ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материального положения, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и многое другое.

Актуальность темы. Постоянное совершенствование каждого члена общества, повышение роли человеческого фактора является решающим условием всех позитивных перемен в развитии общества. Духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Важную роль в этом играют ценности, особенно духовные.

Проблема влияния духовных ценностей на развитие человека является актуальной, особенно в настоящее время в связи с возросшим интересом к религиозно-философским учениям. Система духовных ценностей оказывает большое влияние на формирование разносторонних качеств личности человека. В настоящее время развитие мировой культуры имеет тенденцию к взаимодействию между древней традиционной восточной цивилизацией и современной европейской промышленной цивилизацией

Проблема духовных ценностей человека — одна из центральных в современной социальной философии. Объясняется это тем, что все совершающееся в окружающем мире связано с человеческой деятельностью, которая, в свою очередь, неразрывно связана с вопросами осознания и понимания духовных ценностей. Чем выше интеллект человека, его индивидуальный жизненный опыт, тем весомее его воздействие на происходящие процессы. Поэтому большую актуальность приобретает проблема места системы духовных ценностей в формировании многогранно развитого человека.

Современность данного исследования характеризуется тем, что в обществе, а конкретнее если взять молодежь, то мы увидим, какие психологические давления идут со стороны социума. Тем самым у молодежи появляется некие вопросы о жизни. Они думают: «Зачем же нам жить в этом бренном мире? С какой целью я живу? Будет ли помощью родителям моё существование в этом мире ?».  Из – за этого самым уязвимым в духовном плане является молодежь. На что и обращает внимание различные религиозные группировки и секты. Вы скажете почему? Потому что не сформировавшейся психологической личностью подростка можно легко манипулировать.

Важность данной тематики в том, что каждый человек  XXI века должен знать, что духовные особенности человека имеют некую изюмину, некий симбиоз друг друга которую не смогут определить даже такие великие психологи, как Зигмунд Фрейд, Давид Юм и др., также философы как Сократ, Платон, Аристотель, Аль-Фараби и пр.

Каждый должен распознать свои ценности, какими бы они не были: материальные, духовные, психические, социальные, эстетические и правовые.

Духовные ценности составляют фундамент культуры. Существование культурных ценностей характеризирует именно человеческий способ бытия и уровень выделения человека из природы. Ценность можно определить как общественную значимость идей и их обусловленность потребностями и интересами человека. Для зрелой личности ценности функционируют как жизненные цели и мотивы ее деятельности. Реализуя их, человек делает свой вклад в общечеловеческую культуру.

«Важнейшей функцией духовного производства является духовная деятельность, которая направлена на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной). Процесс духовного производства будет завершенным, когда его продукт дойдет до потребителя. Важное значение имеет такая функция духовного производства, как формирование общественного мнения.»/1/

Ценности как часть мировосприятия обусловлены существованием общественных требований. Благодаря этим требованиям человек мог руководствоваться в своей жизни образом должного, необходимого соотношения вещей. Благодаря этому ценности формировали особенный мир духовного бытия, который поднимал человека над реальностью.

Ценность – явление общественное, поэтому к ней не может быть однозначно применен критерий истинности или ложности. Системы ценностей формируются и изменяются в процессе развития истории человеческого общества. Поэтому критерии ценностного выбора всегда относительны, они обусловлены текущим моментом, историческими обстоятельствами, они переводят проблемы истины в моральную плоскость.

Ценности имеют много классификаций. Согласно традиционно сложившимся представлениям о сферах общественной жизни ценности делятся на “материальные и духовные ценности, ценности производственно-потребительские (утилитарные), социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные”.

«Понятие духовности, несомненно, необходимо для определения утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение и внутреннюю жизнь человека. Однако еще более оно важно при идентификации тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека в системе «вечных вопросов» его бытия. Сложность их решения в том, что, хотя они имеют общечеловеческую основу, всякий раз в конкретном историческом времени и пространстве каждый человек открывает и решает их заново для себя и при этом по-своему. На этом пути осуществляется духовное восхождение личности, обретение духовной культуры и зрелости.» /2/

«Формы общественного сознания — способы самосознания общества и духовно-практического освоения окружающего мира. Их можно также определить как социально необходимые способы построения объективных мыслительных форм, вырабатываемые в ходе многообразной деятельности людей по преобразованию и изменению мира. Они историчны по своему содержанию, как историчны порождающие их общественные связи и отношения.» /3/

«Духовные ценности с точки зрения философии включают в себя мудрость, понятия истинной жизни, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. На современном этапе развития буддийской философии ее школы расставляют новые акценты в понятиях о духовных ценностях. Важнейшими духовными ценностями становятся взаимопонимание между нациями, готовность к компромиссу ради достижения общечеловеческих целей, то есть главной духовной ценностью является любовь в самом широком смысле этого слова, любовь ко всему миру, ко всему человечеству без разделения его на нации и народности. Эти ценности органически вытекают из базовых ценностей буддийской философии. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе. Поэтому когда мы говорим о духовных ценностях, нам не избежать вопроса о социальном характере ценностей. В буддизме духовные ценности непосредственно управляют всей жизнью человека, подчиняют себе всю его деятельность. Духовные ценности в философии буддизма условно разделены на две группы: ценности, имеющие отношение к внешнему миру, и ценности, относящиеся к внутреннему миру. Ценности внешнего мира тесно связаны с социальным сознанием, понятиями этики, морали, творчества, искусства, с пониманием целей развития науки и техники. К ценностям внутреннего мира относят развитие самосознания, совершенствование личности, духовное воспитание и т. п.»/4/

«История, в том числе отечественная, свидетельствует, что там, где государство разрушается или слабеет, человек становится беззащитным перед ничем не контролируемыми силами зла. Становятся бессильными законность, суд, управление. Индивиды начинают искать защиты у негосударственных образований и сильных мира сего, природа и действия которых носят часто криминальный характер. Так устанавливается личная зависимость со всеми признаками рабства. И это предвидел еще Гегель, заметивший, что люди должны очутиться в беззащитном положении, чтобы почувствовать необходимость надежной государственности.» /5/

«Но если посмотреть более детально на причины мировоззренческой катастрофы современности, то можно также увидеть, что сам человек является причиной упадничества духовности и милосердия. Он представляет себя в сознании как нечто нецелостное, это подтверждается огромным количеством научных течений философии и социологии. Примером вышесказанного является появление фрейдизма, обособление личности от других в школе Канта, выделение человека как существа, потребляющего всё и живущего только для себя, и развитие подобных теорий.»/6/

Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т.д.

Кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений — эстетических, религиозных, нравственных и т.д.

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только объективность эта другого рода — чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости — иначе человеком-то не станешь. Только вот «сама собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования.

Стоит заметить при этом, что вначале общество прямо формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные же потребности более высокого порядка — в освоении как можно большей части богатств мировой культуры, участии в их создании — общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Что же касается самих духовных ценностей, вокруг которых складываются отношения людей в духовной сфере, то этим термином обычно указывают на социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм, образов, догм и т.д.). Причем в ценностных представлениях людей непременно присутствует некий предписательно-оценочный элемент.

