ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Содержание

Введение

Взаимодействие СМИ с общественными организациями

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Никакая организация не может достичь успехов в своей деятельности без одобрения и участия народных масс. Люди определяют жизнеспособность таких объединений, ведь именно они дают организациям социальную поддержку  и средства на существование.

Следовательно, главным условием эффективности такой работы является положительный резонанс  со стороны общества.

Социальный отлик возможен только в том случае, если об организации, ее целях, планах и намерениях узнает как можно больше людей.

И в современном мире наилучший способ этого достичь – использовать средства массовой информации.

В эпоху информационного общества возникает большая потребность в информации. И именно средства массовой информации дают нам знать о событиях в мире. Причем,  надо подчеркнуть: именно СМИ определяют, что нам нужно знать. В этом заключается их идеологическая функция. Средства массовой информации передают идеи, осуществляют пропаганду и агитацию. За такой уровень значимости их  называют «четвертой властью». И общественные организации используют это для саморекламы.

Все, что мы узнаем об обществе, мы узнаем из различных источников средств массовой информации. Это мост, через который плавно перетекают идеи от объединений к массам, поселяясь в них. И именно от работы этого механизма, от того, какая информация идет через этот мост, зависит, какая информация будет донесена народу, а от этого в свою очередь зависит, каким будет народ: развивающимся или деградирующим.

Таким образом, средства массовой информации выступают как посредник между социальными объединениями и населением.

В условиях современного мира правительство и правительственные органы старается всячески поддерживать население, различного рода государственные объединения, предприятия и прочее. Однако зачастую случается, что поддержки и «присмотра» от государства бывает недостаточно. В таком случае обществу дается возможность для саморегулирования. В этом случае решаются общественные, экологические, социальные проблем, образуются партии и профсоюзы, которые представляют точку зрения социума. В итоге мы видим образования общественных объединений или же общественных организаций. Согласно ст.2  главы 1 Закона об общественных объединениях Республики Казахстан: «Общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объединения являются некоммерческими организациями»./1/. Основной целью создания данных объединений является защита, реализация и развитие политической, экономической и социальной сферы. Данные формирования не зависят от государства, однако находятся под их контролем, им запрещается иметь военизированный или религиозный характер, иметь финансовую поддержку от иностранных партий, граждан или компаний, создавать знаки отличия и прочее. Так же стоит отметить, что данные объединения имеют некоммерческий характер. Согласно Закону Республики Казахстан: «Некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками.»./2/ Данный фактор подтверждает главные задачи общественных организаций, а именно решение проблем в сфере их деятельности. Общественные объединения имеют несколько типов, к ним относятся общественные организации, движения, фонды, учреждения, орган общественной самодеятельности и политическая партия. /3/ Каждый данный вид имеет свои особенности и характеристики, однако имеются и общие свойства. К ним можно отнести обязательное наличие устава объединения, не вмешательство государства в их работу, добровольческое участие и прочее. В последнее время наиболее распространенным видом общественных объединений являются общественные организации.   

Общественная организация (фр. organisation, от лат. organizo — придаю стройный вид, устраиваю) – это добровольные массовые объединения граждан, которые создаются для реализации и защитыих общих интересов, имеют программу деятельности и характеризуются четкой внутренней структурой. Являются неотъемлемым элементом демократической политической системы. /4/ Общественные организации и движения не имеют в своих целях захват власти или же определенное политическое доминирование, их задачи более разноплановы. Также они имеет широкий спектр действия и участвуют во многих сферах жизни. Так, например, общественными организациями являются профсоюзы, детские, молодежные, научные, спортивные и прочие движения. Общественные организации можно отнести к так называемому «третьему сектору» модели общества. Данный фактор определяется по экономическому критерию в «Секторной модели» общества. Всего имеется 3 сектора: первый-государство, где источник прибыли это налоги, второй-бизнес, где прибыль источник средств, третий — неприбыльные некоммерческие организации, где источником средств являются пожертвования. Впервые сам термин некоммерческая организации (НКО) впервые встречается в США и Японии, однако так же встречается понятие неправительственная организация, которое исходит из континентальной Европы./5/ Сама деятельности данного «третьего сектора» заключается в самоуправлении и активности любых слоев общества./6/ Если рассматривать основные признаки общественных организаций, то выделяют:

1.получение прибыли не ставится основной целью деятельности;

2.государственные органы не являются учредителями или участниками;

3.организация создана на добровольной основе;

4.подразумевается самоуправление на основе совместно определенной цели;

5.организация не принимает непосредственное участие в политике с целью достижения власти;

6.организация может работать как на неформальной, так и юридически закрепленной основе;

7.организация не применяет и не пропагандирует насильственные методы;

8.организация может быть, как и национальной, так и международной по составу или масштабу деятельности./6/

На данный момент в Республике Казахстан так же находится и действует большое количество различных общественных объединений, НКО и НПО. По одним данным количество зарегистрированных в РК неправительственных организаций составляет около 27000, однако существует и другая статистика показывающая, что их количество составляет примерно 18000./6/ Данная неточность вызвана тем, что подсчет ведётся различными агентствами, также некоторые из НКО существуют лишь на бумаге, а по факту являются бездействующими.

История развития общественных организаций в Республике Казахстан подразделяется на три основных этапа:

1 этап (осень 1986 — весна 1987 гг.) — зарождение независимых общественных организаций./7/

В данный период происходит формирование клубов в молодежной среде. Данные клубы имели различный характер, но в основном они были дискуссионными или же политическими. На данном этапе количество объединений не отличалось большим количеством, однако не смотря на это они имели понятные цели и собственную точку зрения. В первом этапе выделяется декабрь 1986 года, так как в этот период происходит прерывания процесса развития национально-оппозиционных структур в связи событиями в Алма-Ате.

2 этап (лето 1987 — лето 1988 гг.) — экологическое движение.

Летом 1987 года в республике стали появляться самодеятельные организации преимущественно экологического направления. С августа 1987 года в Алма-Ате начала функционировать социально-экологическое движение «Инициатива», также под предводительством Союза писателей Казахстана был образован Общественный комитет по проблемам Балхаша и Арала.

