РОЛЬ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ РК
Казахстан занимает территорию в 2,7 млн. кв. км, т.е., по площади приблизительно равен Западной Европе, и является девятой по величине страной в мире. Располагая 60% минеральных ресурсов, Казахстан привлек внимание многих международных компаний, надеющихся получить прибыль от использования огромных запасов угля, нефти, газа, металлов и других минералов, оцениваемых в свыше, чем $ 8,7 триллионов долларов.
Находясь на перекрестке бывшего Шелкового Пути, являющегося прибыльным торговым путем между Китаем и Западом, Казахстан может стать естественным центром интеграции между растущими «тиграми» Азии и прогрессивными демократическими странами Восточной Европы.
Несмотря на существующий громадный потенциал, Казахстану пришлось преодолевать ряд препятствий, чтобы достигнуть данного уровня. Распад бывшего СССР привел к развалу распределительных систем в Казахстане, не контролируемой инфляции уменьшению средств для финансирования устаревающих средств производства, находящихся в управлении государства. Казахстан также столкнулся с проблемами, связанными со старой советской бюрократией и слабой законодательной базой.
Но, несмотря на все выше сказанное, прогресс в области реформирования признан во всем мире: критики отметили недавнее открытие Казахстанской Фондовой Биржи, а также быстрое восстановление экономики, которое стало возможным благодаря влиянию внешних финансовых и рыночных изменений.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования позитивно воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала.
Предоставление новых крупных безвозвратных и низко процентных кредитовтакими банками, как, Международный Банк Реконструкциии Развития, Мировой Банк, Азиатский Банк Развития, Международный Денежный Фонд, а также непрерывный приток иностранных инвестиций в экономику Казахстана показывают, что международный финансовый мир доверяет экономике Казахстана.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что инвестиции играют наиболее важную роль встановлении и развитии экономики Казахстана. С помощи инвестиций можно стимулировать рост производства, разработка новых технологий, повышение развития отсталых регионов государства и т.д.
— Значение инвестиций для экономики Казахстана
— Анализ инвестиционного климатаРК
— Выявление основных форм участия иностранного капитала в РК
Прямые иностранные инвестиции при разумном их использовании способствуют диверсификации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест в стране, позаимствовавшей инвестиции, и по сравнению с иностранными кредитами не увеличивают задолженности страны, тем самым уменьшают отток валюты зарубеж. Поэтому развивающиеся страны стремятся привлекать именно прямые иностранные инвестиции. Но для этих стран важно не столько привлекать иностранные инвестиции, сколько рационально их использовать.
Зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана,т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики.
Понятие инвестиция произошло от латинского «investirе» — облачать. В эпоху феодализма инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом. Этим же словом обозначалось назначениеепископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Введение в должность сопровождалось соответствующей церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура давала возможность инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвоватьев управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволялаувеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестверазвивающего фактора.
Под инвестициями стали понимать денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки,кредиты, любое другое имущество илиимущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другие виды деятельности в целяхполучения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. А под инвестиционной деятельностью, в соответствии с законом, стали понимать любую форму вложения капитала.
Классифицирование инвестиций относительно объекта приложения, характера использования и фактора времени.
Относительно объекта приложения:
1. Инвестиции в имущество (материальные инвестиции). Под материальными инвестициями понимают инвестиции, которыепрямоучаствуют в производственном процессе (например, инвестиции воборудование, здания, запасы материалов).
2. Финансовые инвестиции — вложения в финансовое имущество, приобретение прав научастие в делах других фирм и деловых прав (например, приобретение акций, других ценных бумаг).
3. Нематериальные инвестиции — инвестиции в нематериальные ценности (например, инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др.)./1/
Представляется, что все инвестиции относительно объекта приложения (а именно этот критерий наиболее интересен) можно разделить на два вида: портфельные и реальные, где:
Портфельные — вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Формирование портфеля происходит путем приобретения ценных бумаг и других активов. Портфель — совокупность собранных воединоразличных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной целивкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные идепозитные сертификаты, залоговыесвидетельства, страховые полисы и др.). /2/
Прямые (Реальные) инвестиции — инвестиции – вложения частной фирмы или государства в производство какой либо продукции.
Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов. Первый из них – это инвестиции в основной капитал, тоесть приобретение вновь произведённых капитальных благ, таких как производственноеоборудование, компьютеры и здания производственного назначения.
Второй компонент — инвестиции в товарно-материальные запасы (оборотный капитал), которыепредставляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в формеоборудования, зданий производственного назначения. Также реальные инвестиции можноразделить на внутренние и внешние:
— внутренние — это вложение средств хозяйствующего субъекта в собственные факторы производства за счет собственных источников финансирования;
— внешние — это вложение средств инвестиционных институтов в факторы производства, нуждающегося в инвестициях хозяйствующего субъекта.
К реальным инвестициям имеет смысл отнести также понятия валовые и чистые инвестиции. Собственно чистые инвестиции это валовые инвестиции за вычетом издержек на возмещение основного капитала.
По характеру использования:
— первичные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке предприятия;
— инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширение производственного потенциала;
— реинвестиции, т. е. использование свободных доходов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта, путем направления их на приобретение или заготовление новых средств производств с целью поддержания состава основных фондов предприятия;
— инвестициина замену, в результате которых имеющееся оборудование заменяется новым;
— инвестициина рационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования или технологических процессов;
— инвестициина изменение программы выпуска продукции;
— инвестиции над иверсификацию, связанные с изменением номенклатуры изделий, созданием новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта;
— инвестициина обеспечение выживания предприятияв перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды;
— брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестицийи реинвестиций.
