ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Содержание

 

Введение

Здравоохранение в системе рыночных отношений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Здравоохранение, действуя в условиях рыночной экономики, как и любая другая отрасль, подчиняется законам рынка.

В нашей жизни рынок ассоциируется с таким местом, где можно приобрести одежду, товары хозяйственного назначения, продукты и т.д. Это традиционное место, где продавец и покупатель совершают сделку.

В настоящее время существует много определения рынка, но они все ведут к тому, что рынок – это совокупность экономических отношений в сфере обмена услуг и товаров, в результате которого формируется спрос, предложение и цена в условиях конкуренции.

«Рынок медицинских товаров и услуг — это сегмент рынка, предоставляющий медицинские товары и услуги для сохранения и улучшения здоровья населения. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответствующий уровень качества.

Рынок в здравоохранении включает в себя целую систему взаимосвязанных рынков: медицинских услуг, лекарственных препаратов, труда медицинского персонала, научных разработок, медицинских технологий, медицинского оборудования и др.». /1/

Актуальность исследования. Современное здравоохранение является сложной социально-экономической системой. Оно играет одну из важных ролей в движении Казахстана к социально-ориентированному государству. Казахстан на передний план выдвигает проблему удовлетворения социальных потребностей населения, а именно оказание медицинской помощи, связанную с оптимизацией доминирования государственных и рыночных механизмов управления социально-экономической системой. Актуальность исследования проблемы экономических отношений в сфере здравоохранения обусловлена:

— сложностью и неоднозначностью системы экономических отношений в сфере здравоохранения;

— противоречивостью экономических и социальных целей развития лечебных учреждений;

При изучении этих проблем, важно выяснить экономические интересы, стимулы и характеры поведения основных экономических субъектов сферы здравоохранения, а именно: государства, частные интересы государственных служащих, руководителей здравоохранительных учреждений, врачей и другого медицинского персонала, страховых компаний и различных групп населения с их потребностями в медицинских услугах.

С учетом всего вышеизложенного, основной целью нашей работы является исследование процессов формирования и развития рынка медицинских услуг в современных условиях рыночной экономики.

Добиться этой цели можно путем решения следующих задач:

— исследовать природу и характер производства и потребления медицинских услуг;

— определить содержание экономической категории «рынок медицинских услуг» на основе выявления особенностей потребительского рынка;

— раскрыть механизм функционирования рынка медицинских услуг;

— раскрыть особенности экономических отношений на рынке медицинских услуг.

Таким образом, мы сможем раскрыть сущность влияния рыночных отношений на систему здравоохранения и раскрыть механизм рынка медицинских услуг с его структурой и особенностями.

Реформирование экономики Казахстана преследует своей целью формирование социально ориентированной рыночной экономики. Социальная ориентация означает подчинение производства потребителю, удовлетворение массовых потребностей населения. В связи с этим огромное значение предается развитию социальной сферы, как отрасли экономики.

Социальная сфера охватывает такие отраслевые системы, как здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, социальное страхование и пенсионное обеспечение.

Отрасли социальной сферы характеризуются своими отличительными признаками:

  • предоставляют блага в форме услуг;
  • потребление предоставляемых благ имеет внешние эффекты;
  • деятельность этих отраслей объектом применения ценностных оценок.

«В рыночных условиях основными предпосылками развития предпринимательства в социальной сфере являются:

  • правовая база, создающая возможности для занятия этим видом деятельности;
  • изменение отношений собственности смещение акцента деятельности субъекта (предпринимателя) в сторону получения прибыли;
  • резкое сокращение финансовых средств, поступающих из бюджета в социальную сферу;
  • появление обеспеченных слоев населения, которые формируют платежеспособный спрос на ряд новых услуг в социальной сфере.

Здравоохранение, как важнейшая отрасль социальной сферы, обладает всеми отличительными признаками, указанными выше. Отсюда понятно, что определение предпринимательской деятельности (бизнеса), повсеместно используемое в литературе, применительно к предпринимательству в здравоохранении нуждается в уточнении и дополнении.» /2/

Предпринимательство в здравоохранении — это деятельность организаций и частных лиц, направленная на получение прибыли путем оказания медицинских услуг.

«Среди множества определений медицинских услуг наиболее общим является определение Столярова С. А.: «Медицинская услуга — это какое-либо профессиональное действие, направленное на изменение или сохранение физического или психического здоровья, с целью получения пользы ее потребителем (пациентом) в той или иной форме»./2.1/

Мы полагаем, что в  последнее время, в связи с повышением благосостояния людей и развитием новых технологий, наблюдается рост количества оказываемых медицинских услуг. Инвестиции, связанные с оказанием медицинских услуг считаются выгодными в развитых странах с рыночной экономикой.

«Выгоду имеют не только частные инвесторы, вкладывающие свои деньги в создание медицинских организаций и получающих от этого прибыль, но и государство, т. к. здоровый человек участвует в создании ВВП, приносит доход, а страна расходует меньше денег на лечение заболеваний и оплату пособий по утрате трудоспособности. При этом одни виды медицинских услуг требуют больших капиталовложений, как, например, услуги больниц, санаториев, диагностических центров, а другие, например, услуги массажистов, стоматологов, рефлексотерапевтов могут обойтись относительно небольшим начальным капиталом» /1.1/

 «Рассматривая специфику медицинских услуг, необходимо назвать ряд их отличительных характеристик: отсутствие владения; неосязаемость; неразрывность производства и потребления услуги; неспособность услуг к хранению; изменчивость качества» /2.2/

Если человек приобрел товар, имеющий физическое воплощение, он становится его владельцем, чего нельзя сказать об услуге. Медицинские услуги люди вынуждены приобретать на протяжении всей жизни. Потребляя медицинские услуги, человек имеет к ней доступ на протяжении ограниченного промежутка времени. Например, имея на руках страховой полис, его владелец может обращаться к врачу только в течение определенного периода, который оплачен пациентом.