3 этап (лето—зима 1988 г.) — выделение политических структур./7/

На данном этапе создаются разного рода дискуссионные клубы, представитель которых образовывают гуманитарную интеллигенцию. В результате из такого клуба в июле 1988 года образуется первая политическая организация – клуб «Перестройка» в городе Кентау. Так же в октябре того же года активистами политизированного крыла «Зеленого фронта» был провозглашен «Алма-Атинский народный фронт»./7/

Как заключение этих трех этапом можно выделить образование крупного экологического, антиядерного движения «Невада-Семипалатинск», которое являлась первой общереспубликанской общественной организацией.

В итоге процесс формирования общественных организаций завершился их объединением и формированием Ассоциации независимых общественных организаций Казахстана (АНООК) осенью 1989 года. Так же в этот период формируется независимый профсоюз кооператоров Казахстана, республиканское общество «Қазақ тілі»./7/

На данный момент в Республике Казахстан действует большое количество общественных организации. Например, таких как:

1.НАЗГУМ, организация по защите прав женщин г. Алматы

2.Союз театральных деятелей г. Алматы

3.Алматинское городское общество по защите больных с дефицитом гормона роста г. Алматы

4.Дети без границ г. Сатпаев

5.Общественное объединение милосердия и здоровья РК. Алматы

6.И прочие./8/

Все эти организации отличаются друг от друга сферой своей деятельности. Это показывает обширность влияния общественных организаций на всех уровнях социума.

Вторым аспектом, который затрагивается в данной работе, это работа и деятельность средств массовой информации, их виды, свойства и характеристики.

Неотъемлемой частью жизни общества всегда была передача и обмен информации. Сейчас эту функцию выполняют средства массовой информации (СМИ). Средства массовой информации – это организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическое распространение и массовое тиражирование текстовой, словесной, образной, звуковой и музыкальной информации (печать, радио, телевидение, интернет)./9/ Сейчас существует большое множество видов СМИ, но выделяют основные:

  • пресса (газеты, журналы)
  • книжные издательства
  • агентства печати
  • радиовещание
  • телевидение
  • кино-, видео-, звукозапись
  • интернет
  • так же в последнее время отдельно выделяют социальные сети./10/

Вне зависимости от того, что существует большое количество различных видов средств массовой информации, у них у всех можно выделить общие функции. К ним относятся:

  • Информационная функция
  • Формирование общественного мнения
  • Образовательная функция
  • Управленческая функция
  • Политический маркетинг. /10/

Также стоит отметить разделение средств массовой информации по признакам, а именно:

  • Регион распространения
  • Аудитория
  • Легальность
  • Качественность.

Эти признаки являются определяющими факторами для любого из видов СМИ, так как они будут показывать масштаб самой организации.

История развития СМИ берет свое начало в середине XV века после создания Иоганном Гутенбергом первого печатного станка. Осознавая потенциальные возможности на социальное воздействие печатного слова, многие государственные лидеры стремились к осуществлению контроля над публикацией. Лишь только к периоду XIX-XX веков средства массовой информации при помощи научно-технического прогресса смогло расширить свои границы и получить новые формы средств массовой коммуникации такие как радио и телефон./11/ Следующим этапом в развитии СМИ являлось появление телевидения, которое до появления интернета являлось наиболее распространенным каналом информационного воздействия на массы. В процессе своего развития средства массовой информации получили не только новые формы распространения, но и новые методы влияния на общественные массы. К ним относятся:

  • Искажение информации
  • Утаивание информации
  • Манипулирование со временем и местом подачи информации
  • Перезагрузка адресатов сведениями, отобранными по определенному критерию — в конечном итоге адресат отказывается от информации
  • Изоляция адресата
  • Создание лжесобытий, мистификация./11/

Также стоит отдельно отметить эмоциональные методы воздействия на сознание общественных масс:

  • Сенсационность
  • Метод запугивания
  • Медианасилие
  • Метод фрагментации
  • Упрощение
  • Повторение./11/

В Республике Казахстан средства массовой также, как и во всем мире имеет высокий уровень значимости. Однако свое развитие и нынешнюю открытость они получили лишь недавно.

Процесс формирования информационного рынка Казахстана таким каким мы знаем его сегодня начался после распада СССР в 1991 году, когда пали многие запреты и цензура.

Процесс формирования казахстанских СМИ происходил в 4 этапа:

I этап (1991-1992 года) – характеризуется государственной монополией на предоставление информации. Практически полное отсутствие независимых СМИ.

II этап (1992-1996 года) – в государстве наблюдается постепенное становление и рост не правительственных средств массовой информации. Государство сокращает свое влияние на информационном рынке.

III этап (1997-2007 года) – либерализация, массовые и количественные изменения в масс-медиа. Наблюдалось массовое разгосударствление и приватизация бывших государственных СМИ. На данном этапе наблюдается стабильный рост и развитие масс-медиа.

IV этап (2008- нынешний день) – «холдингирование» или «политизация» информационного рынка./12/

Так в результате развития на медиа-рынке сложилась следующая картина.

До 1990 года в Казахстане издавалось 10 республиканских государственных печатных издании и 21 радиоканалов, а на текущий момент в стране действуют 2695 единиц СМИ.

Из них 90% составляют газеты и журналы, 9,5% электронные СМИ и 0,5 информационные агентства. Из 2695 СМИ государственных 436 (16%), негосударственных 2259 (84%). /12/

Виды СМИ и их количество на территории РК:

Особое место в информационном пространстве занимают электронные СМИ. В республике действуют 257 электронных средств массовой информации, из которых телекомпаний – 63, радиокомпаний — 42, операторы кабельного телевидения – 146, операторов спутникового вещания — 6.
Государственных электронных СМИ – 16, негосударственных – 241./12/

Печатные СМИ занимают большую часть информационного рынка РК. Доля от общего числа СМИ Казахстана составляет 90%, а общее количество действующих печатных СМИ равно 2427 единицам.
Все печатные СМИ делятся на газеты и журналы.
На данный момент в стране функционируют 1 619 газеты, из которых государственных – 328 (20%), негосударственных – 1291 (80%). /12/ Стоит заметить, что в РК превалируют негосударственные газеты.

