«ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА» — ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Содержание

 

Введение

«Зеленая экономика» — возможности и перспективы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современном мире человек сталкивается с множеством разнообразных проблем. Однако существует целый ряд проблем, который является общим для всех людей: вне зависимости от расовой, государственной, национальной или социальной принадлежности: перенаселенность планеты, дефицит и качество питьевой воды, загрязнение воздуха и глобальное потепление, распространение опасных заболеваний, деградация почв и нехватка продовольственных ресурсов, кислотные дожди и разрушение озонового экрана, утрата ценных видов организмов и массовое размножение вредителей, сокращение площади лесов и опустынивание, промышленные аварии, радиация, гибель малых рек, потери природы в зонах военных действий. Во всем этом находят отражение проблемы экологии,  в ее распространенном обиходном понимании. Более строгое обозначение приведенного перечня требует добавить и другое название — проблемы окружающей человека среды.

«Собственно, экология как наука сформировалась в рамках биологии. Ее предметом стали взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей неживой природой, закономерности размещения и организации сообществ растений и животных, динамика их численности, факторы выживания и продуктивности, потоки энергии и круговороты веществ, в которых участвуют организмы»./1/

В результате общей мировой тенденции потребительского отношения к природе и ко всем ее ресурсам, мы получаем немалое количество отрицательных последствий (загрязненные почвы, воды и воздух, истощение многих невосполнимых природных ископаемых, глобальные изменения климата, утрата биоразнообразия). Становится очевидно, что переход к новой модели экономики неизбежен в силу сложившейся экологической ситуации. Проведя мониторинг и оценивая ситуацию, многие развитые страны встают на путь «зеленой экономики», развиваясь именно в направлении «эко-инноваций».

В настоящее время общество по-разному понимает суть выражения «зеленая» экономика. Одни считают, что это новые отрасли экономики, которые улучшат природу страны. Другие понимают это выражение как новые технологии, своего рода экосистемы, которые призваны помогать и приносить пользу природе.

Третьи считают, что это переход на новый этап развития, целью которого является создание экологически чистых продуктов.

Все эти подходы к определению понятия очень близки к значению выражения. «Зеленая» экономика — это экономика, направленная на сохранение благополучия общества, за счет эффективного использования природных ресурсов, а также обеспечивающая возвращение продуктов конечного пользования в производственный цикл»/2/. В первую очередь, «зеленая» экономика направлена на экономное потребление тех ресурсов, которые в настоящее время подвержены истощению (полезные ископаемые – нефть, газ) и рациональное использование неисчерпаемых ресурсов.

В основе зеленой экономики – чистые или «зеленые» технологии. По словам специалистов, развитие «зеленой» экономики позволит избежать нашей стране экологического кризиса, который затронул своими масштабами уже многие постиндустриальные страны.

«Современная эколого-экономическая ситуация указывает на необходимость замены сложившегося техноцентрического образа экономики на устойчивый экологически сбалансированный тип хозяйственного развития»/3/. Нужен пересмотр приоритетов как в макро-, так и в микроэкономике. При этом вся макроэкология должна быть включена в макроэкономику. Их независимость становится все более мнимой. К этому факту придется привыкать не только экологам, но и экономистам.

Ученые всего мира твердят о важности и необходимости перехода к «зеленой экономике», а владельцы тех или иных предприятий мало обеспокоены этим – именно так в общем характеризуется нынешняя эколого-экономическая ситуация в мире. В первую очередь, следует разобраться с этим понятием, с тем, что оно собой представляет. «Зеленая экономика — направление в экономической науке, сформировавшееся в последние 2 десятилетия, в рамках которого считается, что экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является ее частью»./4/ Концепция зеленой экономики включает в себя идеи многих других направлений в экономической науке и философии, таких как феминистская экономика, постмодернизм, экологическая экономика, экономика окружающей среды, антиглобалистика, теория международных отношений и др.

 «Теория зеленой экономики базируется на 3 аксиомах:

-невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве;

-невозможно требовать удовлетворения бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов;

-все на поверхности Земли является взаимосвязанным»./5/

Вот что в целом представляет собой это понятие. Сформировавшаяся в последние два десятилетия концепция «зеленой экономики» призвана обеспечить более гармоничное согласование между этими тремя компонентами – социальный, природный, экономический, которое было бы приемлемо для всех групп стран – развитых, развивающихся и государств с переходной экономикой. Концепция «зеленой экономики» включает в себя идеи многих других направлений в экономической науке и философии (феминистская экономика, постмодернизм, экологическая экономика, экономика окружающей среды, антиглобалистика, теория международных отношений и др.), связанных с проблемами устойчивого развития. Сторонники концепции «зеленой экономики» считают, что преобладающая сейчас экономическая система несовершенна. Хотя она дала определенные результаты в повышении жизненного уровня людей в целом, и особенно ее отдельных групп, негативные последствия функционирования этой системы значительны: это экологические проблемы (изменение климата, опустынивание, утрата биоразнообразия), истощение природного капитала, широкомасштабная бедность, нехватка пресной воды, продовольствия, энергии, неравенство людей и стран. Все это создает угрозу для нынешнего и будущего поколений. Нынешнюю модель экономики называют «коричневой экономикой».

Сторонники зеленой экономики критикуют неоклассическую школу за то, что в ее рамках природные и социальные факторы обычно рассматриваются в качестве экстерналий; в лучшем они считаются фиксированными и не анализируются в динамике. В 1934 году автор концепции обычного ВВП Саймон Кузнец, выступая перед сенаторами США, предупреждал: «Благосостояние нации не может быть адекватно измерено национальным доходом». «С помощью ВВП измеряют относительное благосостояние, не учитывая социальных издержек и, уж тем более, воздействия на окружающую среду. Тем не менее, неоклассическая теория приняла способ измерения экономического благосостояния именно через ВВП. К учету воздействия на среду вернулись лишь спустя десятилетия. Во второй половине XX века экономисты стали рассуждать о ней как об основном активе, генерирующем благосостояние, но учитывающимся в ВВП как неизменная данность»/6/. Затем появился термин «природный капитал» — капитал, который фактически не амортизировался. Лишь к 1970-м годам были предприняты первые попытки оценить амортизацию природы, после чего катастрофический урон нанесенный природе стал ощутимым в полном объеме. «Прогнозы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывают, что при нынешних способах производства и потребления к 2050 году в сравнении с началом XXI века мир лишится двух третей (от 61 до 72%) флоры и фауны, а сохранность природных территорий будет необратимо нарушена на 7,5 млн. кв. км — это сопоставимо с территорией Австрали»./7/