Неосязаемость, нематериальный характер медицинских услуг. Обследование, например, вообще невозможно транспортировать, хранить и упаковывать. А продемонстрировать, увидеть, попробовать или изучать их нельзя до получения этих услуг. При этом оценить медицинские услуги можно только после их получения, да и то с трудом. Неосязаемость медицинских услуг вызывает проблемы, как у их продавцов, так и у покупателей. Пациенту трудно разобраться и оценить, что продается, до приобретения услуги, а иногда даже после ее получения. Он вынужден верить продавцу услуг на слово. Пациент, обратившийся в медицинское учреждение, не может не только увидеть процесс диагностики и лечения, но и оценить, что было сделано и правильно ли сделано. Поэтому со стороны потребителей медицинских услуг обязательно присутствует элемент надежды и доверия продавцу услуги. Одновременно неосязаемость усложняет деятельность и продавца. У предприятий, оказывающих медицинские услуги, возникают следующие проблемы: сложно показать пациентам свой товар; еще более сложно объяснить пациентам, за что они платят деньги. Повысить материальность услуги, сделать ее более осязаемой может присутствие элемента товара в услуге в самой разной форме. Это может быть моделирование будущей внешности пациента на компьютере перед косметической операцией, а также предоставление клиентам информации о сотрудниках и их опыте и квалификации.

Неразрывность производства и потребления. Производство и потребление медицинских услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны во времени. При этой неразрывной взаимосвязи степень контакта между продавцом и клиентом может быть различна. Например,   во время ремонта автомобиля обычно нет нужды личного присутствия заказчика, но оказание медицинских услуг неотделимо от того, кто их предоставляет. Так, лечение в больнице невозможно ни без медицинского персонала, ни без пациента, которого лечат.

Нужно отметить, что при продаже медицинских услуг иногда исключения и наблюдаться временной разрыв между их продажей и потреблением. Так, путевка в санаторий продается обычно раньше, чем человек получит медицинские услуги, но их неразрывность потребления и производства сохраняется.

Неспособность услуг к хранению. Специфика производства медицинских услуг заключается в том, что в отличие от товаров, услуги нельзя произвести впрок и хранить. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент.

Важная отличительная черта медицинских услуг — их «сиюминутность». Медицинские услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи и предоставления. Незанятые больничные койки, комнаты в санатории, не оказанные медицинские услуги, не могут быть восстановлены.

Изменчивость качества или неоднородность. Неизбежным последствием одновременности производства и потребления медицинской услуги является изменчивость ее исполнения. При покупке товара, потребитель одновременно получает информацию определенных стандартов его использования. Совсем иное дело человек, оказывающий медицинскую услугу. Иногда даже высококвалифицированный врач может допустить грубейшую ошибку.

Специфика медицинских услуг, описанная выше, определяет особенности рынка медицинских услуг, а также специфику деятельности предпринимателя на этом рынке.

«Экономика (от греч. oikonomike — «искусство ведения хозяйства») — действие людей в соответствии с законами хозяйства, т.е. экономическая практика; изучение законов хозяйства и их развития, т.е. экономическая наука.

Здравоохранение — часть экономики, поэтому экономическая наука на макроуровне изучает главные принципы, организационно-правовые основы системы здравоохранения и ее меж секторальные связи. Таким образом, экономика здравоохранения — это наука о:

  • здравоохранения как отрасли народного хозяйства;
  • социальной ответственности и экономической целесообразности органов управления функционировании здравоохранения;
  • экономических законах и экономических отношениях в конкретных условиях производства и потребления медицинских услуг;
  • ограниченных ресурсных возможностях и возрастающих потребностях в услугах здравоохранения.» /3/

Рыночные отношения выражают определенную экономическую обособленность производителей и потребителей продуктов и услуг, компенсацию их взаимодействия. По своему содержанию они включат широкий набор различных элементов. Сфера охвата рыночными отношениями тех или иных сторон жизнедеятельности общества не является постоянной величиной. Рыночный механизм является процессом, посредством которого продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ, тем самым спрос, предложение и цена являются главными его элементами.

«Чрезвычайно важно обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг. Ключевую роль здесь играет цена, которая, с одной стороны, определяет спрос и предложение, а с другой стороны, в условиях свободного ее изменения балансирует их. Для того чтобы строить прогнозы относительного изменения величины спроса или предложения при изменении цены, необходимо знать количественные параметры этих изменений. Наиболее распространенной количественной характеристикой спроса является так называемая эластичность спроса. Различают три вида характеристик эластичности спроса. Это ценовая эластичность, эластичность по доходу, перекрестная эластичность по различным товарам.» /4/

Рыночный механизм характеризуется способностью достигать подвижного, динамического равновесия между спросом и предложением.

Спрос– это количество медицинских услуг, которые желают и могут приобрести пациенты по определённой цене.

Предложение– это количество медицинских услуг, которое можно оказать в определённый период времени.

