СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Содержание

Введение

Спрос и предложение медицинских услуг

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сегодня актуальным является вопрос предоставления медицинских услуг во всем мире. Предоставление медицинских услуг является сложным и многогранным рыночным механизмом, в котором есть свои особенности, которые отличают эту сферу экономики от остальных.

Мы в данной работе хотим:

  • Проанализировать понятие медицинских услуг;
  • Определить, что представляет собой медицинская услуга, какие бывают виды медицинских услуг.
  • Узнать, кто является заказчиком и потребителем медицинских услуг.
  • Разобрать, чем являются каналы движения медицинских услуг.
  • Определить каким образом осуществляется маркетинг медицинских услуг.
  • Определить, чем определяется реклама и цены на медицинские услуги.

Неэффективность функционирования прежней системы здравоохранения в условиях рыночной экономики вызвала необходимость ее существенного реформирования, с переходом на хозяйственные методы планирования и управления, к бюджетно-страховой и семейной медицине, на рыночные отношения в здравоохранении. Очевидна необходимость применения новых организационных форм.

Придание учреждениям здравоохранения статуса основного хозяйственного звена повысило роль трудовых коллективов в управлении ресурсами, в планировании экономического и социального развития. Появилась необходимость обоснования планов по объёму и структуре медицинской помощи, стимулирования развития ресурсосберегающих организационных и медицинских технологий, ускорение внедрения достижений НТП, рационального расходования средств. В решении этих задач большое место отводится маркетинговым технологиям.

Маркетинг в здравоохранении – система принципов, методов и мер, базирующихся на комплексном изучении спроса потребителя и целенаправленном формировании предложений медицинских услуг производителем.

Предметом изучения маркетинга является деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей, посредством обмена.

Объектом исследования является предприятие, фирма, предоставляющие медицинские услуги.

Изначально возникнув как поручение пациента врачу, медицинская помощь с течением времени обрела правовое положение услуги. Следовательно, медицинские услуги, предоставляемые пациентам в различных учреждениях, также стали неотъемлемой частью рыночных отношений. Возник рынок медицинских услуг. Неотъемлемой частью медицинских услуг является использование диагностических или лечебных средств (аппаратуры, о6орудования инструментария, расходного материала, медикаментов), их прикладная значимость для медицинских услуг определяется требованиями необходимой достаточности. Вопрос о цене медицинских услуг достаточно новый для медицинских учреждений, ведь в период плановой экономики вопрос о ценах медицинских услуг зачастую просто не существовал. ЛПУ оказывали помощь населению, а государственный бюджет выделял средства для их финансирования.

Однако с приходом рынка вопрос о ценах встал остро. Лечебным учреждениям приходилось опробовать на себе разные методики ценообразования, включая и такие, где цены не были привязаны к затратам на оказание медицинских услуг (бюджетные оценки). Поэтому в настоящее время необходимо серьёзно подходить к проблемам ценообразования в медицине, так как это может существенно повлиять на состояние здравоохранения.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов. Изменение спроса, изменение предложения, изменения равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли. Механизм рынка позволяет удовлетворить лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос.

Спрос — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Предложение — это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

Механизм рынка – это механизм прогресса.

“Рынок как экономическая категория характеризует совокупность экономических отношений, возникающих по поводу продажи и купли товара или услуги. Рынок также можно определить, как пространственный локус соединение спроса и предложения товара или услуги. Рыночные отношения выражают определённую экономическую обособленность производителей и потребителей продуктов и услуг. Механизм рынка медицинских услуг также функционирует благодаря взаимодействию трёх основных составляющих: спроса, предложения и цен Рыночный механизм является процессом, посредством которого продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ, тем самым спрос, предложение и цена являются главными его элементами”. /1/

11

12

По исследованиям ученных мира было выяснено, что на спрос и предложение действует не только цена, но и ряд других факторов: детерминанты спроса и предложения.

К детерминантам спроса относятся уровень доходов и способность к платежу населения, структура медицинских услуг и их стоимость, распространённость заболеваний, и уровень информированности пациентов о них, «форсирование спроса» медицинскими работниками и персоналом. “Детерминантами предложения являются такие факторы, как количество врачей, стоимость медицинского оборудования, совершенствование медицинского оборудования, появление новых конкурентов и др.”. /2/.

Широко распространено разделение рынков на виды в зависимости от природы, характера, назначения товаров, продаваемых на рынке. Применительно к рынкам медицинских товаров и услуг представляется целесообразным выделить следующие разновидности рынков:

  • лечебно-профилактических и диагностических услуг (хирургических, терапевтических, стоматологических и др.);
  • санитарно-эпидемиологических услуг;
  • санаторно-лечебных услуг;
  • услуг лечебной физкультуры;
  • услуг скорой медицинской помощи;
  • услуг по медицинскому обслуживанию на дому;
  • консультационных медицинских услуг;
  • лекарственных препаратов;
  • средств лечения и защиты от болезней;
  • медицинского оборудования, аппаратуры, технических средств;
  • научных и проектных разработок в области медицины.

Наряду с этой основной структурой рынка товаров и услуг медицинского назначения должна существовать инфраструктура такого рынка в виде:

  • рынка труда медицинских работников;
  • рынка услуг медицинского образования;
  • рынка медицинской литературы. .”/3/

По мере развития медицины, медицинской промышленности, углубления рыночных отношений в здравоохранении круг рынков, связанных с укреплением здоровья людей, будет расширяться. Уже сейчас правомерно говорить о возникновении рынка искусственных человеческих органов, крови, услуг, обусловленных неизбежной кончиной людей Так как медицинские организации в значительной части относятся к государственным учреждениям, объектам государственной собственности, бюджетно-финансируемым организациям, а также в связи с острыми социальными последствиями рыночных процессов в медицине мера государственного регулирования рынка медицинских товаров и услуг должна быть и остаётся значительной. Отметим, что даже в тех странах, где преобладает частная медицинская практика и большинство компаний фармацевтической промышленности, предприятий, производящих медицинскую технику, принадлежит частному капиталу, государство в значительной степени контролирует рынок медицинских товаров и услуг как их заказчик благодаря государственному финансированию, страхованию медицинских услуг, предоставляемых многим категориям граждан.