Рисковыми инвестициями, или венчурным капиталом- инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые вновых сферах деятельности, связанных с большим риском.
Венчурный капитал инвестируется вне связанные междусобой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Такие капиталовложения, как правило, осуществляются путем приобретения части акций предприятия-клиентаили предоставления ему ссуд, в том числе с правом конверсии последних в акции. Рисковое вложение капитала обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского. Он выступает посредникомв учредительстве стартовых наукоемких фирм.
По фактору времени:
— Краткосрочные инвестиции
— Долгосрочные инвестиции
Аннуитет — инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном, это вложения средств в пенсионные и страховые фонды. Страховые компании и пенсионные фонды выпускают долговые обязательства, которые их владельцы хотят использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем. /3/
Интересный подход — Анри Кульман – «Косвенное и прямое инвестирование». Один из представителей французской экономической школы — Анри Кульманрассматривает проблему классификации инвестиций совершенно в другом аспекте. Он рассматривает косвенное инвестирование (с использованием денежных средств) и прямое (без использования денежных средств).
Во втором случае подразумевается прямое превращение продукта труда в средство производства, минуя промежуточный этап формирования капитала в денежной форме. Такой механизм инвестирования часто используется в сельском хозяйстве. Например, фермер, разводящий крупный рогатый скот, содержит в стаде не только какое-то количество телят для восполнения естественной убыли животных в стаде (амортизация), но и дополнительное их число, чтобы обеспечить расширенное воспроизводство. В этом случае происходит так называемое непосредственное инвестирование. То же самое можно сказать о садоводе, который не реализует нарынке все цветы и фрукты, а часть их разводит на семена с целью расширения хозяйства. /4/
В промышленности механизмпрямого инвестирования находит применение гораздо реже, поскольку предприятие почти никогда не выпускает продукцию, способную выполнять на том же производстве функции средств производства. Хотя, конечно, можно представить себе владельца завода, использующего собственные кирпичи для кладки собственных печей или для увеличения площади своих цехов.
Ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной наобеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики. В сложившихся условиях для обеспечения структурных преобразований экономики наоснове программы действий правительства поуглублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования позитивно воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудногокапитала. От того, насколькоуспешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса.
Важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и экономически эффективное и для государства, и для инвестора состояние. Несомненно, то, что все эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексно подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и наоснове этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты./5/
Не последнюю роль в привлечении иностранных инвестиций, думается, сыграет последовательно проводимый курс на приватизацию собственности и разгосударствление. Создается рыночный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватный современным международным требованиям. Сложный, бюрократизированный, с превалированием административных методов, он постепенно заменяется на простой и понятный для иностранных партнеров, с четким распределением функций.
Но, несмотря на все преобразования, проводимые правительством республики, основой для широкого и все стороннего инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля Казахстана при разумном использовании может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая грамотность населения и одновременно относительная дешевизна рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов – реальные социально-экономические преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами. /6/
Нельзя упускать, что при формировании благоприятного инвестиционного климата следует учитывать не только внутренние, но и внешние факторы, способные оказывать на него влияние, общее состояниерынка мирового капитала и то, что иностранные инвесторы, расширяя сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильнойполитической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями.
Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие в декабре 1994 г. Закон «Об иностранных инвестициях», который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан. Правовой режим предусматривает гарантииедля иностранных инвесторов, основные их которых:
1. национальный режим, т.е. иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем отечественные инвесторы;
2. правительственные гарантии от имени республики;
3. гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;
4. гарантии от экспроприации и др.
Также Правительством Республики Казахстан были разработаны и введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:
— повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие производства;
— усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;
— повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;
— увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;
— содействовать развитию отсталых и депрессивных районов и создать новые рабочие места в национальной экономике;
— использовать современный производственный управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;
— достигнуть экономической самостоятельности Казахстана./7/
Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана так как он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.
В настоящее время в рамках официальной помощи развитию Казахстан развивает финансовое сотрудничество с целым рядом международных финансовых, экономических организаций (МФЭО), таких, как МВФ, МБРР, АБР, ЕБРР, ИБР и правительствами стран-доноров – Японии, США, ФРГ и т.д.
Для Казахстана наиболее целесообразным и безболезненным, с точки зрения влияния на инфляцию и внешний долг, является привлечение прямых иностранных инвестиций, так как прямые инвестиции, будучи привлеченные под собственные гарантии заемщиков, снижают финансовые обязательства государства по заимствованию средств на структуризацию экономики.
Целесообразно отметить, что стратегическое положение Казахстана в Азиатском регионе, богатые месторождения полезных ископаемых, значительный потенциал АПК, а также высокий образовательный уровень трудовых ресурсов предопределили значительную роль прямых иностранных инвестиций в общем потоке внешних финансовых ресурсов.
Несмотря на неразвитость инфраструктуры казахстанской экономики, отсутствие многих элементов рыночной системы, обеспечивающих необходимый для инвестирования климат, уже в первые годы независимости в Казахстан было вложено 1.2 млрд. долл. в виде прямых иностранных инвестиций.
Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора. Как известно, главной задачей государственной инвестиционной политики нашей страны является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов.