 «Спрос на большинство медицинских услуг обладает низкой эластичностью, это означает, что коэффициент эластичности меньше единицы. Так, по оценкам ряда специалистов США коэффициент ценовой эластичности спроса на стационарную медицинскую помощь в среднем равен 0.7 (исключение — косметическая хирургия), а во многих случаях он колеблется от 0.2 до 0.7. Это означает, что при повышении цен на медицинские услуги спрос уменьшается в меньшей степени, чем растет цена (при повышении цены, скажем, на 10% спрос сократится на 2-7%).» /5/

Различают следующие виды спроса на рынке медицинских товаров и услуг:

  • Отрицательный спрос: на прививки, прием к врачам отдельных специальностей, болезненные, дорогостоящие процедуры и др.
  • Скрытый спрос. Когда отдельные пациенты могут испытывать потребность, которую невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке медицинских товаров и услуг, например: услуги семейного врача, одноразовые изделия медицинского назначения, сервисные услуги, индивидуальное питание в стационаре и др.
  • Падающий спрос. Например, в последнее время упал спрос на шприцы, системы переливания крови многоразового использования, гипотензивные препараты отечественного производства, поэтому рынок отреагировал повышенным предложением на шприцы и системы переливания крови одноразового использования, импортные лекарственные препараты.
  • Нерегулярный спрос. Это сезонные временные колебания. Например, спрос на санаторно-курортное лечение выше в весеннелетний период, чем в осеннезимний. Обращения к отдельным врачам-специалистам зависят от сезонности некоторых заболеваний (грипп, язвенная болезнь, вирусный гепатит и др.).
  • Чрезмерный спрос. В здравоохранении наблюдается чрезмерный спрос на ургентную медицинскую помощь в праздничные и после праздничные дни, когда больные, страдающие хроническими заболеваниями, нарушают диету, режим, злоупотребляют алкоголем; возрастает уровень травматизма.
    Применительно к здравоохранению предложение — это количество медицинских товаров и услуг, которое производители могут оказать за определенный период времени населению. Предложение, при прочих равных условиях, также меняется в зависимости от изменения цены: по мере роста цен производители (продавцы) предлагают пациентам большее количество товаров и услуг. При падении цены их заинтересованность уменьшается и соответственно уменьшается объем производимых ими товаров и услуг.
    Наиболее сложный объект стандартизации в здравоохранении — медицинские услуги. Необходимость стандартизации медицинских услуг определяется потребностями населения в получении доступной и качественной медицинской помощи, а также появлением принципиально новых медицинских технологий, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, оборудования.

 «Медицинские услуги подразделяют на:

  • простые;
  • комплексные.

          По своему функциональному назначению медицинские услуги подразделяют на:

  • профилактические;
  • диагностические;
  • лечебные;
  • восстановительно-реабилитационные;
  • сервисные.» /6/

Манипуляции, исследования и процедуры как отдельные медицинские мероприятия, направленные на оказание медицинской помощи, но не имеющие самостоятельного законченного профилактического, диагностического, лечебного или реабилитационного значения, являются вспомогательными элементами медицинских услуг. Так, например, изъятие органа у донора, аутопсия и др.

По условиям и месту оказания медицинские услуги можно разделить на оказываемые на дому, в амбулаторно-поликлинических, больничных, санаторно-курортных и других учреждениях здравоохранения.

 «Под простой медицинской услугой понимается неделимая услуга, например диагностическая манипуляция, осмотр врача и др. Комплексная услуга может быть представлена как совокупность простых услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания медицинской помощи при данной болезни. Кроме того, различают стандартные и индивидуальные медицинские услуги. Стандартные медицинские услуги в основном оказываются по унифицированной технологии для подавляющего большинства пациентов и имеют относительно устойчивое ценообразование» /6.1/

Индивидуальные медицинские услуги обладают широким спектром манипуляций диагностических, лечебных процедур, большим набором лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Они имеют дифференцированные прейскуранты цен, максимально учитывающие индивидуальность затрат при их выполнении.
При равенстве спроса и предложения на рынке устанавливается так называемая цена равновесия. При снижении цены спрос увеличивается, так как люди хотят приобрести больше товаров или услуг, и, наоборот, при увеличении цены спрос может пойти на спад. Таким образом, рыночный механизм обеспечивает динамическое равновесие между спросом и предложением.

«Рынок в данном случае действует как саморегулирующаяся система, эффективный механизм взаимодействия спроса, предложения и конкуренции по формированию цен, объемов производства и продаж, а также уровня потребления товаров и услуг. Кроме того, он обеспечивает повышение эффективности производства, качества продукции. Однако рыночное саморегулирование не имеет всеобщего характера и должно дополняться механизмами государственного регулирования, что представляется основополагающей идеей совершенствования рыночных механизмов в социально значимых областях экономики.»/7/ Особенно это актуально для рынка товаров и услуг в здравоохранении.
Главное звено рыночного механизма — конкуренция.
«Конкуренция — это состязание между экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта товаров и услуг с целью получения более высоких доходов, других выгод. Конкурентная борьба за экономическое выживание и процветание — закон рыночной экономики. На рынке товаров и услуг здравоохранения конкурентными участниками могут быть:

  • государственные, муниципальные учреждения здравоохранения — по реализации государственного (муниципального) задания на конкурсной основе;
  • организации, производящие аналогичные товары и услуги для нужд здравоохранения;
  • частнопрактикующие врачи и фармацевтические работники, предоставляющие аналогичные медицинские товары или услуги медицинского назначения.»/7.1/

 «В общем случае конкуренцию можно определить как тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров и услуг, а также между потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.» /4.1/
Изучение конкурентов, выделение их сильных и слабых сторон крайне важны для завоевания определенной доли рынка медицинских услуг. Сравнив свои услуги с услугами конкурентов, можно определить свои конкурентные преимущества, позиции на рынке. Конкурентные преимущества — это уникальные, особенные черты медицинских организаций, которые отличают их от других. Именно они помогают получить прибыль выше, чем другие, производящие и оказывающие одинаковые медицинские товары и услуги. Определяя конкурентные преимущества, важно ориентироваться на пациентов, на их потребности и быть уверенным, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые.