Самыми распространенными альтернативными источникам энергии считаются гидроэнергетика и атомная энергетика. Но однозначно назвать их экологичными нельзя. Равнинные электростанции не требуют топлива, не засоряют атмосферу вредными выбросами, однако грозят нарушением природного баланса. А главная проблема электростанций — ядерные отходы. Чтобы ее решить сейчас разрабатываются безотходные электростанции, которые работают на основе термоядерного синтеза. Безопаснее всего работают ветряные электростанции и солнечные батареи. Хотя есть мнение, что сам процесс производства солнечных батарей не очень экологичен. Для выживания и развития человечества требуется переход к «зеленой экономике» – то есть системе видов экономической деятельности, связанных с производством, распределением и потреблением товаров и услуг, которые приводят к повышению благосостояния человека в долгосрочной перспективе, при этом, не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков или экологического дефицита. Если наш образ жизни оказывается под угрозой, мы должны отреагировать адаптацией. «Ученые согласны: для противодействия изменению климата нам нужна энергетическая революция, полномасштабная перемена в том, как мы питаем энергией наши общества. Согласны и экономисты: как раз сейчас самой кипучей в смысле роста отраслью является производство возобновляемой энергии»./8/ Именно там уже создаются рабочие места будущего, там осуществляется значительная часть технологических инноваций, которые откроют новую эру экономической трансформации.

В бизнес-среде понятие зеленой экономики находится на пике внимания. Финансовые фонды, венчурные капиталисты, правительства передовых стран, бизнесмены и потребители уже строят зеленую экономику. Инвестиции в энергоэффективные технологии и природную инфраструктуру уже приносят адекватную отдачу. Нам не нужно дожидаться прихода новых технологий; не нужно нам и чрезмерно беспокоиться о расходной стороне инициативности.

Исследования показывают, что Соединенные Штаты могли бы значительно сократить углеродные выбросы при небольших или почти нулевых затратах, используя имеющееся ноу-хау. «Для наглядности,  стоит обратить внимание, с какой интенсивностью вкладывает средства в «зеленый» рост Дания. С 1980 года ВВП вырос на 78% при лишь минимальном увеличении энергопотребления. Польше даже в условиях ее экономического бума удалось за последние 17 лет сократить выбросы на треть»./9/ Для предпринимателей такая экономия оборачивается прибылью. Сегодня европейские компании из сектора «зеленых» технологий пользуются как первопроходцы существенными преимуществами: на них приходится треть расцветающего в мире рынка экологичных технологий.

Пример в стимулировании экологически чистой экономики подает Южная Корея, страна-организатор форума, которая стала единственным государством, избравшим «зеленый рост» в качестве национальной стратегии. «По данным ОЭСР, в этой области южнокорейские инвестиции составили 9,3 миллиарда евро. Они пошли на разработку «зеленых» видов транспорта, альтернативных источников пресной воды, технологий переработки отходов. Республика Корея была первой страной, которая объявила реализацию концепции «зеленого» роста в качестве национальной стратегии»./10/ Основное внимание в рамках этой стратегии уделяется трем элементам: промышленности, энергетике и инвестициям. Стратегия нацелена на сохранение масштабов производительной экономической деятельности при минимальном использовании энергоресурсов и иных ресурсов; сведение к минимуму давления на окружающую среду всех используемых видов энергии и ресурсов и принятие мер для превращения инвестиций в природоохранную деятельность и движущую силу экономического роста.

Швеция планирует отказаться от нефти, угля и газа и перейти на энергию из возобновляемых источников уже к 2020 году. «Бразилия планирует перевести 80% транспорта на биотопливо из сахарного тростника»/11/. Тайвань активно внедряет солнечные батареи. В России в конце 2009го был принят закон об отказе от обычных ламп накаливания.

Страны борются за светлое будущее, кто как может, используя возможные средства, поддерживая тех, кто делает успешные попытки на пути к «озеленению» экономики. «К примеру, грузовые электромобили Newton, поступившие на службу в армию США являются адаптированными электрогрузовиками компании Smith Electric, которая первоначально выпустила подобный электромобиль для внутригородских перевозок, и добилась в этом начинании заметных успехов, получив грант в 32 миллиона долларов от правительства»./12/ Но не обошлось и без помощи международных организаций. Большую роль в продвижении концепции «зеленой экономики» в жизнь внесла Экономическая и Социальная Комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), членами которой из стран постсоветского пространства являются Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. По инициативе ЭСКАТО в 2005 г. была принята стратегия «зеленого» роста, которая первоначально включала четыре приоритетных направления: рациональные модели потребления и производства; «озеленение» предприятий и рынков; устойчивая инфраструктура и «зеленая» налоговая и бюджетная реформы. Впоследствии были добавлены еще два направления – инвестирование в природный капитал и показатели экологической эффективности.

 «Самые высокие рейтинги эффективности на 2014 год получили Швеция, Норвегия и Коста-Рика. Тем не менее, Германия, Дания и Швеция воспринимаются как имеющие самые зеленые экономики. Вот бок о бок взгляд на десятку для обеих категорий»/13/.

82

Рисунок 1 – Рейтинг самых экологичных стран мира

Источник:http://www.education-medelle.com/articles/samie-ekologicheski-chistie-strani-mira-v-2014.html// Определена десятка самых экологичных стран мира в 2014. 14 октября 2014г.

Соединенные Штаты и Япония не включены в десятку зеленых экономик, но они воспринимаются как лидеры.

Для перехода к «зеленой экономике» предлагается широкий спектр инструментов:

– соответствующее принципам устойчивого развития ценообразование, включая отказ от неэффективных субсидий, оценку природных ресурсов в денежном выражении и введение налогов на то, что вредит окружающей среде;

– политика государственных закупок, которая поощряет производство экологичной продукции и использование соответствующих принципам устойчивого развития методов производства;

– реформирование систем «экологического» налогообложения, предполагающего смещение акцента с налога на рабочую силу на налоги на загрязнение;

– рост государственных инвестиций в соответствующую принципам устойчивого развития инфраструктуру (включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии, строительство энергоэффективных зданий) и природный капитал для восстановления, поддержания и, где это возможно, увеличения объема природного капитала;

– целевая государственная поддержка исследований и разработок, связанных с созданием экологически чистых технологий;

– социальные стратегии, призванные обеспечить согласование между целями в социальной области и существующими или предлагаемыми экономическими стратегиями.