Макс Шелер родился 22 августа 1874, Мюнхен — умер 19 мая 1928, Франкфурт-на-Майне — немецкий философ и социолог; профессор в Кёльне (1919—1928), во Франкфурте (1928); ученик Эйхена; противопоставил этике Канта учение о ценности; основоположник аксиологии (теории ценностей), социологии знания и философской антропологии — синтеза разрозненных естественнонаучных знаний о природе человека с философским постижением различных проявлений его бытия; сущность человека усматривал не в мышлении или волении, а в любви; любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся мгновенным прозрением высшей ценности объекта.

«Главные области его исследования — описательная психология, в частности психология чувства, и социология знания, в которой он различал ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению и Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался поставить их в связь с определенными формами общественной, практически-государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами (сущностными законами); последние стоят выше эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных миров, в которых эти сущности благодаря восприятию становятся данными. В этом смысле Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объему наукой о сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католической религии откровения и развивал пантеистически-персоналистскую метафизику, в рамки которой хотел включить все науки, в том числе антропологию. Все же от своей феноменологически-онтологической точки зрения он полностью так и не отошел, но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской антропологии, основателем которой он явился, и проблема теогонии.»/7/

В центре мысли Шелера находится его теория ценности. Согласно Шелеру, ценность бытия объекта предшествовала восприятию. Аксиологическая действительность ценностей предшествовала знанию. Ценности и соответствующие им неценности (disvalues) существуют в объективно упорядоченных рангах:

  • ценности святого против неценностей порочного;
  • ценности разума (истина, красота, правосудие) против неценностей лжи, безобразия, неправосудия;
  • ценности жизни и чести против неценностей бесчестия;
  • ценности удовольствия против неценностей неудовольствия;
  • ценности полезности против неценностей бесполезного.

«Беспорядок сердца» происходит всякий раз, когда человек предпочитает ценность более низкого ранга ценности более высокого ранга, или неценности — ценностям.

Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

Духовность — сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.

Понятие духовности, несомненно, необходимо для определения утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение и внутреннюю жизнь человека. Однако еще более оно важно при идентификации тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека в системе «вечных вопросов» его бытия. Сложность их решения в том, что, хотя они имеют общечеловеческую основу, всякий раз в конкретном историческом времени и пространстве каждый человек открывает и решает их заново для себя и при этом по-своему. На этом пути осуществляется духовное восхождение личности, обретение духовной культуры и зрелости.

«Таким образом, главное здесь — не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «внеличностным», составляющим «мир человека».

Дисбаланс в знаниях об окружающем мире и о самом себе придает противоречивость процессу формирования человека как духовного существа, обладающего возможностью творить по законам истины, добра и красоты. В этом контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и «образ человеческий» в каждом индивиде.»/8/

Проблема духовности — это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему — природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема «жизнетворчества». Внутренней основой самоопределения личности является «совесть» — категория нравственности. Нравственность же является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека.

«Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. Результатом такого отрыва для человека является уход в мир иллюзий, психические болезни, а для общества — его деформация под воздействием мифов, утопий, догм, социальных прожектов.»/9/

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.

Элементами духовной жизни общества принято считать также:

  • духовные потребности;
  • духовная деятельность и производство;
  • духовные ценности;
  • духовное потребление;
  • духовные отношения;
  • проявления межличностного духовного общения.

«Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.»/10/

При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка — освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. — общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность — форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек.

«Идеальные образования как продукт духовной деятельности и производства обладают всеобщим характером их потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. От потребления они не убывают, как материальные, напротив, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.»/11/

Духовная деятельность как всеобщий труд осуществляется в кооперации не только с современниками, но и со всеми предшественниками, когда-либо обращавшимися к той или иной проблеме. Духовная деятельность, не опирающаяся на опыт предшественников, обречена на дилетантизм и выхолащивание собственного содержания.

«Усилия отдельных личностей, продуцирующих духовные ценности, способны обогатить все человечество (идеи Конфуция, Будды, Сократа, Платона, Аристотеля, Христа, Леонардо да Винчи, Коперника, Шекспира, Маркса, Л. Толстого, Достоевского, Эйнштейна и др.). Следовательно, эффективность духовного труда намного выше эффективности труда материального. Собственно, в этом состоит одна из причин того, что лиц, занятых духовной деятельностью, меньше, чем занятых в материальном производстве. Другие причины — естественные ограниченные возможности общества содержать таких людей, а также степень их таланта и способностей.»/12/

Духовный труд, оставаясь всеобщим по содержанию, по сути и форме своей является индивидуальным, персонифицированным — даже в современных условиях, при высочайшей степени своего разделения. Прорывы в духовной жизни осуществляются преимущественно усилиями одиночек или небольших групп людей во главе с ярко выраженным лидером, открывающих новые направления деятельности для постоянно растущей армии работников умственного труда. Вероятно, именно поэтому Нобелевские премии не присуждаются коллективам авторов. В то же время существует множество научных или художественных коллективов, работа которых при отсутствии признанных лидеров носит откровенно неэффективный характер.

«Особенностью духовной деятельности является принципиальная невозможность отделить применяемые в ней «средства труда» (идеи, образы, теории, ценности) в силу их идеального характера от непосредственного производителя. Поэтому отчуждение в обычном понимании, характерное для материального производства, здесь невозможно. К тому же основное средство духовной деятельности с момента ее зарождения остается, в отличие от материального производства, практически неизменным — интеллект отдельной личности. Поэтому в духовной деятельности все замыкается на творческую индивидуальность. Собственно, в этом и обнаруживается основное противоречие духовного производства: средства духовного труда, будучи всеобщими по содержанию, могут применяться только индивидуально.»/13/

Духовная деятельность обладает огромной внутренней притягательной силой. Ученые, писатели, художники, пророки могут творить, не обращая внимания на признание или его отсутствие, поскольку сам процесс творчества доставляет им сильнейшее удовлетворение. Духовная деятельность во многом напоминает игру, когда удовлетворение приносит сам процесс. Природа этого удовлетворения имеет объяснение — в духовной деятельности продуктивно-творческое начало доминирует над репродуктивно-ремесленным.

«Следовательно, духовная деятельность самоценна, обладает нередко значимостью безотносительно к результату, что практически невозможно в материальном производстве, где производство ради производства — нелепость. Кроме того, если в сфере материальных благ исторически больше ценился и ценится их обладатель, нежели производитель, то в сфере духовной интересен производитель ценностей, идей, произведений, а не их владелец.»/14/

Диалектика духовной деятельности существенно отличается от диалектики материального производства. В материальном производстве производителю благ навязывается сам труд, а его результаты в основном отчуждаются от работника, он лишен возможности их потреблять. В духовной сфере производством занимаются немногие, большинству же навязываются продукты — идеи, теории, ценности, образы, сам процесс их создания остается недоступным для большинства. В первом случае задача состоит в том, чтобы увеличить возможности потребления, во втором — производства.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей. Особая роль здесь принадлежит учреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания.

