ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 «Система образования в Казахстане в 90-е годы прошлого века развивалась в условиях устаревшей методологической базы. Исследования, проведенные ЮНЕСКО, показали устойчивую тенденцию к снижению качества образования в Казахстане.

Система образования в Республике Казахстан не была ориентирована на подготовку учащихся к самостоятельной жизни и формирование у них четких планов на будущее. И в результате лишь 30% выпускников осознанно выбирали дальнейшую профессию. Отсутствие дошкольного образования негативно отразилось на подготовленности детей к школе.»/1/

С началом экономического развития страны правительство республики обратило внимание и на уровень образования. Были приняты реформы, целью которых стало улучшение качества образования в соответствии с потребностями государства и внедрение опыта высокоразвитых зарубежных стран.

«Правительство Казахстана серьезно отнеслось к проблеме дошкольного образования. Увеличив финансирование организаций дошкольного образования и привлекая частные инвестиции, государство поспособствовало стремительному росту количества учреждений» /2/

Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни в целом.

Одной из целей данной программы является обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольно­го воспитания и обучения для их подготовки к школе.

В Государственном общеобязательном стандарте предшкольной подготовки детей в возрасте от 5 до 6 лет под дошкольным образованием понимают совокупность взаимодействующих преемст­венных дошкольных образовательных программ (общеобразовательных и специальных) и сети их реализующих дошкольных организаций — дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домов ребенка, предшкольных клас­сов, дошкольных групп во внешкольных организациях.

По поводу предшкольного образования было много дискуссий, и со стороны могло показаться, что дошкольного образования в Казахстане не будет. Но оно отстояло свои позиции, не исключая возможности предшкольной подготовки детей, по тем или иным причинам не посещавших детский сад.

В целях повышения качества содержания дошкольного воспитания и обучения в 2008 году разработан и утверждён Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Разработаны и апробированы программы группового и индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей; дошкольного возраста с нарушениями речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и другими особенностями развития.

Поменялся и подход к обучению детей. На первое место в системе дошкольного образования в Казахстане выносится развитие у детей самостоятельности и самодостаточности. Произошло осознание того, что период детства – это не просто подготовка к школьной жизни, а важный этап развития человека.

Новый подход соответствует потребностям ребенка и его возрастным интересам. Обучение происходит в процессе игры с постепенным усложнением задач. Это позволяет сохранять интерес детей к процессу получения новых знаний.

Основная идея нового образовательного Стандарта дошкольного образования Республики Казахстан состоит в том, что игра, как форма развлечения, может перерасти в творчество. В процессе игры формируются модели человеческих отношений, происходит психологическая подготовка ребенка к школе.

«Дошкольное образование — это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия ин­дивидуального возрастного потенциала ребенка. Необходимы условия для развития функционально грамотной личности — человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), исполь­зуя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, уви­деть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значи­тельной мере облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к позна­нию в условиях школьного обучения.»/3/

В системе дошкольного образования ребенок долгое время рассматривался как носитель набора знаний, умений и навыков. И педагогам, воспитателям тяжело перестроить свое мышление. Они за­частую не понимают, что дошкольное образование — это сопровождение ребенка в познании мира, поддержка и помощь в развитии.

«Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подго­тавливая к систематическому обучению. Осуществляется дошкольное образование до 6-7-летнего возраста в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье.» /4, 5/

Основное направление дошкольного образования — это подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности, раскрытие способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.

Дошкольное образование, как составная часть системы общего образования Республики Казах­стан, играет важную роль, так как в его рамках выявляются особенно­сти ребенка, обеспечиваются условия их развития, осуществляется широкомасштабная программа готовности ребенка к школе. На современном этапе в мире готовность к школе понимается как сово­купность двух составляющих: готовности учиться и готовности к школе.

Дошкольная организация — это организация образования, которая создается с целью удовлетво­рения запросов и потребностей семьи в уходе за детьми, их гармоничном развитии на основе обще­культурных, национальных ценностей, в подготовке ребенка к начальной ступени среднего общего образования, в создании необходимых условий родителям для продолжения своей работы и учебы, активного участия в общественной жизни. Дошкольная организация осуществляет воспитание и обу­чение детей дошкольного возраста от одного года до шести (семи) лет, охрану и укрепление их физи­ческого и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимую коррек­цию нарушений развития детей, нуждающихся в этом на основе общеобразовательных и (или) специ­альных программ (рис. 1).

