение подвергается влиянию всех средств уничтожения нормального, здорового, гармонично развивающегося цивилизованного общества. Такими средствами являются так называемые «легальные наркотики» — алкоголь и табак, не говоря уже о запрещенных наркотических веществах. Истинный лидер  должен учитывать все эти факторы, побуждать массы к созиданию и никогда к разрушению (в том числе и самого себя).

Исходя из вышесказанного, возникает вопрос: а нужен ли настоящий лидер современной молодежи? Чаще всего — нет. Большинству лидер не нужен. Ему нужен лже-лидер, который будет играть на примитивных потребностях современной бедной души молодых людей. И это каждый раз доказывает повседневная жизнь. Лидерство в молодежных группах в основном ориентируется на процесс, ведь главная ценность подрастающего поколения — хорошо провести время. Вместо семинаров, научно-познавательных конференций, выставок, музеев, библиотек — увеселительные клубы и места сомнительного развлечения, «тусовки» и общение ради общения.

Во время таких коммуникаций молодые люди получают подтверждение своей значимости среди сверстников, узнают свой статус. Им важна поддержка, потому что зачастую отсутствует собственная система ценностей, которая обычно формируется под воздействием средств массовой информации, Интернета, общения с другими людьми, а также тех, на кого они хотят походить.

Но кто же они — кумиры современной молодежи? Это различного рода певцы, актеры, «герои» шоу-бизнеса, звезды телевидения и прочие «знаменитости», которые часто ведут аморальный образ жизни и просто не могут быть предметом почитания и подражания для нормального человека. Реже кумирами являются спортсмены и это нельзя отнести к положительным факторам.

Пустые души и головы у населения страны всегда были целью государственных управленцев, которые с помощью СМИ устанавливают качество жизни людей без их ведома. Делается это весьма просто:

  1. С помощью СМИ изменяются и формируются приоритеты масс — это удел современных СМИ.

2.Убедить снизить планку запросов и сделать общество менее требовательным.

  1. Наконец, предоставить людям то, чего они якобы сами теперь желают, подкрепив это специально выращенными общественными «лидерами» /21/.

Эти подготовленные «вожди», завоевав еще не окрепшие умы молодых людей, ведут их за собой. Печальный результат подобных экспериментов мы имеем сегодня в лице современной казахстанской молодежи. Поэтому необходимо четко уяснить, кто же такой настоящий лидер, а также уметь отличать его среди множества лже-лидеров.

Человек, претендующий стать лидером в молодежной группе, должен иметь определенные лидерские качества, которые будут выделять его среди других. Наличие или, наоборот, отсутствие необходимых лидерских качеств влияет на то, почему одни члены группы становятся еѐ лидерами, а другие ею не принимаются.

Лидерские качества — это система психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которая способна обеспечить эффективное выполнение задач и функций лидера.

Какие же отличительные черты присущи молодежному лидеру, и какие цели преследуются при формировании лидерства? Лидер должен быть ценностью и потребностью для других. Основными потребностями современной молодежи являются следующие: в самоутверждении, признании в какой-либо среде, выделении из общей «толпы». Поэтому лидер для молодежи — это яркий, нестандартный, уверенный в себе и своих силах, словах и поступках человек. Но быть ярким человеком вовсе не означает какоелибо внешнее проявление, это слово не следует понимать буквально. Ярким человек должен быть внутри: эмоции, энергия, движение — лидер никогда не бездействует.

Однако этого не достаточно. Чтобы занять лидирующую позицию в среде молодежной группы, необходимо быть «на шаг впереди» всех: нужно иметь большую, чем у других, осведомленность в приоритетных для группы вопросах, обладать большей информацией. Известно, что информация — ресурс, обладая которым человек становится выше других.

Следующая важная черта лидера — это умение быть «не как все», быть оригинальным, умение нестандартно мыслить и интересно выражать свои мысли. Лидер также может проявляться в своих внутренних качествах, например, иметь багаж знаний на порядок выше, чем у других членов группы, в которой главной ценностью являются знания и карьера.

Умение нестандартно, красноречиво выражать свои мысли невозможно без хороших ораторских способностей. Лидер должен своей речью уметь «зажигать» толпу, мотивировать её на совершение целей группы.