Об этом говорится и в недавно вышедшей книге Президента Республики Казахстан К.А.Назарбаева «Казахстан — 2030», в которой он, в частности, отмечает: «В центре нашего первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита иностранных инвестиций, и возможности репатриации прибыли. Существует несколько секторов экономики — разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, – которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сообщество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль государства./8/
Наша позиция крупного межрегионального транспортного центра требует установления более либерального режима для иностранных инвестиций. Это позволит нам привлечь необходимый приток финансов и знаний, развить наши возможности и регулярные торговые обмены с зарубежными странами, Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, – это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций. Выработка такой политики должна стать одной из наших основных задач, поскольку трудно представить себе, как Казахстан может добиться быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала, технологии и опыта.
Чтобы наш инвестиционный климат стал более благоприятным, а Казахстан вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, нам нужны политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых для привлечения как можно большего количества известных миру инвесторов».
Поэтому иностранные инвестиции рассматриваются как универсальное средство решения всех проблем, связанных с преодолением инвестиционного кризиса,и должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в инвестиционном процессе. Тем не менее, обладая определенными привлекательными чертами – богатыми природными ресурсами, наличием достаточно квалифицированной рабочей силы, высоким научно-техническим потенциалом, Казахстан еще не прошел стадию ресурсосбережения, и, прежде всего энергосбережения. По этой причине цены внутреннего рынка превышают мировые цены. В связи с этим, правительством республики принимаются меры по ориентации инвестиций на решение задач ресурсосбережения. Реализация этой политики предусмотрена в «Стратегии развития Казахстана до 2030 года», где в пункте «Наиболее важные задачи, стоящие перед местной властью в 1998 году и до 2030 года» к числу приоритетных целей относится «создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе в энергетическом секторе»./9/
Она позволит снизить ресурсоемкость экономики, традиционное преобладание сырьевых и топливно-энергетических отраслей, что даст возможность переключить инвестиции в пользу обрабатывающих и конечных отраслей, освоения высоких и трудосберегающих технологий.
Таким образом, нами была сделана попытка определить и выявить основную цель политики привлечения иностранных инвестиций – это преодоление экономической отсталости, обеспечение высокого качества жизни на – селения страны на основе использования зарубежных капиталов в модернизации и структурных преобразованиях национальной экономики. Достижение данной стратегической цели обеспечит решение следующих задач:
— развитие экспортного потенциала;
— развитие импортозамещающих производств;
— увеличение налоговых поступлений;
— создание новых рабочих мест и т.д.
Для стимулирования притока иностранных инвестиций и финансового контроля за их использованием необходимо совершенствовать действенность механизма государственного регулирования процесса привлечения внешней помощи, включающего организационную структуру управления иностранными инвестициями и широкий арсенал правовых и экономических средств. Используемых специалистами этой структуры; совершенствовать систему страхования и перестрахования рисков; налаживать качественное и своевременное информационное обеспечение иностранных инвесторов; осуществлять целый ряд других мер, но главное – инвестиционная политика Республики Казахстан должна быть гибкой, прагматичной и соответствующей происходящим внутренним и внешним экономическим реалиям.
На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. Многие экономисты весьма противоречиво оценивают иностранные инвестиции и их роль в экономике. Одни экономисты считают, что инвестиции приведут к утрате экономической независимости, другие видят в них чуть ли неединственный источник спасения и подъема национальной экономики. Первые утверждают: произойдет распродажа отечества, неизбежен экономический крах. Вторые видят в них возможность опереться на международную мобильность факторов производства, трансферт знаний, технологий, опыта управления.
Но при противоположности взглядов они едины в одном – иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований – и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Казахстана, его народа обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей. /10/
В международной практике под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных средств, вкладываемые иностранными инвесторами в производство товаров и услуг с целью получения прибыли.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса. Сегодня совершенно очевидно, что исторически сложившийся высокий уровень обособленности экономики Казахстана от мировой экономики не имеет будущего, поэтому ориентация на нее представляет собой один из наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности казахстанской национальной экономики.
Тот факт, что в западных инвестиционных средствах сегодня республика нуждается несравненно больше, чем вчера, подтверждает сложившаяся ситуация в Казахстане, когда почти все предприятия в долгах, возрастает просроченная задолженность, когда в конечном итоге все это ведет к спаду производства, прекращению государственного инвестирования промышленности. Суть проблемы аккумулирована в вещественных факторах производства. Все ощутимее становится старение основных фондов. Промышленность Казахстана нуждается в новых технологиях, более совершенной технике. Все это обусловливает необходимость привлечения иностранных инвестиций.
Казахстанские предприятия зачастую не отвечают требованиям рыночной экономики не только в силу изношенности своего оборудования, но и по многим другим показателям. Большинство из них стоят перед проблемой закрытия и организации на их месте новых, действительно современных предприятий, организаций. А это тоже требует значительных инвестиционных вливаний.
К этому следует добавить, что в Казахстане, как и в других посткоммунистических государствах Восточной Европы и бывшего СССР, находящихся в процессе формирования рыночных отношений, дело не только в нехватке внутренних сбережений для быстрой модернизации экономики. Инвестиционный климат — критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной стране в целом. Хотя Казахстану и свойственны крупный рыночный потенциал, изобилие природных ресурсов и стратегическое деловое месторасположение, по мнению многих иностранных инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием ряда негативных факторов, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативным отношением иностранных инвесторов к внутренней политике Правительства Республики Казахстан. В результатеопроса заинтересованных иностранных инвесторов были выявлены пять основных преград на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан:
— бюрократия;
— финансовый риск;
— налоговыйифинансовыйрежимКазахстана;
— правоваяинфраструктура /темпы переменвсфереправа;
— валютный контроль.