97

«Рисунок 1. Система дошкольного образования» /6/

 Осуществляя единые функции и задачи дошкольные Организации Казахстана в зависимости от основных для них услуг, различаются по назначению — коррекционные (ясли-сад, детский сад для детей с ограниченными возможностями в физическом и психическом развитии (с тяжелыми и более легкими нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательных функций, часто и дли­тельно болеющих детей, задержкой психического развития, с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза, часто и длительно болеющих простуд­ными заболеваниями и др.). «В дошкольных организациях коррекционного типа наполняемость групп устанавливается в зависимости от нарушений физического и психического развития детей и их воз­раста и составляет от 8 до 20 детей. Основные виды услуг в дошкольных организациях коррекцион­ного вида — медицинские, с обязательной коррекцией физического развития, и развивающие, с обя­зательной коррекцией психического развития. Формы коррекционной работы с детьми: индивиду­альная и малыми группами); комбинированные — ясли-сад, детский сад, совмещающий функции общеразвивающего и коррекционного характера.» /6/

В дошкольных организациях комбинированного типа функционируют группы в разном сочета­нии: например, группы общеразвивающие и коррекционые; группы по уходу, присмотру, оздоровле­нию и общеразвивающие; по количеству возрастных групп и по длительности пребывания детей в организации: детские ясли, детские сады, ясли-сады, которые могут быть дневными, круглосуточны­ми, с гибким временем работы.

Основным видом является ясли-сад, работающий 9-10 часов и имеющий группы, соответствую­щие делению детей на возрастные периоды (рис.2)

98

«Рисунок 2. Возрастная периодизация особенностей физического и психического развития ребенка

В настоящее время большинство дошкольных организаций сельской местности республики су­ществуют с меньшим количеством групп и смешанным по возрасту составом детей: одногрупповые, двухгрупповые, трехгрупповые. В городах функционируют детские сады с количеством групп от 4 до 14, в некоторых детских садах имеются параллельные возрастные группы.»/7/

Внедрение Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения предусматривает достижение следующих целей: регламентация требований к содержанию, уровню и качеству учебно-воспитательной работы, максимальному объему учебной нагрузки воспитанников, системе контроля за эффективностью работы организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях; создание условий для получения каждым ребенком обязательного минимума содержания дошкольного воспитания и обучения, обеспечи­вающего эквивалентность и единый стартовый уровень подготовки детей к школьному обучению на всей территории республики; совершенствование методики аттестации организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях; повышение профессиональной компетентности специалистов дошкольного воспитания и обучения, основанной в первую очередь на личностно-ориентированном взаимодействии их с детьми, организации разви­вающей среды; ориентация содержания дошкольного воспитания и обучения на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления его самостоятельности, инициативности, творческих возможностей в различных видах деятельности.

Право ребенка на образование и полное развитие своих способностей имеет важнейшее значение для жизни детей и благополучия общества.
Общая тенденция к демократизации жизни казахстанского общества и пониманию демократических ценностей требует осуществления более глубокого процесса политического развития, направленного на укоренение демократических ценностей и культуры демократии во всех слоях общества, то есть процесса, не имеющего формального завершения. Построение демократии, нужно начинать не с того времени, когда человек обретает право участия в политической жизни страны, а с раннего возраста – с момента начала физического, интеллектуального, социального развития ребенка. /8/
Можно сказать, что надежда нашего государства на устойчивые демократические преобразования – это дети, подготовленные к успешному обучению в школе, осознающие, что их мнения и взгляды ценятся в семье, школьной среде и в обществе.
Демократические изменения в области образования — процесс не легкий, требующий вдумчивого подхода. С одной стороны необходимо сохранить то положительное, чего удалось добиться за последние десятилетия, а с другой стороны — назрела острая необходимость внедрения новых подходов в сфере образования.
Одним из таких шагов является переход на 12-ти летнее обучение, как показатель вхождения Казахстана в мировое образовательное пространство. Концепция перехода к 12 летней средней общеобразовательной школе потребовала пересмотра стандартов дошкольного и предшкольного образования.