Любой лидер должен быть харизматичным. Харизма — особое свойство, с помощью которого человек может оказывать эффективное влияние на других людей. Известные государственные и военные деятели, несомненно, были харизматическими личностями: Сталин, Гитлер, Муссолини, Ленин и другие.

Однако не любой харизматичный человек — лидер. Харизматическим лидером может стать и хороший человек (настоящий лидер), и преступник (лже-лидер). Когда говорят, что у человека есть харизма, то подразумевают, что он способен производить на окружающих сильное впечатление, они поддаются его влиянию и готовы за ним следовать. К таким людям тянутся, им доверяют.

Однако лидерами не рождаются, ими становятся. Это признание, которое надо заслужить. Это тяжелый и кропотливый труд, который под силу не каждому. Настоящий лидер — это созидатель, человек, действующий на благо своих последователей, руководствующийся нравственно здоровыми ценностями.

Ричард  Никсон — американский государственный деятель, один их президентов США — справедливо заметил: «Мы богаты товарами, но бедны духом». Так вот задача истинного лидера — делать наши души богаче./22/

Лидер в группе — это ее член, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию коллективной деятельности для достижения общей цели.

Представителям высших и отчасти средних звеньев молодежной организации обычно присуща высшая преступная авторитетность, основанная на личном опыте, материальных средствах и личных качествах. К числу основных качеств, присущих современному лидеру молодежной неформальной группы, по мнению некоторых авторов, относятся: волевые качества, которые помогают проявлять настойчивость в достижении цели, подавлять волю других, подчинять их своему влиянию; преобладающие, по сравнению с другими участниками молодежной группы, умственные способности; физическая сила; умение держать слово; предприимчивость, которая помогает сходиться с людьми, легко контактировать с ними, завоевывать доверие, видеть их недостатки и достоинства, и использовать их в своих целях; коммуникабельность; решительность в действиях и целеустремленность; знание внешних и внутренних условий функционирования молодежной среды; быстрота ориентирования и принятия решений в сложных ситуациях.

Лидер неформальной молодежной группы — умен, обладает организаторскими способностями и психологической властью над подчиненными. Таким образом, можно сделать вывод, что современные лидеры в молодежной среде обладают всеми необходимыми личностными качествами, которые они используют при осуществлении своих функций. Обладание такими индивидуально качественными характеристиками обусловливает их выдвижение в лидеры.

Выдвижение лидера в молодежной группе происходит стихийно, по мере ее развития и функционирования. При этом действуют два фактора — объективный и субъективный.

Объективный фактор — в лидеры молодежной группы выдвигается тот ее член, который наиболее “полезен” ее деятельности, наилучшим образомпроявляет себя в повседневной жизни неформального коллектива.

Субъективный фактор – лицо, выдвигаемое в лидеры, обладает такими личностными качествами, которые необходимы для осуществления функций лидера в группе. Это обычно люди наиболее активные, энергичные, волевые, решительные, обладающие неплохим интеллектом, умеющие подчинить себе других.

Однако не только особые личные качества лица обуславливают его выдвижение в лидеры, так как они имеют значение постольку, поскольку необходимы для решения общих, стоящих перед группой задач и целей.

Выдвижение лидера постепенно по мере развития и функционированиямолодежной неформальной группы. В молодежных группах низкого психологического развития (случайных и компаниях) — процесс выдвижения лидера только начинается и не успевает завершиться. Лидер может появиться только в определенных ситуациях, но на этом этапе члены группы еще не осознают его как лидера, да и в иных ситуациях его функции может выполнить и еще кто-либо, а не будущий лидер.

В молодежных группах высокого психологического развития феномен лидерства представлен в его классическом виде. В этих группах лидер проходит путь от лица, обладающего склонностью к лидерству и проявляющего эти склонности от случая к случаю, к подлинному руководителю, организатору молодежной группы, без участия которого не решается ни один важный вопрос.

Лидер в группе выполняет важные социально-психологические функции, без которых невозможно нормальное функционирование группы. Именно во многом благодаря ему, группа становится сплоченной, ее состав стабилизируется, отношения формализуются. В итоге создается сообщество высокого психологического развития — неформальная молодежная группа.