Два фактора из пяти, не являясь чисто экономическими, оказывают существенное влияние на приток инвестиций в республику.
И хотя такие факторы, как налоговый и финансовый режим и валютный контроль в Казахстане признаются одними из либеральными в странах СНГ, они также нефункционируют в пользу притока иностранных инвестиций. Финансовый риск сопряжен с инфляцией и колебаниями валютных курсов. Самый высокий рейтинг среди факторов имеет бюрократия. Бюрократия в нашем обществе во многом связана с мало эффективными способами проведения приватизационных и структурных преобразований.
Хотя бы для незначительного сокращения бюрократии необходимо интенсивное разрешение первоочередных проблем, связанных с определением структуры собственности. Таким образом, определяются хозяева наших промышленных гигантов. После определения структуры собственности можно сокращать и бюрократический аппарат, тем более, что процесс передачи под управлениеозначает наряду с финансовыми вливаниями и привлечение управленческого опыта.
Валютные риски сопряжены с инфляцией и колебаниями валютных курсов. Высокий уровень инфляции часто создает множество трудностей, которые отражаются на способах деятельности многонациональных фирм. К наиболее значительным относятся следующие трудности: 1) ускоренная девальвация, или обесценивание местной валюты, или максидевальвация; 2) установление более жесткого контроля над капиталом и введение импортных ограничений; 3) снижение доступности кредитов и повышение процентов по займам; 4) накапливание счетов дебиторов и удлинение периодов инкассации; 5) введение ценового контроля с намерением взять под контроль инфляцию; 6) экономический и политический хаос и волнения среди населения; 7) бегство капитала; 8) усложнение оценки эффективности работы филиалов за границей.
Еще один компонент валютного риска – это колебания валютных курсов. С колебаниями валютных курсов сопряжено выявление рисков трех типов: риск, связанный с валютными пересчетами; риск, связанный с валютными сделками; риск экономических последствий.
Общие уровни налогообложения выступают в роли факторов, сдерживающих участие иностранных инвесторов в силу того, что они снижают прибыльность инвестиций. Уровни регулирования и налогообложения, приводящие к снижению прибыльности инвестиций после учета налогов, ниже уровня, требуемого для вознаграждения инвестора за неотъемлемый риск, на который он вынужден идти, выстраивают искусственные препятствия на пути притока инвестиций в Казахстан.
Исходя из вышеизложенного, важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и экономически эффективное и для государств, и для инвестора состояние. В соответствии с этими требованиями, целесообразно выполнение следующих задач:
— ужесточение платежной дисциплины;
— соблюдение заключенных договоров и контрактов со стороны государства по налогообложению;
-Упорядочение покрытия задолженности приватизированных предприятий предприятиями инвесторов.
Несомненно то, что все эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты. /11/
Иностранные инвесторы, расширяя сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями. Поэтому Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особые льготные для них условия.
Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие в декабре 1994 года Закон “Об иностранных инвестициях”, который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложений иностранных инвестиций в Республике Казахстан.
Правовой режим предусматривает существенные гарантии для иностранных инвесторов. Вкратце они сводятся к следующим положениям:
— национальный режим, т.е. иностранные инвесторы, вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем для инвестиций отечественных инвесторов;
— правительственные гарантии от имени республики;
— гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;
— гарантии от экспроприации;
— гарантии от незаконных действий государственных органов и должностных лиц;
— компенсация и возмещение убытков иностранным инвесторам;
— гарантии использования доходов и собственных валютных средств;
— гласность в деятельности иностранных инвесторов;
— гарантии при государственной проверке.
Необходимо заметить, что это твердый, последовательный и поступательно осуществляемый курс по постоянному совершенствованию правового режима иностранных инвестиций в Казахстане. Также Правительством Республики Казахстан были разработаны и введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике с целью привлечения иностранных инвестиций. С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:
— повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность;
— усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках; развить импортозамещающие производства; повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;
— сформировать законченные технологические циклы с выпуском готовой продукции;
— увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;
— содействовать развитию отсталых и депрессивных районов;
— создать новые рабочие места в национальной экономике;
— использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;
— достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.
Подобными критериями руководствуются все развитые и развивающиеся страны, о чем свидетельствует история развития отдельных стран, которые непосредственно ориентировались на эти критерии.
Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и одновременно финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. Тоесть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.
Исходя из вышеизложенного, определяются основные формы привлечения и использования внешних источников финансирования, такие как:
— Кредиты и займы международных финансовых организаций
— Прямые инвестиции
— Портфельные” инвестиции. /12/
К первой категории инвестиций относятся кредиты и займы МВФ, МБРР, ЕБРР, АБР и других международных организаций, предоставляемые по линии официальной помощи развитию. Эти ресурсы направляются на развитие и поддержание приоритетных отраслей экономики стран-получателей помощи, на финансирование программ системного преобразования экономики, дефицита платежного баланса, финансирование социального сектора, на поддержку структурных преобразований и развитие сельского хозяйства, на финансирование проектов развития мелких и средних предприятий и т.д. Отрицательной стороной таких заимствований является то, что они увеличивают внешний долг страны.
Прямые инвестиции – это форма инвестиций, представляющая собой долгосрочное вложение предпринимательского капитала, которое обеспечивает иностранному вкладчику контроль над деятельностью заграничногопредприятия. Прямые иностранные инвестиции дают возможность инвестору распоряжаться всей прибылью, полученной зарубежным предприятием.
