ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Рассматривая отношения студентов и преподавателей, можно сказать, что их отношения выглядят по-разному. В мире существует миллионы преподавателей и миллиарды студентов, между которыми, каждый день, происходят отношения различных  характеров. Я считаю, что если у студента и преподавателя будут «теплые» отношения, то и студент, и преподаватель, будут выигрывать. Теперь рассмотрим их отношения.

 С одной стороны, студент и преподаватель ведут себя как люди «одного калибра», а именно, преподаватель относится к студенту не как к школьнику, по-детски, а уже как к взрослому человеку, как к будущему коллеге. С психологической точки зрения, я считаю, что так всегда быть и должно. Но с другой стороны, к сожалению, встречаются преподаватели, которые к студентам относятся неуважительно, а именно, психологически угнетают студентов, намеренно, без всякой причины, пытаются снизить оценку за ответ на семинарском занятии, даже если студент выложился «на все 100%» и т.д.

Теперь рассмотрим отношение  непосредственно со стороны студентов. По моему мнению, уважение к преподавателю можно заработать только тогда, когда он понимает, что студент выкладывается на все 100%, чтобы понять предмет, и, соответственно, пытается получить хороший балл. Таких студентов много, и, соответственно, они, практически всегда, получают уважение со стороны преподавателей.  Но, в наше время встречаются студенты, которые безалаберно относятся к изучаемым предметам. Я считаю, что такие студенты уважения преподавателя не заслуживают. Но иногда излишняя доброта со стороны преподавателя пропускает этот фактор. Я считаю, что это неправильно, потому-что подобные качества со стороны преподавателей должны быть в меру.

Продолжая данную тему, отметим следующее: «Студенты иногда могут переволноваться и забыть весь материал, который они учили на протяжении огромного количества  времени.» Существуют преподаватели, которые в студенте видят данный аспект, но ничего не пытаются предпринять, чтобы помочь тому или иному студенту справится в излишним волнением. Почему я привожу данный пример, спросите вы? Потому-что, волнение является одним из главных изъянов в жизни любого, среднестатистического студента. С одной стороны, студент должен пытаться сам преодолеть волнение, но, к сожалению, многим студентам не удается это сделать, и это несколько их «тормозит». Данным студентам рекомендуется психологическая тренировка. Но все-же, преподаватель, по моему мнению, все-таки должен проявить некоторое сострадание к студенту, тем самым, помочь ему справится с волнением дипломатическим, но никак не силовым методом, которым пользуются некоторые преподаватели, что я вижу абсолютно неправильным.

Немаловажную роль при анализе взаимодействия играет изучение не только явных, но и латентных функций, выполняемых институтом высшего образования. Непредвиденные последствия помогают поддерживать непрерывное воспроизводство практики взаимодействия в высшем образовании, выполняя латентную функцию усиления общностной идентификации, например, статусной принадлежности. Обучая, преподаватель должен выявить скрытый мотив обучаемого, на удовлетворение которого студент ВУЗа ориентирован в первую очередь: престиж, расширение кругозора, приобретение научных знаний и др. Поэтому одним из основных требований к организации образовательного процесса должна стать готовность преподавателя удовлетворить «невысказанные» пожелания студента, как я отмечал ранее.

Повышение степени удовлетворенности от процесса взаимодействия включает в себя обеспечение степени комфортности в системе взаимных действий, адекватного восприятия себя и партнера по взаимодействию. Ожидаемый результат совместной деятельности определен наличием общей цели, отвечающей интересам всех и способствующий реализации потребностей каждого, средствами и условиями ее достижения, уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава. Центральная проблема во взаимодействии преподавателей и студентов – это проблема их взаимоотношений. Каждый из участников образовательного процесса входит в социальную ситуацию, обладая неким накопленным опытом и с культурными предпосылками.

Нельзя не отметить, что в сфере высшего образования преобладает установка одинакового подхода ко всем студентам. Данный порядок закреплен, а именно, закрепление уважительного отношения к преподавателю – обязательное правило ожидания вежливого отношения со стороны студента. Аналогичного правила должны придерживаться также преподаватели при взаимодействии со студентами.  Этот метод я считаю одним из верных.

Социальный мир студентов формируется в результате социальных взаимодействий друг с другом и с преподавателями, что немаловажно.  При этом решающее влияние на студентов оказывает символическое окружение, т.к. оно способствует формированию их сознания и человеческого «Я».  Нечто подобное я уже отмечал. Взаимодействие между преподавателем и студентом рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Для создания устойчивого и комфортного взаимодействия и преподавателям, и студентам приходится прилагать немало усилий.

В современном ВУЗе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет.

Я считаю, что авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если несколько лет тому назад преобладал авторитет роли, то сейчас основное — это личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов. Оно формируется после восприятия таких слов, как «Профессор», «Доцент» и др.

Основными показателями авторитетности личности педагога, по моему мнению, являются: Соотношение самооценки преподавателя с оценкой его личности студентами и коллегами, умение воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудной педагогической и жизненной ситуации, как я говорил ранее.

На основании проведенных психологических исследований были выделены комплексы характеристик авторитетного и неавторитетного преподавателя. У авторитетных преподавателей отмечаются высокая педагогическая наблюдательность, уважение к студентам, стимулирование их активности и интеллектуальной деятельности, гибкость и нестандартность в принятии педагогических решений, удовлетворение от процесса общения со студентами. У неавторитетных педагогов преобладают жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении, наличие коммуникативных стереотипов в процессе преподавания, монологичность общения, неумение уважать обучаемых независимо от их успехов в учебе.

Таким образом, рассмотрение проблемы социального взаимодействия преподавателей и студентов – это поиск ответов на самые разные вопросы: каковы условия возникновения социального взаимодействия, как оно развивается, что необходимо предпринять, чтобы взаимодействие было эффективным, какие факторы оказывают на него влияние и т.п.

Всем известно, что управление другими начинается с управления собой. Каждому нужно иметь представление о своих особенностях, способностях, т.е. необходимо познать себя составить свой психологический портрет, учиться педагогической коммуникации.

Создания взаимодействия преподавателя со студентом необходимо ориентироваться на повышение активности студентов, установление с ними обратной связи, создание дружелюбной атмосферы совместного решения поставленных задач, усиление авторитетности источника информации.

Автор: Индершиев В.

Яндекс.Метрика