Зелеными экономистами предлагается установление налога Тобина в размере 1 % от всех международных торговых сделок, с тем, чтобы направлять собранные средства бедным странам с целью торможения усиливающейся дифференциации между развитыми и не очень странами. Кроме этого, предлагается использовать категорию «природный капитал» (Natural capital) вместо категории «природные ресурсы», которая как бы свидетельствует о пассивной роли природы в экономике. Для ускоренного формирования устойчивой низкоуглеродной экономики решающую роль будет играть международное сотрудничество по таким направлениям как развитие и распространение чистых технологий, например, технологий улавливания и захоронения СО2, технологий использования возобновляемых источников энергии или же экологически приемлемых компьютерных технологий для повышения энергоэффективности, а также дальнейшее развитие международного рынка экологических товаров и услуг. Избежать кризисов, сохранить окружающую среду и добиться повышения уровня жизни людей в отдаленных районах можно с помощью «озеленения» экономики и объединения многосторонних усилий с самых разных сферах. Например, применение компьютерной графики в кино избавило от необходимости на съемках крушить автомобили, взрывать тонны горючего, поскольку все это может модулироваться виртуально. «Набирает популярность «зеленое» строительство более экономичных в плане потребления энергии зданий; «зеленая» модернизация 200 тыс. квартир позволила создать 25 тыс. новых рабочих мест и сохранить 116 тыс. старых. «Зеленые» рабочие места создаются все более быстрыми темпами. В общей сложности, ныне в мире насчитывается 2.3 млн. таких рабочих мест. В том числе, ветряная энергетика обеспечивает работой около 300 тыс. человек, солнечная энергетика — 600 тыс., индустрия производства биотоплива — более 1 млн. 250 тыс. работников автоиндустрии ныне выпускают экономичные автомобили — всего в этом секторе экономики заняты около 8 млн. человек. Примерно 40% мировой стали и около 25% алюминия производятся путем переработки отходов, что позволяет обеспечить работой около 250 тыс. человек»./14/

Еще одно направление зеленой экономики — это глобальная диета. Чтобы лично поддержать мировое эко-движение, достаточно похудеть. Поджарому населению нужно меньше еды, а заодно снижаются транспортные выбросы. Борьба с мусором тоже становится задачей государственного уровня. Несколько лет назад в Китае закрылся крупнейший завод, производивший пластиковые пакеты. На нем работали двадцать тысяч человек. Китайцы использовали до трех миллиардов пластиковых пакетов ежедневно. Так что правительство было вынуждено закрыть завод, чтобы избежать экологической катастрофы. «Чжоу Шэнсянь сказал: «Китай, наряду с реализацией целей экономического развития, больше всего заботит обеспечение 1,3 миллиардного населения чистой питьевой водой, чистым воздухом, безопасными продуктами питания и красотой натуральной природы»»./15/ Евросоюз уже в ближайшее время планирует запретить производство пакетов из не перерабатываемого пластика и заменить их биопакетами. Как-то один турист в Лондоне хотел купить себе пару йогуртов на завтрак и попросил пакет. В этот момент в очереди воцарилась тишина и продавщица, смерив его взглядом, пакет таки продала. Люди там едва ли не поголовно ходят со своими эко-сумками. Кстати, для того, чтобы включиться в эту глобальную схему зеленой экономики, не нужно кардинально менять свою жизнь. И не обязательно ждать, когда в магазинах будут продаваться исключительно энергосберегающие лампочки. Достаточно сделать первый небольшой шаг. Самостоятельно. Каждый борется с этим как может, кто-то стирает пластиковые пакеты и развешивает их сушить на веревке (отличная альтернатива эко-сумкам), а кто-то просто собирает железные или стеклянные склянки, сдаёт их, тем самым делает мир немножечко чище. Наша планета одна, и ей нет равных, значит задачей каждого её жителя является её защита, как уникальной и единственной в своем роде планеты.

Следуя передовым мировым тенденциям, Казахстан также взял курс на «озеленение» экономики. В числе предпосылок по переходу к «зеленой экономике» можно выделить следующие:

  • «Во всех основных секторах наблюдается неэффективное использование

ресурсов. По оценке экспертов, это приводит к упущенной выгоде в 4-8 млрд. долларов США в год для экономики, а к 2030 году может составить до 14 млрд. долларов США. При этом потенциал экономии энергопотребления составляет 3-4 млрд. долларов США в год, а к 2030 году эта цифра может вырасти до 6-10 млрд. долларов США в год. Экономические потери, понесенные в результате низкой продуктивности земель, составляют 1,5- 4 млрд. долларов США в год, а к 2030 году могут стать еще больше, что может иметь социальные последствия для аграрного сектора, где занято 30-45% населения в таких областях, как Северо-Казахстанская, Алматинская, Южно-Казахстанская»./16/