Сфера охвата рыночными отношениями тех или иных сторон жизнедеятельности общества не является постоянной величиной.  Экономика — это, с одной стороны, производство и потребление материальных и духовных ценностей, услуг, а с другой — непрерывное встречное движение продаваемых товаров, услуг и уплачиваемых за их приобретение денег. Без такого движения не могло бы быть разделения труда, товары не нашли бы своего покупателя и потребителя, продавец и покупатель не встретились бы на рынке. В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур: рынок совершенной конкуренции, олигополия, монополия, монопсония, монополистическая конкуренция. Каждая из структур имеет свои особенности формирования цены, спроса и предложения.

Наиболее эффективная структура, позволяющая наилучшим образом распределить ресурсы – рынок совершенной конкуренции. /4/

Также в рыночных отношениях есть такие понятие, как цена спроса, цена предложения, рыночная цена, ценообразование

Цена спроса – это та предельно допустимая цена, за которую пациенты согласны получать услуги. Выше неё рыночная цена подняться не может – у пациентов больше нет денег для оплаты услуги.

Цена предложения – это такие предельно минимальные цены, по которым производитель ещё готовы оказать услуги пациентам.

Рыночная цена —  формируется в результате взаимодействия спроса и предложения.

Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда предпринимательская деятельность окажется неэффективной.

Рыночная цена фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точки называется точкой равновесия, а цена – равновесной ценой. Только в этой точке цена одновременно устраивает и производителя медицинских услуг и потребителя.

Цена формируется при взаимодействии на рынке спроса и предложения

Ценообразование – это процесс формирования цен, определения их уровня.

Ценообразование решает задачи:

  1. расширение рынка сбыта услуг здравоохранения,
  2. увеличение массы прибыли,
  3. обеспечение баланса спроса и предложения,
  4. объёма денег и объёма услуг здравоохранения.

Закон ценообразования:

Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. Если под влиянием неценовых факторов произойдёт повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, — цена возрастает. Если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократиться или при неизменном спросе увеличится предложение — цена снизится

При взаимодействии спроса и предложения при прочих равных условиях формируется равновесная рыночная цена, точка пересечения кривой спроса и предложения, именно равновесная цена обоюдно устраивает и продавца, и покупателя

13

Рисунок 1. Взаимодействие цены спроса и предложения «Эффект Пигу».

Примечание — информация с сайта www.medportal.com

Общая величина предложения медицинских товаров и услуг (положение кривой предложения в координатах «величина предложения — цена товара, услуги») зависит от следующих детерминант:

1) стоимость факторов производства медицинских товаров и услуг (труда, материалов, энергии, основных средств), определяющих величину издержек производства, себестоимости;

2) наличие факторов производства (медицинского персонала, оборудования, средств лечения);

3) качество, доступность, удобство предлагаемых услуг и товаров;

4) научно-технический и технико-технологический уровень производства медицинских товаров и услуг в стране, с чем связаны затраты на производство и обращение;

5) величина налогового бремени на производство и продажу медицинских товаров и услуг;

6) наличие конкурентов на рынке;

7) ёмкость рынка, определяемая количеством товаров и услуг. /5/

Наличие столь значительного количества и высокой степени разнообразия факторов, влияющих на рыночный спрос и предложение медицинских товаров и услуг, затрудняет возможность чёткого предвидения конъюнктуры рынка, повышает риск рыночного медицинского предпринимательства.

На спрос действует не только цена, но и другие факторы:

1.Уровень доходов населения (чем выше доходы, тем больше возможностей получать медицинские услуги).

2.Изменения в структуре населения. Например, старение населения увеличивает спрос на медикаменты и медицинское обслуживание.

3.Численность пациентов в стране.

4.Изменение вкусов пациентов (мода на пластические операции привели к большому спросу на них).

5.Форсирование спроса на медицинские услуги (врачи иногда своими диагнозами и рекомендациями способны увеличить спрос на их услуги).

“При всей сложности и проблемности рыночных отношений в здравоохранении попытка полностью избежать их представляется нерациональной, обречённой, тем более — в условиях, когда вся экономика начинает функционировать на рыночной основе. «Практически все участники медицинской, медико-производственной деятельности в той или иной степени вовлечены в рыночные отношения, представлены на рынке товаров и услуг. Коммерческие организации, предприниматели непосредственно связаны с рынком, продавая на нем результаты своей деятельности и приобретая необходимые ресурсы. Но и государственные по форме собственности медицинские организации, и даже государственные учреждения не избавлены от участия в рынке медицинских товаров и услуг, так же, как и СМО”. /6/

