ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
В последние годы в Казахстане получило широкое распространение понятие «толерантность». В современном обществе данная категория имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка процесса патриотического воспитания, и как норма социального действия, и как политическая необходимость. Толерантность проявляется в различных сферах жизни общества (нравственной, правовой, политической, религиозной, экономической и т.д.), выступая необходимым условием взаимодействия культур. Особую значимость формирование установок толерантной культуры приобретает сегодня в Республике Казахстан, в силу его полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности населения. Общественная мысль во все времена стремилась определить пути установления лояльных, неагрессивных, доброжелательных взаимоотношений между людьми, относящимися к разным социальным стратам, этносам и религиям, государствам. Один из принципов таких желаемых доброжелательных отношений — принцип толерантности — закреплен в государственных законодательствах, международных договорах, декларациях мирового сообщества. Толерантность (терпимость) — труднодостижимый и в то же время неизменный идеал не только выдающихся и совестливых мыслителей, но и приемлемая и желаемая норма морали рядовых граждан правового государства.
При воплощении нравственного идеала в жизнь упор, конечно, должен быть сделан на воспитание толерантности у растущего поколения. И это одна из основных задач системы государственного основного общего образования, а следовательно — одно из важных направлений работы педагогов. Естественно, что толерантность и бесконфликтность, умение работать в группе и жить в коллективе не появляются сами по себе, данные качества необходимо формировать целенаправленно. Обращаясь к значимости толерантности для каждой личности, а не только для общества в целом, следует отметить: каким образом организован процесс познания и разрешения противоречий и конфликтов на всех этапах взросления ребенка, будет зависеть его жизнь во взрослом социуме, его успешная социализация.
Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.» Мчелдов М.П. подчеркивает, что толерантность — это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества, любого социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую или расовую принадлежность.
Можно выделить разные формы толерантности:
1) личная,
2) общественная (отраженная в морали, нравах, общественной психологии, сознании),
3) государственная (отраженная в законодательстве, политической практике).
Значение слова толерантность можно трактовать как терпимость к иному видению мира, образу жизни, поведению и обычаям. Стоить помнить, что «толерантность не равна безразличию». Этот термин включает в себя предоставление другим права жить так, как они хотят, в соответствии с их мировоззрением. Но тут необходимо сохранять тонкое равновесие, ибо принятие и терпимость совершенно не значат, что толерантный человек спокойно примет социальную несправедливость или же безропотно будет все время отказываться от своих убеждений (или навязывать свои.).
Толерантность — это уважение, принятие и правильное понимание других людей, их культуры, способа самовыражения и проявления человеческой индивидуальность.
«Толерантность — это реализуемая индивидом готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.»/1/
«Толерантность включает в себя множество векторов, так называемых классов, которые современные социологи выделили и активно изучают:
- Гендерная толерантность
- Расовая и национальная толерантность
- Толерантность по отношению к инвалидам
- Религиозная толерантность
- Сексуально-ориентационная толерантность
- Политическая толерантность
- Образовательная толерантность
- Межклассовая толерантность
В современно мире толерантность является социальной нормой общества, ведь именно на ее принципе у человечества появляется шанс выжить в условиях масштабных конфликтов в ситуации столкновения цивилизаций. Чтобы избежать или же мирно решить конфликт очень большое значение имеет степень развитости толерантности у участников конфликта. Можно вспомнить тех же самых террористов-смертников. Ведь именно из-за их нетерпимости к другому мировоззрению людей, они считают таких людей ошибкой, которую необходимо исправить, стереть.»/2/
Практически любое качество человека зарождается в нем в момент формирования личности. Маленького ребенка надо учить, что дергать кота за хвост плохо. Сам же он будет слишком долго доходить до этой мысли или же вообще будет считать нормой причинения боли более слабым существам. Тут точно такая же ситуация. Толерантность это то, что воспитывает в нас окружающий мир, общество и, в первую очередь, родные.
Современное общество поделилось на два четких фронта касательно толерантности. Это те, кто поддерживает запад в его бесконечно толерантном и мягком отношении к окружающему миру и тех, кто видит больше пользы в философии востока, где принято чтить определенные порядки и жестоко карать любое отклонение от них.
Люди очень сильно подвержены шаблонному мышлению. Но не стоит считать его беспочвенным. Думаю, следует пройтись по списку выше и осветить, как же эти пункты влияют на жизнь современной молодежи.
«Гендерные различия всегда были источником многих разногласий. До недавнего времени все строилось по одной простой схеме и каждому принадлежали только одни обязанности и возможности. Женщина должна хранить очаг и воспитывать детей. Мужчина – добытчик. Все просто и банально. Но время шло, и вот женщины начали получать образование, работу, возможность носить брюки и свободно выражать свое мнение. Мужчины же начали пользоваться косметикой, стали более смело одеваться, появилась возможность мужчине сидеть в декрете и воспитывать ребенка. Сейчас уже никто не будет осуждающе смотреть на девушку в джинсах или считать образованную женщину инопланетянкой. Возможно, я идеализирую Казахскую молодежь, но мне кажется, из-за влияния запада, казахские ребята необычайно толерантны. Да, везде есть некий процент, который не собирается мириться со многими вещами. Таким образом, возникают нацистские движения, группировки людей, которые ненавидят однополые отношения, иную веру. В интернете, да и в обществе уже давно ведется даже шуточная война «гуманитариев» и «технарей».»/3/
Но сейчас социологи отмечают, что динамика движется в очень положительную сторону по сравнению с прошлым. Политическая и межэтническая толерантность хоть и ниже чем на западе, но все равно очень высока. Живым примером является наш институт и вообще большое количество учебных заведений нашей страны. Теперь иностранный студент является интересной и очень даже приятной неожиданностью. Молодежь старается активно наладить общение с такими студентами. Но тут стоить заметить, дело не только в толерантности. В современном обществе, особенно в среде молодых людей, наблюдается уже устоявшееся мнение о том, что наша страна малоперспективна для молодых людей, по сравнению с другими странами. Такое мнение вызывает у большинства огромное желание покинуть страну. А откуда, как не от коренного жителя, можно узнать наиболее полную и достоверную информацию о том или ином месте обитания. Но это относится исключительно к жителям развитых стран. Тут как раз стоит вспомнить о том, как мы относимся к образованию. На мой взгляд, все стабильно. Образованный человек всегда внушал уважение и доверие. И наоборот. Почему я вспомнила про образование? Если посмотреть на мигрантов из разных стран, можно понять, что если к нам едет европеец, то он образован и вообще хорошо духовно развит. Если же это какой-нибудь дядя Ашот, то мы сразу же понимает, что человек этот едет в Казахстан как дешевая рабочая сила, и никакого толкового вклада для нашей Родины он не сделает. Отсюда и происходит это пренебрежительное отношение к подобным эмигрантам в молодежной среде.