В соответствии с законами РК о внешнеэкономических связях, к прямым инвестициям прежде всего относятся: создание фирм, филиалов и предприятий за границей, приобретение доли участия в капитале иностранных предприятий, предоставление кредитов собственным предприятиям за границей или фирмам, в которых имеется доля участия.
Прямые иностранные инвестиции при разумном их использовании способствуют диверсификации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест в стране, позаимствовавшей инвестиции, и по сравнению с иностранными кредитами не увеличивают задолженности страны, тем самым уменьшают отток валюты зарубеж. Поэтому развивающиеся страны стремятся привлекать именно прямые иностранные инвестиции. Но для этих стран важно не столько привлекать иностранные инвестиции, сколько рационально их использовать.
Следующей формой внешнего финансирования являются «портфельные» инвестиции, которые представляют собой долгосрочные вложения капитала в промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, кредитные и другие предприятия за границей. Они производятся обычно в форме покупки акций и облигаций заграничных акционерных компаний. Как правило, составляют менее 10% акционерного капитала предприятия; не дают инвесторам права полного контроля за деятельностью предприятий или владения ими.
На мировом рынке капиталов «портфельные» инвестиции распространены в развитых странах с нормально функционирующим рынком ценных бумаг, фондовые ценности которых общепризнанны и значимы на международном фондовом рынке, и в которые вкладчики вкладываютсвои средства без особогориска для себя. Это, в первую очередь, портфели ценных бумаг международных организаций, финансово-кредитных институтов, ТНК и иностранных фирм- гигантов высокоразвитых стран. /13/.
Здесь целесообразноотметить роль значимости «портфельных» инвестиций в Республике Казахстан. К сожалению, такая форма зарубежных инвестиций в республике покаеще не нашла должного применения по той простой причине, что иностранных инвесторов не привлекает перспектива вкладывания «портфельных» инвестиций в Казахстан. Это объясняется существованием ряда негативных факторов, характерных для нынешней сложившейся ситуации в экономике Республики Казахстан.
Самым главным фактором, препятствующим притоку «портфельных» инвестиций в республику, является то, что в Казахстане отсутствует нормально функционирующий рынок ценных бумаг, в котором была бы заложена реальная основа для привлечения подобных инвестиций в эту область. Несмотря на успешный дебют казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск произошел в декабре 1996 года в г. Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что Казахстан сделал свой первый удачный шаг в развитии интеграции в международный рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики недостаточно развит. Он функционирует относительно на низком уровне и пока все еще не признан на мировом фондовом рынке. Законодательство, регулирующее этуобласть экономики, нестабильно и находится в стадии становления.
Остальные факторы непосредственно вытекают из предыдущего: неопределенность, «непрозрачность» рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, – все это отталкивает иностранного инвестора вкладывать деньги в ценные бумаги Казахстана. Таким образом, с учетом вышеизложенной информации в Казахстане в настоящий период превалируют следующие формы внешнего заимствования:
— кредиты и займы международных финансовых институтов и стран-доноров;
— иностранный ссудный капитал (форме трех основных потоков: займы и кредиты по линии официальной помощи развитию, экспортные кредиты под гарантии Республики Казахстан, краткосрочные кредиты, предоставляемые под гарантии коммерческих банков);
— прямые иностранные инвестиции.
Важно отметить, что республика использует все эти источники для покрытия бюджетного дефицита, дефицита платежного баланса, финансирования программ системного преобразования экономики, финансирования социального сектора и как капитальные вложения в реальный сектор экономики.
В связи с ориентацией экономики Казахстана на рыночное хозяйствование резко повысилась потребность республики в привлечении иностранных инвестиций, в разработке месторождений нефти, газа, угля, черных и цветных руд, в развитии нефтегазовых промыслов, добычи минерального сырья, его переработки. Заключенные таким образом кредитные соглашения с МВФ создали условия для получения республикой кредитных ресурсов у международных финансовых организаций по линии официальной помощи развитию, а конкретными предприятиями и фирмами – займов от иностранных частных кредиторов. Привлечение иностранного капитала началось с покупок валютных средств у МВФ и получения займов на льготных условиях.
Хотя и очевидна привлекательность казахстанской экономики для привлечения иностранного капитала, очевидно и то, что получаемые кредитные ресурсы от зарубежных инвесторов увеличивают внешний долг страны и стимулируют рост инфляции в республике.
И в этой связи наиболее целесообразным и безболезненным, с точки зрения влияния на инфляцию и внешний долг, является привлечение прямых иностранных инвестиций, так как прямые инвестиции, будучи привлеченные под собственные гарантии заемщиков, снижают финансовые обязательства государства по заимствованию средств на структуризацию экономики. Так что же представляют собой прямые иностранные инвестиции?
Как было уже замечено ранее, прямые иностранные инвестиции как категория международной инвестиционной деятельности характеризуются приобретением долговременного интереса инвестора в хозяйственной деятельности предприятия, являющегося резидентом другой экономики. Обычно это взнос в уставный капитал предприятия или приобретение его контрольного пакета акций. Такой интерес подразумевает значительное участие иностранного инвестора в управлении деятельностью предприятия.