«Духовные ценности — категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.»/15/

Ценности — форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к наличной действительности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любая ценность «приподнята» над действительностью, содержит в себе должное, а не сущее. Это, с одной стороны, задает цель, вектор развития общества, с другой — создает предпосылки отрыва этой идеальной сущности от своей «земной» основы и способно дезориентировать общество посредством мифов, утопий, иллюзий. Кроме того, ценности могут изжить себя и, безвозвратно утратив свой смысл, перестать соответствовать новой эпохе.

Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием, об усреднении и стандартизации потребностей и вкусов людей.

«Вместе с тем сознательное потребление подлинных духовных ценностей — познавательных, художественных, нравственных и др. — выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей. Любое общество заинтересовано с точки зрения долгосрочной перспективы и будущего в повышении духовного уровня и культуры индивидов и социальных общностей. Понижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях.»/16/

Духовные отношения — категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества, многообразные связи, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности.

Духовные отношения существуют как отношения интеллекта и чувств человека или группы людей к тем или иным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей — их производства, распространения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между наставником и учеником.

Духовное общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, способностями, навыками; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.

«Общественное сознание — целостное духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание — феномен, социально обусловленный как по механизму своего зарождения и реализации, так и по характеру своего бытия и исторической миссии.»/17/

Общественное сознание обладает определенной структурой, в которой выделяют различные уровни (обыденное и теоретическое, идеология и общественная психология) и формы сознания (философское, религиозное, моральное, эстетическое, правовое, политическое, научное).

Сознание как отражение и активно-творческая деятельность способно, во-первых, адекватно оценивать бытие, обнаруживать в нем скрытый от повседневного взгляда смысл и осуществлять прогноз, во-вторых, через практическую деятельность влиять на него и преобразовывать его. Общественное сознание есть результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом, собственно, и состоит его социальная природа и основная особенность.

Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью по отношению к общественному бытию. Оно не просто отражает последнее, а раскрывает его суть, внутреннюю логику. Общественное сознание может как опережать развитие социальной жизни, осуществлять довольно точные прогнозы, так и отставать от него, оказываясь не готовым к происходящим изменениям.

«Опираясь в своем развитии на достижения человеческой мысли и духа, общественное сознание обеспечивает преемственность в развитии духовного наследия поколений. Следовательно, оно имеет собственную логику развития, свои законы и принципы, что хорошо видно на примере философии, религии, морали, искусства, права, политики, науки.»/18/

«Общественное сознание надличностно, но не внеличностно. Это означает, что общественное сознание невозможно вне индивидуального сознания. Носителями общественного сознания являются индивиды, обладающие собственным сознанием, а также социальные группы и общество в целом. Развитие общественного сознания происходит в процессе постоянного приобщения к нему вновь и вновь появляющихся на свет индивидов. Все содержание и формы общественного сознания созданы и кристаллизованы именно людьми, а не какой-либо внечеловеческой силой. Авторская индивидуальность идеи и даже образа может быть элиминирована обществом, и тогда они осваиваются индивидом в надличностной форме, но само их содержание остается человеческим, а происхождение — конкретно-индивидуальным.»/19/

Вместе с тем общественное сознание есть не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новое состояние — внутри себя и по-особому структурированная идеально-объективная реальность, с требованиями которой индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными и социальными явлениями. Своими объемом, возможностями, преобразовательной силой общественное сознание для общества несомненно значимее субъективного конечного и ограниченного отдельным человеком личного сознания. Власть общественного сознания над личностью выражается в безусловном восприятии его исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовной жизни общества, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление индивидуальности.

Обыденное сознание — низший уровень общественного сознания, характеризующийся жизненно-практическим, несистематизированным и вместе с тем целостным миропониманием. Обыденное сознание чаще всего стихийно, вместе с тем близко к непосредственной действительности жизни, которая в нем отражена достаточно полно, с конкретными деталями и смысловыми нюансами. Поэтому обыденное сознание — тот источник, из которого черпают свое содержание и вдохновение философия, искусство, науки, и вместе с тем первичная форма понимания обществом социального и природного мира.

Обыденное сознание носит исторический характер. Так, обыденное сознание античности или Средневековья было далеко от научных представлений, современное же его содержание уже не является наивно-мифологическим отражением мира, напротив, оно насыщено научными знаниями, хотя и преобразует их в некую целостность с помощью средств, не сводимых к научным. Вместе с тем и в современном обыденном сознании немало мифов, утопий, иллюзий, предрассудков, которые, возможно, помогают жить их носителям, но в то же время имеют мало общего с окружающей реальностью.

Теоретическое сознание — уровень общественного сознания, характеризующийся рациональным осмыслением социальной жизни в ее целостности, закономерностях и существенных связях. Теоретическое сознание выступает как система логически связанных положений. Носителями его являются не все люди, а ученые, способные научно судить об исследуемых явлениях и объектах в рамках своих областей, за пределами которых они размышляют на уровне обыденного сознания — «здравого смысла», а то и просто на уровне мифов и предрассудков.

  • Философско-антропологический: культура это выражение человеческой природы, совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку, как члену общества
  • Философско-исторический: культура как возникновение и развитие человеческой истории, движение человека от природы, стада в историческое пространство, переход из «варварского» состояния в «цивилизованное».
  • Социологический: культура как фактор образования жизни какого-либо общества, культурные ценности создаются обществом и определяют его развитие.

Функций культуры:

  • познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе;
  • оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций;
  • регулятивная или нормативная – система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
  • информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
  • коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, развитие и совершенствование личности через общение;
  • социализация – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным слоям, нормативному поведению, стремление к Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком.

          Оценивая уровень духовного прогресса в той или иной стране, важно знать, сколько научно-исследовательских институтов, университетов, театров, библиотек, музеев, заповедников, консерваторий, школ и т. д. имеется в ней. «Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять во внимание и качество духовной продукции — научных открытий, книг, образования, кинофильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений. Цель культуры — формировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры. Значит, необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди. Вот почему важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.»/20/

Классификация ценностей:

1

  • Витальные – жизнь, здоровье, физическое и духовное благосостояние, качество жизни.
  • Социальные – социальное положение и благополучие, социальное равенство, личная независимость, профессионализм, комфортная работа.
  • Политические – свобода слова, гражданские свободы, правопорядок, законность, безопасность.
  • Моральные – добро, честность, долг, бескорыстие, порядочность, верность, любовь, дружба, справедливость.
  • Религиозные – Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
  • Эстетические – красота, стиль, гармония, следование традициям, культурная самобытность.

Проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности,— проблема общепланетарная. Исторические памятники культуры гибнут и от неумолимого разрушительного воздействия природных факторов: естественных — солнца, ветра, мороза, влаги и «неестественных» — вредных примесей в атмосфере, кислотных дождей и т. п. Гибнут они и от паломничества туристов и экскурсантов, когда трудно сохранить культурное сокровище в первозданном виде. Ведь, скажем, Эрмитаж в Санкт-Петербурге при закладке не был рассчитан на посещение его миллионами людей в год, а в Ново-Афонской пещере из-за обилия туристов изменился внутренний микроклимат, что тоже угрожает ее дальнейшему существованию.

 Науку в целом можно рассматривать с трех точек зрения:

  • как особую систему знаний;
  • как систему специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (например, отраслевые научно-исследовательские институты, Академия наук, вузы), вырабатывающими, хранящими и распространяющими эти знания;
  • как особый вид деятельности — систему научных исследований, опытно-конструкторские изыскания.

Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность — общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Со временем некоторые научные познания переходят в область практики. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле ее теоретическое отражение. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей четкостью и строгостью. Наука — это мышление в понятиях, а искусство — в художественных образах. На разных этапах развития общества научные знания выполняли различные функции: познавательно-объяснительная, мировоззренческая, прогностическая./5/

В науке, как и в любой области человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических (нравственных) норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы можно разделить на три группы. К первой относятся общечеловеческие требования и запреты, такие, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности.

Ко второй группе относятся этические нормы, которые служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Примером таких норм является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого заключается в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными ненаучными соображениями. К третьей группе относятся нравственные правила, которые касаются взаимоотношения науки и ученого с обществом. Этот круг этических норм часто обозначают как проблему свободы научного поиска и социальной ответственности ученого.

«Проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. Среди областей научного знания специфическое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека. Неоспоримые достижения этих наук сочетаются с растущей для человечества опасностью непродуманного или злонамеренного использования их методов и открытий, способных привести к появлению так называемых организмов-мутантов с совершенно новыми наследственными признаками, ранее не встречавшимися на Земле и не обусловленными эволюцией человека.»/21/

Развитие генной инженерии и близких к ней областей знания потребовало иначе осмыслить связь свободы и ответственности в деятельности ученых. На протяжении веков многим из них не только словом, но и делом приходилось утверждать и отстаивать принципы свободного научного поиска перед лицом невежества, фанатизма, суеверий. Сегодня идея неограниченной свободы исследований, которая была, безусловно, прогрессивной прежде, уже не может приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственности. Ведь есть ответственная свобода и есть принципиально отличная от нее свободная безответственность, чреватая при современных и будущих возможностях науки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества.

Основные компоненты мировоззрения:

2

«Всякое переустройство общества всегда связано с переустройством школы. Требуются новые люди, силы — их должна подготовить школа. Где общественная жизнь приняла определенную форму, там и школа соответственно установилась и вполне отвечает настроениям общества». Написанные во второй половине XIX в., эти слова актуальны и поныне.»/21/

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации — усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям. Но общество неоднородно: каждый класс, социальная группа, нация имеют свое представление о содержании образования.

Основные направления реформирования образования:

  • демократизация: расширение прав и свобод образовательных учреждений, открытость обсуждения и принятия решений;
  • гуманитаризация: повышение роли гуманитарных знаний в подготовке специалистов, увеличение количества специалистов в области гуманитарных наук;
  • гуманизация: внимание общества к личности, ее психологии, интересам и запросам;
  • компьтеризация: использование новых современных технологий обучения;
  • интернационализация: создание единой системы образования на национальном и мировом уровнях.

В современном мире существует огромное количество разнообразных типов школ и других учебных заведений: квакерские школы в Англии, дающие религиозно-пацифистское образование, общеобразовательные школы и профессионально-технические учебные заведения в странах СНГ, духовные семинарии во всех христианских странах, медресе в мусульманских государствах Востока, университеты, колледжи, технические школы. Но в этом чрезвычайно пестром многообразии систем и видов образования можно проследить общие направления его развития в современном мире./5/

Религия — это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Вера, по словам Евангелия,— есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и поэтому ей не страшны обоснования атеистами того, что Бога нет, и не нужны логические подтверждения того, что Он есть. Апостол Павел говорил: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией». Особенности религиозной веры. Первым ее элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, управителя всеми делами, поступками, помысла людей. Согласно современным религиозным учениям, человек наделен Богом свободой воли, обладает свободой выбора и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Ступени развития религии:

3

4

Религиозное сознание:

  • религиозная психология, которая включает в себя: чувства и настроения, привычки и традиции, религиозные представления;
  • религиозные представления, которые включают в себя: теологию(теория Бога), космологию (теория мира), антропологию (теория человека).

Антропологические основания религии:

  • онтологические (онтология – философское учение о бытии) – это отношение смертного человека к вечности, вера в личное бессмертие, предположение о посмертном существовании души;
  • гносеологические (гносеология теория познания) – это познавательное отношение человека к Бесконечности, противоречие между абстрактной возможностью познать мир как целое и реальной невозможностью такого познания, только религия объясняет мир как целое от его начала до «конца времени» религиозное мировоззрение является целостным мировоззрением;
  • социологические – это отношение к реальным условиям человеческой жизни в прошедшем, настоящем и будущем, желание человека справедливо организованного мира;
  • психологические – это чувство страха, одиночества, неуверенности, стремление быть суверенным, самодостаточным, быть понятым, причастным к миру других людей, утвердить себя, найти второе «я», разрешение проблемы понимания в сфере религиозного сознания, надежда на Бога.

Функции религии:

  • мировоззренческая – это религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцания;
  • компенсатеорская – это социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании, людская разобщенность заменяется братством в общине, бессилие человека компенсируется всесилием Бога;
  • регулятивная – это регулятор поведения людей, упорядочивает мысли, устремления и действия человека, групп, общин с помощью определенных ценностей, идей, установок, традиций;
  • культурнотранслирующая – это приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению.

Идея существования Бога — центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает ее. Так, религиозная вера включает в себя: нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается; определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного откровения, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей; веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.; так, в католицизме принято считать, что глава католической церкви — папа римский — является наместником (представителем) Бога на земле; веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т. п.); веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.

В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонения растениям, животным, душам умерших). С ними соседствуют разные формы монотеизма (единобожия). Здесь и национальные религии — конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль) и т. д., и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках,— буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

Буддизм — самая ранняя по времени появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправду, не пить вина. Но для тех, кто стремится достичь совершенства, эти пять заповедей-запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Запрещение убийства доводится до того, что не допускается умерщвление даже едва заметных для глаза насекомых. Запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой собственности вообще. Одна из важнейших заповедей буддизма — любовь и милосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различий между ними и относиться равно благожелательно и сочувственно к добрым и злым, к людям и животным. Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо в противном случае не только не уничтожаются, а, наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо относиться к злу, уклоняясь лишь от участия в нем.