В рынке медицинских услуг есть такие понятия как государственный и частный сектор, количество медицинских услуг, предоставляемых в частном и государственном секторе заметно отличаются, а также качество оказываемых медицинских услуг в государственных и частных медицинских учреждениях разное. Если рассмотреть частный и государственный сектор медицинских услуг в Казахстане, то отчётливо, что в здравоохранении доля частных медицинских услуг занимает пока небольшой процент – 16-20%, а если исключить стоматологию, то он окажется ещё меньше. Однако в республике уже появились хорошо оснащённые частные клиники, сумевшие завоевать доверие пациентов. Но, как показывает жизнь, развиваться в современных условиях частникам непросто. Реальной конкуренции между частными и государственными клиниками не существует. Сейчас есть искусственная поддержка государственных учреждений, которая, к сожалению, качество медицинских услуг не улучшает. Пациенты обращаются в частные клиники не только к каким-то конкретным врачам, а ещё и потому, что хотят сэкономить своё время и нервы. “В ближайшие 10 лет конкуренции в реальном её понимании не будет. Потому что дефицит кадров – одна из главных проблем, это нужно признать. Минздрав говорит, что не хватает порядка 5 тыс. врачей, на самом деле недостает кадров гораздо больше. А чтобы подготовить квалифицированного врача, нужно не 5-6 лет, а минимум 10”. /7/

В рынке медицинских услуг также предоставляются и медицинские услуги, связанные с продажей фармацевтических препаратов, если рассмотреть фармацевтический рынок Казахстана, то можно увидеть, что усилилась конкуренция.

“Усиление конкуренции на казахстанском фармацевтическом рынке связано в краткосрочной перспективе и с другими экономическими, политическими и историческими причинами:

1) увеличение ёмкости фармацевтического рынка в кратко-среднесрочной перспективе в 1,5-2 раза;

2)  существенные отличия региональных рынков по покупательной способности;

3)  низкие «входные» и «выходные» барьеры в отрасли для организации торгового предприятия. (Например, для создания мелко- среднеоптового фармацевтического бизнеса достаточно начального капитала в размере 10-15 тыс. долларов и наличия одного квалифицированного специалиста.);

4) сравнительная «молодость» казахстанского фармацевтического рынка, когда ни одна из ком­паний еще не накопила опыта и средств для занятия большей доли рынка” /8/.

Предоставление медицинских услуг в разных регионах Казахстана представляется по-разному. Исследовав следующую статью, написанную в газете «Капитал», мы разузнали, что “в Алматы свои услуги предоставляют около 900 медицинских центров. Также было замечено, что за последние два года, число их увеличилось практически на сотню. И по причине того, что развивается огромное количество предприятий, появляется такое явление как конкуренция. А о том, как конкуренция влияет на качество услуг и несколько предпочтителен данный бизнес для инвестиций среди частных клиник рассказал председатель совета Ассоциации предпринимателей системы здравоохранения Сергей Ситников. Рассказав о том, какие события произошли в сфере здравоохранения за последние два года. Во-первых, с 1 января 2010 года по всей стране была внедрена Единая национальная система здравоохранения (ЕНСЗ). Также указом президента Казахстана утверждена Государственная программа развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы. В текущем году было предусмотрено увеличение заработной платы врачей на 30% и запуск ещё одного лечебно-диагностического поезда. За последние три года в регионах построено 100 медицинских центров и многопрофильных больниц, отвечающих современным требованиям. В партнерстве с признанными международными научными центрами в Астане создается Центр наук о жизни, в котором будут разрабатываться эффективные методы предупреждения, диагностики и лечения рака, сердечнососудистых и других болезней. Здесь будут проводиться научные исследования в области генома человека, трансплантации органов и тканей, применения стволовых клеток, биоинженерии и медицины долголетия» /9/.

При условии, что государственный заказ медицинским организациям или заказ на предоставление медицинских страховых услуг предоставляется на конкурентной основе, с применением торгов, то и здесь есть рыночные отношения. Индивидуальные потребители медицинских товаров и услуг напрямую участвуют в рыночных отношениях, избирая производителя, продавца и оплачивая приобретаемые блага. Но и потребители товаров и услуг, оплачиваемых из бюджетных средств, внебюджетных, страховых фондов, косвенно участвуют в рынке медицинского продукта, будучи его потребителем.

“Одной из важнейших целей проводимого в Республике Казахстан реформирования системы здравоохранения является её адаптация к условиям рыночных отношений, практически сформировавшихся в начале XXI века во всех сферах социально-экономической жизни общества. Возможность адаптации лечебных учреждений и их сотрудников к рыночным условиям адресована, сутью своей, к организаторам здравоохранения и экономистам. Она способствует появлению новых разработок и внедрению инновационных организационных технологий, направленных на развитие таких форм и методов управления здравоохранением, которые соответствовали бы сложившейся в Казахстане медико-социальной и экономической ситуации. Актуальным в этом свете явилось внедрение в медицинских учреждениях апробированного и получившего всемирное признание маркетинга. Медицинский маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением медицинских услуг от её производителя (врач, медсестра, фармацевт и т. п.) к потребителю (пациент); это, в то же время, социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на медицинские услуги посредством их совершенствования, продвижения и реализации”. /10/

Если говорить о начальном этапе развития здравоохранения в РК, то доля частных медицинских учреждений была очень низкой, вследствие чего оказание медицинских услуг проводилось только государственным сектором. По мере продвижения и совершенствования сферы оказания медицинских услуг появилось новое понятие как платная медицина

“В платной медицине, где пациент выкладывает деньги за каждую услугу или процедуру, есть понятия функций или «единиц» услуг. Специализация профессионалов и вспомогательного персонала позволяет брать с пациентов высокую плату. Однако за последние полвека возникли более эффективные модели медицинских услуг. К ним относятся системы Организации медицинского обслуживания (Health Maintenance Organization, HMO), Организации привилегированных провайдеров (Preferred Provider Organization, PPO) и управляемые системы обслуживания (managed care systems). Они позволяют уменьшить клиентские затраты и дают больше возможностей для развития. Названные системы по-разному организованы, но для всех из них характерен принципиальный отказ от платы за услугу. В HMO, например, члены заранее вносят небольшую сумму за будущее медицинское обслуживание. Поскольку сумма определена и не подлежит изменению, налицо сдвиг в сторону уменьшения, а не увеличения услуг, что требует нового подхода к организации работы и людей. Хорошо или плохо это для пациентов, вопрос спорный. Однако в обозримом будущем стратегия понижения цен на медицинские услуги путем повышения их эффективности и качества вызовет стремительные перемены в здравоохранении.” /11/