В плане религии в нашей стране постоянно возникали проблемы. И опять же запад очень сильно влияет на нашу страну. Среди молодых людей все большую популярность набирает атеизм. Вера становится в один ряд с суевериями, посему верующие люди выглядят в глазах молодежи как люди недалекие, но не только это вызывает нетерпимость и негативные эмоции. Очень многие люди в своей жизни сталкивалась с противоречиями в религиозно-национальной сфере.
«Воспитание межнациональной и межконфессиональной толерантности очень длительный и сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под влиянием многих факторов, решающим среди которых, безусловно, является образование. Поэтому воспитание этнической толерантности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда психологические возможности ребенка наиболее для этого благоприятны. В дальнейшем воспитание этого качества происходит на всех этапах развития личности, включая подростковый возраст, который является наиболее способным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности.»/4/. «Именно в этом возрасте происходит осознанное познание мира, идет поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и социальной ответственности, стремление проявить себя в рамках ближайшего социума. Именно на этом этапе подростку необходима поддержка грамотного педагога, который владея индивидуально-психологическими особенностями личности, поможет сформировать ряд основных понятий, таких как: – формированию негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; – формирование уважения и признания к себе, людям и их культуре; – развитие способности к толерантному общению. Так как толерантность является комплексным понятием, воспитывая это качество у подростков необходимо воздействовать на все сферы личности, эмоциональную, волевую, интеллектуальную, мотивационную»/5/. Сформировать толерантность у подростка, значит научить его успешно общаться с людьми, мировоззрение которых отличается от его собственного. Необходимо сформировать у него такой комплекс качеств, который позволит ему делать это автоматически в процессе общения с человеком другой этнической группы. В этом и состоит самая главная задача в воспитании толерантности, научить видеть в стоящем перед тобой человеке личность, независимо от национальности, веры и цвета кожи. В связи с тем, что проблема формирования толерантности очень сложна и многогранна, существуют различные методы ее воспитания. «Необходимо подобрать такой комплекс педагогических условий, который позволит отрабатывать навыки толерантного общения в условиях каждодневного межнационального общения. Стартовыми точками в данной позиции являются:
– отработка различных вариантов решения спорных вопросов в процессе совместной деятельности и варианты мирного выхода их возникшего конфликта;
– направление внимания подростков на необходимость проявления толерантности в конфликтных социальных ситуациях;
– формирование запаса разнообразных вариантов выхода из проблемных ситуаций, накопление опыта гибкого реагирования на раз- личные психологические воздействия и принятие оптимальных решений.
Ожидать положительных результатов в процессе формирования толерантности можно, если рассматривать воспитание культуры межнационального общения в первую очередь, как процесс формирования положительного отношения к человеческой личности. Поэтому на первый план встает простое воспитание доброжелательных отношений к людям других национальностей»/6/. «Интерес к культурному многообразию так же помогает понять и принять другую этнокультуру. Поэтому одним из факторов воспитания толерантности в подростке могут являться встречи с иными культу- рами в специально педагогически организованной для этого среде. Однако на первое место должна выходить работа педагога не столько над проблемой расширения и углубления знаний подростка о других культурах, сколь- ко над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще. В связи с этим, плодотворным будет использование в практике ситуаций непосредственных встреч с представителями иных культур, организованные во внешкольной среде, где педагог сможет организовать групповую коммуникацию. Из всего вышеизложенного мы видим, как велика роль педагога в формировании толерантного сознания у подрастающего поколения. Именно от Психологические аспекты межэтнических и межкультурных взаимодействий 67 его умения понять состояние ребенка, его нужды, то, как он cможет сохранить баланс между толерантностью и требовательностью зависит эффективность всего процесса обучения. Поэтому нужно помнить, что формирование толерантности тесно связано с непрерывным самосовершенствованием самого педагога, наращиванием им профессионального и коммуникативного мастерства, развитием своих собственных внутренних, человеческих качеств»/7/.
Основными направлениями работы с молодежью по формированию толерантности молодых людей является информационное, эмоционально-ценностное и практическо-действенное.
Первое направление — информационное. Организатор работы с молодежью должен приобщать молодежь к общечеловеческим достижениям и ценностям. В связи с этим он должен формировать у молодых людей комплекс знаний о следующих процессах и явлениях: этнодемографических ситуациях в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнических изменениях, произошедших в мире; единстве и неделимости противоречивого, многоэтнического мира.
Второе направление по формированию толерантности — эмоционально-ценностное. Оно предполагает формировать у молодых людей гуманистические ценности, и прежде всего человеколюбие, выражающиеся в уважительном отношении к людям независимо от их политических, религиозных и других взглядов и ориентации. А также перед организаторами работы с молодежью стоит задача приобщить молодых людей к культурным ценностям и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на молодежь социально-этнических факторов и формировать у них сознание граждан мира.
Третье направление — практическо-действенное — предполагает включение молодых людей в практические мероприятия и акции, связанные с проявлением толерантности. Это различные митинги, волонтерская работа, акции, связанные со сбором подписей в поддержку толерантных действий.
Существует выражение «толерантность – это искусство жить в мире с непохожими на тебя людьми». Оно, как нельзя, кстати, относится к Казахстану, ведь наша страна всегда была многонациональным государством. Однако в современном обществе остро стал вопрос о воспитании в подрастающем поколении чувства толерантности. Несомненно, данную проблему нужно рассматривать еще среди школьников, но и среди студентов ВУЗов, колледжей должны активно пропагандироваться данные вопросы.
Формирование у молодежи толерантного сознания и развитие межкультурных коммуникаций остаются актуальными вопросами для нашей страны, так как казакстанское общество неоднородно, наполнено представителями разных социальных групп, культурных ценностей и интересов.
«В последние десятилетия тема толерантности стала одной из широко востребованных не только в нашей стране, но и во всем мире. Она является объектом обсуждений на различных уровнях, в различных аспектах, включает совокупность проблем, связанных с отношениями людей. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние годы понятие «толерантность» стала международным термином. В Декларации принципов терпимости, которая была принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО, содержание принципов терпимости раскрывается следующими характеристиками:
- уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самоуважения и проявления человеческой индивидуальности;
- единство в многообразии;
- достижение мира, переход от культуры к культуре мира;
- активное отношение, которое формируется на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и торжеству права»/8/.