Христианство — вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, насчитывающая свыше 1024 млн. приверженцев в Европе и Америке. Нравственные правила христианства изложены в заповедях Моисея: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «почитай мать и отца твоих», «не делай себе кумира», «не произноси имени господа Бога всуе»…Центральными в христианстве являются идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид безгранична. «Любите врагов ваших,— учит Иисус.— Благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас».

Ислам (мусульманство) — самая поздняя по времени возникновения мировая религия. На Земле насчитывается около миллиарда ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд — все должно подчиняться религиозным законам.

В связи с этим сегодня все чаще говорят о процессах «исламизации», под которой подразумевают, во-первых, содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (в Пакистане, Иране, Ливии). Хотя воплощение их может быть разным, тем не менее все они объявляют своей целью построение «исламского общества», в котором экономическая, социальная и политическая жизнь будет определяться нормами ислама. Во-вторых, «исламизацией» называют продолжающееся распространение этой сравнительно молодой религии в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока. Процесс «исламизации» очень противоречив. С одной стороны, он отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой — реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые беды.

 Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой — проповедует (по крайней мере это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях (как в ситуации с сикхами) она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству. Если мы не можем дать общую формулу, позволяющую нам оценить, прогрессивной или реакционной является та или иная позиция по отношению к религиозной вере, то некоторые общие положения, касающиеся взаимоотношений между верующими, между верующими и атеистами, все же имеются.

Они существуют как нравственные, юридические (правовые) отношения. Прежде в уважении к другому человеку, к другим людям, даже если они верят в другого Бога (или богов), по-иному верят в того же Бога, если не верят в Бога, не отправляют религиозные обряды вообще. Верить или не верить в Бога, отправлять религиозные обряды или нет — частное дело каждого человека. И ни один государственный орган, ни одно государственное учреждение, ни одна общественная организация не вправе привлечь кого-либо к ответственности — уголовной или гражданской — за его веру или неверие. Это не означает, что государство и общество равнодушны к любой религиозной деятельности. Есть религии, которые требуют человеческих жертвоприношений, обряды которых физически и духовно уродуют людей, возбуждают толпы и направляют их на погромы, убийства, бесчинства. Разумеется, государство, закон, общественное мнение против этого. Но ведь это не сама религия, не сама вера, а деятельность вредоносная и противоправная. И борьба государства с этой деятельностью отнюдь не означает нарушения им принципа свободы совести.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Отмечается, что духовное — это характеристика и практики, а не только сознания. Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен. В основе духовной жизни — сознание. Некоторое представление о нем вы уже имеете. Напомним: сознание — эта такая форма психической деятельности и духовной жизни, благодаря которой человек осмысливает, понимает окружающий его мир и свое собственное место в этом мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем. История человеческой культуры — это история человеческого разума.

Исторический опыт поколений воплощен в созданных культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию. К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.

Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек — необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества. Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию — принципиальное отличие человека от всех других живых существ.

Этический (обычай, нравственный характер) – значит поступать всегда в соответствии с нравственным законом, который должен быть основой поведения всех.

Религиозный (благочестие, набожность) – в жизни доминирует вера, а не разум, самоотверженное служение Богу, выполнение божественных заповедей. Принять волю Отца Небесного и строить свою жизнь в соответствии с ней.

Гуманистический (человечность) – это стремление к совершенствованию, самовыражению, самоутверждение личности, гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей, чувства и разума, развитие человеческой культуры и нравственности.

Критерии духовной культуры личности.

5

Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личностью — значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям. Чем сложнее мир и богаче палитра вариантов жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции. Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное — взаимозависимость общечеловеческой, национальной культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а общечеловеческая культура — как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

В процессе познания формируется и такое качество внутреннего мира человека, как интеллект. Слово это латинского происхождения, означает познание, понимание, рассудок. Но это такая способность человека, которая отличается от его чувств (эмоций), воли, воображения и ряда других. Интеллект прежде всего наиболее близок понятию «ум» — способности человека понять что-либо, найти смысл каких-либо вещей, явлений, процессов, их причины, сущность, место в окружающем мире. Интеллектуальный потенциал человека связан с той культурой, на которой он строит свою деятельность, которой овладел и которая проникла в его внутренний мир. Интеллект — это способность человека получить новую информацию на основе той, которая у него имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов, доказательств.

Духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя и радости, любви и ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, способная не только обладать «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти — чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами. Для управления как этими сторонами духовной жизни, так и всей деятельностью человека в ходе его развития вырабатывается воля. Воля — это сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий для достижения поставленной цели.

«Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как вместилище общечеловеческих ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле. И в этом направлении планетарный разум делает первые, но вполне ощутимые шаги от идеи нравственной ответственности науки к идее соединения политики и нравственности.»/21/

«В современном обществе именно различием ценностных ориентаций объясняются процессы противостояния культур, и ценностям же, по мнению некоторых исследователей, принадлежит «важная роль в обеспечении устойчивого экономического развития и общественного прогресса в целом»»/22/. Одной из таких ценностей, ставшей основополагающей для современного общества является ценность новизны.

«Как пишет В.Г. Федотова, «в современном обществе даже производство нового, противоположное воспроизводству традиции, с трудом может быть отнесено к общей цели или интересу. Скорее это — ценность, одобряемая большинством и, с другой стороны, — механизм функционирования общества»»/23/. «А.И. Сосланд, обозначив стремление к новизне термином кайнэрастия, также отмечает и высокую ценность новизны, и ее ориентирующий характер по отношению к другим явлениям: «В жизни мы имеем дело с целым рядом кайнэрастических «добродетелей». Это спонтанность, креативность, оригинальность, неповторимость, непохожесть на других. Они обсуждаются повсеместно, на них строится наша оценка многих событий, культурных практик, межличностных отношений»/24/.» «Установка на безусловную ценность новизны и нового как такового не так уж и нова, — она получила начало еще в эпоху романтизма. Как отметил М.С. Каган: «романтизм завершил переход от традиционной культуры с ее стабильными принципами, освященными авторитетом мифа и воспринимавшимися поэтому не как ценности, а как объективные законы бытия, к культуре личностно–креативной, динамичной и инновационной, ценностное обеспечение которой воспринималось уже не как раз и навсегда данное, божественное по своему происхождению, а как человеческое, формирующееся в культуре и потому изменчивое и в историческом времени и в географическом пространстве»/25/.

«Именно романтики выдвинули важное не только для культуры XIX в., но и для современной культуры положение «Прекрасно то, что ново». Позитивное отношение к новизне получило дальнейшее развитие в культуре модернизма, который «зафиксировал в самом своем названии утверждение новизны главной целью творчества и, соответственно, главным критерием ценности его плодов, а главными ценностями этого нового типа культуры стали новизна, оригинальность, неповторимость, а антиценностью — традиционность»»/26/. «Из сферы искусства ценность новизны распространилась и в сферу обыденной жизни. Так, в вышедшей в 1913 г. работе «Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека» В. Зомбарт пишет следующее: «Новое возбуждает любопытство людей нашего времени, потому что оно ново. Сильнее всего, если это явление «еще никогда не было» Мы называем впечатление, производимое на людей сообщением нового, лучше всего еще «небывалого», сенсацией. Характер наших увеселений, моды, радость от новых изобретений — все решительно свидетельствует об этом сильном интересе к новому, гнездящемся в психике современных людей и побуждающем их постоянно снова стремиться к новому и искать его»/27/.»