 «Можно выделить следующие конкурентные преимущества:

  • высокая репутация организации здравоохранения;
  • высокое качество оказываемых медицинских товаров и услуг;
  • ориентация на пациента, его запросы и пожелания;
  • достаточная материально-техническая база, высококвалифицированный персонал, современное оборудование, устойчивое финансовое обеспечение;
  • уникальность предлагаемых медицинских товаров и услуг;
  • приемлемые для пациентов цены, не превышающие или ниже цен на аналогичные медицинские товары и услуги других участников рынка.»/8/

Конкурентные преимущества следует рассматривать как основу стратегии поведения участников на рынке медицинских товаров и услуг, что особенно важно в условиях развития обязательного и добровольного медицинского страхования. Для эффективной организации производства и реализации медицинских товаров и услуг необходимы знания основ медицинского маркетинга.

В общем случае конкуренцию можно определить как тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров и услуг, а также между потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.
«В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур: рынок совершенной конкуренции, олигополия, монополия, монопсония, монополистическая конкуренция. Каждая из структур имеет свои особенности формирования цены, спроса и предложения.»/4.2/

Олигополия(Oligopoly) — это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.

 «Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.»/9/

Монополия– это фирма (отрасль), производящая продукцию, не имеющую заменителей. Поэтому фирма – монополист диктует цену на свою продукцию.

 «Монопсония (от греч. monos — один, единственный и opsonia — закупка продовольствия) — один покупатель. Монопольное положение покупателя товара при большом количестве конкурирующих между собой производителей позволяет ему манипулировать объемом закупок, снижать цены.»/10/

 «В определенном смысле монопсония является зеркальным отражением монополии. Если монополист не имеет функции предложения своей продукции на рынке благ, то монопсонист не имеет функции спроса на потребляемые им факторы производства.»/11/

Монополистическая конкуренция — рыночная структура, которая возникает при ограниченном количестве продавцов, причем каждый считает, что цена, которую можно назначить, является убывающей функцией проданного количества товара.

 «Монополистическую конкуренцию следует отличать от олигополии (oligopoly), когда фирмы пытаются прогнозировать реакцию отдельных конкурентов.»/12/

Каждая из структур имеет свои особенности формирования цены, спроса и предложения.

«Наиболее эффективная структура, позволяющая наилучшим образом распределить ресурсы – рынок совершенной конкуренции.»/4.3/

 «Рынок совершенной конкуренции — рынок гомогенного товара с множеством продавцов и покупателей, на котором действия любого из них не влияют на уровень рыночной цены.» /13/

Рынок совершенной конкуренции:

  • это тип рынка, где действует множество продавцов и покупателей;
  • продаётся стандартизованный продукт
  • никто не контролирует цену;
  • отсутствует неценовая конкуренция;
  • существует свободный доступ на рынок.

Если же возникают какие-либо объективные ограничения для продавцов и покупателей, то тогда мы имеем дело со структурами несовершенной конкуренции, требующими дополнительной корректировки со стороны государства.

«Необходимо отметить наличие дополнительных искусственных барьеров для производителей медицинских услуг при их выходе на рынок: частые аттестации, необходимость получения новой лицензии при переезде врача из штата в штат и т.п. это связано с тем, что в чисто экономическом плане для уже сформировавшегося специалиста существует относительная легкость выхода на рынок медицинских услуг и ухода с него, так как оказание многих видов медицинской помощи не связано с крупными первоначальными затратами, значительными стартовым капиталом (в отличие от деятельности в промышленности, торговле и большинстве других сфер).»/4.2/

С другой стороны, динамический спрос, появление новых потребностей и “ниш” на рынке медицинских услуг и сопутствующих товаров активно привлекают в эту сферу новых специалистов и псевдоспециалистов. Поэтому вполне понятно, стремление уже устоявшегося контингента производителей всеми возможными, и не только экономическими, средствами минимизировать вероятность появления на рынке потенциальных конкурентов, ограничить предложение, максимизировать цены и доходы.

Отмеченные выше ограничения конкуренции и информации означают, что рынок медицинских услуг будет существенно отличаться от рынка совершенной конкуренции.

Можно схематично показать отличия рынка совершенной конкуренции от той рыночной структуры, которая характерна в целом для рынка медицинских услуг.

Таблица 1. Отличия рынка совершенной конкуренции от рыночной структуры медицинских услуг.

6

Примечание – информация с официального сайта журнала «Вестник КазНМУ», 2012 г. https://kaznmu.kz/press/

Исходя из приведенного сравнения, можно утверждать, что рынок медицинских услуг, с точки зрения организационной структуры, является рынком несовершенной конкуренции. При этом по своим основным характеристикам он в большей мере приближается к структурам, которые в экономической теории классифицируются как рынок монополистической конкуренции и монополия. Эти обстоятельства неизбежно накладывают свой отпечаток на поведение производителей, изменение их первоочередных целей, систему ценообразования, что также требует специфического регулирования происходящих процессов в этих рыночных структурах со стороны государства.

При исследовании рыночного механизма здравоохранения очень важно обратить внимание на долю частного и государственного секторов.

Для начала, нужно разобраться с понятиями «частный сектор» и «государственный сектор».

 «Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.» /14/

Частный сектор включает в себя предприятия, ориентированные на получение максимальной прибыли, социальная ориентация сохраняется не на всех предприятиях.