Лидеры молодежных групп обладают психологической властью надподчиненными, однако, необходимо отметить, что настоящий лидер не стремится к подчинению себе других, ему подчиняются с удовольствием. Само возникновение и существование неформальной молодежной группы базируется на власти лидера. В психологии есть такое определение понятия “власть”: это каждый эффект, который производит индивид, воздействуя на окружающий его мир, определяется его властью, понимаемой как: способность, сила, компетентность. Источники власти лидера — средства, с помощью которых применяющий власть субъект сможет обеспечить удовлетворение соответствующих мотивов другого, задержать это удовлетворение или предотвратить его.

Лидеры молодежных неформальных групп для сохранения лидерства используют следующие возможные источники власти:

  1. Власть эталона. Основана на идентификации члена группы с лидером и желании для члена группы быть похожим на лидера.
  2. Власть принуждения или наказания. Ее сила зависит от:

а) репертуара возможных наказаний и санкций. Например, следующие санкции: моральные (обсуждение , замечание о неправильности поведения, пощечина и т.д.); материальные (“штраф”, “пеня” в течение определенного срока и т.д.); физические (избиение).

б) от угрозы наказания минус вероятность избегнуть наказания благодаряпослушанию.

Жесткая дисциплина, устанавливаемая и поддерживаемая лидером говорит о силе данного источника власти.

  1. Власть знатока. Вся сила зависит от величины приписываемых лидеру со стороны членов группы особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере функционирования. Поэтому, как показывают исследования для лидеров неформальных молодежных групп характерно то, что их интеллектуальный уровень довольно высок — они являются мозговым центром молодежной группы. Стремление лидеров к привлечению специалистов из различных областей также объясняется существованием такого источника власти./23/
  2. Информационная власть. Она возникает в тех условиях, когда лидеримеет доступ к информации, неизвестной членам группы, причем такой, которая является значимой для оценки ситуации и коррекции поведения. В организованных молодежных группах этот вид власти выражается в дозированном распределении информации между членами группы, в то время как полной информацией обладает только сам лидер.
  3. Нормативная власть. Речь идет о нормах, согласно которым лидер имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и, в случае необходимости настаивать на них. К одному из основных признаков неформальной организации относится наличие устава в виде неформальных норм поведения, традиций, законов, санкций за их нарушение.

Подводя итоги, можно сделать краткий вывод по данному подразделу: власть лидера в неформальной молодежной группе — явление многоаспектное ив зависимости от структуры группы, уровня ее развития, сложившихся межличностных отношений, источники власти могут варьироваться и смешиваться постольку, поскольку это необходимо для осуществления целей и задач группы, но зачастую, в молодежных неформальных группах высшего уровня лидером используются все источники в их совокупности, для осуществления всеобъемлющего и эффективного руководства. Говоря о руководстве, необходимо отметить, что нормальное функционирование молодежной неформальной группы обусловлено выполнением лидером ряда социально-психологических функций.

Нормальное функционирование молодежной неформальной группы обусловлено выполнением лидером ряда важных, необходимых группе социально-психологических функций.

В литературе выделяется пять основных функций лидера молодежной неформальной группы:

Организаторская функция лидера заключается в том, что он создает, организует и руководит деятельностью всей группы.

Информационная функция — тесно взаимосвязана с организационной. Без информации существование неформальной группы является довольно проблематичным. Лидер организует поступление необходимой информации, анализирует ее и в нужных случаях передает ее другим членам группы. Собирая лидер получает как информацию извне, так и сведения о внутренней жизни самой группы (настроения, отношения между членами группы т.д.). Информационная функция всегда позволяет лидеру владеть обстановкой и контролировать действия группы.

Стратегическая функция — выражается в том, что группа живет идеями и мыслями лидера, осуществляет его планы. Лидер лучше других видит задачи и возможности группы, прогнозирует вероятные трудности, обладает необходимой информацией о выгодных направлениях деятельности и возможных путях провала.

Нормативно-ценностная функция — эта функция имеет важное значение. Лидер определяет допустимые границы и нормы поведения в неформальной группе, устанавливает запреты, за нарушение которых применяет соответствующие санкции. Личность лидера, его убеждения и поступки — пример для других членов группы, идеал, к которому многие из них стремятся. Лидер активно участвует в формировании единства взглядов и позиций у членов неформальной группы, что обеспечивает группе единство действий и поступков в ситуациях не планируемых, внезапных, связанных с риском и опасностью.

