ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ В РК

Молодежь — будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит еѐ последующее развитие. Молодежь является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. В условиях Казахстане, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь. Поэтому очень важна государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи. Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий — с высшим и средним профессиональным образованием. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований[1].

 По состоянию на 1 января 2012 года общая численность молодежи в Казахстане составляла 4 436 210 человек, то есть 27% от общей численности населения страны [2].

Именно на молодежь власти возлагают надежды, но, к сожалению не подкрепляют соответствующей поддержкой. Ежегодно рынок труда пополняется молодежью из числа выпускников общеобразовательных школ без профессиональной подготовки, идет тенденция роста числа безработных за счет молодежи, окончившей 9 и 11 классы школы. Часть идет учиться, другая часть – работать. Сразу после окончания ВУЗа выпускник сталкивается с проблемой поиска «престижной» работы, которая бы полностью удовлетворяла его потребности. К сожалению ожидания не всегда остаются оправданы. Официальные статистические данные демонстрируют беспрецедентные по своей успешности показатели. Если верить приведенным данным, то уровень молодежной безработицы в 3 квартале 2012 года составил всего 3,8%, что в 1,4 раза ниже общего уровня безработицы по республике. В расчет берутся молодые люди в возрасте 15-24 лет. Интересно, что в соответствии с законом «О государственной молодежной политике в РК», который определяет возраст молодежи с 15 до 28 лет, уровень безработицы сопоставим с общереспубликанским и составляет 5,2% [1].

 Но при этом доля наемных работников составляет 58,2%. Остальная часть отнесена в категорию самозанятых, которая составляет 41,8% [3].

Уровень безработицы в 2010-2012гг (в процентах). Проблема связана не столько с самозанятым населением, сколько с реальным сектором экономики. Для нас остается актуальной задачей диверсификация экономики и наращивание производства. Людям негде работать. За 20 лет структура экономики сильно изменилась по сравнению с советским временем. В этом нет ничего удивительного. Но в результате закрывались заводы из-за низкой конкурентоспособности и рентабельности. В то же самое время люди не смогли найти работу по специальности или в соответствии со своим профессиональным опытом. Следует понимать, что безработица имеет многоплановое измерение, речь идет не только об экономике, но и о социальных, а также психологических аспектах. Нужно отметить, что, если человек не работает, это же не значит, что он просто сидит дома и не ходит на работу. За годы вынужденного безделья он депрофессионализируется, теряет наработанный годами опыт, иногда опускается на самое социальное дно. Многим психологически трудно начать работать в коллективе после вынужденных лет простоя [4].

В молодежной политике разрабатываются программы, касающиеся вопросов не востребованности выпускников на рынке труда. Данное направление работы осуществляется не в полноценном объеме из-за отсутствия постоянного финансирования, что может привести к ухудшению вопросов трудоустройства. Для успешного и долгосрочного трудоустройства молодых людей дальнейшая работа по их профориентации должна осуществляться совместно профконсультантами службы занятости, представителями образовательных учреждений и работодателями. Каждая из этих трех сторон может и должна вносить в нее свой неоценимый вклад для предотвращения ущерба жизненным интересам молодых людей, системе общественных ценностей, а тем самым и стабильности государства.

Список литературы

1.Крылова Н. Молодежь и безработица [электронный ресурс]/Крылова Н. // http://www.businesspress.ru.]

2.http://www.upr-taraz.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=87%3Akonczepcziya-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politiki-do-2020-goda-&lang=ru

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D0%

  1. http://www.zakon.kz

Авторы: Анварова Д., Бавдин С., Насирова З.

Яндекс.Метрика