Огромное преимущество Казахстана заключается в том, что дошкольное воспитание стало частью государственной системы образования уже во второй половине XX века. Система дошкольного воспитания являлась важной частью выполнения государством своих обязанностей перед семьей, так как услуги предоставлялись либо бесплатно, либо за очень низкую плату. Это делало систему широкодоступной. Детям, как правило, гарантировались хорошее питание, медицинский контроль, а также возможность раннего обучения по официальной программе. Более половины детей в возрасте от 1 года до 7 лет охватывались системой дошкольного образования. Была создана мощная «детская индустрия», работающая на ребенка.

Анализируя материалы стандартов некоторых стран, мы убедились, что в наиболее развитых странах раннее детство (дошкольное) рассматриваются как особый образовательный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития. Надо отметить, что во всех странах Европы раннее образование является предметом национальной политики а в ряде стран финансируется государством. Такой подход существует и в США.

«Современные стандарты США обращены не только к родителям и педагогам, но и к широкому кругу профессионалов. В качестве одной из важнейших задач в стране ставится задача поддержки использования эффективных технологий раннего обучения. В «Конвенции о правах ребенка» сказано, что образование детей должно быть направленно на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме, также отмечено, что дети должны быть полностью подготовлены к самостоятельной жизни в обществе и воспитаны в духе идеалов, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, и особенно в духе Мира, Достоинства, Терпимости, Свободы, Равенства и Солидарности» /9/
Осознавая, что дошкольное детство – это не подготовка к школе, а самостоятельный период развития человека, новый Стандарт ставит иные цели: создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях. Стандарт предусматривает воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме на основе формирования компетентности ребенка.
Компетентность — это уровень развития, необходимый для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем, определения своей позиции, позволяющий человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Ребенок должен научиться сам планировать свою деятельность, ставить цель, находить способы ее достижения. У дошкольника должна быть сформирована способность к смене социально-культурных позиций, произвольность действий.

Новизна Образовательного Стандарта дошкольного детства РК состоит в том, что основу образовательной деятельности дошкольных организаций определяет не деятельность педагога, регламентируемая базисным учебным планом, а ребенок, как субъект педагогического процесса.

«Ведущей формой деятельности детей становятся не традиционные занятия, а игра. Социологические исследования, опросы родителей и педагогов показали, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время. Все остальное воспринимается ими, как «досадная нагрузка», которую они стремятся избежать. Традиционно организованные занятия интересуют лишь 20% детей.» /10/ Стандарт делает педагогический процесс более демократичным с позиции организации, более научным — с позиции соответствия возрастным особенностям детей. Новый подход к построению педагогического процесса соответствует потребностям детей. Постепенное усложнение задач в игровой деятельности, позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется, и где формируются в основном только качества исполнителя. Стандарт исходит из идеи, что игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество, в моделирование человеческих отношений, их проявлений в различных сферах жизни.В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемойдеятельности ученья.«Социально-экономические преобразования в республике сегодня диктуют необходимость качественной переоценки содержания образования в целом и воспитания, в частности. Этот явление сопровождаются сложными процессами перемен в сознании людей. Оттого чему и как мы научим подрастающее поколение, какие нравственные, моральные, духовные категории заложим в их сознание, как подготовим к культурно-творческому предназначению, во многом зависит прогресс нашего общества. Сегодня все более высокие требования предъявляют к педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста. Закономерным является появление стандарта педагога, определяющего его функции, умения, навыки.» /11/

«Стандарт дошкольного образования РК ориентирован, прежде всего, на творческого педагога, владеющего не только методикой обучения, а в большей мере методами наблюдения и оценки, проектирования своей деятельности и прогнозирования развития ребенка. Деятельность педагога, согласно новому стандарту, направлена на создание условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника.