«Толерантность по своему смыслу шире, чем такие понятия, как «терпимость» и «терпимое отношение». Толерантность подразумевает способность человека выйти за пределы своего мира, понять и принять другой мир, отличный от его собственного по многих признакам: национальным, культурным, религиозным и другим» /9,10/.
«Сегодня восприятие или не восприятие молодежью других национальностей, толерантное отношение к различиям между людьми, готовность уважать эти различия зависит от многих факторов, включая: ближайшее окружение, ценности личности и общества, воспитание. Так же на восприятие других, такими, какие они есть, влияет менталитет той страны, в которой человек вырос. Мы видим, что современная молодежь предрасположена к пониманию различий между людьми, так как толерантные установки заложены еще нашими предками. Молодые люди, на бессознательном уровне, способны принять другого человека таким, каким он есть. Однако, не смотря на это, сознание некоторых молодых людей, не воспринимает традиции своего народа, действует агрессивно к тем людям, которые отличаются по национальному, вероисповеданческому, культурному признаку. Поэтому данная проблема весьма актуальна не только среди детей, но и среди подростков.» /11,12/
«Итак, толерантность можно рассматривать, как минимум, с трех сторон
- Как овладение определенной философией толерантности как ценностью;
- Как культуру толерантного сознания;
- Как отношение к соответствующей действительности.
На индивидуальном уровне – это способность индивида без возражений и противоречий воспринимать отличающиеся от его собственного мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов.» /13/
«Нельзя не отметить, что в настоящее время проблема толерантности весьма остра. Много споров по этому поводу возникает: так ли хороша толерантность и нужно ли, действительно, слепо ей подчиняться. Однако последние события на мировой арене не дают забыть о правильности и положительных свойствах данного понятия» [14].
«Неоднозначные процессы социально-экономических и межнациональных отношений в современном Казахстане актуализируют изучение проблем толерантности, особенно в молодежной среде. Одной из проблем, которые затрудняют коммуникацию между представителями разных социальных групп и культурных традиций, становится низкий уровень компетентности молодых людей в вопросах толерантности»/15,16/. Поэтому исследование в области информированности молодежи о проблеме толерантности просто необходимо.
Откуда толерантность берётся? С биологической точки зрения терпимое поведение в большей или меньшей степени запрограммировано в развитии любого стайного животного. Терпимое поведение обеспечивает биосоциальное развитие индивида, являясь элементом выживания и конкурентоспособности биологического вида.
В социуме мы можем наблюдать возникновение толерантного поведения вследствие 3 факторов как минимум. Во-первых, страха разного генеза (страха неприятных последствий, наказания со стороны другого человека, администрации-начальства, общества и т. д.). В результате какого-то страха мы можем и не замечать, что наше поведение стало «толерантным», а дальше, дальше проявление терпимости в определённых условиях становится просто привычным, закрепляясь на поведенческом уровне. А через некоторое время человек относительно устойчиво и без серьёзных «самоистязаний» начинает проявлять толерантное поведение. Правда, если толерантность не проникла на уровень внутренней убеждённости, личностной позиции, эта устойчивость наблюдается только в рамках конкретной деятельности (профессиональной, например), специфических условий.
Во-вторых, под влиянием искусства и культуры, когда происходит индокринация, внедрение идеи терпимого отношения в сознание человека по большей части на эмоциональном уровне.
В-третьих, под влиянием общего «развития личности» на основе индивидуально-психологических характеристик-предпосылок (тут уж речь идёт ещё и об осознанном использовании идеи толерантности в «системе стиля жизни», относительно независимом от общества понимании содержания оптимальной толерантности и стабильном проявлении толерантности в поведении человека).
Все эти источники толерантного поведения действуют на человека в совокупности, однако доминирование того или иного – факт. Источники толерантности можно назвать и средствами формирования поведения, так как они активно используются для коррекции интолерантности (чаще всего без вмешательства специалистов-психологов).
Интолерантность может быть проявлением неких внешних негативных педагогических или идеологических воздействий и сформированных под их влиянием мысленных и поведенческих установок, ожиданий. Вкачестве примера: специфика нетерпимого к другим, иным семейного воспитания или попытки дестабилизации политической обстановки в стране (причём, как это следует из нашего понимания интолерантности, к такому эффекту приведёт как катастрофический недостаток толерантности, так и её избыток).
Другой источник – индивидуально-психологические характеристики самого субъекта, человека. Агрессия, высокая тревожность, рабская зависимость и отсутствие своего мнения, злоба, отсутствие навыков социального взаимодействия и эмоциональной саморегуляции и пр. Всё то, что, собственно, и делает нас стабильно нетерпимыми не только к другим людям, но и ко всему происходящему вокруг.
Интолерантное поведение и интолерантные установки могут возникать и ситуативно и характеризовать отношение человека только к определённой группе людей, к определённому мнению, к определённой характеристике. К примеру, такой распространённый в наше время случай – криминальное нападение на улице представителя другой национальности, этнической группы. Или просто человек приходит к выводу, что представитель некой другой национальности в твоей же стране живёт много лучше и комфортнее. Что дальше? Далее следует перенос отношения на всю этническую, национальную, профессиональную и пр. группу. Социально-психологические механизмы этого явления известны и давно описаны.
На таком понимании источников толерантного и интолерантного поведения, собственно, и строится сегодня вся коррекция нежелательных проявлений этого явления. В том числе и идеологическое воздействие с постоянным повторением и внедрением в сознание людей мысли о необходимости терпимого поведения (или абсолютно нетерпимого к чему-либо, какому-либо явлению, поведению, каким-дибо мыслям и пр.). Здесь, как утверждают представители поведеческой психологии, нужна ещё и ясная, доступная и привлекательная модель – демонстрация желаемого поведения. Не помешает для некоторой части «электората» и разъяснение, логическое обоснование необходимости требуемого поведения.
Ну и, конечно, то, что проще всего – знакомство с санкциями за нарушения принятого в конкретном месте поведенческого кодекса.
Далее собственно психологические методы – обучение навыкам эмоциональной саморегуляции от психофизиологических методик до попыток изменить самоотношение и отношение к окружающим через перестройку ценностной сферы.
В сложный переходный этап в развитии Республики Казахстан обостряются тенденции нетерпимости, антигуманизма, интолератности, конфликтности и агрессивности самой нестабильной в экономическом и психологическом отношении категории населения — подростков и молодежи. Что в свою очерердь перерастает в оппозиционные движения, радикализм и даже экстремизм.