Относительно такого вида СМИ, как журналы существует следующая ситуация. Так доля негосударственных изданий – 79% (636 журналов), а доля государственных составляет 21% (172 журналов)./12/ При этом можно увидеть, что общее число журналов уступает количеству газет практически в два раза.

По территориальному признаку СМИ делятся на республиканские и региональные. Из 2 695 СМИ, действующих на 15 сентября 2010 года региональных 1 728 республиканских соответственно – 967.
Тематическая направленность региональных СМИ: общественно-политическая – 312; информационная – 563; рекламная – 821; детская – 32.
/12/

Также в Республики Казахстан в 2014 году общественный фонд «Правовой медиа-центр» провел исследование, в котором рассматривалась степень доверия общества к определенным видам средств массовой информации. В результате данного исследования были полученные следующие данные, представленные на Рис №1:

93

Рисунок №1. Степень доверия к источникам информации в РК.

https://forbes.kz/massmedia/internet_nastupaet_na_pyatki_televideniyu В Казахстане Интернет наступает на пятки телевидению. 2014г./13/

На Рис.1 видно, что большая степень доверия людей к интернету. Он опережает республиканские и областные источники информации более, чем на 10%, исключением является лишь степень доверие к республиканским каналам, которые отстают от интернета на 1,1%.  Это говорит о том, что люди больше доверяют независимым СМИ, действие которых в основном находится в интернет ресурсах, нежели государственным. В свою очередь независимые средства массовой информации сильно связаны с общественными организациями, которые занимаются защитой их прав и свобод. Однако организации связаны и с государственными СМИ, они следят за открытостью и независимостью их работы.

В свою очередь взаимодействие средств массовой информации и общественных организаций имеет довольно сложный характер. Структура их взаимодействия имеет множество видов и характеристик, а также требуются необходимые элементы взаимодействия.

Любой организации необходимо иметь в команде ответственного по связям с общественностью, или пресс-секретаря. Конечно, не каждая некоммерческая организация (НКО) может себе позволить полноценную пресс- службу или даже отдельного специалиста, занимающегося только взаимоотношениями со СМИ. Тем не менее, практическая деятельность НГО в различных сферах и на различном уровне показывает, что человек, систематично занимающийся связями с прессой, пусть даже параллельно с другой работой на благо организации, есть жизненная необходимость. Такой специалист нужен для налаживания отношений со СМИ, формирования общественного мнения. От того, какого рода и как часто в СМИ появляется информация о деятельности организации, часто зависит её успех. Пресс-секретарь должен знать всё о своей организации, уметь грамотно составлять информационные материалы, выступать перед публикой, обращаться с необходимой техникой. Пресс-секретарь отвечает за организацию кампаний по связям с общественностью, за проведение отдельных акций, пресс-конференций, брифингов, круглых столов, дискуссий, за написание информационных материалов, за ведение базы данных, за мониторинг и анализ СМИ. Нужно сделать так, чтобы все контакты масс-медиа с представителями и руководством организации проходили именно через пресс- службу.

Обязанности пресс-секретаря:

  1. Организация мероприятий связанных с освещением деятельности организации.
  2. Анонсирование мероприятий, где желательно присутствие СМИ.
  3. Подготовка информационных материалов.
  4. Мониторинг и анализ материалов СМИ. /14/

Чтобы обеспечить наиболее эффективное сотрудничество с медиа, нужно понимать принципы организации работы в различных видах СМИ и принципы построения различных видов мероприятий для СМИ. Хотя бы поверхностно разбираться в специфике каждого вида СМИ нужно, чтобы понимать, как работать с каждым из них. Самая важная, центральная информация для любого вида СМИ – это новости. Аналитика и тем более художественная публицистика занимают куда меньше места в процентном соотношении среди общего количества материала. Но даже новости готовятся абсолютно по-разному. Интернет-СМИ могут давать «расширенные» новости, более объемные по сравнению с печатной новостью в газете или журнале, поэтому журналисты интернет-изданий заинтересованы в том, чтобы как можно дольше быть на мероприятии. Также интернет-СМИ зачастую публикуют несколько новостей об одном и том же мероприятии – например, если в его ходе было затронуто несколько различных, но одинаково актуальных тем, либо если спикерами выступили несколько людей из разных организаций. К тому же у онлайн-СМИ есть возможность публиковать больше фото, тогда как в газетах можно увидеть новость без единой фотографии. Технические ограничения характеризуют и работу «телевизионщиков». Как правило, они снимают мероприятие не дольше 20-30 минут. Отдельно записывают комментарии некоторых участников события (т.н. «синхроны»). Одна новость в выпуске новостей должна занимать около 1 минуты, поэтому телевизионные журналисты просто не могут себе позволить ради 1-минутной новости «набирать» несколько часов видео-материала, тем более, подготовка сюжета для выпуска новостей требует также немало времени на работу в студии: монтаж, «начитку» закадрового текста и т.д. Поэтому нет смысла требовать от «телевизионщиков» задерживаться дольше или обижаться, обвиняя их в нерадивом подходе к работе. Главная задача пресс-секретаря при этом – помочь журналистам получить важную и интересную информацию, пообщаться с интересными спикерами, снять красивую «картинку» (будь то фото или видео). Для этого необходимо:

  • во-первых, организовать «подход к прессе» тех участников мероприятия, которые могут дать четкий, лаконичный и «по существу» комментарий;
  • во-вторых, предоставить пресс-релиз, составленный по всем правилам, а значит содержащий самую важную и насыщенную информацию;
  • в-третьих, как можно скорее разослать готовую новость, уже по завершению мероприятия (на тот случай, если после ухода журналистов звучало что-то очень значимое, что не сказали участники мероприятия во время «подхода к прессе») Кроме специфики работы отдельных СМИ важно разбираться в основных принципах организации различных видов пресс-мероприятий и грамотно воспользоваться этими различиями для достижения своих целей. Если вместо пресс-конференции, на которую приглашали журналистов, они окажутся на научно-практическом семинаре, а вместо брифинга — на продолжительном круглом столе, это может иметь плохие последствия не только для репутации пресс-секретаря, но и для дальнейшей работы СМИ с вашей организацией. Некорректное построение мероприятия вредит эффективности./15/

Дабы разобраться в этих тонкостях, остановимся на основных видах мероприятий для журналистов.