Стандарт призван перестроить мышление педагога, что позволяет ему активно включаться в педагогический поиск, осваивать новые способы действий, решать нестандартные педагогические ситуации, творчески варьируя и прогнозируя результат. Стандарт призван стимулировать педагога к самообразованию, как необходимому условию в решении организационно-методических проблем, повышающих уровень его профессиональной компетентности»./12/

Думаем, что новые подходы к организации педагогического процесса, к профессиональной компетентности педагога, содержанию образования позволят успешно реализовать поставленные задачи.
Развитие любого ребенка неповторимо. На процесс развития и познания мира ребенком влияет его окружение, социальный статус, материальное положение родителей и культурные нормы, а также местные или семейные традиции и обычаи. Обращение к мировой практике стандартов раннего детства показало, что в передовых странах прослеживается тенденция постановки семейного и общественного воспитания на одну ступень. В ряде стран разрабатываются специальные программы поддержки родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

«Так, на Филиппинах разработана программа «Служба родительской эффективности», которая направлена, на обучение родителей слушать и понимать потребности ребенка, в Турции существует «Инициатива по улучшению воспитания детей» основанная на показе видеоматериалов для родителей, на Кубе – программа «Научи своего ребенка». В Казахстане внедрена международная программа «Stepbystep», построенная на активном участии родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.» /13/

Стандарты дошкольного детства РК определили роль родителей как партнеров в организации педагогического процесса. Кроме того, стандарт выполняет совершенно новую функцию, которую не выполнял никогда. Благодаря индикаторам компетентностного развития ребенка, он позволяет родителям самостоятельно отследить уровень его компетентности на каждом возрастном этапе, дает возможность в домашних условиях обеспечить его полноценное воспитание и обучение. «Основой стандарта является идея оптимального сочетания общественного и семейного воспитания ребенка. Только такой подход даст возможность свободного – игрового, эмоционально насыщенного проживания важного периода развития человека. Родители могут найти в Стандарте и некоторые рекомендации по организации предметной среды, что является немаловажным фактором.» /14/

В новом стандарте предусмотрена готовность дошкольного образования к новым формам взаимодействия с семьей, к установлению прочных связей с социумом на основе интеграции в его структуру, к демократизации педагогического процесса, к установлению открытых отношений в коллективе педагогов и детей, к созданию развивающей образовательной среды.
«Новый стандарт несет в себе новые ценности. Возможно, он не идеален и требует дополнительных дискуссий по некоторым аспектам. Но в нем есть определенный смысл, который призван помочь в создании образовательных ресурсов, более пригодных в условиях современного дошкольного образования.»  /15/

«На современном этапе развития в Республике Казахстан происходят глубокие социально-­экономические преобразования, которые требуют новых подходов к системе дошкольного образова­ния и поиска новых эффективных форм организации учебного процесса. Это своевременно нашло отражение в Стратегической программе «Казахстан-2030», Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, Законе РК «Об образовании», Про­грамме по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы, Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения РК-1.001- 2001 и других основополагающих нормативных документах и подзаконных актах. В представлен­ных государственных документах заложены концептуальные основы модернизации системы дошко­льного образования в Республике Казахстан. Но прежде чем перейти к их рассмотрению, считаем це­лесообразным обратиться к анализу существующих научных подходов в понимании термина «до­школьное образование». /16, 17, 18/

В Государственном общеобязательном стандарте предшкольной подготовки детей в возрасте от 5 до 6 лет под дошкольным образованием понимают совокупность взаимодействующих преемст­венных дошкольных образовательных программ (общеобразовательных и специальных) и сети их реализующих дошкольных организаций — дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домов ребенка, предшкольных клас­сов, дошкольных групп во внешкольных организациях.

По поводу предшкольного образования было много дискуссий, и со стороны могло показаться, что дошкольного образования в Казахстане не будет. Но оно отстояло свои позиции, не исключая возможности предшкольной подготовки детей, по тем или иным причинам не посещавших детский сад.

Готовность учиться есть врожденная способность человеческого интеллекта усваивать знания и овладевать навыками и умениями. Готовность учиться у всех людей разная, и она усиливается многими факторами: хорошее здоровье и доступ к медицинским учреждениям, хорошее питание, экономические возможности родителей и наличие у них работы, поддерживающая семья, наличие услуг и политики поддержки. Готовность к школе — это совокупность определенных знаний и навы­ков, которыми должен владеть ребенок с целью оптимизации школьного опыта: физические и мотор­ные, социальные и эмоциональные навыки, склонность к учебе, речь и познавательные навыки.

В большей степени психологическая подготовка ребенка к школьному обучению и актуализация уровня развития его личностных качеств происходят на этапе реализации дошкольного образования детей 5-6 лет.