 Порядок оказания платных услуг
1.Платные медицинские услуги оказываются государственными и частными медицинскими организациями при соответствии профиля заболевания и государственной лицензии на занятие медицинской деятельностью. 2.Виды платных услуг и прейскурант цен на них доводятся до сведения населения через наглядную информацию в медицинских организациях. 3.Ведение учетной и отчетной документации при оказании платных услуг гражданам осуществляется по формам, утвержденным приказом и. о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан № 6697). 4.платные медицинские услуги оказываются на основании договора на оказание платных услуг в организациях здравоохранения. 5. В государственных организациях здравоохранения цены на платные услуги определяются с учётом всех видов затрат, связанных с оказанием медицинских, сервисных услуг и иных дополнительных расходов и могут пересматриваться не чаще одного раза в полугодие. /12/

Пациентам, получившим медицинскую помощь на платной основе, организации здравоохранения предоставляют:

  • Платные медицинские услуги оказываются на основании договора на оказание платных услуг в организациях здравоохранения.
  • В государственных организациях здравоохранения цены на платные услуги определяются с учетом всех видов затрат, связанных с оказанием медицинских, сервисных услуг и иных дополнительных расходов и могут пересматриваться не чаще одного раза в полугодие.

 Платные услуги в ЛПУ делятся на:

 Медицинские:

  • Косметологические
  • Стоматологические
  • анонимное
  • лечение алкоголизма,
  • консультативная помощь,
  • искусственное прерывание
  • беременности, роды,
  • лечебная физкультура,
  • массаж, физико- и водолечение и т.д.

  Cервисные:

  • индивидуальный уход за больным в стационаре или на дому,
  • лабораторно-диагностическое исследование на дому,
  • прокат некоторых видов медицинских принадлежностей,
  • лечение на дому

Одной из проблем при оказании платных медицинских услуг является формирования ценообразования на медицинскую помощь является в настоящее время ключевыми для улучшения качества системы здравоохранения. Выявляется необходимость повышения качества и доступности медицинской помощи, обеспечения развития учреждений здравоохранения на основе совершенствования механизмов ценообразования на медицинские услуги. Отказ от постатейного финансирования медицинской деятельности, переход на систему государственного заказа, узаконивание платных услуг в государственных (муниципальных) учреждениях, включение негосударственных учреждений в систему обязательного медицинского страхования, переход преимущественно на одноканальное финансирование, внедрение принципа свободного выбора врача — все это свидетельствует о целенаправленной политике государства на укрепление рынка медицинских услуг и развитие рыночных механизмов управления. “’Вхождение государственной системы здравоохранения в рыночные отношения потребует существенного пересмотра тарифной политики с целью выравнивания условий финансирования для участников рынка, медицинских услуг. Принадлежность здравоохранения к социальной сфере, а медицинской услуги к общественному благу обусловливает особый подход к ценообразованию, особенно в сфере платных медицинских услуг.” /13/

«Цены на платные медицинские услуги устанавливаются не ниже тарифа аналогичной медицинской услуги, устанавливаемого администратором бюджетных программ для государственного объёма бесплатной медицинской помощи. Платные медицинские услуги оказываются организациями здравоохранения при соответствии профиля заболевания и лицензии на медицинскую и врачебную деятельность. В мировой практике под простой медицинской услугой понимается неделимая медицинская услуга, имеющая законченное, самостоятельное лечебное или диагностическое значение. Сложившаяся практика, когда тариф искусственно подгоняется под смету поставщика, нивелирует все ожидаемые результаты от используемых методов финансирования, делает невозможным создание «здоровой» конкурентной среды между поставщиками, и не стимулирует менеджеров осуществлять меры по повышению эффективности хозяйствования. Новая методика Министерства здравоохранения Республики Казахстан определяет подходы по определению тарифов на следующие виды медицинской помощи, оказываемые в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи: первичную медико-санитарную помощь (ПМСП); консультативно-диагностическую помощь; стационарную помощь; стационарозамещающую медицинскую помощь. /14/

Рынок медицинских услуг – перспективная и динамичная отрасль, прирост финансовых показателей которой в привязке к уровню ВВП демонстрирует двузначные показатели. Во многом это стало возможным за счёт государственного финансирования. “К примеру, в сравнении с докризисным периодом объем средств, выделенных из бюджета на развитие и модернизацию медицины, вырос более чем в 5 раз, и составил в 2014 году 862 млрд тенге. Однако, наряду с реформами в государственном секторе медицинского обеспечения, следует отметить быстрорастущее и динамичное развитие частного сектора медицинских услуг. В числе основных механизмов стимулирования негосударственного сектора здравоохранения можно выделить необходимость организации и развития специализированных медицинских страховых компаний, которые проводят медицинское обслуживание и помощь застрахованным клиентам на базе собственных частных клиник (медицинский ассистанс). По нашей оценке, число застрахованных клиентов по программам добровольного медицинского страхования в Казахстане достигает более 500 тысяч человек, что является весомым вкладом в развитие рынка медицинских услуг”. /15/

“Согласно законопроекту, презентованному в Мажилисе Парламента РК Министерством здравоохранения, гражданам будет предоставляться 2 вида пакетов медицинских услуг. Первый – базовый пакет представляет собой гарантированный государством объем медицинской помощи, финансируемый из республиканского бюджета. Этот пакет будет доступен всем гражданам Казахстана. Он включает: скорую помощь и санитарную авиацию, медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях и в экстренных случаях, профилактические прививки.
Отметим, что для непродуктивно самозанятого населения до 2020 года предусмотрено предоставление амбулаторно-поликлинической помощи с амбулаторно-лекарственным обеспечением за счёт средств республиканского бюджета.