Целесообразно заметить, что стратегическое положение Казахстана в Азиатском регионе, богатые месторождения полезных ископаемых, значительный потенциал АПК, а также высокий образовательный уровень трудовых ресурсов предопределили значительную роль прямых иностранных инвестиций в общем потоке внешних финансовых ресурсов. И, несмотря на неразвитость инфраструктуры казахстанской экономики, отсутствие многих элементов рыночной системы, обеспечивающих необходимый для инвестирования климат, уже впервые годы независимости в Казахстан было вложено 1,2 млрд. долл. в виде прямых иностранных инвестиций. /14/
Выгодность привлечения прямых инвестиций очевидна. Как было отмечено выше, при эффективном, разумном использовании они, не ложась долговременным бременем на республиканский бюджет, позволяют получить значительные финансовые ресурсы для инвестирования ключевых для экономики Казахстана производств. Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора.
С точки зрения организации и характера совместных предприятий можно выделить два основных типа СП: акционерные предприятия с совместным владением капитала и совместные предприятия на контрактной основе.
Первые предусматривают участие двух или более партнеров в создании новой фирмы, в которой каждый партнер владеет долей акционерного капитала или участвует в распределении акций уже существующего предприятия. Эта форма имеет наибольшее распространение.
Мировая практика знает и другие формы инвестирования. Среди них особенно заметное развитие получили в последнее десятилетие так называемые “новые формы промышленных инвестиций”, или неакционерные формы инвестиций. К их числу относятся: лицензирование (исключительное, когда фирма продает ноу-хау единственному зарубежному лицензиату, и неисключительное, при котором ноу-хау продается ряду зарубежных партнеров), лизинг, франчайзинг, совместное производство, субподряд, строительство заводов под ключ”.
Говоря о приоритетных формах привлечения прямых иностранных инвестиций, важно отметить привлекательность еще одной формы инвестирования иностранного капитала в республику, каковой является аренда или концессии. Концессии представляют собой предоставление зарубежным предпринимателям права осуществления разного рода хозяйственной деятельности на условиях долгосрочной аренды. Предоставление права на разработку и освоение возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, на осуществление других видов деятельности, являющихся монополией государства, реализуется на основе специальных сроков в соответствии с действующим законодательством страны.
Однако концессии не получили должного развития в современный период в Казахстане, так как не действует в республике закон “0 концессии”. Между тем, эта форма достаточно выгодна для страны-реципиента капитала./15/
Хотелось бы отметить тот немаловажный факт, что выбор приоритетной формы иностранного инвестирования прямых инвестиций связан с тем, что для республики важно не смешивать два аспекта проблемы: политический и экономический. Развивающиеся страны, относящиеся с настороженностью к прямым частным иностранным инвестициям, нередко предпочитали последним государственные долги. Это стало одной из основных причин того, чтоони оказались в системе экономической уязвимости, втянувшей их в долговой кризис./16/
Относительно высокий международный рейтинг Казахстана заставляет более пристально взглянуть на экономические и социальные процессы, происходящие в этой стране. Оказывается, что за десятилетие независимого существования Казахстан продвинулся дальше по пути последовательных рыночных преобразований, чем Россия. Практически завершена приватизация (у нас, как известно, начинается ее вторая волна); принято совершенно новое налоговое законодательство; основана современная банковская система; сформировано отечественное предпринимательство; перестроены экономические отношения на селе; проведена реформа жилищно-коммунального хозяйства. В республике создана накопительная пенсионная система, и сегодня вклады в пенсионных фондах уже превысили 500 млн. долларов. То, что Казахстан стал наиболее инвестиционо- привлекательным государством СНГ, может, кого-то и удивит. Однако если сопоставить основные индикаторы социально-экономического развития Казахстана с российскими показателями, это удивление быстро пройдет./17/
Только один пример. Как заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, с начала 2001 года Казахстан имеет совершенно адекватную западным стандартам финансовую систему. «Мы приняли весьма либеральное налоговое законодательство, средняя ставка подоходного налога у нас — 8,5 процента». У инвестиционного климата. Знать об этом полезно тем, кто рассчитывает на скорую либерализацию региональной политики в республике. Однако формальное сведение риска и потенциала не избавляет инвестора от сложного выбора. Он может либо вкладывать деньги в более прибыльные сферы, находящиеся в регионах с повышенными рисками инвестирования, либо в менее эффективные проекты, но в более «спокойных» для инвестора регионах. Найти «инвестиционный оптимум» (для каждого он, скорее всего, окажется своим) поможет распределение регионов Казахстана. Поскольку Казахстан является унитарным государством, то правила игры для инвестора определяются на общегосударственном уровне и примерно одинаковы во всех регионах. Поэтому при оценке инвестиционной привлекательности регионов Казахстана основное внимание мы уделили инвестиционному потенциалу. /18/
Наиболее привлекательной для инвесторов является мощная минерально-сырьевая база Казахстана, а также тяжелая промышленность и достаточно квалифицированные трудовые ресурсы. Поэтому в первую половину рейтинга вошли регионы, где присутствуют все эти факторы./19/
Далее со значительным, почти двукратным, отрывом по доле в общереспубликанском потенциале следует основная группа регионов во главе с Павлодарской областью. Несмотря на небольшую численность населения, эта область занимает монопольное положение в целом ряде производств (более 35% общего объема по Казахстану): угле добыче, выработке электроэнергии, производстве глинозема, ферросплавов и выпуске тракторов. В области достаточно хорошо выстроена инфраструктура, развиты институты рыночной экономики, высокое качество трудовых ресурсов. По данным Института географии РАН, территория Павлодарской области обладает лучшими в Казахстане природно-климатическими условиями для жизни населения
У близкой по инвестиционному потенциалу Костанайской области высокий ресурсно-сырьевой потенциал. Здесь добывается 100% казахстанских бокситов и 83% железной руды. В Атырауской области сосредоточена большая часть нефтедобычи и производства серы, а в наиболее населенной Южно-Казахстанской области находятся самые крупные мощности по нефтепереработке./20/
Первую половину рейтинга замыкает Астана. По численности населения она занимает предпоследнее место (на последнем Мангистауская область). Несмотря на это, у столицы высокий инновационный и инфраструктурный потенциал. Доходы населения здесь достаточно высоки, поэтому относительно высок и потребительский потенциал.