Одним из важных условий профилактики экстремизма и терроризма на сегодняшний день выступает деятельность всех социальных институтов по формированию толерантного сознания людей. Толерантность является важным духовно-нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности каждого человека во многом характеризует его личные качества, нравственную зрелость и культуру, обусловливает его отношения с другими людьми. В настоящее время проблема толерантности стоит особенно остро. Это обусловлено целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным, морально — этическим признакам и связанный с этим рост нетерпимости, религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений. Воспитание в духе толерантности должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Особое внимание необходимо уделять воспитанию толерантности старшеклассников, которые в силу психологической неустойчивости и социальной незрелости более подвержены влиянию различных идеологий, националистических идей. Возрастное желание самореализоваться может стать хорошей почвой для экстремистского поведения. В своей истории любое государство пережило войны, катаклизмы, причиной которых являются неспособность людей терпимо относиться к другим субъектам обитания и неумение взаимодействовать с ними. Мировой разгул экстремизма и терроризма в начале XXI века еще более обострил данную проблему.
Одной из важных задач современного образования становится воспитание толерантности у подрастающего поколения. Разрабатывается содержание нового направления педагогической науки — педагогики толерантности (А. М. Байбаков, В. А. Тишков , В. В. Шалин и др.), появляются фундаментальные и прикладные исследования по проблеме воспитания толерантности (А. Г. Асмолов , Л. В. Байбородова , Н. М. Борытко , Б. 3. Вульфов , В. Н. Гуров , П. Ф. Комогоров и др.). Вместе с тем проблема подготовки будущих педагогов к воспитанию у детей толерантности специального рассмотрения не получила. Решение её отдельных аспектов косвенно отражено в исследованиях С.А. Герасимова , Г.В. Безюлевой , Г.М. Шеламовой и др.
Рассматривая толерантность как общечеловеческую ценность, важными для исследования также оказались разработанные учеными подходы к проблеме формирования ценностей в условиях целостного педагогического процесса. К проблеме воспитания ценностей и целостного развития личности привлечено внимание в научных трудах Г.К. Нургалиевой , К.С. Успанова . Исследователей данного направления объединяет общность взглядов на проблему:
- Воспитание личности в духе гуманизма должно опираться на определенную систему ценностей, сформированную в условиях школы;
- Воспитание должно базироваться на постоянных, непреходящих ценностях;
- Нравственные ценности привносятся в сознание ученика через межличностное общение, культуру поведения, содержание образования, сотрудничество и взаимодействие в педагогическом процессе;
- Активность личности с внешним миром обусловливает процессы развития и совместной деятельности.
В философской мысли Востока и Азии проблему согласия, взаимопонимания и терпимости поднимали в своих трудах Абай , Ч.Валиханов и др.
Рассматривая проблемы национальной нетерпимости, политолог А.А.Гусейнов называет толерантность антиподом (противоположностью) агрессивности и обосновывает социальную обусловленность этихличностных проявлений, делая вывод о том, что агрессивность является основой враждебности, а толерантность – миролюбия, ненасилия.
Среди трудов зарубежных авторов, посвященных проблематике религиозно-политического экстремизма, природе, причинам и эволюции данного явления в современном мире необходимо отметить Ш. Акинер , З.Бжезинского, Р. Макдермотта и пр.
В Казахстане исследования, которые посвящены проблеме религиозно-политического экстремизма, целенаправленно начали проводиться сравнительно недавно, начиная с конца 90-х годов прошлого столетия. Соответственно, следует отметить объективную немногочисленность исследований по данной проблеме. Среди них стоит отметить такие монографии, посвященные проблематике экстремизма и терроризма, как «Экстремизм в Центральной Азии» под общей редакцией доктора политических наук К.Н.Бурханова /33/, а также коллективный труд Казахстанского института стратегических исследований и Центра внешней политики и анализа «Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии» /34/.
Среди отечественных исследователей, посвятивших свои труды теме угрозы религиозно-политического экстремизма в контексте обеспечения региональной и национальной безопасности стоит выделить труды М.С. Ашимбаева, Б. Жусипова , А. Избаирова , Р.К. Кадыржанова , А.К. Султангалиевой и др.
«Существуют много мифов об экстремизме. В представленной серии статей «Мифы об экстремизме» автор Ростокинский А.В (кандидат юридических наук, доцент Московского городского педагогического университета) анализирует наиболее распространенные в современном обществе представления об экстремизме. Один из мифов также говорит о том, что экстремизм- это бунт обездоленной молодежи- миф достаточно популярный у деятелей как «левого», так и «правого» толка, очевидно коррелирующий с мифом об экстремизме, как о сомнительном «достижении» российских реформ. Экстремизм- деятельность групп, сформированных и контролируемых спецслужбами для борьбы с «несогласованными»»/17/. «Рост экстремизма признак приближения революции и гражданской войны – достаточно новый миф, озвучиваемый обычно радикальными СМИ»/18/
«Плодотворные идеи, обогащающие понимание проблем национальной безопасности и религии, выдвинуты в трудах ученых обществоведов Казахстана. В работах этих ученых на первый план выдвигаются только силовые характеристики безопасности. М. Маульшариф и Ж.А. Базаркулова также изучали понятие «религиозный экстремизм» и его влияние на общество. Доказали это в своей работе под названием «Религиозный экстремизм в Казахстане». Реализация на практике ведущих идей педагогики толерантности, а также проблем экстремистского и террористического характера во многом зависит от усилий специально подготовленных учителей к воспитанию религиозной толерантности у учащихся. В связи с этим появляется необходимость в определении системы подготовки педагогов к организации обозначенного процесса /19/
Согласно всему этому, мы считаем, что в обществе назрела необходимость и потребность в формировании среди подростков и молодежи религиозной толерантности, выросшей на поликультурности, общей толерантности, моральном сознании и самосознании.
«Если попытаться коротко охарактеризовать суть толерантности (терпимости), то следует в первую очередь подчеркнуть, что это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества, любого социально слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность. Толерантность имеет разные формы: личная, общественная (отраженная в морали, нравах, общественной психологии, сознании) и государственная (отраженная в законодательстве, политической практике). Основное требование толерантной культуры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогичному выбору других. Поэтому важным компонентом терпимости является понимание воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличных от наших» /20/.
«В последнее время при обсуждении толерантности принято «удревнять» ее, отыскивать корни, уходящие вглубь веков. Такую возможность дает отождествление толерантности и терпимости, понимаемой очень широко. Тогда, действительно, можно считать предтечами толерантности Дж. Локка с его «Опытом о веротерпимости», Л. Н. Толстого с его философией ненасилия и даже христианскую заповедь «Не убий»» /21/.