Дисциплинарная функция — взаимосвязана с нормативно-ценностной. Члены молодежной неформальной группы, нарушающие принятые правила поведения, подлежат суровому наказанию. Лидер сам определяет вид наказания, способ его осуществления, исполнителя. На нем также лежит обязанность разрешать различные конфликты, которые возникают внутри неформальной группы. Лидер обычно берет на себя определение “правых” и “виноватых” в конфликте и применяет к виновным соответствующие санкции.

Таким образом, современный лидер молодежной неформальной группы, по мнению многих авторов, при организации руководства деятельностью неформальной группы выполняет ряд важных, необходимых группе функций. Эти функции не могут быть рассмотрены отдельно друг от друга, они взаимообусловлены и переплетены. Выполняя эти, а также другие функции лидер группы обеспечивает дальнейшее ее развитие, а равно повышает свой авторитет в глазах других членов группы.

В процессе функционирования внутри молодежной неформальной группы происходит формирование психологической и функциональной структуры. Чем выше уровень развития группы, тем более отчетливее выступает ее внутренняя психологическая структура. Закономерностью развития неформальной молодежной группы является тенденция к постепенной взаимосвязи эмоциональных отношений между участниками преступной группы с чисто деловыми, функциональными, основанными на совместной деятельности.

При психологическом анализе неформальной группы очень важно уяснить способ передачи информации между ее членами. Существуют следующие способы передачи информации:

Полная структура — при таком виде коммуникативных связей каждый член группы может установить связь с каждым.

Круговая структура — движение информации либо в одном, либо в двух направлениях по кругу.

Комбинированная структура — для передачи информации членам группы лидер пользуется двумя или более видами связи.

Сложная структура — лидер руководит двумя или более подгруппами, которые, в свою очередь, имеют коммуникативную структуру.

Лидер имеет связь только с руководителями основных направлений. Эти руководители, в свою очередь, устанавливают ту или иную коммуникативную структуру, как правило, используя посредников, которые уже имеют непосредственные связи с исполнителями.

О межличностных отношениях в неформальной группе ярче всего говорит наличие конфликтных ситуаций между ее членами. Основная причина конфликтных ситуаций, возникающих в группе — психологические мотивы.

Возникающие противоречия приводят к конфликтам в неформальной группе, когда затрагивают, прежде всего, интересы членов группы, их престиж, достоинство личности.

Конфликты можно разделить на 3 группы:

  • внутриличностные, возникающие, когда в процессе участия в молодежной неформальной группе у человека формируются определенные нормы и ценности, в том числе принятые традиции, законы и нормы неформальной группы;
  • межличностные, к которым приводит в основном разделение функций в группе;
  • межгрупповые, происходящие из-за раздела территории, сфер влияния.

Остановимся подробнее на межличностных конфликтах. Как только лидер становится менее полезен для группы, неизбежна его смена. Это лежит в основе конфликтов между организатором и членами молодежной неформальной группы. Конфликты такого рода могут возникать по многим причинам: а) недостатки в организации деятельности группы, ее неэффективность. Рядовые члены могут тяготиться своей постоянной зависимостью от лидера, не считающегося с их мнением при решении важных для деятельности группы вопросов; б) недовольство рядовых членов группы лидером; в) отсутствие надлежащей дисциплины у членов неформальной группы; г) оскорбительное отношение лидера к другим членам группы. Зачастую лидер и приближенные к нему лица унижают, оскорбляют рядовых членов. Если неформальная группа потерпела какую-либо неудачу и то усиливаются тенденции к возникновению межличностных конфликтов и разъединению группы./24/

Также выделяются конфликты между лидером и оппозиционером, т.е. лицом из числа приближенных к лидеру, которые возникают из-за того, что оппозиционер тайно имеет намерение захватить власть. Как правило, такой конфликт протекает скрытно и очень часто приводит к расколу группы.

Заключение

Нами был выявлен потрет современного лидера среди молодежи, так же были рассмотрены пути развития лидерского потенциала среди молодежи. Инициатива лидерства требует дальнейшего осмысления и развития. Названная проблема представляет собой значительный интерес для мирового сообщества. Лидерство все более и более будет становиться желаемой социальной и личностной ценностью, будет расти количество разнообразных лидерских школ, лидерских программ. Лидерство будет развиваться, усложняться и дифференцироваться. Развитие лидерского потенциала молодежи и весь комплекс принимаемых мер по формированию эффективного лидерства в Казахстане будет способствовать качественному обновлению страны.