«Развитие во второй половине XX в. инновационной экономики, фундаментом которой выступает активная, целенаправленная, институционализированная деятельность по созданию и внедрению в производственные процессы новшеств различного рода, привело к тому, что сегодняшнее общество уже просто пронизано «гонкой за новизной», а в работах отечественных исследователей можно встретить высказывания такого рода как «население должно воспринимать инновации не как стихийное бедствие, а как абсолютную ценность»/28/.» «На наш взгляд, в постепенной абсолютизации ценности новизны, достигшей своего апогея во второй половине XX – начале XXI вв наглядно проявила себя выявленная М.С. Каганом детерминация ценностного отношения к действительности особенностями системно-понимаемой деятельности людей, и общим социокультурным контекстом, в котором рождается и работает конкретное ценностное значение»/29/. «Так, именно деятельность по производству новых продуктов, товаров или услуг, с последующим выведением их на рынок и распространением, стала одним из основных факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества не только отдельным фирмам, но и регионам, и государствам в целом в условиях исчерпания капиталистической экономикой возможностей экстенсивного развития традиционных производств и отраслей и ее функционирования в условиях массового перепроизводства. В то же время, выступая практическим ориентиром деятельности потребителя, ценность новизны стимулирует его к постоянному приобретению новых товаров, тем самым давая возможность производителям избегать кризиса перепроизводства.

Рассмотрение ценности новизны как регулятора экономической деятельности позволяет заметить, что в ее содержании сегодня объединяются оба варианта интерпретации значения существительного «цена», от которого и произошло слово «ценность»: меновая стоимость товара в денежных единицах, и важность или значимость чего-либо /30/.»

«Именно новизна товара определяет его ценность для потребителя, уровень спроса на него, а, значит и его цену. Создание радикально нового товара и услуги автоматически делает его производителя монополистом, что позволяет ему устанавливать максимально высокую цену на них и максимизировать прибыль от их реализации. Это, в свою очередь, повышает значимость и важность, а значит и ценность такого рода товаров и услуг. Не ограничиваясь производством новых продуктов, «современная экономика направлена на формирование новых нужд и потребностей, которых не было ранее»/31/». Все это позволяет предположить, что ценность новизны будет и далее целенаправленно актуализироваться в сознании людей, в частности, под давлением экономических институтов. Однако подобная абсолютизация ценности новизны имеет ряд негативных последствий для функционирования общества. Так, как отмечает М.С. Каган, высокая насыщенность новшествами формирует у людей и, особенно у детей, чувство естественности непрерывного изменения, обновления среды, условий существования, усваиваемых ими знаний, норм поведения, речи.

«Тем самым окончательно и полностью исчезают из общественного сознания основополагающие для традиционной культуры представления о существовании неких констант мышления и поведения, обусловленных определенной стабильностью бытия человека в мире, – теперь все кажется неустойчивым, относительным, исчезающим, не успев возникнуть, и потому лишенным подлинной ценности/32/.» П. Бурдье также обращает внимание на негативные последствия абсолютизации ценности нового как такового, поскольку это «благоприятствует своего рода постоянной амнезии, являющейся изнаночной стороной восхваления всего нового, а также склонности судить о продукции и производителях, исходя из оппозиции между «новым» и «устаревшим».

«По его мнению, «утверждение: «это устарело» сегодня часто заменяет, в т.ч. и далеко за пределами журналистского поля, любую критическую аргументацию, потому, что претенденты, спешащие занять то или иное положение, очевидно, заинтересованы в применении подобного принципа оценки, поскольку он дает безусловное преимущество новичкам, т.е. молодым, и, сводясь к практически лишенной содержания оппозиции между тем, что было раньше и тем, что есть теперь, освобождает их от необходимости доказывать собственную состоятельность»»/33/. Новизна, став качеством, которое можно оценить в материальном эквиваленте, и получившим закрепление в качестве ценности, начинает влиять на принципы и направления развития искусства уже с помощью экономических стимулов и механизмов. Само требование нового, по мнению Б.Е. Гройса, принадлежит к области экономического принуждения, которое определяет функционирование цивилизации в целом.

«Он обращает внимание на то, что «производство нового является, прежде всего, экономическим требованием современной культуры, которая вознаграждает только нарушение табу, разрыв с условностями, протест, критику и эстетическую инновацию»»/34/. «Культурная индустрия извне навязывает художнику или теоретику необходимость нового, если он хочет иметь в ней успех»/35/. «Однако, подобная абсолютизация ценности новизны, по мнению известного психолога К. Мартиндейла, ведет к вымиранию искусства. Он аргументирует это положение следующим образом. «С одной стороны, искусство должно что- то изображать и о чем-то сообщать: из-за этого оно становится интересным и важным. С другой же стороны, искусство должно быть новым. Художнику невозможно повторять то, что уже было сказано или сделано. Требование постоянного роста новизны, непредсказуемости, или энтропии, ведет искусство к развитию по совершенно определенному пути. Если энтропия становится слишком большой, коммуникация оказывается невозможной, так как искусство оказывается малопонятным. Способа разрешить эту проблему не существует»/36/.»

«Другим негативным последствием императивной реализации принципа новизны в искусстве, как следствия ориентации на новизну как ценность, на наш взгляд, выступает следующее. Как отметил Б. Е. Гройс, рассматривая культуру с позиций аксиологического подхода, «любая инновация использует материал реальности, т.е. того банального, незаметного, вульгарного, случайного и т.д., что в каждый данный момент не входит в культурный канон, в установленную систему культурных ценностей»»/37/. Таким образом, именно внекультурное представляет собой резервуар новых культурных форм и жестов. В таком случае механизмом создания инновации в сфере искусства является использование ранее считавшихся неценными элементов внешней реальности, в контексте ценной культурной традиции.

В свою очередь, другие элементы, ранее считавшиеся ценными, отвергаются, возможно, под предлогом их традиционности и тем самым лишаются ценности. Но такие процессы запускают сначала в искусстве, а затем и в культуре в целом, процессы переоценки ценностей. Быстрые темпы и постоянный характер таких процессов, между тем вообще лишает понятие ценности своего смысла, ибо то, что сегодня было ценным, завтра перестает быть таковым. Кроме того, в поисках нового за пределами ценной культурной традиции современное искусство сталкивается с тем, что незадействованными до сих пор элементами оказываются наиболее табуированные в общественном сознании предметы и отношения. В погоне за культурной инновацией, они и вовлекаются в круг предметов искусства.