  • Несовершенство системы тарифо- и ценообразования на энергоресурсы не создает стимула для технологического совершенствования промышленности.
  • В настоящее время Казахстан столкнулся с проблемой серьезного ухудшения состояния природных ресурсов и окружающей среды по всем наиболее важным экологическим показателям. «Почти треть сельскохозяйственных земель сейчас деградирована или находится под серьезной угрозой, а более 10 млн. гектаров потенциально
    пахотной земли в прошлом было заброшено. В настоящий момент прогнозируется дефицит в размере 13-14 млрд.м3 устойчивых водных ресурсов для удовлетворения потребностей экономики к 2030 году»./17/ Загрязнение окружающей среды оказывает серьезное негативное
    влияние на здоровье людей. Согласно международным исследованиям, около 40 тысяч детей до 10 лет имеют неврологические расстройства в результате чрезмерного воздействия свинца. Казахстан находится на втором месте по общему объему загрязнения окружающей среды органическими веществами среди стран Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии. В городах наблюдается высокий уровень загрязнения воздуха, уровень
    концентрации твердых частиц в десятки раз превышает подобные показатели в Европейском Союзе. Согласно оценкам, загрязнение воздуха является причиной до 6 тысяч преждевременных смертей в год. «Отсутствует интегрированная система управления отходами. 97% твердых коммунально-бытовых отходов оказывается на неконтролируемых
    свалках и в местах захоронения отходов, не отвечающих требованиям санитарных стандартов. Также серьезной проблемой являются исторические токсичные и радиоактивные отходы промышленности. Упущенная выгода от неэффективного управления природными ресурсами может к 2030 году составить до 7 млрд. долларов США»./18/
  • На сегодняшний день экономика Казахстана зависит от экспорта сырьевых ресурсов и поэтому в значительной степени подвержена воздействию внешних резких колебаний цен на сырьевых рынках. Казахстан достигнет максимального уровня добычи и экспорта нефти в период между 2030 и 2040 годами. Кроме того, существует высокая неопределенность в уровне цен на углеводороды. «По оценкам Международного энергетического агентства и информационного агентства США по энергетике, цены на нефть до 2035 года могут находиться в диапазоне от 50 до 200 долларов США/баррель»./19/
  • Казахстан унаследовал значительную территориальную неоднородность в экономических показателях, в уровне жизни и в состоянии окружающей среды. Развитие новых индустрий и «зеленых кластеров» позволит снизить неравенство в развитии регионов и использовать их потенциал в возобновляемой энергетике, сельском хозяйстве, управлении
    водными ресурсами, утилизации отходов и других секторах. Мировой опыт показал, что «зеленая экономика» стимулирует региональное развитие, способствует социальной стабильности, увеличению экономического потенциала за счет создания новых рабочих мест в секторах «зеленой экономики». К примеру, в Бразилии проведено восстановление сельскохозяйственных земель за счет усовершенствованной системы ухода за почвой, сбора сельскохозяйственной продукции и управления цепочками поставок.
  • Мировое сообщество ожидает от Казахстана успешной реализации знаковых проектов: выставки ЭКСПО-2017 под названием «Энергия будущего» и Программы партнерства «Зеленый мост» для содействия устойчивому развитию в Центрально-Азиатском и других регионах мира.

Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» была утверждена президентом страны Н.Ә. Назарбаевым 30 мая 2013 года. «Также был утвержден план мероприятий  «Правительства Республики Кахзахстан по реализации концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2013-2020 годы, который включает: нормативно-правовое, институциональное и кадровое обеспечение, кадровое обеспечение перехода к «зеленой экономике», информационную поддержку, меры по устойчивому использованию водных ресурсов, мероприятия по оптимизации управления водными ресурсами и пересмотру стоимости воды, меры по развитию устойчивого и высокопроизводительного сельского хозяйства, меры по энергосбережению и повышению энергоэффективности, меры по развитию электроэнергетики, меры по снижению загрязнения воздуха, меры по развитию гидрометеорологической службы, пилотные проекты, меры по переводу на экологические виды топлива транспортных средств, в том числе внедрению электромобилей и созданию соответствующей инфраструктур, меры по оказанию государственной поддержки развитию отечественной науки в сфере возобновляемых природных ресурсов»./20/

Принятие Концепции с целью перехода на «зеленый курс» экономического роста актуально, как никогда прежде.

  • Во-первых, в Казахстане происходит существенное обновление и развитие инфраструктуры. Для страны создается уникальная возможность создать новую инфраструктуру, которая будет эффективно использовать ресурсы. В обратном случае в отсутствие каких-либо действий страна в скором времени столкнется с проблемой устаревшей и неконкурентоспособной инфраструктуры.
  • Во-вторых, конкурентоспособность «зеленых» технологий быстро растет, и многие технологии альтернативной энергетики в ближайшем будущем будут предлагать менее затратные способы производства электроэнергии по сравнению с традиционными источниками.

Наконец, на сегодняшний день уже задан высокий темп преобразований в сфере государственной политики. Стратегия — 2050 и другие стратегические программные документы ставят амбициозные цели:

  • «в электроэнергетике: доля альтернативной и возобновляемой электроэнергии должна достичь 50% к 2050 году;
  • в энергоэффективности стоит задача по снижению энергоемкости ВВП на 10% к 2015 году и на 25% к 2020 году по сравнению с исходным уровнем 2008 года;
  • по водным ресурсам стоит задача по решению проблем с обеспечением питьевой водой населения к 2020 году и обеспечением водой сельского хозяйства к 2040 году;
  • в сельском хозяйстве стоит задача поднять продуктивность сельскохозяйственных угодий в 1,5 раза к 2020 году»./21/

Достижение данных целей потребует значительного изменения существующей траектории развития экономики Казахстана, в результате чего к 2030 году страна сможет восстановить водные и земельные ресурсы и во многом сравняться по средним показателям эффективности использования природного капитала со странами-участницами Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) и прочими развитыми странами.

Данная Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» закладывает основы для глубоких системных преобразований с целью перехода к «зеленой экономике» посредством повышения благосостояния, качества жизни населения
Казахстана и вхождения страны в число 30-ти наиболее развитых стран мира при минимизации нагрузки на окружающую среду и деградации природных ресурсов. Цели, стоящие в отношении большинства долгосрочных секторальных и ресурсных индикаторов в Казахстане до 2050 года, достаточно высоки, поэтому большинство из них были учтены при разработке Концепции с доработкой недостающих показателей, а именно:

83

Рисунок 2 – Цели и целевые индикаторы «зеленой экономики» (дополнительные цели выделены).

Источник: Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике». Астана, 2013г./22/

          Основными приоритетными задачами по переходу к «зеленой экономике», стоящими перед страной, являются:

  • Повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и др.) и управления ими;
  • Модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры;
  • Повышение благополучия населения и качества окружающей среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду;
  • Повышение национальной безопасности, в том числе водной безопасности.