Лидер должен научиться думать по-своему, в отличие от большинства. Каждый человек обладает творческими способностями. Задача истинного лидера: создать такую атмосферу, которая бы высвобождала этот дар природы. Он может сбросить шоры устаревших способов мышления, открыть новые, более совершенные пути, подвигнуть соратников идти на риск, невзирая на ошибки. Лидеру нужно поощрять и вознаграждать оригинальное мышление ребят, стимулировать творчество. В себе развивать воображение и сделать гибким свой ум. Выпустить на волю свою природную любознательность. Не бояться мечтать о высокой цели, и смело смотреть в будущее. И даже если увидит там то же, что видят все, должен стараться думать по-своему. В сердце каждого мудрого лидера жива душа ребёнка, исполненная удивления и радости…

Лидерство в молодежной среде имеет очень большое значение. Молодежная группа может иметь лидера и считаться авторитарной или не иметь и быть демократической. Идейно-политическая направленность тоже может иметь место в коллективе. Компания может быть асоциальной и стоять в стороне от политических и общественных проблем, а может ставить во главу угла какую-нибудь политическую идею (например, скинхеды).

Все молодежные группы, как правило, имеют определенную ролевую дифференциацию, которая в постоянной компании имеет стабильный характер. Однако некоторые стихийно возникшие группы отличаются высоким уровнем организованности и сплоченности. В основанных подчас на межличностных отношениях спонтанных группах постепенно выстраивается структура взаимоотношений, она ранжируется.

Как правило, в официальном молодежном сообществе наравне с формальным лидером существует и неформальный. Именно он пользуется реальным влиянием и уважением. В неформальном коллективе лидером становится человек, пользующийся авторитетом у членов группы, обладающий организаторскими способностями и умеющий доказать своими поступками право на лидерство.

Список использованной литературы

  1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М. 2013, стр 4
  2. Кравченко А. И. История менеджмента. М. 2012, стр 5
  3. Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М. 2012, стр 6
  4. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л. 2013, стр 4
  5. Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2012, стр 8
  6. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер, 2012, 416 с
  7. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М. 2012, стр 6
  8. Руководитель, коллектив, личность. Ред. К. Ладензак. М. 2014, стр 6
  9. Шорин В. Г., Попов Г. Х., Горячев Г. Д. Стиль работы руководителя. М. 2011, стр7
  10. Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2012, стр 8
  11. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. Москва: Финансы и статистика, 2011, 192 с.
  12. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. Москва: «Дело и сервис», 2014, 400 с.
  13. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Москва: Гарадрики, 2000, 512 с.
  14. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012, 656 с.
  15. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М. 2011, стр 11
  16. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М. 2011, стр 11
  17. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. 2015, стр 10
  18. Кравченко А. И. История менеджмента. М. 2012, стр 11
  19. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. 2013, стр 11
  20. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М. 2012, стр 13
  21. Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2012, стр 14
  22. http://www.lookatme.ru/flow/obschestvo/obschestvo/60883-dose-vse-amerikanskie-prezidentyi
  23. Дюжердиль Р. Управление человеческими ресурсами. Маркетинг. №3 2016, стр15
  24. Калашникова Л., Лайфуров С. Стиль и методы управления в современном бизнесе. Служба кадров. №10 2012,стр 17
  25. Кретов Б. И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. №3 2012, стр 17
  26. Леонова А.А. Управление персоналом: искусство или наука? Деньги и кредит. №9 2015, стр 11
  27. http://royallib.com/read/kozlov_n/semnadtsat_mgnoveniy_uspeha_strategii_liderstva.html#614400
  28. http://ecomspace.ru/blog/selfimprovement/post/2865
  29. http://studopedia.su/15_64565_vopros—fenomen-molodezhnogo-liderstva-razvitie-molodezhnogo-liderstva-i-samoupravleniya.html
  30. Щёкин Г.В. Как эффективно управлять людьми. М.: МАУП, 2014, 400 с.
  31. Милованов В.П. Н Синергетика и самоорганизиция. Москва: 2011, 264 с.

Авторы: Қазбекова Г., Смагулова А.

Яндекс.Метрика