Следствием этого выступает выпячивание аморального, асоциального, животного начала, ненормальных явлений, что в целом может быть обозначено как «децивилизационная динамика». Переоценка ценностей по отношению к такого рода явлениям имеет своим следствием не только деградацию искусства, но и деградацию культуры в целом.

Культура является полем деятельности человека, ареной для сущностного проявления его духовных, художественных, эмоциональных сил, отражает становление человечества. Иначе говоря, культура является системой духовных ценностей человека и отражает процесс гуманизации человека.

«Система ценностей является ядром культуры: она определяет поведение человека в обществе, его менталитет и особенности национального самосознания. Именно система ценностей определяет принадлежность культуры к тому или иному типу цивилизации, «определяет отношения людей в семье, в быту, на производстве, в социально-политической сфере деятельности, в области научно-технического творчества, а также взаимодействие между этносами, нациями, государствами, цивилизациями».» /38/

«Кроме того, система ценностей, как ядро культуры, определяет условия диалога и взаимодействия различных культур и цивилизаций. По словам Л. Подлесной, система общечеловеческих ценностей, являясь стержнем и квинтэссенцией культуры, «цементирует» и гарантирует единство человечества. Благодаря общечеловеческим ценностям культура является феноменом диалогичным; культура – это диалог с прошлым, с другими эпохами, с другими людьми.» /39/

«Вот что пишет об общечеловеческих ценностях как стержне мировой культуры Л. Подлесная: «…Наиболее фундаментальные «общечеловеческие ценности» стоят выше любых осознаваемых или декларируемых интересов не только отдельных людей, но и тех или иных социальных групп, этносов или государств. Общечеловеческие ценности (поскольку они связаны с породившими их духовными источниками) не всегда можно выразить рационально, их можно сравнивать с Нравственным законом, Истиной. Но постигать Истину или соблюдать Нравственный закон можно по-разному. То есть, проблема состоит не в выборе общечеловеческих ценностей или их приоритетности, и даже не в них самих, а в том, насколько адекватно они воплощены в национальных культурах и в способности планетарного взаимодействия культур».» /40/

В системе казахстанского образования такую ключевую роль в формировании ценностных установок подрастающего поколения выполняет программа нравственно-духовного образования «Самопознание». Несомненно, дисциплина «Самопознание» на сегодняшний день вышла за рамки отдельного учебного предмета и стала метапредметом, объединяющим все предметы гуманитарного цикла в единое целостное образовательное пространство. А, интегрируясь в предметы естественнонаучного цикла, «Самопознание» обогащает их содержание качественно новым ценностным, духовно-нравственным смыслом.

Но прежде всего, наиболее значимый аспект влияния программы нравственно-духовного образования «Самопознание» заключается в том, что она гармонично консолидирует общечеловеческие ценности и ценности национальной культуры в казахстанском обществе, таким образом обеспечивая сохранение общечеловеческих и национальных идеалов, государственной независимости и единства народа Казахстана, ценностей семьи и личности каждого гражданина.

«Следует также отметить, что общечеловеческие духовные ценности познаются только через призму национальной духовной культуры. Так, каждая национальная духовная культура отражает одни и те же вечные общечеловеческие ценности: истину, любовь, совесть, справедливость, сострадание, уважение к старшим и др. А потому в процессе нравственно-духовного образования самосознание школьника расширяется от национального до мирового через изучение духовного и культурного наследия своего народа как сокровищницы общечеловеческих ценностей.»/41/

«Вектор развития Республики Казахстан определяет образ нашей страны как «общества максимальных возможностей, где уважается личность и свобода человека, ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности» /42/

«Ясно, что такой образ предполагает становление каждого казахстанца как гармонично развитой целостной личности, а эта задача – задача гармоничного развития личности – может быть решена только через воспитание и образование, и в первую очередь через ценностное освоение человеком лучших образцов мировой и национальной культуры. Ведь именно образование обеспечивает выработку мировоззренческих и поведенческих ориентиров личности.» /43/

В Послании Главы государства Нурсултана Назарбаева «Нұрлы Жол – путь в будущее» отражены главные ценности, определяющие будущий облик нашей страны, перспективы ее развития и судьбу каждого казахстанца. Утверждены идеи толерантности и межэтнического согласия, духовного единства, сплоченности народа Казахстана. Отражена национальная идея, объединяющая людей в единый народ. Именно наличие четкой национальной идеи обеспечивает развитие народа к процветанию и величию, а мощный национальный дух, основанный на богатой национальной культуре, приверженности многовековым ценностям своего народа и высоком чувстве патриотизма, способствует всестороннему культурному, интеллектуальному, экономическому, технологическому развитию страны.

Таким образом, только через единство национального и общечеловеческого возможно благополучное и гармоничное развитие потенциала общества. В нашей стране такое единство национальных и общечеловеческих ценностей обеспечивается благодаря национальной идее, выраженной Лидером нации в Посланиях народу Казахстана, а также во многом благодаря программе нравственно-духовного образования «Самопознание», направленной на воспитание в человеке чувства собственного достоинства, потребности в самосовершенствовании, умения нести ответственность за свою судьбу, и в целом – утверждающей безусловную ценность человека.

Заключение

Особенность ценностей как феномена культуры заключается в том, что разные, а иногда и противоположные ценности, могут сочетаться в сознании одного человека. Каждый индивид соотносит себя не с одной ценностью, а с какой-то их комбинацией. Ценности вступают во взаимодействия между собой, образуя систему, которая является существенным элементом организации человеческого поведения.

Духовно-нравственные ценности в соответствии с требованиями современной эпохи определяют материальные и духовные основы развития и функционирования сущностных сил человека и их форму социального отражения, в которой проецируется и фокусируется система доминантных идей, смыслов, мотивов, интересов и ценностей, выражаются механизмы их реализации в духовной и социальной деятельности личности.

Духовно-нравственные ценности в казахстанском социуме подвергаются своеобразной переоценке. Здесь этот процесс совпал с радикальными изменениями в общественно-политической жизни, с заменой социалистической плановой системы хозяйствования рыночной экономикой.

Одновременно произошли радикальные изменения в системе образования, воспитания, просвещения, культуре в Республике Казахстан. Кроме того, было нарушено функционирование ряда социальных институтов в стране, связанных с обучением, воспитанием и социализацией личности.

Духовность человека — это умение выйти за рамки узко эгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод. Наполненная духовным богатством жизнь предусматривает не только включение в образ собственного «Я» огромной — вширь и вглубь — информации об окружающем мире, но и способность рассматривать свое «Я» в контексте мироздания. При этом человек выступает не в качестве пассивного звена, а в роли субъекта деятельности. Это — личность, пытающаяся понять свое в этом мире предназначение, стремящаяся наполнить свою жизнь определенным смыслом и активно реализующая свой потенциал во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических целях.