«Государственный сектор экономики — (госсектор) — совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из средств государственного бюджета (федерального или региональных).» /15/

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

 «Соотношение государственного и частного секторов может варьироваться под влиянием проводимых государством мероприятий, таких как приватизация и национализация. Средства этих двух антагонистических категорий заключается в радикальном преобразовании ранее существовавших институтов собственности.» /16/

Теперь охарактеризуем роль частного и государственного сектора в системе здравоохранения.

Частная система здравоохранения:

  • Система здравоохранения, основанная на праве частной собственности.
  • Совокупность негосударственных субъектов здравоохранения (медицинских организаций и физических лиц), осуществляющих частную медицинскую деятельность.

Основные признаки частной системы здравоохранения:

  • негосударственные источники финансирования оказания медицинской помощи: использование личных средств граждан или средств предприятий для оплаты медицинской помощи. Формы такого финансирования разнообразны: от прямой оплаты пациентом медицинской помощи («через кассу» или «из рук в руки») до заключения гражданами (или предприятиями) договоров добровольного медицинского страхования.
  • осуществление медицинской помощи поставщиками медицинских услуг, не находящимися в государственной или муниципальной собственности:

Частнопрактикующими врачами, осуществляющими медицинскую деятельность без образования юридического лица, а также различными медицинскими организациями (от стационаров до отдельных диагностических кабинетов), имеющими частную форму собственности:

  • свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицинские услуги;
  • высокая доля национального дохода, выделяемого на здравоохранение.

Субъекты частной системы здравоохранения:

  • Частные некоммерческие организации с уставной ответственностью:

– медицинские страховые фонды;

– ассоциации врачей, включенные в систему социального медицинского страхования;

Частные некоммерческие поставщики без уставной ответственности:

– частные некоммерческие больницы;

– частные некоммерческие поставщики услуг в области социальной и домашней медицины;

          Частные коммерческие поставщики, связанные на постоянной основе с плательщиками социального медицинского страхования:

– кооперативы врачей общей практики;

– врачи общей практики, работающие в собственных кабинетах;

– врачи-специалисты;

– коммерческие больницы, фигурирующие в региональных больничных планах;

–коммерческие больницы, заключившие контракт с государственными плательщиками.

     Частные коммерческие компании:

– коммерческие больницы, работающие без контрактов;

– фармацевтические компании;

– компании, поставляющие медицинские товары;

– коммерческие частные страховые компании.

Положительные стороны частной системы здравоохранения:

  • частный сектор свободен от административных и политических недостатков, присущими государственным бюрократическим организациям,
  • наличие широкого диапазона медицинских организаций с точки зрения уровня качества и стоимости медицинских услуг, обеспечивающих удовлетворение разнообразных индивидуальных потребностей;
  • конкуренция медицинских организаций и врачей;
  • уделяется больше внимания вопросам эффективности и управления ресурсами, чем это делают государственные организации;
  • отсутствие очереди на медицинское обслуживание;
  • особое внимание, уделяемое качеству медицинской помощи, защите прав потребителей;
  • высокий сервис обслуживания;
  • высокие доходы врачей, других медицинских работников.

Но, как известно, ничто не бывает идеальным. Любая система имеет свои недостатки.

Недостатки частной системы здравоохранения:

  • высокая стоимость медицинских услуг;
  • недоступность медицинской помощи для широких слоев населения;
  • неэффективное использование ресурсов, преобладание затратных хозяйственных механизмов;
  • недостаточное внимание к помощи на дому и профилактике, приоритет в лечении «легких» заболеваний;
  • гипердиагностика, выполнение значительной доли дорогостоящих процедур и вмешательств без достаточных медицинских показаний;
  • отсутствие государственного регулирования и контроля за качеством медицинских процедур, применение медицинских технологий, небезопасных для здоровья пациентов.

Цели приватизации в здравоохранении.

  • внедрение рыночных отношений в систему здравоохранения
  • формирование многообразия форм собственности (многоукладности) в здравоохранении,

  • уменьшение финансовой нагрузки на государственный бюджет посредством передачи или продажи государственной собственности хозяйствующим субъектам,
  • привлечение инвестиций, в том числе иностранных, и дополнительных финансовых средств (населения и предприятий) в сферу здравоохранения,
  • демонополизация, создание рынка медицинских услуг,
  • конкуренция, создание соревновательной среды в системе здравоохранения,
  • замена функций прямого управления, осуществляемого государством, на самоуправление объектов здравоохранения (децентрализация, делегирование полномочий),
  • переход от директивного планирования к праву полного хозяйственного ведения, т.е. достижению хозяйственной самостоятельности объектов здравоохранения,
  • возможность свободного выбора пациентом медицинской организации,
  • развитие экономической инициативы трудовых коллективов,
  • повышение качества лечебно-профилактической помощи,
  • экономия средств общественного здравоохранения за счет того, что обеспеченная часть населения обращается за коммерческими услугами, что позволяет улучшить оказание медицинской помощи остальной части населения,
  • появление возможности для медицинского персонала государственных учреждений здравоохранения получать дополнительный заработок за счет оказания платных услуг или работы по совместительству в частных медицинских организациях (что является общемировой практикой).

Перейдем к роли государственного сектора и выявлению его положительных и отрицательных сторон.