Второй – страховой пакет, предоставляется: амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная помощь, стационарозамещающая помощь, восстановительное лечение и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, высокотехнологичная помощь.

Право на получение данного пакета предоставляется гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РК, за которых перечислялись взносы. При этом государство будет осуществлять взносы за экономически неактивное население. Работодатели – за наёмных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах, – за себя”. /16/ В Казахстане по сравнению с другими странами мира цена медицинских услуг является намного ниже. Сравнения приведены ниже.

14

Рисунок 2. Сравнение стоимости компьютерной томографии органов брюшной полости в разных странах на 2012 год

Примечание — Информация взята с сайта http://www.azh.kz

15

Рисунок 3.Оплата при неосложненных родах в разных странах на 2012 год

Примечание — информация взята с сайта http://www.azh.kz

16

Рисунок 4.Оплата врачебного персонала при аппендоэктомии в разных странах на 2012 год.

Примечание — Информация взята с сайта http://www.azh.kz

В диаграммах видно, что медицинские услуги в странах Европы, а также в США, Чили, Канада, Аргентина, Индия более дорогие по сравнению с Казахстаном. Это связано с тем, что в странах Европы и вышеупомянутых странах в сфере здравоохранения расходы более высокие. Расходы на медицину в Казахстане значительно меньше по сравнению с вышеупомянутыми странами. Заоблачные цены в США и Чили говорят о неэффективности здравоохранения, но и низкая оплата труда врачей, как в Казахстане тоже неприемлемо. Труд врача должен соответствовать его уровню. Поэтому самым приемлемым является здравоохранение в странах Европы.

“Основным рыночным механизмом, в рамках которого происходит финанси­рование здравоохранительных услуг, является система медицинского страхова­ния, хотя некоторые из высокоспециализированных услуг финансируются непо­средственно из бюджета Министерства здравоохранения (так же, как и из госу­дарственного бюджета финансируется помощь на догоспитальном этапе в случае чрезвычайных медицинских услуг, по линии «скорой помощи»).

Основная специфика рыночных механизмов, используемых в секторе здра­воохранения и практической медицины, связана с тем, что медицинское обслужи­вание не имеет характеристики классического общественного блага, и потому не может рассматриваться как таковое. Кроме того, следует учитывать неоднород­ность в этой сфере одной и той же услуги по качеству, поскольку не исключается влияние перегрузки на врачей и лечебные учреждения, вызывающие очереди, не всякий может получить и специализированные медицинские услуги”. /17/

На рынке медицинских услуг возможна также ситуация «безбилетника», которая имеет здесь определённую специфику. Например, некто, имея инфекционное заболева­ние (например, туберкулез), приобрел много дорогих лекарственных препаратов и медицинских услуг, благодаря чему вылечил себя. Окружающие, хотя и не при­нимали участия в его расходах, тем не менее, могут использовать его метод, то есть пользоваться общественными благами, не платя за них или минимизируя из­держки.

Частный рынок услуг здравоохранения включает, как правило, — реабилита­ционные услуги; диагностические тесты; медицинские визиты, оплачиваемые из собственных средств пациента; подписки на предлагаемые медицинские и про­фессиональные медицинские услуги; медицинское страхование, предлагаемое страховыми компаниями; другие сборы, уплачиваемые непосредственно из кар­мана больного, а также расходы на так называемую «благодарность» для врачей.

“В классическом рынке человек покупает товары по рыночным ценам, выбирая любого устраивающего производителя, и руководствуется собственными соображениями о ценности покупки. Его выбор будет определяться собственным бюджетом, ценой продукта и неценовыми детерминантами.

При увеличении спроса на товар производители увеличивают его производство, одновременно взвинчивая цены, но потребители на это реагируют отрицательно и сокращают покупки данного товара, переходя на его заменители. Спрос падает, производители товара начинают снижать цены, и часть их уходит с конкретного рынка, меняя специализацию. Цена товара колеблется вокруг точки равновесия. Все это наблюдается на идеальном рынке, который на рынке медицинских услуг не действует в полной мере.

Рынок медицинских услуг имеет ряд особенных характеристик:

  • риск заболевания и его неопределенность;
  • внешние эффекты;
  • асимметрия информации между продавцом и покупателем;
  • этические соображения и проблема справедливости;
  • государственное вмешательство». /18/

“На рынке медицинских услуг прослеживается одна из главных проблем рыночной экономики — ассиметрия информации и неопределенность. Пациентам медицинских учреждений иногда бывает достаточно сложно правильно выбрать врача и курс лечения. Очень многие ориентируются на отзывы других пациентов, не учитывая, что заболевания имеют различную степень тяжести и возможности каждого человеческого организма достаточно индивидуальны. Поэтому развитость инфраструктуры (реклама, служба информации, консультативная служба, медицинское образование, медицинская литература) на рынке медицинских услуг имеет большое значение при определении потребительских предпочтений. Если мы говорим о том, что конкуренция — это одно из необходимых условий эффективного функционирования рыночной экономики, то однозначно ответить на этот вопрос с позиции рынка медицинских услуг невозможно. В соответствии с моделью СТАНО рост конкуренции приводит к появлению новых поставщиков медицинских услуг, а следовательно, сокращается занятость врача, его востребованность и как следствие его доход”. /19/