Духовность — это понятие, которое имплицитно содержит в себе неравнодушие к окружающему миру. Это — пристрастность с положительным знаком. Это также стремление наполнить свою жизнь увлеченностью и интересом к разным сферам бытия, любовью к своей стране, к природе, к людям, к тому, что не является инструментом реализации прагматической необходимости. В противовес обыденным интересам, направленным на то, чтобы ублажать человеческую плоть, духовность означает направленность человека на иные, нематериальные ценности.

К настоящему времени сложилась ситуация, когда столь естественные сущности человека качества как доброта, любовь к ближнему, порядочность, мужество, честность, стали казаться рудиментом, глупостью, стали показателем неумения «приспособиться к жизни». Почти каждый человек в глубине своей тяготится такой ситуацией, прозревает истинный смысл бытия, тянется к нему. Поэтому «ставя диагноз» духовному состоянию современности, приходится признать, что человечество «больно к смерти».

Мир стал чужим для человека, человеку в нем неуютно, тяжело: тяжело бедному, тяжело и богатому. Один едва сводит концы с концами, другому эти концы надо постоянно прятать в воду.

Но никогда прежде этот самый «дом человечества» не был так удачно выстроен, что самому человеку нет в нем места. Сегодняшний кризис бытия человека в мире принципиально отличен от предыдущих: недаром человек стал «устремляться к звездам» в надежде, что может там его новый дом, но это вряд ли. Здесь на Земле надо жить, но надо жить, а не притворяться.

Список использованной литературы

  1. http://www.grandars.ru/college/filosofiya/duhovnye-potrebnosti.html
  2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. – М., 2009. – С. 211.
  1. http://uchebnik-online.com/44/21.html
  2. Токарева С.Б. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности. – С. 88.
  3. Токарева С.Б. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности. – С. 95.
  4. http://www.nietzsche.ru/influence/philosophie/sheler/
  5. Алексеев П.В. Философия: Учебник / П.В. Алексеев., А.В. Панин-М.: Проспект,1996.//с 154
  6. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира / А.Л. Андреев.-М.: Политиздат, 1980.//с.136
  7. Джеймс У. Воля к вере / У.Джеймс.-М.: Республика, 1997.//с.23-52
  8. Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса. 2000.//с.120
  9. Генкин Б.М. Структура потребностей человека. Элитариум. 2006.
  10. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1996. № 2.//с2-36
  11. Размышления о … // Философский альманах. Выпуск 6. – М.: МАКС Пресс, 2003.//с.99-103
  12. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.//с.55
  13. Философский энциклопедический словарь. М. 1983.//с.39,45-46
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2–х тт. М., 1989.//с.133
  15. Пусторолев П.П. Анализ понятия о преступлении. М.: 2005.//с.66-67
  16. http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=174
  17. Зомбарт, В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека[Текст]/ В. Зомбарт // Собрание сочинений в 3–х томах.– СПб.: Владимир Даль, 2005. – 637с.//115с.
  18. http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=174
  19. Мартиндейл, К. Эволюция и конец искусства как гегелианская трагедия[Текст]/К. Мартиндейл// Психология. Журнал Высшей школы экономики.–2007.– Т. 4. № 1.– С.111-119 11. Сосланд, А.И.Влечение к новизне: теория и практика[Текст]/ А.И. Сосланд //Знание–сила. – 2006. – №8.– С.40–46 12. Федотова, В.Г. Модернизация «другой Европы. [Текст] М.: ИФ РАН, 1997. – 255с//с.222.
  20. Гройс, Б.Е. Утопия и обмен[Текст]/Б.Е. Гройс. – М.: Знак, 1993. – 374с.//160с.
  21. Гройс, Б.Е. Утопия и обмен[Текст]/Б.Е. Гройс. – М.: Знак, 1993. – 374с.//40с.
  22. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу[Текст]/ Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона.– М.: Московская школа политических исследований, 2002.–315с//13с.
  23. Каган, М.С. Философская теория ценности [Текст]/М.С. Каган. – СПб.: ТОО ТК Петрополис,1997. –205с.//194с.
  24. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры[Текст]/ М.С. Каган // СПб: ООО Издательство Петрополис, 2003. –368 с.//223-224с.
  25. Борейшко А.А., Цветков А.Н. Роль особых экономических зон в формировании инновационного менталитета населения / А.А. Борейшко, А.Н. Цветков // Социология науки и технологий. – 2011. – Том 2. № 1. – С. 75-82.
  26. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу[Текст]/ Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона.– М.: Московская школа политических исследований, 2002.–315с.//68с.
  27. Бурдьё, П. О телевидении и журналистике[Текст]/П. Бурдьё/ Пер. с фр. Т.Анисимовой, Ю. Марковой; Отв. ред., предисл. Н. Шматко. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. – 160с. 4. Веселова В. С. Ценности современного общества и образования // Ценности и смыслы. 2010. №2 (5) С.64-73.
  28. Бауман З. Текучая модерность: взгляд из 2011 года URL:http://polit.ru/article/2011/05/06/bauman/
  29. Каган, М.С. Философская теория ценности [Текст]/М.С. Каган. – СПб.: ТОО ТК Петрополис,1997. –205с.//272с.
  30. Бурдьё, П. О телевидении и журналистике[Текст]/П. Бурдьё/ Пер. с фр. Т.Анисимовой, Ю. Марковой; Отв. ред., предисл. Н. Шматко. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. – 160с. 4. Веселова В. С. Ценности современного общества и образования // Ценности и смыслы. 2010. №2 (5) С.98.
  31. Зомбарт, В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека[Текст]/ В. Зомбарт // Собрание сочинений в 3–х томах.– СПб.: Владимир Даль, 2005. – 637с.//114с.
  32. Зомбарт, В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека[Текст]/ В. Зомбарт // Собрание сочинений в 3–х томах.– СПб.: Владимир Даль, 2005. – 637с.//115с.
  33. Зомбарт, В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека[Текст]/ В. Зомбарт // Собрание сочинений в 3–х томах.– СПб.: Владимир Даль, 2005. – 637с.//с112.
  34. Зомбарт, В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека[Текст]/ В. Зомбарт // Собрание сочинений в 3–х томах.– СПб.: Владимир Даль, 2005. – 637с.//117с.
  35. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – М., 2003. – С. 330-331.
  36. Подлесная Л.С., Дуб С.К. Национальные и общечеловеческие ценности в условиях глобализации // Гуманитарный журнал. — № 2-3, 2012.
  37. Подлесная Л.С., Дуб С.К. Национальные и общечеловеческие ценности в условиях глобализации // Гуманитарный журнал. — № 2-3, 2012.
  38. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. / Учебно-методическое пособие для учителей. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2013. – 128 с.
  39. (Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Февраль 2005 г.)
  40. Кудышева Б.Вечная страна – вечные ценности // Самопознание.kz — № 2(50), 2014. – С. 18-20.
  41. СмотрицкийЕ. Пространство и время ценностей. // RELGA научно-культурологический журнал  № 17(197), 2009.

Авторы: Омар Е., Шухратов У.

Яндекс.Метрика