Готовность к школе — это не только состояние ребенка, но и условия школы, семьи, среды. Что­бы лучше понять и определить эти условия, необходимы стандарты старшего дошкольного детства.

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан- 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствова­ние системы образования играет важную роль в достижении этой цели.

«С 2005 г. были приняты Государственная программа развития образования в Республике Казах­стан на 2005-2010 годы.  Программа «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы, Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы.»  /19/

«Важным этапом модернизации отечественной системы дошкольного образования является приня­тие Программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010­-2014 годы.» /20/

Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни в целом.

Одной из целей данной программы является обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольно­го воспитания и обучения для их подготовки к школе.

  «Законом РК «Об образовании» введена обязательная предшкольная подготовка пяти-шести-летних детей. На 1 октября 2016 г. в детских садах и школах функционировало 13,2 тыс. предшкольных классов и групп, с посещением 235,1 тыс. детей, или 72 %, что на 6 % выше уровня преды­дущего года, из них: в городской местности — 75 % детей, в сельской — 68 %, тогда как в 2006 г. 56,7 % сельских детей было охвачено предшкольной подготовкой».

Почти в три раза увеличено финансирование дошкольного воспитания. Анализ показывает, что расходы местных бюджетов на дошкольное образование в стране возросли с $30,7 млн. в 2015 г. до $74,2 млн. в 2016 г. Средние расходы по содержанию одного ребенка в дошкольной организации то­же выросли — с $181,2 в 2015 г. до $430 в 2016 году.

К 2015 г. в рамках Программы «Балапан» будет развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 70 % охвата дошкольным воспитанием и обучением. Количество мест в до­школьных организациях будет увеличиваться в рамках Программы «Балапан». /21/

Статистика дошкольного образования

В МОН РК привели динамику роста количества дошкольных организаций по всем областям страны за последние 5 лет. За эти годы число дошкольных организаций увеличилась на 2388 объектов. Охват детей в возрасте от 1 до 6 лет возрос до 54% (758772 детей), а от 3 до 6 лет — до 82% (658312 детей).

По итогам 2015 года в стране работало 8834 дошкольных учреждения, которые посещало 758,8 тыс. детей (оба показателя выросли на 4,3%, в сравнении с 2014 годом). 2844 организации действовали в городах, их посещало 428,2 тыс.  дошкольников, и еще 5990 — в сельской местности, в них обучалось 330,6 тыс. детей.

Вместе с тем, в очереди на получение мест в дошкольных организациях остаются более 260 тысяч детей, в том числе 147 084 тысяч от 3 до 6 лет. /21/

Демографические процессы в стране – один из определяющих факторов роста очереди на получение мест в дошкольных организациях республики; с 2008 года число ожидающих места в детских садах выросло на 20,8 тысяч детей.

По данным местных исполнительных органов половина населенных пунктов страны не имеют дошкольных организаций. Данный факт объясняется отсутствием или недостаточностью детского населения для открытия организаций образования.

Меры, принятые в конце 2010 года по снижению дефицита дошкольных организаций позволили повысить показатель охвата детей с 37 до 38,7 %: в республике дополнительно введено 404 дошкольные организации на 17 155 мест, в том числе, 318 мини-центров при школах на 7834 места.

В дошкольных организациях Казахстана 89,7 % — дети 3-6 лет, в возрасте от 2 до 3 лет – 10,3 % от числа всех воспитанников.

В детских садах 9 областей республики функционируют ясельные группы в которых воспитываются дети в возрасте до 2 лет. С 2007 по 2009 годы число детей ясельного возраста снизилось с 1305 до 942. /22/

Более трети  респондентов (35%) считают стоимость услуг детских садов и мини-центров завышенной. В большей степени такое мнение сформировалось в отношении частных детских садов (71% опрошенных).

Две трети (63%) респондентов полагают, что стоимость услуг является оптимальной. (рис. 3)

99

Рисунок 3. Восприятие цен дошкольных образовательных учреждений (в процентах)

Примечание – информация с данного источника: Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: учебное пособие. М., 2011 – c. 79, обработано и составлена авторами.