Одним из основных мероприятий для СМИ является пресс-релиз. «Пресс-релиз — один из важнейших документов в коммуникации «организация–масс-медиа». От грамотно составленного (и, что не менее важно, попавшего в нужные руки) пресс-релиза во многом зависит, например, заинтересует ли журналистов мероприятие, проводимое вашей организацией-заказчиком. А в итоге — будет ли их интересовать сама организация, станет ли она для них потенциальным источником информации»/16/ (т. е. тем местом, где всегда происходит что-то интересное для аудитории).

Среди многочисленных определений пресс-релизов выделим данное А. Зверинцевым в книге «Коммуникационный менеджмент»: «пресс-релиз — это небольшой, предназначенный для прессы организационный документ, содержащий актуальное сообщение.»/16/

Понятно, что под прессой имеются в виду все масс-медиа — от радио до интернет-изданий. «Организационность» пресс-релиза мы предлагаем понимать здесь в самом прямом виде — как основную его задачу: организовать внимание масс-медиа (а значит, и общественности) к организации, принять участие в конструировании событий. Если информация, содержащаяся в пресс-релизе, покажется для представителей СМИ актуальной — значительную часть своего коммуникационного задания пресс-релиз уже выполнил. Он должен быть небольшим — сфокусированным на одной-единственной новости. К тому же по факсу (как до сих пор передается значительная часть пресс-релизов) куда удобнее и передавать, и читать максимум двухстраничный текст.

Существует несколько разновидностей пресс-релиза по характеру передаваемый информации.

«Пресс-релиз-анонс — речь в нем идет о событии, которому еще предстоит случиться и внимание масс-медиа к которому обеспечит присутствие журналистов на анонсируемом мероприятии.»/16/ Анонс может, например, приглашать журналистов на пресс-конференцию или извещать о грандиозном торжестве в честь юбилея организации. Естественно, обо всем в таком пресс-релизе говорится в будущем времени. Впрочем, иногда не мешает дать и  краткую предысторию события (или, к примеру, перечислить регалии представителя вашей  организации либо гостя-звезды).

«Пресс-релиз-новость (или ньюс-релиз) доносит до адресата фактическую информацию, т. е. рассказывает о прошедшем событии. Он может содержать и краткие комментарии действующих лиц».

«Информационный (новостной) лист рассказывает о «продолжающемся» событии, например спортивном соревновании или судебном процессе. При этом предполагается, что адресату известны подробности и суть дела в целом, поэтому ему достаточно лишь краткого, делового отчета о новых аспектах происходящего.»/16/

Очень важно понять — непосредственным адресатом пресс-релиза является не аудитория масс-медиа, но журналист либо менеджер СМИ. Поэтому обращения в начале пресс-релиза типа «Уважаемые жители нашего города!» или «Дорогие казахстанцы!» выглядят крайне нелепо — вы обращаетесь не к ним, а к журналисту. По этой же причине тон сообщения должен быть очень деловым, безо всякого рода стилистических украшений и излишнего «разжевывания». «То же касается заголовка: его быть не должно, достаточно четкого обозначения жанровой природы текста — «пресс-релиз». Заметим, исходя из практики, что указанные «излишества» журналиста всегда чрезвычайно раздражают, а в итоге это раздражение он переносит и на весь документ, который летит в корзину для бумаг, толком даже не прочитанный…»/16/

«Не менее, а может быть, и еще более важно, чтобы пресс-релиз попал точно по адресу.»/16/ Не просто в отдел писем (или экономики), но одному из ваших «доверенных журналистов» либо хорошо известному лично вам профессионалу, «ведущему» вашу тему. Иначе — корзины для бумаг релизу не миновать, ведь кто еще будет разбираться в ворохе документов, десятками (а в большие редакции и сотнями) приходящих каждый день… Или другой вариант, также не слишком удачный для вас — пресс-релиз может быть переправлен в рекламный отдел, а это, тоже неприемлемо.  Ведь пресс-релиз рассчитан на бесплатную публикацию, и его задача в этой связи, повторим, заключается в том, чтобы заинтересовать масс-медиа общественной значимостью события, о котором идет речь.

«Пресс-релиз не должен содержать прямой рекламной информации. То же касается и оценочных данных — если вы напишите, что ваша организация обладает самым широким в регионе ассортиментом товаров или что она является лидером бизнеса, можете быть уверенным: пресс-релиз дальше корзины для бумаг не уйдет. Альтернатива все та же — рекламный отдел…»

«Вот что назвали в качестве причин непринятия пресс-релизов опрошенные наш эксперты-сотрудники либо специализированных деловых изданий, либо отделов бизнес-информации:

1.Неактуальность для данного региона (например, многие крупные корпорации рассылают пресс-релизы от имени своих региональных филиалов (вернее, обязывают делать это пресс-службы филиалов), не смущаясь содержанием сообщений. Например, омские СМИ могут получить такую информацию: «Корпорация НН открывает очередной филиал в Ростове-на-Дону…» Понятно, что такой пресс-релиз отправляется в Омске исключительно в корзину).

2.Откровенная реклама (повторим: судьба такого пресс-релиза — оказаться в рекламном отделе).

3.Сугубо корпоративная информация (конечно, очень радостно, что вы славно отметили день рождения фирмы на загородном пикнике — но СМИ сочтут, что публике до этого дела нет. И будут правы).

4.Несовпадение со спецификой издания (это, конечно, брак в системе рассылки: посылать пресс-релизы «на деревню дедушке» — последнее дело!)

5.Политическая ангажированность (особенно много ее бывает в дни выборов — губернаторских, мэрских и т. п., когда многие капитаны регионального бизнеса всячески подчеркивают свою поддержку того или иного кандидата).

6.Устаревшая информация (бывает и такое — новость уже прошла по всем СМИ, причем, возможно, в негативном для организации виде, а пресс-служба наконец-то разродилась сообщением…).»/16/

Характерно, что наши эксперты-журналисты дружно отвергли обвинение в том, что некоторые пресс-релизы они просто не читают. Наоборот, они вздыхали по поводу того, что приходится их читать в больших количествах, и читать очень внимательно, ведь «что-то очень ценное можно найти в последней строчке!».