Еще один фактор, небезразличный инвестору, — насколько регион уже освоен конкурентами, насколько он насыщен деньгами. Как уже отмечалось, в унитарном государстве, к которым относится Казахстан, значительную часть инвестиционных рисков берет на себя центральная власть. Она же в значительной степени и определяет региональную инвестиционную политику.
Продолжение такой инвестиционной политики уже в ближайшие годы может привести к серьезным изменениям в территориальной структуре хозяйства Казахстана и выравниванию межрегиональных диспропорций в уровне социально-экономического развития. Однако недоинвестирование в «старопромышленные» регионы чревато их постепенным превращением в депрессивные.
К тому же «тиражирование» развития добывающих отраслей по всей территории Казахстана сохраняет его роль сырьевого придатка высокоразвитых стран, не оставляя достаточных ресурсов для восстановления сельского хозяйства и развития «верхних этажей» промышленности и научно-технического комплекса. /21/
Республика Казахстан является страной, в экономике которой важную роль играет экспорт сырья. Это свидетельствует о неэффективном использовании имеющегося технологического и производственного потенциала. Одной из причин такого положения является повсеместное применение экстенсивных методов управления производством, т.е. чрезмерное привлечение крупных инвестиций. При этом более 60% всего объема инвестиций осуществляется в нефтяную и газовую отрасли. Инвестиции в электроэнергетику, черную металлургию и в пищевую промышленность составляют примерно по 8 процентов, а в базовую для Восточно-Казахстанской области отрасль – цветную металлургию около 6 процентов. Столь не рациональная структура инвестиций в основной капитал объясняется, во-первых, тем, что инвестиции в сырьевые отрасли дают быструю отдачу, а во-вторых, тем, что западные инвесторы не желают превращения казахстанских товаро производителей в конкурентов на мировом рынке промышленной продукции. Восточно-Казахстанская область является одним из наиболее перспективных регионов Казахстана с точки зрения привлечения инвестиций. Источником погашения кредитов является экспортная выручка предприятий области. Учитывая высокую экспортную ценность полезных ископаемых Восточного Казахстана, можно рассчитывать, что в дальнейшем иностранные инвесторы будут проявлять интерес к этому региону.
Привлекательность страны с точки зрения безопасности приложения капитала может быть определена по «Международной классификации кредитного риска в связи с общеэкономической ситуацией». По данной классификации Казахстан имеет 38 баллов. Это больше, чем у других стран СНГ. Однако, общеэкономическая ситуация в Республике Казахстан оценивается, как «ниже среднего», а степень кредитного риска – как «повышенная». В большинстве стран мира существует понятие инновационного и инвестиционного климата. Оно отличается сложностью и комплексностью. На макро-уровне это понятие включает такие факторы, как политическая и экономическая ситуация в принимающей стране, а также социальный климат. /22/
Многие проблемы, с которыми сталкивается Казахстан в условиях транзитной экономики, такие как обеспечение экономическогороста, осуществление структурной перестройки, решение проблемы занятостинаселения, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и т.п. могут быть сняты в результате инновационной деятельности. Инновационная деятельность требует привлечения инвестиций.
Приток инвестиций обусловливает необходимость создания соответствующей системы государственного регулирования, которая смогла бы объединить научно-технические, производственные, управленческие и финансовые мероприятия. При этом следует решить ряд проблем:
- определение направлений инноваций и инвестиций, на которых регулирующую роль государства может быть наиболее эффективной; создание институционально-правовой и экономической среды для развития инновационной деятельности;
- развитие научно-технической инфраструктуры;
- создание механизмов финансирования инновационной деятельности, адекватных условиям транзитной экономики
- создание инфраструктуры международного и внутри республиканского трансферта технологий на региональном и отраслевом уровнях;
- формирование адекватных условиям Казахстана организационным формам инновационной деятельности;
6. использование косвенных методов государственного регулирования инновационной деятельности. /23/
Система государственного регулирования инновационной и инвестиционной деятельности включает прямое воздействие на объект управления и косвенные методы, основу которых составляют налоговые льготы. Прямая финансовая помощь направлена обычно на реализацию определенных проектов, а с помощью налоговых льгот создаются благоприятные условия для инновационной и инвестиционной деятельности. Вместе с тем, действующая система налогообложения является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности. Предприятие, чтобы не платить налоги по высоким ставкам, не позволяющим осуществлять расширенное воспроизводство, скрывает свои доходы, показывает убытки. В результате они теряют инвестиционную привлекательность. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что система косвенной поддержки позволяет стимулировать научно-исследовательскую деятельность предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновационные проекты, а также частные инвестиции в корпоративные ценные бумаги. Стабильность законов и их непротиворечивость друг другу является одним из основных показателей стабильности экономической среды и, как следствие, создает благоприятные условия для роста инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Необходимо завершить формирование пакета законов и подзаконных актов, регулирующих инновационную и инвестиционную деятельность, а также привести существующие законы друг с другом. Интеграция инновационной и инвестиционной деятельности будет успешной при использовании возможности страховых и лизинговых кампаний, инвестиционных и пенсионных фондов, инструмента рынка ценных бумаг, денежных вкладов населения и средств предприятия. Для повышения эффективности инновационной деятельности необходимо осуществлять стратегическое управление ею на всех уровнях управления экономики. В то же время инвестиционный климат в Казахстане еще нуждается в улучшении. Требуются определенные усилия для того, чтобы устранить причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций.