«Как отмечает М. П. Мчедлов , в переводе на русский язык международных правовых документов (ООН, Совета Европы, ОБСЕ, СНГ) вплоть до 2002 года термин «толерантность» не звучал, вместо него использовалось слово «терпимость». Та же ситуация наблюдалась в законодательных документах стран СНГ и Балтии» /22/.
«Слово толерантность на русский язык обычно переводилось как «терпимость», семантические особенности которого были представлены в словарях, к примеру, В.И.Даля. У Даля – «терпеливый начальник, учитель, спокойный, рассудительный, великодушный, снисходительный», «в терпении является сила и величие духа, терпение же есть признак кротости, смирения, снисхождения», тогда как нетерпение – «спешливость, непостоянство, опрометчивость, горячность, запальчивость, требовательность»» /23/.
«Как полагает Б.И.Аболин , «впервые данная лексема появляется в Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова 1940 года и трактуется как «отвлеченное существительное к «толерантный», терпимость», при этом слово «толерантность» снабжено пометой «книжное». Присутствует оно и в «Словаре иностранных слов», объясняясь как «терпимость к чужим мнениям и верованиям»» /24/.
«Рассматривая религиозную толерантность можно сформулировать ее следующим образом: «это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других»» /25/.
Тем не менее, религиозная толерантность – явление многоаспектное и содержательное. Поэтому не случайно, что это понятие имеет различные интерпретации и восприятия. Не углубляясь в них, отметим лишь, что их можно разделить на два основных вида – позитивный и негативный.
В позитивном восприятии религиозная толерантность предполагает знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев.
В негативном восприятии религиозная толерантность предполагает безразличие к религиозно-конфессиональным взглядам и системе ценностей других, в результате чего обеспечивается отсутствие вражды и столкновений на религиозной почве.
«Слово толерантность среди других слов, обозначающих нормативность идеала ненасилия в социальных системах, является одним из наиболее востребованным в современном интернете, к примеру, в поисковой системе Google на 14 октября 2011 года можно было найти около 6 800 000 документов по теме «толерантность», тогда как «терпимость» – 1 600 000, а «веротерпимость» – 1 400 000.» /26/.
Вместе с тем, данная «лексическая единица» не зафиксирована ни в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, ни в других толковых словарях XVIII–XIX веков.
«Толерантность, в том числе религиозная, является одним из важнейших условий выживания человечества в настоящем, сохранения цивилизации в будущем. Как сказано в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 г. в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию), «толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Альтернативы у человечества нет.» /27/.
Так как мы исследовали религиозную толерантность, то противоположностью будут являться проявления религиозного экстремизма, которые являются проблемой современной молодежи Казахстана, а религиозный терроризм является самым негативным аспектом данной проблемы.
«Для того чтобы дать наиболее четкое определение экстремизма, а также проанализировать его социально-психологическую природу, необходимо рассматривать фрагменты статьи Г.Бардиер, Н.Сухановой «Исследование представлений студентов о феномене экстремизма» /28/.
Это понятие в ряду смежных с ним понятий: «радикализм – экстремизм – фанатизм и фундаментализм (как частный случай фанатизма) – терроризм».
«Рассматривая радикализм (от лат. radix — корень) в широком смысле, можно заметить, что термин трактуется как особый социокультурный феномен, обусловленный особенностями социального, исторического, экономического и религиозного развития страны, проявляющийся в ценностных ориентациях, устойчивых формах политического поведения субъектов, нацеленных на оппозиционность, изменения, тотальный, быстрый темп перемен, примат силовых методов в реализации политических целей. Термин «радикализм» прежде всего обозначает разрыв с уже существующей традицией, ее капитальное изменение.
Понятие экстремизм (от лат. extremis и фр. extremisme) подразумевает приверженность к крайним политическим и идеологическим взглядам и действиям. Психологически экстремизм – это продолжение и дальнейшее развитие радикализма.
В действующем законодательстве Казахстана под религиозным экстремизмом определяется: «организация и (или) совершение…физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий, преследующих следующие экстремистские цели: … разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм)»» /29/.
На основе проведенного анализа термина экстремизма следует прояснить факторы, которые порождают вышеназванное явление.
К числу факторов, порождающих экстремизм, относят:
- социально-экономические кризисы;
- деформацию политических институтов;
- резкое падение жизненного уровня;
- ухудшение социальных перспектив значительной части населения;
- доминирование в обществе чувств, настроений хандры, пассивности, социальной и личной нереализованности, неполноты бытия;
- страх перед будущим;
- подавление властями оппозиции, инакомыслия;
- блокирование легитимной самодеятельности человека;
- национальный гнет;
- амбиции лидеров политических партий;
- ориентации лидеров и авторов политического процесса на экстремальные средства политической деятельности.
«Социальную базу экстремизма составляют: маргинальные слои, представители националистических движений, представители религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью, в частности, интеллигенция, молодежь, студенчество, военные.
Объективные причины усиления экстремизма и терроризма за рубежом обусловлены нестабильностью экономического и политического развития, массовой безработицей, низкими доходами большинства жителей региона, нерешенностью социально- бытовых проблем, коррупцией во всех эшелонах власти»/30/.
Субъективными причинами экстремизма являются психологический дискомфорт, испытываемый людьми в условиях низкого жизненного уровня, неудовлетворенность потребности в смысложизненных идейных ориентациях в условиях идейного плюрализма, т.е отсутствия четко-выраженной национальной идеологии.
«В наши дни проблема противостояния и якобы несовместимости христианских и мусульманских ценностей переместилась из культурной плоскости в политических и социально- психологических, в которых главными становится событие людей и их толерантное отношение друг к другу»/31/.
«Усиление исламского фактора в общественно-политической жизни, нередко сопровождающееся проявлениями экстремизма, наблюдается во многих регионах мира. Типичный пример- серия террористических атак в Нигерии, направленных против прихожан, которые выходили их храмов после праздничной службы. 25 декабря 2011 года в разных городах страны были взорваны 5 христианских церквей» /32/..
«Как отмечал Д.В. Васильев (доцент Академии управления Министерства внутренних дел РФ), отличительными особенностями современного терроризма также является формирование международных и региональных руководящих органов для решения вопросов планирования террористической деятельности, подготовки и проведения конкретных операций, организации взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемые к той или иной акции»/33/].
Терроризм приобрел международный, глобальный характер и поэтому необходимым условием эффективной борьбы является объединение усилий всего мирового сообщества.