«Медицинские организации (больницы, поликлиники, диагностические центры, центры здоровья и т.д.) должны получить полную хозяйственную и юридическую самостоятельность. Причем государство остается собственником этих организаций, а все их затраты покрываются исключительно за счет получаемых доходов (государственного заказа на договорной основе, платных услуг населению, доходов за предоставление услуг на сверхсогласованные объемы медицинской помощи, МУ не закрепленному населению). Взаимоотношения между стационаром, поликлиникой и диагностическим центром должны строиться на принципах частичного или полного фондодержания поликлиники, участковые врачи которой должны иметь свои субсчета по согласованным объемам медицинской помощи.» /17/

Роль государства в секторе здравоохранения заключается в том, чтобы не допустить ущемления под действием рыночных факторов таких социальных показателей, как справедливость в отношении здоровья. Если не будет осуществляться контроль за ценами на услуги в этой области и если конкуренция не окажется способной снижать цены (или повышать качество услуг), малоимущие и уязвимые группы населения будут лишены возможности справедливого и равноправного доступа к получению соответствующей медико-санитарной помощи. Проблемы в отношении фактора справедливости значительно возрастают в условиях относительного роста частного коммерческого сектора при отсутствии государственного контроля и регулирования.

Регулирование проводится государственными органами управления, как федерального, так и местного уровня на основе законов, указов, рекомендаций и т.д. Цели регулирования достигаются правильным сочетанием средств.

Государство сегодня по-прежнему остается главным источником финансирования казахстанского здравоохранения, на частную медицину приходится не более  6-7 процентов этого рынка.

Сегодня государство готово потратить огромные деньги на модернизацию медицины и обновление основных фондов лечебных учреждений. Однако, при сохранении действующих сегодня принципов организации здравоохранения, деньги тратятся неэффективно.

«Принятая не так давно программа реформирования здравоохранения «СаламаттыКазакстан» 2011-2015 гг. признает, важную роль и место частной медицины и даже предусматривает стимулирование развития частного сектора в здравоохранении.»/18/

 «Согласно ей предусматривается планомерное совершенствование нормативной базы  для развития частного сектора в здравоохранении; устранение излишних административных барьеров; разработка и внедрение механизмов поддержки и развития  частных медицинских сетей; поэтапная реализация программ государственно-частного партнерства в здравоохранении. О важности создания условий для роста частной медицины говорилось  в Послании Президента «Стратегия 2050» /18.1/

«В отечественном здравоохранении доля частных медицинских услуг занимает пока небольшой процент – 16-20%, а если исключить стоматологию, то он окажется еще меньше. Однако в республике уже появились хорошо оснащенные частные клиники, сумевшие завоевать доверие пациентов. Но, как показывает жизнь, развиваться в современных условиях частникам непросто.»/19/

7

Рисунок 1. Источники средств и их доля в объеме оказанных медицинских услуг в РК в период   2015 по 2016 гг. (в процентах %)

Примечание — информация с официального сайта Комитета статистики РК www.stat.gov.kz

На данный момент, как таковой конкуренции между частным и государственным сектором системы здравоохранения не существует. Существует государственная поддержка частных клиник, которая в свою очередь все равно не улучшает качество медицинских услуг. Мы считаем, что главная проблема систем здравоохранения Казахстана – это дефицит кадров, так как подготовка одного квалифицированного врача требует большого количества времени и затрат.

Государство также должно понимать, что без участия частного здравоохранения нереально поднять качество и доступность медицинских услуг.

От государства должна поступать поддержка как государственного, так и частного сектора системы здравоохранения. Она должна заключаться в развитии государственно-частного партнерства. Таким образом, развивать нужно всю систему здравоохранения, независимо от ее собственности.

«Господствовавший долгие годы в этих сферах государственный монополизм, незначительная сумма средств, выделяемая из государственного бюджета, преобладание экстенсивных методов развития являются основными причинами возникших затруднений. Появившиеся в этих условиях первые медицинские кооперативы, малые предприятия во многом имели успех благодаря доступу к современному оборудованию, дефицитным лекарствам, привлечению наиболее квалифицированных специалистов. Это привело к еще большей дифференциации качества медицинского обслуживания, усилило социальную напряженность в обществе. Поэтому государство было вынуждено пойти на усиление государственного контроля в производстве лекарств и медицинской техники.» /20/

В любом случае большинство этих проблем могут быть успешно решены только с расширением финансовой базы всей системы охраны здоровья в стране.

«Экономика здравоохранения тесно связана с экономикой страны в целом. В свою очередь, здравоохранение влияет на развитие экономики народного хозяйства через сохранение здоровья населения (снижение смертности, особенно в трудоспособном

возрасте, младенческой и повозрастной смертности детей, заболеваемости и инвалидности, увеличение средней продолжительности жизни).» /21/

«Для достижения стратегической цели, поставленной Главой государства Назарбаевым Н.А. в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», по дальнейшему развитию страны и вхождению в число 30-ти наиболее развитых стран мира к 2050 году следует преодолеть разрыв в развитии между странами Организации экономического сотрудничества и развития и Казахстаном.» /22/

В ходе реализации предыдущих государственных программ был укреплен потенциал системы здравоохранения Казахстана, внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий.

Данная Программа будет направлена на закрепление и развитие достигнутых результатов и решение проблем в вопросах охраны здоровья в соответствии с новыми вызовами, а также станет основой для планомерного развития отрасли до 2050 года.

«Реализация Программы будет способствовать устойчивости и динамичному развитию социально-ориентированной национальной системы здравоохранения с соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости, обеспечения качественной медицинской помощью и солидарной ответственности за здоровье в соответствии с ключевыми принципами политики Всемирной организации здравоохранения «Здоровье-2020» /23/

Только после осознания истинных механизмов развития здравоохранения как системы и встроенных в нее социально психологических механизмов взаимоотношений этой системы с населением можно осуществлять эффективное реформирование отрасли.