Переход к «зеленой экономике» базируется на следующих основных принципах:

  1. повышение производительности ресурсов: производительность ресурсов (которая определяется как ВВП на единицу водных, земельных, энергетических ресурсов, единицу выбросов парниковых газов и т.д.) должна стать центральным экономическим показателем, так как этот параметр оценивает способность нашей страны создавать стоимость с минимизацией нагрузки на окружающую среду;
  2. ответственность за использование ресурсов: необходимо повысить ответственность на всех уровнях государственной власти, бизнеса и населения за мониторинг и контроль за устойчивым потреблением ресурсов и состоянием окружающей среды;
  3. модернизация экономики с использованием наиболее эффективных технологий: Казахстан в ближайшие примерно 20 лет в несколько раз увеличит ВВП, объем промышленного производства и количество объектов инфраструктуры. Эти преобразования открывают возможность применения совершенно новых решений в экономике: это могут быть новые технологии, интегрированные системы с замкнутым циклом производства или инновационные подходы к производству электроэнергии в рамках «третьей индустриальной революции»;
  4. обеспечение инвестиционной привлекательности мероприятий по эффективному использованию ресурсов: необходимо обеспечение справедливого тарифо- и ценообразования на рынках ресурсов с целью сокращения субсидирования потребляющих их отраслей;
  5. реализация в первую очередь рентабельных мероприятий: приоритет будет отдаваться тем инициативам, которые позволяют добиться не только улучшения экологической обстановки, но и получить экономическую выгоду;
  6. обучение и формирование экологической культуры в бизнесе и среди населения: необходимо совершенствовать действующие и разработать новые образовательные программы о рациональном использовании ресурсов и охране окружающей среды в системе образования и подготовки кадров.

Общие подходы по переходу к «зеленой экономике»:

  1. Социальное развитие

Социальный аспект перехода к «зеленой экономике» выражается в создании новых рабочих мест в пяти промышленных кластерах, которые позволят диверсифицировать экономику Казахстана:

o  Зеленое строительство

o  Сельское хозяйство

o  Новые технологии в электроэнергетике

o  Управление отходами и обработка материалов в условиях замкнутого цикла.

o  Управление водными ресурсами, коммунальное водоснабжение и водоотведение.

  1. Региональное развитие

Экономическое развитие Казахстана сосредоточено вокруг городов и основных добывающих производств. Концепция позволит сократить региональный дисбаланс. Это обусловлено внедрением современных методов ведения сельского хозяйства и энергоснабжением отдаленных районов.

  1. Потребность в инвестициях

«Совокупный размер инвестиций, необходимых для реализации Концепции с текущего момента до 2050 года, ежегодно в среднем составит 3-4 млрд. долларов США. Наибольший ежегодный объем инвестиций будет эквивалентен 1,8% ВВП в период с 2020 по 2024 годы, а в среднем до 2050 года инвестиции составят около 1% ВВП»/23/ (Рис. 3). При этом основная доля инвестиций будет привлечена за счет средств частных инвесторов.

84

85

Рисунок 3 – Потребность в инвестициях в %х к ВВП

Источник: Немецкий институт ДиАйДаблЮ /24/

«Основные средства из этого объема – чуть более 90 млрд. долларов США или 3/4 от общего объема инвестиций за весь период до 2050 года – пойдут на реализацию мероприятий по энергоэффективности и развитие возобновляемых источников энергии, а также создание газовой инфраструктуры»./25/Мероприятия по развитию сельского хозяйства, управлению водными ресурсами и отходами менее требовательны к финансированию (рис 4.).

86

Рисунок 4  – Потребность в инвестициях в разбивке по секторам.

Источник: «Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» Астана, 2013г./26/

  1. Устойчивое развитие водных ресурсов

Водные ресурсы Казахстана – живая, уникальная и уязвимая система, которая подвержена внешним рискам намного больше, чем в других странах. Это вызвано высоким уровнем испарения с поверхности озер, зависимости от трансграничных рек из Китая, России, Узбекистана и Кыргызстана (рис.5) и подверженностью воздействия глобального потепления климата.

87

Рисунок 5 – Объем притока вод из трансграничных рек.

Источник: ПРООН – «Комплексное управление водными ресурсами в Казахстане»; Комитет по водным ресурсам МООС РК./27/

«В результате быстро растущей потребности в воде и сокращения устойчивых запасов воды к 2030 году ожидается дефицит воды в размере 14 млрд. м3 , к 2050 году дефицит составит 20 млрд. м3 (70% от потребности в водных ресурсах), если не будут приняты радикальные меры и развитие пойдет по текущей траектории»./28/

Таким образом, угроза дефицита воды и неэффективное управление водными ресурсами может стать основным препятствием для устойчивого экономического роста и социального развития Казахстана. Кроме того, низкие цены на воду, высокий уровень субсидий, недостаточный контроль водозабора и плохое состояние инфраструктуры снижают эффективность и окупаемость внедряемых инициатив.

 «Потенциал упущенных возможностей, связанных с недостатком воды, в 2030 году оценивается на уровне 7-8 млрд. долларов США в год, что за весь период составляет более 80 млрд. долларов США»./29/

Для обеспечения задач по устойчивому использованию водных ресурсов необходимо принятие государственной программы управления водными ресурсами со следующими основными этапами реализации (рис. 6):

88

Рисунок 6 – Основные этапы реализации государственной программы по управлению водными ресурсами.

Источник: «Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» Астана, 2013г/30/

  1. Развитие устойчивого и высокопроизводительного сельского хозяйтсва.

Сельское хозяйство Казахстана обладает потенциалом значительного роста благодаря обширным земельным ресурсам и признанному качеству сельскохозяйственных продуктов.

Необходима реализация потенциала сектора посредством перехода к устойчивому сельскому хозяйству, которое сможет вернуть земле плодородие, создать новые возможности для трудоустройства и обеспечить более выраженную независимость от импорта продуктов питания.

Однако развитие сельскохозяйственного сектора тормозят такие факторы, как:

  • Ограниченный доступ к источникам финансирования, что влечет за собой использование устаревшего оборудования и снижает возможность использования удобрений и высококачественных семян.
  • Эффективность использования водных ресурсов в сельском хозяйстве крайне низка, что может послужить причиной засухи в ближайшие 20 лет;
  • Деградация и опустынивание почв, из-за нерационального использования человеком;
  • Неблагоприятные климатические условия.

89

Рисунок 7 – Урожайность пшеницы по странам

Источник: Департамент по статистике продовольствия и сельского хозяйства ООН, 2013./31/

Для решения проблем, с которыми столкнулся сельскохозяйственный сектор, Правительство Казахстана разработало Программу по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020» с целью повысить конкурентоспособность сельскохозяйственного сектора. В дополнение к этому для перехода к устойчивому земледелию необходимо сфокусироваться на следующих основных инициативах:

  • Государственная поддержка мер по организации доступа к источникам финансирования.
  • Пересмотр и улучшение у фермеров навыков бизнес-планирования.
  • Привлечение иностранных инвесторов.
  • Запуск комплексов мероприятий по сбережению водных ресурсов.
  • Предотвращение деградации земель.
  1. Энергосбережение и повышение энергоэффектиности.