Государственная модель финансирования здравоохранения характеризуется исключительной ролью государства. Финансирование здравоохранения осуществляется преимущественно из бюджета за счет налогов с предприятий и населения. Граждане страны получают медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинских услуг, обеспечивая удовлетворение ими большей части общественной потребности. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило под контролем государства. Ее называют государственной, бюджетной, госбюджетной. При организации такой системы здравоохранения во главу угла здесь поставлен принцип равнодоступности медицинских услуг. Обеспечить это легче всего централизованным образом, подчинив систему здравоохранения контролю государства. Социальные приоритеты превалируют в бюджетной системе здравоохранения. В современных условиях рыночных отношений в Казахстане здоровье каждого человека, как составляющая здоровья всего населения, становится фактором, определяющим не только полноценность его существования, но и потенциал его возможностей. Уровень состояния здоровья народа, в свою очередь, определяет меру социально-экономического, культурного и индустриального развития страны.

“Вопрос о финансировании здравоохранения на сегодняшний день остается актуальным как для Казахстана, так и для других постсоветских стран, поскольку с распадом Советского Союза, возникла острая необходимость в смене системы «Семашко» на более эффективную и отвечающую (новым формациям государственного строя) нуждам и потребностям населения страны.

Сегодня в мире используется несколько моделей финансирования здравоохранения: страховая, бюджетная и смешенная.

За двадцать лет независимости, в Республике Казахстан предпринимались неоднократные попытки реформирования отрасли здравоохранения, с целью поиска оптимальной модели. И на сегодняшний день в новейшей истории Казахстанского здравоохранения можно выделить основные этапы:

  • 1992-1995 годы – (пост) советская система здравоохранения;
  • 1996-1998 годы – бюджетно-страховая модель;
  • 1999-2011 годы – бюджетная модель на основе программного финансирования.

В зависимости от смены системы здравоохранения, менялись и методы финансирования. На сегодняшний день финансирование здравоохранения Казахстана представлено смешанной моделью — сфера оказания медицинских услуг характеризуется многоканальностью форм финансирования. Наряду с продолжающим доминировать бюджетным финансированием все большее значение приобретают другие формы оплаты, такие как платные услуги и медицинское страхование”. /20/

“Определение оценки как цены подтверждает, что механизм ценообразования и система цен, формирующаяся на его основе, носит общий характер, и поэтому цены и оценку нельзя противопоставлять друг другу, а необходимо рассматривать как различные формы цены, порожденные действующими товарно — денежными отношениями.

Цены и оценка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их взаимодействие может быть показано на реализации национальных проектов. При оценке бизнеса медицинских компаний должны учитываться рыночные цены на медикаменты, а также удельный вес бесплатных медицинских услуг и платных услуг, когда пациент оплачивает своё лечение по действующим рыночным ценам.

Механизм цен — это формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкнувшихся интересов покупателей и продавцов, принимающих решения без принуждения извне”. /21/

Цены служат для всех продавцов и покупателей главным источником информации о положении дел на рынке, соотношении предложения товаров и спроса на них. Так, если цены:

  • повышаются, следовательно, товаров на рынок поступает меньше, чем покупатели готовы приобрести их при этом уровне цен;
  • снижаются, следовательно, товаров на рынок поступает больше, чем покупатели готовы приобрести их при этом уровне цен;
  • остаются почти неизменными, следовательно, на рынок поступает примерно столько товаров, сколько покупатели готовы приобрести их при этом уровне цен.

Поскольку от уровня цен напрямую зависят величина выручки продавцов (т.е. доходы в форме прибыли) и расходы покупателей, то цены являются индикаторами для всех участников рынка. Их анализ позволяет изготовителям и продавцам определять, стоит ли производить тот или иной товар и торговать им, а также выгодно ли и насколько делать это при сложившемся уровне цен. Покупателям цены дают информацию для принятия осознанного решения о покупке товара.

“Ежегодно увеличивается объем финансирования здравоохранения. Если в 1999 году финансирование составляло 46 миллиардов тенге, то в 2011 году — 631 миллиардов тенге.

Создан медицинский кластер, в который входят пять инновационных объектов здравоохранения: детский реабилитационный центр, центры материнства и детства, нейрохирургии, неотложной медицинской помощи и центр кардиологии.

Во всех регионах страны создаются необходимые условия для получения качественных медицинских услуг.

Ускоренными темпами развивается транспортная медицина, обеспечивающая медицинскими услугами самые отдаленные районы нашей страны.

Национальная скрининговая система позволяет выявлять и предотвращать заболевания на ранних стадиях.

Введено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение”. /22/ Увеличение объёмов финансирования здравоохранения является очень важным.Так как если здравоохранение не будет обеспечиваться в достаточной мере, то здравоохранение в стране будет отсталым.РК увеличивает объёмы финансирования здравоохранения вследствие чего здравохранение в стране будет более развитым из-за того, что будут вводиться новые инновационные методы.

Совершенствование рынка медицинских услуг означает реформирование его структуры. Оно представляет собой сбалансированные процессы технологической и социально-экономической перестройки, формирование экономически выгодного соотношения между видами медицинских услуг, а также между субъектами, оказывающими их- частным, государственным, некоммерческим негосударственным секторами с целью уменьшения зависимости пациентов от уровня оплаты медицинских услуг.