В целом есть два возможных пути: пресс-релиз может стать поводом для самостоятельного журналистского материала либо может быть опубликован дословно. И то и другое устраивает естественные организации (правда, в разной степени — но здесь все зависит от «сверхзадачи» общения нашей организации с системой масс-медиа, т. е. от того, хотят ли они «завлечь» журналистов перспективами долгосрочного сотрудничества или нацелены на разовую акцию). /17/

Еще одним типом мероприятий, на котором взаимодействует средства массовой информации и общественные объединения является  – пресс-конференция.

«Главное отличие пресс-конференции от любого другого мероприятия – это наличие новостного, событийного повода. Не может быть текущая деятельность организации поводом для созыва пресс-конференции. Это не событие, журналистам не за что будет «зацепиться»./9/ Поводом для пресс-конференции должна послужить какая-нибудь новость, к тому же не обычная, довольно резонансная, которая «достойна» того, чтобы попасть в ленту новостей печатных СМИ или новостной выпуск на телевидении. «Сформулировав новость и основные темы выступления, нужно особое внимание уделить выступающим. Для такого мероприятия, как пресс- конференция, большое значение будет иметь статус выступающего (спикера). Нужно подумать, из чьих уст должна прозвучать ваша новость, в чьем «исполнении» её лучше воспримут те СМИ, которые были приглашены. Следует учитывать также характеристики формата данного мероприятия. Пресс-конференция не должна продолжаться более одного часа, включая регистрацию до начала мероприятия или фуршет после (если он предусмотрен).»/16/ Это может показаться незначительной мелочью, однако, если журналиста приглашают именно на пресс-конференцию, то он рассчитывает свой рабочий график таким образом, что это мероприятие займет у него именно 1-1,5 часа (а для «телевизионщиков», как мы и указывали ранее, и того меньше – 20-40 минут). Если  планируется более продолжительное мероприятие, то нужно либо предупредить заранее, либо назвать его соответствующим образом. К тому же, журналистам нужно успеть как можно быстрее обработать полученный материал, чтобы дать его в эфир или отдать в печать.

«В самой оптимальной программе пресс-конференции на выступления отводится столько же времени, сколько на вопросы докладчикам после него.»/16/ В идеале нужно предусмотреть время ещё и для свободного общения после пресс- конференции. Неплохо рассчитать время таким образом, чтобы главным докладчикам не нужно было покидать помещение сразу по завершению мероприятия, а они могли задержаться ещё на несколько минут в том случае, если какой-то журналист захочет обратиться с вопросом лично. «Место проведения пресс-конференции также может значительно повлиять на ход мероприятия или на впечатление, которое сложится о вашей организации.»/16/ Хорошим вариантом могут стать проверенные, давно функционирующие пресс-центры, конференц-залы и т.д. В последнее время такие нередко создаются при самих СМИ. Из чисто практических соображений следует избегать проведения пресс-конференций в плохо освещенных или шумных помещениях – техника «не увидит» или «не услышит» спикеров, а вероятно их не услышат и сами журналисты, вследствие чего нормального диалога не стоит и ждать. Одна из самых важных «ролей первого плана» на пресс-конференции – роль ведущего, модератора процесса. Это его задача так скорректировать ход выступлений и ответов на вопросы, чтобы все логически привести к одной идее – вашему посланию аудитории – и не дать развернуться дискуссии, которая может свестись к нежелательным последствиям. И даже вопросы, которые будут задавать журналисты, в принципе должны быть прогнозируемыми./16/ Пресс-секретарь, как правило, не только организовывает сотрудничество компании и СМИ, но ещё и сам выступает в роли журналиста – готовит публикации на сайт компании или для рассылки в СМИ. Поэтому он тоже может задавать вопросы в ходе проведения мероприятия. Конечно же, преимущество нужно дать приглашенным журналистам, но если пресс-секретарь видит, что какой-то важный аспект не раскрыт, то он может подтолкнуть аудиторию к обсуждению именно этой темы, с помощью правильно поставленного вопроса.

Следующим типом взаимодействия СМИ с общественными организациями выступает пресс – брифинг.

Определяющей характеристикой этого вида мероприятия является время. В основе брифинга, как и в основе пресс-конференции, лежит новость, но в случае брифинга это та новость, которая должна быть распространена как можно более оперативно, и изложение её происходит в более краткой форме (англ. brief – «краткий»). Соответственно, продолжительность брифинга гораздо меньше, чем пресс-конференции – в идеале она не должна превышать получаса./16/

Исходя из специфики брифинга, необходимо понимать, что спикеры должны обладать достаточным статусом и известностью, чтобы на этот брифинг захотели прийти журналисты. Если статус организации недостаточно высок, то больше шансов собрать журналистов – это провести брифинг специально в рамках какого-нибудь масштабного мероприятия. Одним из преимуществ этой формы мероприятия можно считать меньшие организационные затраты, в том числе на устроение места проведения брифинга. Формат позволяет провести брифинг в офисе организации, в холле или у входа, например, в государственное учреждение, во дворе дома и т.д. Недостаток брифинга как сжатого во времени мероприятия заключается в том, что СМИ могут как «додумать» информацию, которую вы не успеете донести, так и обратиться за расширенными комментариями к вашим оппонентам (впрочем, этого необходимо ждать при любых событиях, освещаемых прессой и ТВ).

Также существуют такие мероприятия, как информационные встречи и пресс-туры, где происходит встреча (сродни «гостевому приходу») представителей СМИ  с общественными организациями.