«На сегодняшний день энергоемкость экономики Казахстана в два раза выше среднего уровня стран, входящих в ОЭСР, и на 12% выше уровня России»./32/ Энергоемкость ВВП зависит от тенденций изменения ВВП и моделей потребления энергии. По прогнозам (МВФ, DIW), ВВП Казахстана вырастет почти в три раза к 2030 году и почти в пять раз к 2050 году, при этом в структуре ВВП произойдут изменения, связанные с увеличением доли сектора услуг.

Существует ряд доводов в пользу реализации мероприятий по повышению энергоэффективности:

  • «Снижение спроса на энергию в основных энергопотребляющих секторах дополнительно на 10% к 2030 году и на 15% к 2050 году по сравнению с базовым сценарием, что приведет с снижению энергоемкости ВВП на 35% к 2030 году и на 50% к 2050 году по сравнению с уровнем 2010 года»/33/;
  • Повышение энергоэффективности позволяет сокращать капитальные затраты;
  • Снижение потребления энергии означает сокращение выбросов СО2 и других загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Для решения задачи повышения энергоэффективности транспортного сектора необходимо организовать работу по нескольким основным направлениям:
  • Обеспечение выполнения требований связанных с топливной эффективностью новых автомобилей, появляющихся на рынке;
  • Развитие альтернативных видов транспорта, в частности автомобилей на газовом топливе;
  • Обеспечение использование топлива высокого качества;
  • Совершенствование системы управления транспортными потоками;
  • Управление перевозками.

«Развитие экономики и реализация мер по энергоэффективности приведет к росту энергопотребления на 2,3% в год к 2030 году до 136 млрд. кВтч. и на 1,2% в год к 2050 году до 172 млрд. кВтч. При этом энергоемкость ВВП страны снизится на 50% относительно уровня 2010 года»./34/

Основные технические мероприятия для развития электроэнергетики:

  • Модернизировать существующие станции;
  • Новые тепловые станции необхожимо сооружуать в соответствии с лучшими мировыми технологиями;
  • Необходимо начать развитие возобновляемой энергетики через строительство ветряных и солнечных электростанций;
  • Диверсификация энергетического сектора засчет иневестрирования в атомную энергетику;
  • Инвестиции в создание газовой инфраструктуры;
  • Переход существующих ТЭЦ на газ.

4.Неразвитая инфраструктура для сбора, переработки и утилизации отходов

Текущая ситуация в области управления отходами в Казахстане характеризуется следующими проблемами:

За предыдущие десятилетия были накоплены значительные исторические объемы отходов тяжелой промышленности, агропромышленного комплекса и разработки полезных ископаемых. При этом значительная часть таких отходов токсична, а часть из них радиоактивна.

90

Рисунок 8 – Исторические промышленные отходы

Источник: Охрана окружающей среды и устойчивого развития Казахстана Агентство 2007-2011(Республики Казахстан по статистике, 2012г)./35/

Технологии и инфраструктура не отвечают современным требованиям по причине отсутствия экономических стимулов, а также других мотивирующих аспектов – например, некоторые нормы и требования существуют, но уровень их исполнения низкий из-за недостаточного контроля со стороны государства. Кроме того, применяется недостаточно мер стимулирования для местных органов и бизнеса в секторе утилизации отходов с целью повышения уровня извлечения добавленной стоимости путем переработки и компостирования или получения энергии из городских отходов. Фактически Казахстану необходимо заново выстроить комплексную систему управления отходами, так как организационные и правовые рамки, по сути, отсутствуют. Существует недостаточно норм для рационального управления отходами, а ответственность за построение и работу комплексной системы не распределена. Отсутствуют средства для обеспечения стабильного финансирования развития и инфраструктуры.

91

Рисунок 9 — Текущее обеспечение услугами по сбору и утилизации ТБО.

Источник: На основе данных Worldbank, ADB, Eurostat, EBRD/Fichtner./36/

Формирование данной системы должно быть реализовано с использованием следующих подходов:

  • Создание согласованной системы утилизации отходов с предоставлением полного спектра услуг и всесторонней охраной ландшафтов;
  • Сокращение числа полигонов;
  • Развитие экономики замкнутого цикла;
  • Улучшение экологической ситуации и снижения техногенного влияния на окружающую среду.

Для минимизации объема промышленных отходов необходимо осуществить следующие мероприятия:

  • Проведение инвентаризации всех крупных полигонов и проверка на соответствие стандартам экологической безопасности;
  • Доработка правил классификации отходов в соответствие с Европейскими стандартами;
  • Определение вариантов переработки/захоронения опасных и токсичных отходов для 100% отходов;
  • Стимулирование реализации проектов по переработке и безопасному хранению 100% отходов обогащения;
  • Формирование инфраструктуры и предприятий по переработке промышленных отходов и внедрение стимулов для их успешного функционирования;
  • Четкое осуществление надзора над промышленными отходами;
  • Обеспечить внедрение экологически безопасных технологий.

Основные виды веществ, загрязняющих воздух, – это твердые частицы, двуокись серы и оксиды азота. Также в воздух выбрасываются соединения ртути, озона, свинца, угарного газа и диоксины. Основной объем выбросов пыли, двуокиси серы и оксида азота приходится на три основных сектора Казахстана: электроэнергетика с использованием ископаемого топлива, обрабатывающая и горнодобывающая отрасли, транспорт.

Наибольшие выбросы пыли, двуокиси серы и оксида азота создает электроэнергетика, а также котельные, т. е. источники сжигания природного топлива. Существенная часть выбросов обусловлена использованием угля низкого качества и отсутствием эффективного оборудования для контроля загрязнения на электростанциях и в районных теплоцентралях.

92

Рисунок 10 – Выбросы в Казахстане по основным секторам в 2010г., тыс. метрических тонн.