Правовая нестабильность занимает далеко не последнее место в списке причин, препятствующих привлечению иностранных инвестиций. Любой инвестор, прежде чем прийти на рынок какой-либо страны, в первую очередь изучит ее законодательство, в котором должны быть четко и ясно изложены его права и обязанности, гарантии, способы защиты его интересов. /24/
В Казахстане вопросам инвестиционной политики уделяется значительное внимание со времени обретения Республикой государственного суверенитета.
По данным журнала «Business central Еurоре» (2011) за период 1990-2000 годы объем иностранных инвестиций в Республику Казахстан превысил 8 млр. 700 млн. долларов США. В Казахстане существует разветвленная и взаимосвязанная система законодательства, которая позволяет достаточно эффективнорегулировать отношения, связанные с деятельностью иностранных юридических лиц и граждан на территории Республики Казахстан: Законы «О валютном регулировании», «О лицензировании», «О земле», «О нефти», «О недрах и недропользовании», постановление ПравительстваРК «О порядке экспорта и импорта товаров (работ и услуг) в РК и др.
Законом»О государственной поддержке прямых инвестиций» предусмотрено создание специального государственногооргана, который уполномочен заниматься привлечением инвестиций в приоритетные отрасли экономики путем предоставления льгот и преференций инвесторам. /25/
Агентство является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять государственную поддержку прямых инвестиций в Республике Казахстан.
Основными функциями Агентства являются:
- организация работы по привлечению в Казахстан прямых инвестиций;
- координация деятельности государственных органов по реализации инвестиционных проектов, осуществляемых утвержденнымиинвесторами;
- обеспечение получения всех согласительных и разрешительных документов, лицензий, виз и других документов, предоставляющих права и полномочия, необходимые для реализации каждого инвестиционного проекта;
- оказание содействия утвержденным инвесторам в поиске квалифицированных работников, товаров и услуг в Казахстане;
- осуществление контроля за реализацией инвестиционных проектов, включая контроль за исполнением утвержденными инвесторами взятых на себя обязательств.
Основные вопросы правового положения иностранных инвестиций регулируются Законом РК «Об иностранных инвестициях». В соответствии с Законом иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, незапрещенные для таких инвестиций законодательными актами Республики Казахстан. Отношения, связанные с предоставлением займов, кредитов, целевых банковских и финансовых вкладов, осуществлением портфельных инвестиций, а также связанные с инвестициями национальных инвесторов зарубежом, регулируются специальным законодательством.
К осуществлению иностранных инвестиций в специальных экономических зонах применяются нормы Закона «Об иностранных инвестициях», если и но не предусмотрено Указом Президента РК от 26.01.1996 года «О специальных экономических зонах». Любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность, незапрещенная действующим законодательством Республики Казахстан, осуществляется на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям физических или юридических лиц Республики Казахстан, либо любых иных иностранных физических и юридических лиц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРУТУРЫ
1. Иностранные инвестиции в РК. Алматы, 2014 год.стр.114-115
2. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2015-2019 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2014 года.
3. Журнал «Business central Europe» № 17. 2011г стр.23-24
4. Балабанов И. Инновационный менеджмент.Астана, 2010г стр.87-89
5. Азия: Экономика и жизнь, №51 (75), декабрь,2014 стр.19
6. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика.Алматы , 2010г стр.125-128
7. Статистический бюллетень. Министерство финансов Республики Казахстан Алматы, 2011г
8. Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 2011 г стр.25
9. Экономический портал http://institutiones.com/
10. Данные Национального Статистического Агентства РК.
11. Деловая неделя, 2010 г, № 11 стр.10-11
12. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. 2010г стр.111-112
13. Журнал «Businеss cеntrаl Еurоре» № 7. 2012г стр.20-21
14. Журнал «Еurоmоnеу» № 4 2012 г стр. 15
15. Закон «Об иностранных инвестициях»
16. Методическое пособие поразъяснению основных положений Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Алматы:, 2011 г стр.45-46
17. Хагстрем Р.Г. Путь Уоррена Баффета. Стратегии инвестиций величайшего в мире инвестора. – М.: ЛОРИ, 2010г стр.74-78
18. Ежегодный статистический сборник 2010-2013 г 15-18
19. Казахстанская правда 25.12.10г № 354 стр. 14
20. Фатхутдинов Р. Инновационный менеджмент. 2010 стр.145-147
21. Хагстрем Р.Г. Путь Уоррена Баффета. Стратегии инвестиций величайшего в мире инвестора. – М.: ЛОРИ, 2010 стр.152
22. Официальный сайт Инвестиционного фонда Казахстана. www.ifk.kz.
23. Официальный интернет-ресурс Национального Банка Республики Казахстана: nationalbank.kz
24. Комитет по статистике Республики Казахстан. Официальная статистическая информация (по отраслям) : stat.gov.kz
25.Официальный сайт КазНУ им.Аль-Фараби: http://lib.kazsu.kz
Авторы: Мухаметова Д., Турсунова М.