“С целью объективной оценки динамики качества медицинских услуг разработан новый статистический показатель – коэффициент стационоразмещения (соотношение степени уменьшения уровня госпитализации больных в стационары и степени увеличение количества посещений амбулаторно-поликлинических учреждений), который необходимо применять для анализа эффективности структурных преобразований с учетом их зависимости. В условиях интернационализации и глобализации мирового экономического пространства складывается закономерность, отражающая развития глобализирующейся инфраструктуры над национальными рынками медицинских услуг, ведущее к усилению воздействия на них внешних факторов. Она обусловлена повышением открытости мировой экономики, менее высокой мобильностью медицинских услуг по сравнению с другими услугами и товарами, локальным монополизмом, макроэкономическими возможностями социальной политики национальных государств и расширением нерыночного сегмента здравоохранения”. /23/

В нерыночном сегменте здравоохранения наряду с медицинскими услугами есть такое понятие, как медицинская помощь. Иногда медицинские услуги и медицинскую помощь отождествляют, нужно уметь чётко различать эти два понятия. Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья. Необходимо отметить, что термин “медицинская помощь”, прежде всего, направлен на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья, которое гарантирует государство, а оказание медицинской помощи подразумевает оказание ее бесплатно для населения за счет соответствующего бюджета. Поэтому медицинская помощь не может являться товаром и не имеет стоимостной оценки. Результаты деятельности по охране здоровья, его поддержанию, восстановлению, повышению его качества называют услугами здравоохранения. При этом они являются благами, создаваемыми и предоставляемыми не в виде вещей, а в форме деятельности, обслуживания. В здравоохранении услуги — самый распространенный вид производства. Процесс оказания и использования медицинских услуг отражает потребность населения, которая связана с состоянием здоровья (комфортностью существования) и самой жизнью человека. Это обусловливает специфику формирования предложения и спроса на медицинские услуги. /24/

При исследовании взаимосвязей элементов модели предпринята попытка внести ясность в критерии разграничения сущности медицинской помощи и медицинской услуги, а также очертить сущность медицинской процедуры в соответствующем сегменте рынка. В любом из сегментов рынка медицинских услуг медицинские нужды и потребности в медицинской помощи у пациента (клиента), независимо от принадлежности к той либо иной общественной прослойке, не связаны с его личным или общественным благосостоянием: патологические состояния (болезнь) и потребность быть здоровым категории видовые, более биологические, чем социальные. В этом смысле, независимо от социального статуса пациента (клиента), конкретный вид медицинской услуги, соответствующий определенному стандарту, трактуется конкретным психосоматическим состоянием и целью обращения. В то же время, спрос и возможность приобретения конкретной медицинской процедуры из многообразия процедур, адекватных определенному виду медицинской услуги, напрямую связаны с благосостоянием пациента, его платежеспособностью.

“Таким образом, системы здравоохранения, опирающиеся на объективные экономические законы при множестве определяющих, характеризуются определенными сегментами рынка. Сегментирование рынка медицинских услуг позволяет предоставить медицинскую помощь (удовлетворить конкретный спрос) и с учетом индивидуальности пациента, и с учетом массового потребления медицинских услуг”. /25/

Заключение

Таким образом мы рассмотрели предоставление медицинских услуг в нашей стране, а также качество медицинских услуг, предоставляемое медицинскими учреждениями, мы сравнили цены на медицинские услуги в разных странах мира и пришли к выводу, что в Казахстане цены на медицинские услуги более дешёвые.  Нужно отметить, что пока ещё ни одно общество не выработало действенный механизм реализации права человека на здоровье. Этому мешает противоречие между потребностями пациентов, желаниями врачей и ограниченными ресурсами.

Точка зрения пациента состоит в том, что ему нужно получить высококачественное лечение и, по возможности, за меньшие деньги. Врача, помимо выздоровления больного, интересует количество денег, которое будет выделено на здравоохранение и с его точки зрения все сводится к простому вопросу: «Кому вы доверяете, когда вам нужно удалить аппендикс? Врачу или тем лицам (политикам, чиновникам), которые решают, сколько денег выделить на лечение?». С точки зрения распорядителей бюджета простых вопросов не бывает, когда речь идёт о денежных средствах, принадлежащих другим людям.

Врачи часто рассматривают лиц, устанавливающих стандарты лечения и нормативы оплаты, как бездушных аналитиков, которые лезут в медицину, забывая об интересах пациентов. Лица, отвечающие за финансирование здравоохранения, полагают, что многие врачи игнорируют законные интересы налогоплательщиков и их больше всего волнует защита собственных доходов и свобода назначать те анализы и процедуры, которые они считают самыми важными.

Общество действительно не готово вкладывать все свои ограниченные ресурсы на поддержание безграничных потребностей здравоохранения. Существует ряд моментов, имеющих не меньшую социальную ценность, такие как: экологическая программа, помощь малоимущим, содержание армии, милиции, образование и т.п. Все они требуют финансирования.

Однако высшим приоритетом является жизнь человека и его здоровье. Поэтому задачей всех заинтересованных сторон является эффективное использование ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей населения в поддержании здоровья. Рано или поздно каждая медицинская услуга вытесняется другой более сложной и совершенной, или, в следствие конкуренции, вообще теряет смысл, так как перестаёт приносить прибыль. По мере усиления конкуренции появляются все новые и новые виды услуг, которые «выживают» устаревшие методы лечения, диагностики. Поэтому на современном этапе всем медработникам надо постоянно самосовершенствоваться, руководителям лечебно-профилактических учреждений  внедрять новые методы диагностики и лечения, более прогрессивные и эффективные. Сохранить и развить имеющиеся структуры лечебно-профилактического учреждения внедрить новые, прогрессивные формы работы.Уровень цен на медицинские услуги должен, с одной стороны, не создавать сверх прибыли для медицинских учреждений и не ограничивать доступ граждан к основным медицинским услугам, а с другой стороны не приводить к резкому и необоснованному увеличению объёма спроса на услуги и нерентабельной деятельности медицинских учреждений. При разработке цен следует учитывать, что ориентация цен на фактические затраты конкретного лечебно-профилактического учреждения ведёт к затратному и неэффективному развитию экономики здравоохранения, установление же усредненных цен лишает возможности многие лечебно-профилактические учреждения создавать экономические фонды, необходимые для расширенного воспроизводства.Таким образом, конкретная структура рынка медицинских услуг формируется под влиянием многообразных факторов, отражающих состояние экономики страны в целом,региональные особенности, уровень развития соответствующей инфраструктуры.Правильная регуляция рынка медицинских услуг приведёт к сбалансированному развитию сферы здравоохранения и улучшит качество медицинских услуг предоставляемых лечебно-профилактическим учреждением пациенту.