Информационные встречи и пресс-туры – распространенные формы взаимодействия со СМИ, однако они куда более популярны в работе пресс-служб государственных органов или коммерческих компаний. Такие встречи как правило «опираются» на некий актуальный информационный повод, однако в целом показывают текущую деятельность организации, предприятия, компании./16/ Например, в преддверии 1 сентября школа или вуз могут продемонстрировать готовность к новому учебному году или завод может продемонстрировать, как ведется работа по новому госзаказу. В случае с НКО такая встреча может осветить, скажем, работу волонтеров организации в местной больнице. Как правило, такие мероприятия занимают много времени, предполагают много передвижений внутри одного объекта и между объектами (пресс-туры могут вообще длиться несколько дней!). Соответственно «встречающая сторона» должна организовать сбор журналистов, обеспечить их транспортировку (учитывая, что «телевизионщики» везут с собой камеры и штативы), питание, если необходимо – проживание. Однако появляется возможность продемонстрировать свою деятельность с разных сторон, «показать» журналистам больше спикеров, осветить сложную и специфическую тему. Такое мероприятие может не принести сиюминутной пользы в виде хвалебных материалов – польза от такой встречи скорее в просвещении работников СМИ, получении полезных контактов (причем как для пресс-секретаря, так и для журналистов), налаживании собственно взаимоотношений со СМИ./19/

Также для поддержания взаимоотношений СМИ с общественными организациями используются круглые столы.

Основное отличие круглого стола от всех других форм мероприятий состоит не в рассадке его участников по кругу, а в наличии проблемы, вопроса для обсуждения. В этом случае как раз уместно устраивать дискуссию, представлять разные точки зрения, можно привлекать к обсуждению журналистов. Умело срежессированная дискуссия позволит «развернуть» материал максимально широко, предоставить журналистам возможность выбора ракурса для раскрытия темы. Не стоит ориентировать круглый стол на оперативные СМИ и информационные отделы средств массовой информации./19/ Рассмотрите выносимую на обсуждение проблему с «тематической» точки зрения: для разъяснения какому отделу газеты, какой программе телевидения или радио будет интересна эта информация. Нужно особый акцент сделать на тех журналистах, которые заинтересованы в активном участии в теме круглого стола или, как минимум, пожелают быть на мероприятии до самого конца, чтобы услышать как можно больше важной информации по теме, в которой они работают.

Однако при выборе данного типа мероприятия существуют определенные риски.

Во-первых, нужно быть уверенным в компетентности ведущего круглого стола – не только как умелого модератора, но и как «человека в теме». Ведущему круглого стола, по сути, нужно уметь не только управлять складывающейся ситуацией (а это значит, прежде всего, свободное владение материалом по обсуждаемой проблеме), но и постоянно играть «на опережение» – следить за тем, чтобы дискуссия не свернула в другую сторону, не превратилась в спор или того хуже взаимные обвинения. Кроме того, нельзя забывать, что специалисты, высказывающие свои мнения, говорят не просто так, а для СМИ, что цель мероприятия – не обменяться мнениями, а представить палитру позиций, «проиграть» конфликт. А значит, никаких заявлений «не для прессы», никакого обсуждения не заявленных в программе тем, по которым организация не в состоянии предоставить СМИ достаточного материала, быть не может./16/ Круглый стол тоже может быть исключительно экспертным, но требование публичности желательно, должна соблюдаться. В отличие от «новостных» мероприятий, круглый стол может проводиться в течение длительного времени – полтора, два часа, иногда даже больше.  Приглашают журналистов, пишущих обзорные, аналитические материалы, чтобы дать им максимально широкую картину, предоставляют возможность получить комментарии у экспертов, взять эксклюзивное интервью./18/

Мы перечислили виды мероприятий для поддержания взаимоотношении СМИ с общественными организациями, но вместе с тем существует ряд определенных правил анонсирования, которые также играют значительную роль в успешности проводимой рекламной кампании.

Как уже было сказано, пресс-секретарю нужно стать для журналиста информационным центром по направлению деятельности вашей организации. Очень важно завести как можно больше связей не только с руководством СМИ, но и с корреспондентами. Может быть так, что информация от одного человека не распространится по всей редакции, поэтому лучше, чтобы её получили сразу несколько человек. Кроме всевозможной информации (подробнее о её видах – в следующем разделе) желательно присылать на почту анонсы планируемых событий, которые проводит организация или в которых принимает участие. Нужно учесть, что журналисты планируют график посещения мероприятий заранее, иногда планы расписаны на неделю вперёд. Если в дате или месте проведения планируемого мероприятия могут быть незначительные изменения в последний момент, но оно точно состоится и вам важно собрать там как можно больше представителей СМИ, то не стоит ждать «до последнего», когда все организационные вопросы уладятся окончательно. Можно сделать анонс мероприятия для журналистов, но объяснить, что возможны изменения. А ближе к дате проведения – отправить напоминание./16/ Если журналиста заинтересовала эта информация в первый раз, то он обратит внимание и на повторное письмо. Идеально – предупредить журналистов за неделю-две (а затем напомнить) или, в крайнем случае, за несколько дней. Если анонс разослать накануне или в день проведения встречи, то не стоит рассчитывать на большое количество СМИ. Практика показывает, что и на анонс, разосланный за сутки до мероприятия, может откликнуться достаточное количество корреспондентов – но только в том случае, если событие действительно является интересным. Оптимальный вариант, как и было сказано выше: анонсировать событие за неделю, а за 2-3 дня «напомнить» о себе, заодно при необходимости уточнив информацию. /19/

На сегодняшний день, средства массовой информации играют важнейшую роль связующего звена между различными сферами действия, как в государстве, так и на мировом уровне. Активное взаимодействие идет со многими структурами, такими как, правительство, парламент, местное управление, общественные структуры и прочее. Однако одна из главных идей СМИ — это донесение новой и, главное, правдивой информации до общества. Этим их функции совпадают с функциями и идеями общественных организаций. Так закон о средствах массовой информации РК гласит: «Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.». /20/ В результате этого становится понятно, что взаимодействие СМИ и общественных организаций строится на том, чтобы информировать и отчасти защищать граждан.