В заключение подчеркнем, что важно не столько то, каким образом собираются средства для финансирования здравоохранения (налоги, средства ОМС и социального страхования и т.д.), сколько то, как они в дальнейшем распределяются и как контролируется рациональность их использования.

«Тезис «хороший уровень здравоохранения может обеспечить себе только богатая страна» не совсем верен, так как даже при финансировании здравоохранения государством в расчете на одного жителя 100—200$ США в эквиваленте национальной валюты при условии оптимальной системы управления здравоохранением, рационального использования этих средств и при наличии дополнительных источников финансирования в виде ОМС (10–15% общего объема финансирования), ДМС (5–10%), незначительных соплатежей населения и платных медицинских услуг, не противоречащих Конституции (не более 8–10 % объема финансирования), можно обеспечить достаточно высокий уровень оказания медицинской помощи населению.» /24/

В основе новой модели организации здравоохранения должны лежать взаимодополняющие и уравновешивающие вклады трех сторон: государства, организации здравоохранения и населения, а также принципы, стимулирующие, с одной стороны, рациональное потребление медицинских услуг и заботу населения о собственном здоровье, с другой — мотивированное стремление организаций здравоохранения к оказанию качественной медицинской помощи населению, повышению качества жизни пациентов. Со стороны государства конкретно требуется создание условий для обеспечения нормальных условий питания, проживания, труда, охраны окружающей среды и т.д. Таким образом, складывается «общественный договор», включающий один единственный принцип: больному невыгодно болеть, организации здравоохранения выгодно оказывать только качественную медицинскую помощь, государству выгодны эффективная система здравоохранения и здоровое население.

Здравоохранение имеет свои особенности, предполагающие главенство медицинских результатов   над   финансовыми.  И в этом смысле сфера действия рыночных отношений в здравоохранении несколько ограничена. Речь идет о  необходимости  четкого  разграничения сфер,  где  достижение  наилучших медицинских  показателей  возможно  на  экономической основе, и сфер,  где  этого  необходимо  добиваться  административными,  общественными и другими мерами.

«Для того, чтобы экономические отношения в здравоохранении были чисто рыночными, должно быть достигнуто совпадение субъекта, оплачивающего медицинские услуги, и потребителя этих услуг. Другими словами, при чисто рыночных отношениях каждый должен из своего кармана оплачивать оказанную ему услугу. Однако, в системе охраны здоровья существует большое число общественно потребляемых услуг (в первую очередь речь идет о комплексе профилактических мероприятий и деятельности учреждений санитарно-эпидемиологического надзора), которые не могут и не должны оплачиваться и потребляться кем-либо индивидуально.» /25/

Говоря о развитии рыночных отношений в здравоохранении, нельзя абсолютизировать значение этого процесса. Здравоохранение, как специфическая сфера, затрагивающая жизненно важные вопросы не сможет, очевидно, целиком и полностью ориентироваться только на рыночные отношения (по крайней мере сейчас). Будут оставаться социально значимые виды медицинской помощи, которые должны субсидироваться государством — борьба со СПИДом, туберкулезом, эпидемиями, инфекционными заболеваниями и т.д.

 «За годы независимости в Казахстане за счет средств государственного бюджета построено и сдано в эксплуатацию 1312 объектов здравоохранения, в том числе 8 медицинских научных центров, 32 специализированных медицинских центра, 176 больниц, 144 поликлиники, 907 амбулаторий и 45 специализированных объектов здравоохранения (центры крови, патологоанатомические бюро и др.).» /26/

В развитие инфраструктуры системы здравоохранения помимо бюджетных расходов будут вовлекаться ресурсы частного сектора через механизмы ГЧП, доверительного управления и приватизации.

«Дальнейшее реформирование системы здравоохранения будет основано на формировании инфраструктуры, гибко реагирующей на потребности населения в доступных и качественных медицинских услугах. Развитие системы здравоохранения будет осуществляться с активным участием частного сектора, в том числе посредством развития механизмов государственно-частного партнерства.» /27/

Таким образом, подводя итоги нашего исследования здравоохранения в условиях рыночной экономики и рыночного механизма здравоохранения, можно сказать, что этот механизм весьма сложный и разнообразный, существующий при множестве условий. Нужно подчеркнуть, что рыночный механизм здравоохранения – процесс многогранный. Итогом работы является исследование частного и государственного секторов в системе здравоохранения, не конкурирующих между собой и приведении практических рекомендаций по улучшению государственно-частного партнерства.

Заключение

Подводя итоги проведенной работы «Здравоохранение в системе рыночных отношений», исследуя современный рыночный механизм системы здравоохранения Республики Казахстан и других стран, мы выяснили аппарат современного здравоохранения и его участие в системе рыночных отноешний, сделав несколько выводов об устройстве этих систем.

В начале нашего исследования роли здравоохранения в системе рыночных отношений мы поставили определенный план, по которому двигались на протяжении всей работы. Первой целью было определение понятия медицинской услуги, ее характеристика и поздразделения медицинских услуг. Мы выяснили, что медицинские услуги весьма разноообразны и каждая из них требует отдельного рассмотрения в системе рынка. Далее мы рассмотрели специфику медицинских услуг, они в свою очередь определяют современый рынок и деятельность предпринимателей и пациентов. Мы дали оценку роли предпринимательства в здравоохранении и существующим факторам спроса и предложения. По итогам исследования рыночного механизма здравоохранения мы пришли к выводу, что спрос на медицинские услуги всегда высок, что создает конкуренцию между предпринимателями здравоохранения, которая является главным звеном рыночного механизма. Также мы определили преимущества конкуренции, ее структуру и пришли к выводу, что наиболее эффективным является рынок совершенной конкуренции, так как он позволяет наиболее действенно распределить ресурсы, и при нем действия продавцов и покупателей не влияют на уровень рыночной цены.