Список использованной литературы

  1. Лекционный материал по дисциплине «Экономическая теория»
  2. http://xn--80ahc0abcom/sistemyi-zdravoohraneniya-organizatsiya/ryinok-meditsinskih-uslug.html/. Рынок медицинских услуг
  3. http://anta-eliz.narod.ru/6.html/. Особенности рынка медицинских услуг
  4. //Научно-практический журнал “Вестник КазНМУ” (научно-исследовательская работа Елжановой Р.К.,Шайхиной Л.Т.). 24.05.12. Стр. 17-18
  5. http://eos.ibi.spb.ru/umk/2_6/5/5_R1_Thtml/. Теория спроса и предложения
  6. http://vmede.org/sait/?page=4&id=Obshesyvennoe_3d_upr_valkov_2009&menu=Obshesyvennoe_3d_upr_valkov_2009/. Рынок медицинских товаров и услуг
  7. //Журнал Forbes.Название статьи: «Частные клиники ждут введения обязательного медстрахования в РК». Автор статьи Татьяна Панченко (29.05.2015). Стр. 5-6
  8. https://forbes.kz/process/medicine/mladshiy_medbrat_1
  9. //Журнал «Казахстанский фармацевтический вестник». Статья «Исследование ценовой эластичности лекарственных средств на фармацевтическом рынке Республики Казахстан». Стр. 9 http://articlekz.com/article/6041
  10. //Газета «Капитал». Сергей Ситников: «Конкуренция вынуждает лечить лучше». Время выпуска 9.11.2011 г. Стр. 3-4 https://kapital.kz/business/57023/tajnaya-zhizn-izvestnyh-kompanij.html
  11. //Журнал “Руководитель медицинской организации”. Статья «Рынок медицинских услуг: маркетинговые коммуникации» 18 ноября 2015 год. Стр. 14-15 http://med.mcfr.kz/article/163-rynok-meditsinskih-uslug-marketingovye-kommunikatsii
  12. //Еженедельный интернет-журнал Consulting. Статья «Лучший отраслевой опыт: реинжиниринг в здравоохранении». Автор работы Джеки Джентри.
  13. http://consulting.ru/econs_art_145076959/.
  14. .https://www.pharm.reviews/dokumenty/item/249-prikaz-mzsr-rk-ot-30-aprelya-2015-goda-304-zaregistrirovan-v-myu-rk12-iyunya-2015-goda-11341?tmpl=component&print=1/. Об утверждении Правил и условий оказания платных услуг в организациях здравоохранения
  15. Национальный научный портал Республики Казахстан http://www.nauka.kz/page.php?page_id=75&lang=1&article_id=62/. Проблемы ценообразования в РК и пути его совершенствования
  16. //Вестник КазНУ -2012г. Статья «Об утверждении Правил и условий оказания платных услуг в организациях здравоохранения». 09.2015 год.
  17. http://adilet.zan.kz/rus/docs/P090002299_
  18. //Аналитический журнал — Petroleum (ноябрь 2014 г.). Статья «Прикладные аспекты развития корпоративного бизнеса на рынке частной медицины». Автор статьи Сауле Джундубаева. Стр.10
  19. http://www.petroleumjournal.kz/index.php?p=article&aid1=53&aid2=266&id=650&outlang=1
  20. //Газета Казахстанская Правда (сентябрь 2015). Статья« Казахстанцам будут предоставляться 2 вида пакетов медицинских услуг». Стр. 7-8
  21. http://www.kazpravda.kz/news/obshchestvo/kazahstantsam-budut-predostavlyatsya-2-vida-paketov-meditsinskih-uslug/
  22. //Электронный журнал «Управление экономическими системами». Статья « Специфика использования рыночных механизмов в сфере услуг». Стр 13-14
  23. Столяров С.А. Рынок медицинских услуг: некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления. — Барнаул, 2010 г. Стр. 376 http://uecs.ru/uecs45-452012/item/1572-2012-09-28-07-50-22
  24. Научная статья «Обобщенная характеристика рынка медицинских услуг» Ковалева И.П. 2015 г.
  25. //Научный журнал «Экономика и предпринимательство». Статья «Проблемы развития здравоохранения Казахстана на современном этапе». Год издания 2013. стр. 4. http://articlekz.com/article/8040
  26. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд. Стр. 401
  27. Послание Президента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства»
  28. АСТАНА. 14 декабря 2012 года
  29. Куликов А. Ю. Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология том 3 / 2010г. стр. 43
  30. Тогунов И.А. Теория управления рынком медицинских услуг: монография. Владимир, 2007. стр. 118
  31. Щепин О.П., Габуева Л.А. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении. М., МЦФЭР, 2006. стр. 8

      Авторы: Аблимитов С., Жаруллаев С.

Яндекс.Метрика