Так, например, можно заключить, чтоСМИ и общественные организации вместе присутствуют на различных государственных мероприятиях, обсуждениях и прочее. Они две главные функции выражения общественной точки зрения и непосредственно донесения обсуждаемой информации при помощи СМИ. Так, например, на недавнем Обсуждении законопроекта «О коллекторской деятельности» можно было увидеть наглядное подтверждение их совместной работы: «Основные аспекты законопроекта «О коллекторской деятельности» были затронуты сегодня в ходе «круглого стола», организованного Национальным Банком РК, с участием представителей СМИ и общественных объединений.» /21/

Однако взаимодействие средств массовой информации и общественных организаций не строится лишь на совместной работе. Очень часто можно встретить, что СМИ присутствует на общественных мероприятиях и рассказывает о них. «Сегодня в Алматы состоялось празднование 80-летия Союза писателей Казахстана. В юбилейном мероприятии приняли участие аким Алматы Ахметжан Есимов, представители творческой и научной интеллигенции, члены делегаций из стран ближнего и дальнего зарубежья, сообщает пресс-служба акима Алматы.». /22/ Союз писателей Казахстана является общественной организацией, которая защищает и отстаивает права писателей, оказывает им общую поддержку. А средства массовой информации, в данном случае пресс-служба акима Алматы, рассказывает о прошедшем мероприятии и в общем о проделанной работе на нем.

Ещё можно отметить важность опубликования информации об общественных организациях в СМИ. «Сталкиваясь с финансовыми проблемами и враждебностью властей, многие правозащитные организации вынуждены прекращать свою работу. А граждане чаще всего ничего не знают об их деятельности и даже существовании. Поэтому неправительственным, в том числе правозащитным организациям жизненно необходимо взаимодействие со средствами массовой информации»./23/ Без огласки СМИ большинство общественных организаций не смогло бы получить поддержку и вести свою деятельность.

Так, например, в Беларуси Офисом европейской экспертизы и коммуникации и Baltic Internet Policy Initiative (BIPI) было проведено исследование в котором изучалась осведомленность людей об общественных организациях. «Исследование проводилось в декабре 2016 года. В нем приняли участие 2011 респондентов/ок, из которых 1052 человека (59%) знают об общественных организациях и неформальных инициативах в Беларуси.». /24/ Из Рис.2 мы можем видеть, что если 52% осведомлены и участвуют в работе, то другие 48% не проявляют активности и не знают ничего о работе данных организаций. То есть практически половина никоем образом не дает поддержку в работе общественных организаций. Также стоит отметить, что из этих 52% респондентов 59% знаю о возможности существования, но не участвуют и 29% участвуют лишь иногда, это видно на Рис.3. Из этого можно сделать вывод, что более половины респондентов не дают активной поддержки общественным организациям.

Из всего этого можно сделать умозаключение, что большая часть общества не обладает достаточной информированностью о работе общественных организаций. Люди лишь частично могут дать ответ на вопрос, который касается общественных организаций и их работы. То есть не проводится работа данного рода объединений по информированию общества о своих целях, идеях, активности, методов работы. Однако вся вина не ложится на плечи общественных организаций. Средства массовой информации также несут ответственность за то, чтобы люди имели представление о деятельности разного рода некоммерческих и негосударственных учреждений.

94

Рисунок 2. Осведомленность людей о действии общественных организаций

Исследование: 26% опрошенных белорусов не знают о существовании общественных организаций и инициатив, 2017 /24/

95

Рисунок 3. Активность людей в действиях общественных организаций.

Исследование: 26% опрошенных белорусов не знают о существовании общественных организаций и инициатив, 2017 /24/

Ещё можно отметить то, какие общественные организации и объединения выделяют опрашиваемые респонденты. (Рис.4) Наибольшую распространенность получили профсоюзы (54,31%) и молодежные организации (50,73%), однако даже о них знает лишь половина опрошенных респондентов, а ведь есть ещё большое количество других общественных объединений. Например, об организациях, занимающихся историей, культуре и искусством знают лишь 21,11% опрошенных. Это показывает, что уровень осведомленности общества крайне мал. Большая часть людей не имеет представления даже о некоторых общественных организациях, занимающихся улучшением качества жизни граждан, их защитой и поддержкой. Именно работа средств массовой информации дает людям представление о работе различных объединений. То есть СМИ рассматривает то, каким образом различные организации ведут свою деятельность, указывают, какую поддержку они оказывают людям, чем они могут им помочь. Это подтверждает надобность СМИ для общественных организаций.

96

Рис.4. Типы организаций или инициатив, работающих в Беларуси, известные респондентам.
Исследование: 26% опрошенных белорусов не знают о существовании общественных организаций и инициатив, 2017 /24/

Также общественные организации могут и защищать права и свободы средств массовой информации. На территории Казахстана также существуют такого рода организации и объединения. «Свобода слова, транспарентность стала бес­спорным атрибутом информационного поля Казахстана. Права журналистов охраняются за­конодательством, за их соблюдением следит ряд общественных организаций. Одной из самых авторитетных является Международный обще­ственный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз«, созданный по инициативе ряда руково­дителей неправительственных общественных объединений. Целью Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» является ста­новление открытого гражданского общества че­рез утверждение в повседневной жизни страны свободной, объективной и прогрессивной жур­налистики» /22/

Однако во взаимодействии между СМИ и общественными организациями наблюдаются и проблемы. Так, например, данные определенные сложности во взаимодействии средств массовой информации и общественных объединений обсуждались в СМИ Чеченской Республики и Аппарате уполномоченного по правам человека ЧР. Можно привести отрывок из статьи «Проблемы взаимодействия СМИ и НПО» местного информационного агентства: «В свою очередь, представителями СМИ было отмечено, что большинство общественных организаций республики не заинтересованно сотрудничают со СМИ. Наблюдается пассивность и отсутствие достаточного количества информации от представителей общественных организаций»./25/

В результате этого можно сделать вывод, что СМИ и общественные организации непосредственно связаны друг с другом. Если между ними нет определенного взаимодействия, то у каждой из сторон возникают определённого рода проблемы. Это может сказаться на их работе, а также на обществе.

Таким образом, можно сказать, что общественные организации и средства массовой информации связаны друг с другом и являются неотъемлемой частью жизни общества и государства.

При активной деятельности и взаимоотношении, как средств массовой информации, так и общественных организаций создается возможность для решения многих социальных проблем. Так как эти две структуры взаимно дополняют друг друга. Они взаимно контролируют свою деятельность и ведут ее мониторинг. Это помогает решать проблемы, возникающие как у СМИ, так и организаций.

Заключение

Проанализировав все имеющиеся материалы, авторы пришли к следующим выводам:

1.В современном мире больше всего информации передается через Интернет, поэтому он становится важнейшим звеном передачи информаций от общественных организаций  массам.