Но так как на рынке медицинских услуг постоянно возникает динамический спрос, появление новых потребностей, в эту сфера активно втягиваются новые специалисты и псевдоспециалисты. Поэтому уже устоявшийся контингент производителей медицинских услуг стремится всеми возможными, и не только экономическими, средствами минимизировать появление на рынке потенциальных конкурентов, ограничить предложение, максимизировать цены и доходы.

Отмеченные выше ограничения конкуренции и информации означают, что рынок медицинских услуг будет существенно отличаться от рынка совершенной конкуренции, к чему мы привели табулировано эти отличия, выяснив, что рынок медицинских услуг является рынком несовершенной конкуренции. Он больше приближен к монополистической конкуренции, что в свою очередь накладывает свой отпечаток на производителей медицинских услуг. Говоря о конкуренции, следовало в обязательном порядке отметить два главных конкурирующих сектора в предпринимательстве здравоохранения: государственные и частные клиники, их процентное соотношение и долю участия в рыночных отношениях здравоохранения. Для начала нужно было выяснить понятия частного и государственного секторов, их положительные и отрицательные стороны участия на рынке медицинских услуг. Здесь важно было отметить цель каждого сектора в социальной заинтересованности здравоохранения. Мы пришли к выводу, что частный сектор характеризуется в первую очередь свободой от бюрократических установок государством, что в совою очередь заинтересовывает покупателей (пациентов) медицинских услуг в обращении в частные клиник. В свою очередь государство определяет справедливость в отношении здоровья и не допущении ущемления под действием рыночных факторов социальной цели здравоохранения.

Таким образом, по показателям на сегодняшний день, доля частного сектора по отношению к государственному крайне мала, а это говорит о том, что конкуренции, как таковой, между частными и государственными клиниками не наблюдается. Основываясь на показателях западной системе здравоохранения, мы приводим практическую рекомендацию по урегулированию государственно-частного партнерства: следует увеличить долю частного сектора в здравоохранении.

Список использованной литературы.

  1. http://medbe.ru/materials/obshchestvennoe-zdorove-i- zdravookhranenie/formirovanie-rynochnykh-otnosheniy-v-zdravookhranenii/
  2. http://www.ekonomika-st.ru/ekonomika/ekonomika-zdrav/ekonomika-zdrav-20-2.html // Столяров С.А. Рынок медицинских услуг: Некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления / С.А. Столяров. — 3-е изд. испр. идополн. — Барнаул: Аз Бука, 2015. — 269c.
  3. Решетников А.В. «Экономика здравоохранения», 3 издание, 2015 г. Стр.7
  4. Периодическое издание «Вестник КазНМУ» от 24 мая 2012 г. // https://kaznmu.kz/press/2012/05/24/%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%D1%85-%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9/
  5. А.Р. Габриелян «Здравоохранение в условиях рыночных отношений» ГКБ№61, Москва 2013г., стр. 4
  6. В.Д.Селезнев, И.В. Поляков. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. Санкт-Петербург, 2016г., стр. 87
  7. Акулов В.Н. «Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования.», Мир медицины№6, Москва 2013 г., стр. 21.
  8. Кузьменко В.Г., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. «Здравоохранение в условиях рыночной экономики», Москва 2014, стр.350
  9. www.economicportal.ru , «Экономика здравоохранения», Новость от 23 июля 2012 г.
  10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» 6-е издание (ИНФРА-М, 2011), стр. 211
  11. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. «Микроэкономика», Санкт-Петербург 2014 г., стр.55.
  12. Осадчая И.М. «Экономика. Толковый словарь.» (ИНФРА-М), 2000 г., стр. 341.
  13. Мостицкий И. «Универсальный дополнительный практический толковый словарь», Москва 2012 г., стр. 130.
  14. Румянцева Е.Е. «Новая экономическая энциклопедия» (ИНФРА-М), 2010 г, стр.810
  15. Булатов А.С. «Экономика», учебное издание, Санкт-Петербург 2013 г, стр. 98
  16. Периодическое издание, Тунаева З.А. «Современные исследования социальных проблем», Выпуск №4, 2012 г.
  17. Шейман И.М. «Реформа управления и финансирование здравоохранения», Москва 2011 г.., стр. 54
  18. Периодическое издание, редакция «Exclusive», 2013 г.
  19. Периодическое издание, журнал «forbes.kz», 2013 г.
  20. Л.Ю. Трушкина. «Экономика и управление здравоохранением», учебник, Москва 2005г. 384 с.
  21. Виноградов В.В. «Экономика России», Москва 2011, 398 с.
  22. Периодическое издание «Астана.КазИнформ», «Об утверждении Государственно программы развития здравоохранения РК «Денсаулық» на 2016-2019 гг»
  23. Государственная программа развития здравоохранения РК «Денсаулық» на 2016-2019 гг.
  24. Шишкин С.В. «Экономика здравоохранения», Москва 2010г., стр. 10-15.
  25. Шамшурина Н.Г. «Экономика лечебно-профилактическиого учреждения», Москва 2011г, 278 с.
  26. www.mz.gov.kz
  27. http://www.npzdravrk.kz/index.php/health-c/112-2, Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2020 годы.
Яндекс.Метрика