Источник: Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» Астана, 2013г./37/

На основе анализа текущего уровня выбросов от промышленности и объектов генерации электрической и тепловой энергии в Казахстане необходима реализация следующих мер:

  • Разработка совместно с производителями электроэнергии, тепловой энергии и прочими крупными индустриальными компаниями принципов и дорожной карты перехода к новым стандартам по выбросам, приближенным к европейским;
  • Разработка и внедрение стандартов, приближенных к стандартам Европейского Союза.
  • Модернизация и установка пылегазоочистного оборудования на объектах генерации и промышленности, расположенных вблизи крупных городов и доведение показателей по выбросам до существующих нормативов в соответствии с разработанной дорожной картой;
  • Перевод угольных электростанций на газ.
  • Модернизаций крупных котлов угольных электростанций.
  • Установка оборудования для непрерывного измерения качества атмосферных выбросов.
  • Перевод городского транспорта на газ.

5.Создание совета по переходу к «зеленой экономике».

Для координации и контроля перехода к «зеленой экономике» был создан Совет по переходу Казахстана к «зеленой экономике» при Президенте Республики Казахстан. Данный Совет будет каждые три года рассматривать Национальный доклад по переходу к «зеленой экономике». Создание подобного органа — это механизм реализации широкомасштабных преобразований в государственном секторе. Например, этот подход был успешно использован на Тайване, в Великобритании, Корее и Бахрейне.

Цикл обновления активов в ресурсных секторах экономики занимает продолжительное время, а в странах, где экономика ориентирована на добычу природных ископаемых, переход к чистой экономике занимает десятилетия. Казахстан в этом смысле не является исключением. В этой связи реализация Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» будет осуществлена в три этапа:

  • «2013-2020 гг. – в этот период основным приоритетом государства будет оптимизация использования ресурсов и повышение эффективности природоохранной деятельности, а также создание «зеленой» инфраструктуры;
  • 2020-2030 гг. – на базе сформированной «зеленой» инфраструктуры начнется преобразование национальной экономики, ориентированной на бережное использование воды, поощрение и стимулирование развития и широкое внедрение технологий возобновляемой энергетики, а также строительство сооружений на базе высоких стандартов энергоэффективности;
  • 2030-2050 гг. – переход национальной экономики на принципы так называемой «третьей промышленной революции», требующие использования природных ресурсов при условии их возобновляемости и устойчивости»./38/

Таким образом, Концепция зеленой экономики приобретает в мире огромное значение, включая в себя различные направления, которые носят междисциплинарный характер, объединяют знания в области экономики и экологии. Концепция в рамках промышленности нацелена на повышение экономической деятельности путем экономного использования энергоресурсов, уменьшения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и значительного увеличения инвестиций в природоохранную деятельность. Переход к «зеленой экономике» способствует сохранению собственных энергоресурсов для будущих поколений, обеспечивает энергетическую и экологическую безопасность вне зависимости от мировых цен на топливно-энергетические ресурсы и является необходимым направлением развития энергетики будущего.

Заключение

Проведенное исследование «зеленой» экономики и ее основ позволяет сделать ряд следующих выводов:

Зеленая экономика — многоаспектное понятие, которое характеризуется как: 1) современное направление экономической науки, в котором экономика рассматривается с точки зрения ее способности удовлетворить потребности современного человечества и обеспечить равное удовлетворение потребности будущих поколений; 2) хозяйственная деятельность, осуществляемая на принципах социальной справедливости, результаты которой направлены на повышение благосостояния людей с одновременным сбережением природного баланса; 3) разработка и реализация технологий, способствующих снижению уровня антропогенной нагрузки на биосферу планеты, в том числе таких, что касаются уменьшения выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов, мониторинга и прогнозирования климатических изменений, а также технологий энерго- и ресурсосбережения и возобновляемой энергетики.

Таким образом, концепция «зеленой» экономики в ее нынешнем виде – это во многом политический компромисс. Однако утверждение этой концепции в мировой повестке дня все же знаменует собой новый этап в истории взаимодействия экономики и экологии

Республика Казахстан располагает богатыми запасами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, значительным промышленным потенциалом. Сегодня Казахстан имеет реально работающую рыночную экономику. В скором времени страна должна перейти на новые «зеленые» рельсы развития. Для этого делается немало, ведь развитие возобновляемых источников энергии в Казахстане требует формирования новой энергетической модели. Важнейшим преимуществом возобновляемых источников энергии является неисчерпаемость и экологичность, что послужило причиной их бурного развития за рубежом. С учетом дефицита электроэнергии в Казахстане, особенно в южных регионах, применение альтернативных источников является насущной проблемой как на современном этапе, так и в перспективе. Принятая Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» ставит четкие ориентиры на построение устойчивой и эффективной модели экономики.

 «Реализация данной Концепции позволит создать порядка 400 тысяч рабочих мест в сельскохозяйственной индустрии. До 150 тысяч рабочих мест от расширения площади пастбищ, дополнительно 50 тысяч будут созданы за счет развития всей цепочки добавленной стоимости, включая производство продуктов питания»./39/

 «Зеленое» строительство. Текущая динамика развития строительного сектора показывает, что к 2030 году будет построено такое же количество новых зданий, которое на сегодня составляет весь жилой фонд. При этом Казахстан импортирует многие основные строительные материалы, такие как окна, теплоизоляционные материалы, медные трубы. Если наладить производство 50% такой продукции национальными предприятиями, это позволит создать до 150 тысяч новых рабочих мест к 2030 году»./40/

«Переход к «зеленой экономике» позволит Казахстану обеспечить достижение поставленной цели по вхождению в число 30-ти наиболее развитых стран мира. По расчетам, к 2050 году преобразования в рамках «зеленой экономики» позволят дополнительно увеличить ВВП на 3%,создать более 500 тысяч новых рабочих мест, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг, обеспечить повсеместно высокие стандарты качества жизни для населения»/41/.

Таким образом, замена «коричневой экономики» на экологически безопасную экономику позволит: модернизировать всю промышленность, теплоэнергетику и систему утилизации отходов, не нанося ущерба окружающей среде и здоровью населения Казахстана.

И, в конце концов, разве можно быть равнодушным к тому, какую среду обитания мы оставим нашим потомкам? Ведь главный принцип устойчивого развития – это эколого-экономическое развитие, удовлетворяющее потребности современного поколения, без ущерба для будущих поколений.