Анализируя факторы и причины возникновения экстремизма, можно увидеть, что в его основе лежит огромный потенциал отрицательных эмоций и переживаний. Если эти переживания со стороны государства не контролируются (не учитываются) и общество не предпринимает никаких действий для снижения эмоционального напряжения, то вероятность создания в стране тревожной ситуации готовности большой части населения к неосознаваемому протесту значительно возрастает. С социально-психологической точки зрения можно смело утверждать, что люди, способные к спонтанному выражению своего протеста именно посредством эктремистских действий, в такой ситуации объявляются с удвоенной силой.
«Отмечается также, что характерной чертой экстремизма является… “черно-белый” взгляд на политический процесс, жесткое противопоставление “своих” – приверженцев новой системы ценностей — и «чужих», под которыми понимается практически все общество и, прежде всего, официальные структуры.
С социально-психологической точки зрения, перечисленные признаки экстремизма можно отнести уже не к эмоциональному, а к когнитивному, рассудочному аспекту человеческого сознания. Анализируя социально-психологическую сущность этих компонентов без особого труда можно отметить, что они описывают не дивергентное (расходящееся, открытое новому, включающее альтернативы), а конвергентное (сходящееся, не терпящее альтернатив, закрытое для всего нового, категоричное).
Понятно, что именно люди с дивергентным мышлением способны идти на переговоры, прислушиваться к мнениям других, изменять свои мнения и оценки в соответствии с изменением ситуации или по мере обсуждения тех или иных аргументов. Именно люди с дивергентным мышлением способны решать все возникающие вопросы мирным путем, не прибегая к открытым формам выражения своего протеста. Напротив, люди с конвергентным мышлением отличаются догматичностью, неспособностью к диалогу, бескомпромиссностью. Такие люди часто считают, что нет смысла терять время на разговоры и рассуждения, а пора приступать к реальным действиям. И эти действия, конечно, должны быть направлены на тех, кого они категорично объявляют «чужими»»/34/
Психологический механизм возникновения и развития экстремизма на уровне поведения отдельных социальных групп и личностей ряд авторов связывают с ситуациями, провоцирующими разрыв между притязаниями личности и возможностями удовлетворения этих притязаний; появлением нетолерантных установок и возрастанием агрессии; поиском «козла отпущения» (смещение агрессии на группы или людей, которые антипатичны, четко выделены и относительно бесправны); поиском отдельной личности, группы, власти и т.д., которая впоследствии примет черты «врага», а затем и прочно войдет в его образ (как правило, в образ врага попадают меньшинства); испытанием фрустрации на фоне обладания высокими притязаниями без возможности их реализовать.
Необходимо отметить, что выражая свой протест против одного, но, направляя свои протестные действия на другое (на невинных жертв, признанных «чужими»), экстремисты, прежде всего, нарушают границы неписанных законов человеческого социального поведения, то есть, нормы нравственности, этики, морали. И уж потом они начинают преступать те законы, которые установлены государством для регулирования общественной жизни.
Надо отметить, что в условиях множественных изменений, трансформаций и реформ общественной жизни, государственные законы, ее регулирующие начинают отставать от темпов самой жизни. И это открывает для экстремистов дополнительные возможности осуществления ненаказуемых действий.
Примером такого нежизнеспособного закона можно считать «мертворожденный» федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности. Закон дает много определений, но не предлагает реальных путей противодействия экстремизму. Подробный анализ текста закона, тем не менее, не дает возможности говорить о конкретных механизмах противодействия экстремизму. Закон также не дает ссылок на конкретные подзаконные акты, которые могли бы содействовать его исполнению |35|.
Продолжая определение смежных по отношению к экстремизму понятий, остановимся на понятиях фанатизма и терроризма.
Понятие фанатизм (от лат. fаnum – жертвенник или fanaticus – исступленный) — обозначает непоколебимую приверженность определенным убеждениям, верованиям или воззрениям, проявляется в нетерпимости к другим взглядам, в крайнем пренебрежении к существующим юридическим и этическим нормам, которые препятствуют достижению некой сверхценной для фанатика цели… Именно утверждение своих убеждений ценой собственной жизни представляет собой наиболее распространенный и чаще всего встречающийся вариант фанатизма.
Термин терроризм – это особая форма политического насилия, которая характеризуется целеустремленностью, жестокостью и внешней эффективностью; это нанесение материального ущерба или уничтожение противников с целью запугивания, совершение демонстративно деструктивных действий. Это: политическая борьба в интересах государства, организаций и групп лиц; партизанские действия и войны; исламский терроризм; желание изменить поведение людей, запугав их актами террора и т.д.
Педагоги-психологи подходят к понятию толерантности как морально-нравственному качеству личности («личная толерантность» по М.П. Мчелдову). Перед ними стоит задача сформировать в детях это качество.
«При всем стремлении сформировать какие-либо качества личности посредством воспитательного воздействия необходимо понимать, что процесс этот непростой, многогранный и многоступенчатый.Д.С. Лихачев в лекции о нравственном воспитании школьников говорит, что результатом нравственного воспитания выступает формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.» /36/
«В современной педагогике, кроме того, разграничивают «результат» и «эффект» воспитательного воздействия на ребенка. Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, мероприятии. Эффект — это последствие результата, влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.»/37/ Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия (частные результаты) развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности (общий эффект). Развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т.е. развитие личности ребенка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе сам ребенок) достигли своих результатов. Поэтому совершенно необоснованно будет ожидать в качестве результата воспитательного мероприятия (или даже системы таких мероприятий, объединенных единой целью) непосредственное формирование толерантности и других качеств личности. Мы, как педагоги, только вносим в сложный и многогранный механизм становления личности ребенка свой вклад, надеясь на запланированный (но всегда отсроченный во времени) эффект.
«Увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей достижение ими трех уровней результатов.» /38/
- Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. «Если мы, как педагоги, хотим сформировать у школьников толерантность, то прежде всего должны организовать беседы, дискуссии о том, что такое толерантность, какова ее роль и значимость в современном обществе. Познакомить их с многообразием культур и религий мира, показать их своеобразную красоту, пробудить интерес к традициям других народов.» /39/ Познакомить с правилами добрососедских отношений, способами мирного урегулирования межличностных противоречий, на какой бы почве они не возникали. «Кашапов М.М. называет толерантность неотъемлемой частью конфликтной компетентности: «Толерантность охватывает все аспекты конфликтной компетентности, например, адекватную оценку себя и партнера в конфликтной ситуации, эффективное общение и т.д. Толерантность способствует успешному формированию умения выстраивать конструктивные отношения.»» /40/ Можно вполне обоснованно «развернуть» это суждение, выбрав другую точку для рассмотрения вопроса: грамотное поведение во время конфликта — один из признаков сформированной у человека толерантности не только к иной национальности, культуре, но и просто к Другому человеку.) Убедить в ценности дружбы, командной сплоченности.
- Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
На этом этапе роль педагога по формированию толерантности и умения работать в команде сводится к созданию специальных ситуаций общения и взаимодействия школьников между собой, к умелому управлению их деятельностью, к цивилизованному урегулированию возникающих конфликтов (а иногда — даже стимулированию конфликтов, которые будут вынуждены решить сами школьники). На уроках это сводится к организацию групповой работы обучающихся, во внеурочной деятельности и в лагерях проявляется в играх, коллективно-творческих делах, тренинговых упражнениях и тренингах. Следует сказать, что все перечисленные формы организации деятельности детей имеют потенциальные возможности для формирования толерантности и умения работать в команде. Но «сработают» они только тогда, когда проводятся именно с этой четкой целью, а не просто ради заполнения «временной пустоты», когда педагог умело сопровождает процесс общения и взаимодействия детей, поощряя их «правильное» поведение и корректируя «неправильное».
«Д.С. Лихачев обращал внимание на то, что игры исчезают из жизни детей, а ведь именно в процессе игры развивается командный дух и другие важные социальные качества: «Исчезают игры вообще. Они заменяются танцами или тем, что называется танцами. А между тем игры очень важны в воспитательном отношении. Игра — будь это лапта, волейбол, горелки или еще какая-нибудь — воспитывает социальность, она воспитывает умение держаться вместе, играть вместе, ощущать партнера, ощущать противника. Это очень важная воспитательная вещь — игра. Игры должны быть возрождены в нашей жизни». Также он сокрушался по поводу исчезновения «живого», реального общения между людьми (а ведь именно в его процессе формируется истинное толерантное сознание): «А как мало у нас сейчас контактов между людьми. Они очень важны, непосредственные контакты, контакты интуитивные какие-то, которые вот в играх, вот в хоровом пении, в музыке организовывались. Поэтому на эту сторону нашего быта, на то, что уходят из нашего быта игры, надо обратить внимание педагогическим организациям».»/41/
- Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, среди незнакомых людей юный человек действительно проявляет и укрепляет свои личностные качества, становится социальным деятелем, гражданином. Большую роль «в реальной жизни» играет отсутствие оценки педагога, а только внутренняя самооценка своих поступков и общественная — отражающая ценности социальной группы, внутри которой находится ребенок. Часто «проповедуемые» педагогом гуманистические ценности, в том числе и толерантность, находятся в противоречии с установками семьи, социального окружения ребенка. И вот тогда проявляется прежде всего саморегуляция ребенка, его собственное уже сформировавшееся мировоззрение. Конечно, нам (педагогам), очень хочется, чтобы и за пределами школы наши ученики поступали достойно, но ведь далеко не всегда это так. Ложится ли в этом случае вина полностью на плечи педагога — «плохо воспитал»? Вспомним о том, что воспитательный результат еще не равен эффекту. И будем разумно относиться к плодам своего труда, имеющего в основе идеалистические цели, но корректируемого воздействием на ребенка социальным окружением. Увы, педагоги не всесильны, иначе человечество уже давно бы жило в мире и согласии, без преступлений и войн. С другой стороны, это не повод махнуть рукой на детей, чья участь может казаться предопределенной (например, по статистике 90% детей, выросших в детских домах, так и не могут успешно адаптироваться в обществе и стать его полноценными членами). Что касается толерантности, некоторые качества темперамента зависят от национального характера, а эталоны поведения, которые усваивает ребенок, находятся преимущественно под влиянием сильных традиций и религиозного воспитания внутри семьи. «Так, Альберт Бандура, представитель социально-когнитивного направления в теории личности, отмечал огромную важность научения через моделирование: ребенок «впитывает» в себя поведение значимой для него модели (родителей, сверстников во дворе), а затем репрезентует и воспроизводит его.»/42/ Феномен «неспециального» научения через моделирование, созданного самой жизнью для успешного усвоения ребенком паттернов поведения в обществе, относится как к бытовым действиям, так и к культурным нормам. «Л.С. Выготский также говорит о «социальной ситуации развития» ребенка, находясь в которой, он усваивает то или иное отношение к реальности и другим людям не только в процессе специально организованного обучения, но и путем подражания, усваивая способы поведения и реагирования, присущие значимым взрослым.» /43/ В случае, если проявляемое и одобряемое в окружении ребенка поведение не совпадает с гуманистическими ценностями толерантности, которые пытается привить педагог, оценка воспитывающей деятельности педагога должна проводиться не по воспитательному эффекту, а по количеству и качеству приложенных им усилий и проведенных действий. В то же время, сам учитель включен в «социальную ситуацию развития» своих учеников, и его собственная профессиональная толерантность является необходимым условием для формирования толерантности у обучающихся. Иначе, если учитель внутренне не толерантен, он будет не конгруэнтным в этом вопросе, и его попытки воспитания детей в духе толерантности будут тщетными.
Заключение
Толерантность — это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Также выделяют личную толерантность — это морально-нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды. Но толерантность — это вовсе не терпимое отношение к несправедливости, не отказ от своих или уступка чужим убеждениям, не снисхождение и не потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. В результате толерантного поведения расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности коммуникации с другими, отличными от нас, людьми. В настоящее время, когда на государственном уровне выработана программа развития толерантного сознания, когда имеется солидная правовая база для нейтрализации проявлений экстремизма, на первый план выдвигается многотрудная и долговременная задача обеспечения реального воплощения взятого государством курса. На плечи педагогов, с одной стороны, ложится ответственность за формирование толерантности у подрастающего поколения, а с другой стороны, педагоги сами должны быть эталонами толерантной личности, уважающей национальную, религиозную и иную принадлежность и идентификацию своих студентов, и должны умело организовать бесконфликтную учебную и воспитательную деятельность в неоднородном детском коллективе. Только толерантный учитель может способствовать развитию толерантности студентов. Эффект воспитательной деятельности по формированию толерантности обучающихся складывается из прохождения 3 уровней воспитательных результатов:
1) приобретение студентами социальных знаний,
2) получение студентами опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
3) получение студентом опыта самостоятельного общественного действия.