2.Общественным объединениям жизненно необходимо, чтобы СМИ освещали их работу.

3.Для СМИ так же важно освещать работу объединений, который трудятся на благо народа, а не только государственных, потому что это ведет к повышению уважения к ним и к высоким рейтингам.

4.Средства массовой информации распространяют только ту информацию, которая, по их мнению, необходима народным массам. Из-за этого на общественной арене остаются только те организации, деятельность которых сулит благополучие гражданам. Исключением являются крупные объединения, которые не так сильно зависимы от общественной оценки своей работы.

5.Вместе с тем возможно применение медианасилия к СМИ, принуждения их к освещению определенных событий. Так что возможна передача и потенциально вредной информации.

6.Как СМИ, так и различные виды общественных организаций своими мишенями имеют определенные категории граждан. Именно этим категориям и адресуется информация.

7.Развивается только та организация, работа пресс-службы которой достаточно налажена или же проверена временем (если это сравнительно не молодые организации).

Таким образом, выявлена тесная взаимосвязь между неправительственными, некоммерческими организациями и средствами массовой информации. Достаточно обустроенная работа со СМИ приводит организации к воплощению их целей. Близкая связь и максимальное освещение деятельности ведущих и «важных» объединений увеличивает круг зрителей СМИ и повышает их репутацию.

Их совместная работа, по нашему мнению, определяет уровень развития социума и общественного мнения наряду с деятельностью госорганов. Ведь именно объекты нашего исследования определяют вектора развития общественного сознания. А от этого зависит состояние государства.

Итак, мы пришли к заключению, что СМИ и общественные организации взаимовлияют и взаимозависимы друг от друга и определяют «качество» общества, в вместе с тем и страны. Из этого следует: во-первых, что важное значение имеет изучение их взаимодействия; во-вторых, деятельность этих органов следует учитывать при государственном планировании.

Также в конце следует добавить, что от деятельности СМИ и содержания их работы зависит положение государственной экономики, так как они определяют желания и потребности простых людей, а в условиях рыночной экономики, которой придерживается Республика Казахстан, интересы людей играют решающую роль в том, что следует производить и что следует развивать.

Список использованной литературы

  1. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005615#pos=2;-233 Закон РК от 31 мая 1996 года №3-I «ОБ общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016).
  2. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021519 Закон РК от 16 января 2001 года №142-II «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.02.2017)
  3. С.А.Чулюкова. Общественные организации (объединения) и их роль в становлении гражданского общества. Издательство «Академия Естествознания». 282стр. 2012
  4. Политологическийсловарьсправочник.— РостовнаДону: НаукаСпектр. Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов. 168стр. 2008.
  5. Вестник Бурятского государственного университета. Мысин С.В. Актуальные проблемы понятийного аппарата в сфере некоммерческих организаций в современном российском праве. Выпуск №2. 235стр. 2014
  6. http://www.nomad.su/?a=3-201412020019 Неправительственные организации: понятие и виды. 2014
  7. http://www.elimai.kz/sozdanie-i-deyatelnost-nezavisimyx-obshhestvennyx-organizacij-v-kazaxstane.html. Создание и деятельность независимых общественных организаций в Казахстане. 2010
  8. http://www.spr.kz/all/obschestvennie-organizatsii-i-dvizheniya/ Общественные организации и движения Казахстана. 2011
  9. http://normative_reference_dictionary.academic.ru/73339/%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%28%D0%A1%D0%9C%D0%98%29 (Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации.ru. 2015.)
  10. https://www.calc.ru/Sredstva-Massovoy-Informatsii-Smi-Ponyatiye-Vidy-I-Funktsii-.html. Справочный портал «Калькулятор».2012
  11. Гаврилов А.А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества. Издательство «Молодой ученый». Выпуск №8. 153-154стр. 2012
  12. http://medialaw.asia/node/9139 История становления информационного рынка в Казахстане. 2013
  13. https://forbes.kz/massmedia/internet_nastupaet_na_pyatki_televideniyu В Казахстане Интернет наступает на пятки телевидению. 2014
  14. http://hro-uz.narod.ru/assorti.html Рязанское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал». Иванова С. Формы и приемы работы общественной организации со средствами массовой информации. 2013
  15. Почему о нас не пишут, или как НКО наладить взаимодействие со СМИ. Издательство «Студио-Диалог». 59стр. 2012
  16. http://studme.org/1329020918333/marketing/pr-kommunikatsii PR-коммуникации. Работа с СМИ. 2011
  17. Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. Издательский дом «Питер». 101стр. 2010
  18. https://www.slideshare.net/iac-strategiya/posobie-ngo-smi Взаимодействие со СМИ. Учебное пособие. 14стр. 2014
  19. Взаимодействие со СМИ. Работа пресс-службы общественной организации. Д.Егоров, Т.Нехай. Информационно-аналитический центр «СТРАТЕГИЯ» Запорожье 2014 13-14стр.
  20. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013966 Закон РК от 23 июля 1999 года №451-I «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2016)
  21. http://nationalbank.kz/cont/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9D%D0%91%20%D0%A0%D0%9A_09082016_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81.pdf Обсуждение законопроекта «О коллекторской деятельности» с участием СМИ состоялось в Национальном Банке РК.2016
  22. https://www.zakon.kz/4665062-sojuz-pisatelejj-kazakhstana-otmetil-80.html Союз писателей Казахстана отметил свое 80-летие. 2014
  23. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Третьякова О.В. Проблемы взаимоотношения региональных СМИ и правозащитных НПО. Выпуск №24, том №8. 267стр. 2010
  24. https://thinktanks.by/publication/2017/01/10/issledovanie-26-oproshennyh-belorusov-ne-znayut-o-suschestvovanii-obschestvennyh-organizatsiy-i-initsiativ.html

Исследование: 26% опрошенных не знаю о существовании общественных организаций и инициатив. 2017

  1. https://chechnyatoday.com/content/view/282039 Проблемы взаимодействия СМИ и НПО. 2014

Авторы: Шумячкин А., Әбденов Б.,  Абдразаков М.

Яндекс.Метрика