Список использованной литературы

  1. В.М. Малахов, А.Г. Гриценко, С.В. Дружинин. Инженерная экология Том 2,, Новосибирск, «СГГА», 2012 стр. 5
  2. http://makulaturi.net.ua/utilizaciya-promyshlennyh-othodov/556-koncepciya-zelenoy-ekonomiki-v-kazahstane.html// Концепция «зеленой» экономики в Казахстане. 8 июля 2016г.
  3. Т.А. Акимова, A.П. Кузьмин, В.В. Хаскин. Экология. Природа — Человек – Техника: Учебник для вузов. Москва, «Юнити», 2011 стр. 207
  4. http://cyberleninka.ru/journal/n/sibirskiy-torgovo-ekonomicheskiy-zhurnal//, К.А. Берденова, В.В. Штанг, С.В. Синцов. «Зелёная» экономика как двигатель устойчивого развития.// Сибирский торгово-экономический журнал №15, 2012г.
  5. Экологическое право: учебник для бакалавров / под ред. С. А. Боголюбова. — 3-е изд., Москва, Юрайт, 2012. стр.284
  6. Х. Уэрта де Сото. Социально-экономическая теория динамической эффективности — Уэрта де Сото Х, Челябинск, Социум 2011г. 301стр.
  7. Л.М. Верещагина. О нормировании сброса загрязняющих веществ в водные объекты.// Экология производства  № 12 (декабрь), стр. 53-58.
  8. Н. Конрадова. День полярной уборки.// Вокруг света № 12 (2867), декабрь 2012. стр.159
  9. The Economist Intelligence Unit. Определена десятка самых лучших городов мира для жизни. // Вокруг света № 11 (2878), ноябрь 2013. стр.83
  10. Б. Жуков. Экология. Окруженная среда.// Вокруг света №12 (2855), декабрь 2011. стр. 127
  11. http://podrobnosti.ua/869599-brazilija-aktivno-razvivaet-proizvodstvo-topliva-iz-saharnogo-trostnika.html Бразилия активно развивает производство топлива из сахарного тростника. 9 ноября 2012г.
  12. А. Князев, Роговский Е.А. Креативные «ретрограды» против «инициативных новаторов.// США — Канада: экономика, политика, культура №3 (531), март 2014. Стр.47
  13. http://www.education-medelle.com/articles/samie-ekologicheski-chistie-strani-mira-v-2014.html// Определена десятка самых экологичных стран мира в 2014. 14 октября 2014г.
  14. http://www.job.ru/seeker/career/news/36478-v-mire-rastet-kolichestvo-zelenykh-rabochikh-mest.html// В мире растет количество «зеленых» рабочих мест. 1 ноября 2011г.
  15. http://planeta.by/article/1680// Экологическая цивилизация КНР. Спасение для всего мира? 09. 2016г.
  16. https://kapital.kz/economic/57299/obrabatyvayucshaya-promyshlennost-uvelichivaet-chislo-vakantnyh-mest.html Обрабатывающая промышленность увеличивает число вакантных мест 6 февраля 2016г.
  17. http://total.kz/business/economics/2014/04/24/bolee_10_mln_ga_pahotnoy В Казахстане миллионы гектаров пашень используют не по назначению. 24 апрлея 2014 г.
  18. А.Б. Сатубалдин, Т.А. Базарбаева. Управление ТБО в Казахстане.// Вестник КазНУ №2(41) 2015. 14 стр.
  19. http://bnews.kz/ru/news/v_mire/mezhdunarodnoe_energeticheskoe_agentstvo_tseni_na_neft_k_2035_godu_dostignut_125_dollarov_za_barrel-2012_11_12-725387// Международное энергетическое агенство: Цены на нефть к 2035 году достигнут 125 долларов за баррель. 12 ноября 2012г.
  20. http://bestprofi.com/home/document/522374702?0// Постановление Республики Казахстан от 31 июля 2013г. № 750 «Об утверждении плана мероприятий по реализации концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2013- 2020 годы.
  21. Послание Президента РК — Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» // Мысль, № 1,2013г. стр 23.
  22. Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике». Астана, 2013г.
  23. http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300001497// Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1497 Об утверждении Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 — 2019 годы.
  24. Немецкий институт «ДиАйДаблЮ» (DIW)
  25. http://primeminister.kz/ru/news/finansi/summarnye-dopolnitelnye-investitsii-v-%C2%ABzelenuju-ekonomiku%C2%BB-do-2050-goda-sostavjat-32-mlrd-dollarov-ssha// Суммарные дополнительные инвестиции в «зеленую экономику» до 2050 года составят 3,2 млрд долларов США
  26. «Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» Астана, 2013г.
  27. ПРООН – «Комплексное управление водными ресурсами в Казахстане»; Комитет по водным ресурсам МООС РК.
  28. http://kze.docdat.com/docs/1929/index-132777.html// Инициатива Астаны «Зеленый мост»: Партнерство стран Европы, Азии и Тихого океана по реализации «зеленого» роста», утвержденная шестой Конференцией министров по окружающей среде и развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе 2 октября 2010 года;
  29. http://mk-kz.kz/articles/2015/09/02/nekhvatka-vody-ostaetsya-odnoy-iz-klyuchevykh-problem-kazakhstana.html// Нехватка воды остается одной из ключевых проблем Казахстана. 2 сентября 2015г.
  30. «Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» Астана, 2013г.
  31. Департамент по статистике сельского хозяйства ООН, 2013
  32. http://edu.resurs.kz/elegal/poslanie-2014// Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г.
  33. «Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» Астана, 2013г
  34. https://camonitor.kz/9243-.html// Энергия будущего. 4 октября 2013г.
  35. Охрана окружающей среды и устойчивого развития Казахстана Агентство 2007-2011(Республики Казахстан по статистике, 2012г).
  36. На основе данных Worldbank, ADB, Eurostat, EBRD/Fichtner
  37. «Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» Астана, 2013г.
  38. Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» Астана, 2013г.
  39. http://kze.docdat.com/docs/1929/index-132777.html// Инициатива Астаны «Зеленый мост»: Партнерство стран Европы, Азии и Тихого океана по реализации «зеленого» роста», утвержденная шестой Конференцией министров по окружающей среде и развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе 2 октября 2010 года;
  40. https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kontseptsiyu-perehoda-k-zelenoy-ekonomike-utverdil-nazarbaev-235282// Концепцию по переходу к «зеленой экономике» утвердил Назарбаев. 1 июня 2013г.
  41. http://kss.kz/news/2013/10/113.html// Развитие «зеленого строительства» в Казахстане 2013г. 7 октября 2013г.

Авторы: Абдумажитова З., Жумажиева А.

Яндекс.Метрика