Конечно, педагог должен быть нацелен на достижение идеального эффекта, но неукоснительно он может и должен обеспечить достижение ребенком хотя бы 1го и 2го уровней. Если перефразировать, то на 1 уровне педагог должен дать ребенку «нравственное знание» о том, что такое толерантность, что она является ценностью современного общества, что в мире есть разнообразные культуры, национальности, религии, но все они могут и должны мирно сосуществовать и взаимодействовать. Ребенок при этом вполне может не разделять и не принимать это «нравственное знание», не уметь его реализовывать, но главное, что он с ним знаком. На 2м уровне педагог должен создать условия для развития «нравственных умений» ребенка — умения работать в команде, умения слушать и слышать другого, договариваться с ним, принимать отличия другого человека от себя и учитывать их при общении и взаимодействии, умения с достоинством и тактом разрешать конфликтные ситуации. Но в реальной жизненной ситуации ребенок может быть не заинтересован в их применении. Поэтому 3 уровень, самый желаемый и труднодостижимый — «нравственный навык» — зависит не только от педагога, но и от самого ребенка, и от его окружения. Это внутренне принятие ребенком нравственных ценностей как своих собственных и единственно возможное поведение в ситуациях выбора — в соответствии с ними. Именно на этот эффект направлены образовательные и воспитательные усилии
Список использованной литературы:
- https://infourok.ru/formirovanie-tolerantnih-otnosheniy-v-molodezhnoy-srede-747289.html Формирование толерантных отношений. 9 января 2016г
- Лукаш Л.А. Толерантность и профессиональное становление гуманитарной сферы // Ученые записки Российского государственного университета. 2013. №11. С. 153-155.
- Психодиагностика толерантности личности. Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. 172 с.
- Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в со- временной школе. – 2003. – № 7. – С. 68. Стр.8
- Толерантность: путь к развитию: учебное пособие / Авт.-сост. Е.И. Ка- закова. – СПб.: «Ютас», 2007. – С. 53.Стр.33
- Олпорт Г.Н. Век толерантности. – М.: Владос, 2003. – С. 40. 4. Опыт разработки концепции воспитания/ Под ред.В.И.Цивилевой.-СПб.:Элит-М,2001.-С.196. Стр.31
- Опыт разработки концепции воспитания / Под ред.В.И. Цивилевой. – СПб.: Элит-М, 2001. – С. 196.Стр 101.
- Жильников А.Ю. Формирование системы здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации // Синергия. 2016. № 3. С. 31-36.
- Самохвал В.Г. Особенности деструктивного поведения в молодежной среде // Территория науки. 2015. № 3. С. 42-44.
- Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Проблемы развития личности студента в условиях высшего учебного заведения // Системогенез учебной и профессиональной деятельности Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 313-315.
- Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Шаталов М.А. Формирование механизма толерантности у студентов СПО как фактор устранения их девиантного поведения // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 170-175.
- Бондарева Ю.М., Кадацких И.Ю. Особенности конфликтного поведения современной студенческой молодежи // Территория науки. 2015. № 3. С. 26-29.
- Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Социальное взаимодействие в студенческом коллективе // Социальные отношения. 2015. № 4 (15). С. 91-96.
- Зайцев И.С. Алгоритм социального развития ребенка с нарушениями речи // Синергия. 2016. № 1. С. 14-19.
- Третьяков Д. В. Формирование патриотического сознания обучающихся в условиях становления вертикально-интегрированных образовательных структур Российского общества // Территория науки. 2015. № 1. С. 43-47.
- Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Проблемы профессионального воспитания в системе подготовки будущих специалистов // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы III Международной научно-практической конференции. Воронеж,2015г.Стр166-170.
- Журнал «Вопросы гуманитарных наук», №5 (49) 2010 г. Главный редактор А.В Моденов, Москва, 117 стр.
- Журнал «Вопросы гуманитарных наук», №5 (49) 2010 г. Главный редактор А.В Моденов, Москва, 120 стр.
- Религиозный экстремизм в Казахстане [Текст] / М. Маульшариф, Ж. А. Базаркулова // қазұу Хабаршысы. Психология және Социология сериясы = Вестник казну. Серия Психологии и Социологии. — 2013. — № 1. — С. 84-93
- Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований : сборник научных статей / под научн. Ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. — 357 с. Стр.335
- Безюлева Г. В., Бондырева С. К., Шеламова Г. М. Толерантность в пространстве образования: Учебное пособие. — М., 2005.
- Толерантость / Ред. М. П. Мчедлова. — М., 2004. — С. 12-13.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык, 1980. Т. 4. Стр. 402
- Михайлова О. А. Толерантность и терпимость: взгляд лингвиста. URL:.http://bookzie.com/book_179_glava_17_3.1._OBSHHIE_POLOZHENIJA.html
- А.П Абуов, Межконфессиональный диалог как основа социального согласия http://www.embkaztm.org/article/142
- Толерантность: проблемы, дискуссии и возможности концептуализации. Материалы международных научных семинаров.Том 19, Владимир 2011
- Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Составление и общая редекция А.А.Красикова и Е.С.Токаревой. – М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2006. – 328 с.
- Фрагменты статьи Г.Бардиер, Н.Сухановой «Исследование представлений студентов о феномене экстремизма». Вестник спбгу, сер. 6, 2004,вып. 1 (№6), с. 76-88
- Вестник казну. Серия психологии и социологии. №1(44). Статья «Религиозный экстремизм в Казахстане». Алматы, 2013. С.45
- Педагогика, №9,3013. Бозиев Р.С., Москва, 126стр. Стр.59.
- Вопросы психологии, март-апрель 2012. Москва, А.Н Сахарова, 175 стр.Стр.23.
- Вопросы психологии, март-апрель 2012. Москва, А.Н Сахарова, 175 стр.Стр.48..
- Журнал «Вопросы гуманитарных наук», №1, 2012 г. Главный редактор А.В Моденов, Москва, 117 стр. Стр.94
- Методическое пособие. Электронный ресурс. Обучение толерантности. Перепечатка с сайта центра «Стратегия». Http://strategy-spb.ru. Стр 70 URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Obuchenie tol.pdf
- Методическое пособие. Электронный ресурс. Обучение толерантности. Перепечатка с сайта центра «Стратегия». Http://strategy-spb.ru. Стр 51URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Obuchenie tol.pdf
- Семашко M. A. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал, 2007
- Григорьев Г.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2014. — 223 с.Стр.8
- Григорьев Г.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2014. — 223 с.Стр.9
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608с. Стр. 9
- Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? — М.: Просвещение, 2014. — 175с.Стр 16
- Толерантность / Общ. ред. М.П. Мчелдова. — М.: Республика, 2004. — 416с.стр. 90-91
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608с/Стр.263
- Толерантность в современном мире: опыт междисциплинарных исследований / Сборник научных статей / под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. — 357 с.Стр.21
Авторы: Бердибаева А., Калмакова А.