Основным документом системы дошкольного образования является Государственный общеобя­зательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК, в котором реализованы нормы Кон­венции о правах ребенка, Закона Республики Казахстан «Об образовании».

Дошкольное воспитание и обучение — первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Право детей на дошкольное воспитание и обучение обеспечивается сетью дошкольных органи­заций, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольных классах, дошкольных группах во внешкольных организаци­ях. Основными целями дошкольного воспитания и обучения являются:

  • охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни;
  • гармоничное развитие лично­сти ребенка, удовлетворение его интересов и развитие способностей на основе приобщения к обще­человеческим и национальным ценностям;
  • формирование социально-духовных качеств личности, позволяющих ребенку жить и плодотворно действовать в общественно-социальной, природной среде;
  • осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
  • стимулирование коммуни­кативной, познавательной, игровой и другой активности; формирование потребности в получении знаний;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положи­тельного самоощущения.

Осуществление этих целей требует единого подхода к определению обязательного минимума содержания дошкольных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки вос­питанников организаций дошкольного воспитания и требований к уровню развития детей дошколь­ного возраста, что обеспечивается государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения.

Представленный выше аналитический обзор нормативных документов, регулирующих рефор­мирование системы дошкольного образования в Республике Казахстан, позволяет сделать вывод, что они в целом предусматривают решение следующих стратегических задач:

  • повышение доступности, качества, открытости сферы образования; внедрение принципов кор­поративного управления;
  • обеспечение online доступа учащихся ко всем мировым образовательным информационным ресурсам;
  • создание системы инклюзивного обучения, обеспечивающей соответствующий уровень до­школьного воспитания и обучения, школьного и профессионального образования для детей и взрос­лых с ограниченными возможностями в развитии;
  • внедрение вариативных форм дошкольного воспитания и обучения, формирование высокой го­товности детей к обучению в школе, обеспечение их ранней позитивной социализации;
  • обеспечение нормативно-правовой базой, регулирующей обновление содержания образования, непрерывность и динамичность образовательных услуг;
  • решение социальных вопросов.

Воспитание и обучение в дошкольных учреждениях Казахстана, независимо от вида их собственности, проводится в соответствии с общим стандартом. Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения направлены на полноценное физическое развитие, охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, развитие речи и родного языка, культуры общения, выявление у ребенка творческих способностей в изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности. В рамках каждой программы всесторонне развитие ребенка идет в пяти основных направлениях: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум».

«Алғашқықадам»

С этой программы начинается дошкольное воспитание и обучение детей. Она предназначена для малышей от 1 года до 3 лет. Приоритетное место в программе отведено двигательной активности, основам общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

«Зерек бала»

Это продолжение комплекта новых программ, соответствующих нынешним требованиям ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения. Программа предназначена для детей 3-5 лет. Ее основу составляет процесс жизни ребенка в социуме через осознание своих возможностей, способностей, потребностей. Также программа предусматривает внедрение в воспитательный процесс образовательного блока, соответствующего познавательным интересам ребёнка в пяти вышеуказанных образовательных областях.

«Біз мектепке барамыз»

Третья и самая объемная в плане обучения программа дошкольного воспитания и образования, предназначенная для детей 5-6 летнего возраста. В образовательной области «Здоровье» упор делается на формирование сознательного соблюдения правил здорового образа жизни, развитие физических и волевых качеств. Образовательная область «Коммуникация» направлена на развитие связной речи, умение строить содержательный монолог и диалог. В образовательной области «Познание» ребенка учат ориентироваться в окружающем мире, сравнивать, анализировать, обобщать, заниматься элементарной поисковой деятельностью. За формирование различных художественных способностей отвечает образовательная область «Творчество». Образовательная область «Социум» готовит ребенка к дальнейшей жизни в обществе со своими нормами, ценностями, традициями и правилами.

Дополнительные методики дошкольного образования:

Методика Марии Монтессори

Согласно этой методике, развитие индивидуальности каждого ребенка происходит при практически полной свободе действий. Сама Монтессори назвала свою педагогическую технику — системой саморазвития ребёнка в специально–подготовленной культурно–развивающей среде. Причем среда должна быть подготовлена таким образом, чтобы ребёнок мог обучаться в ней неосознанно, свободно проявляя себя в разнообразной деятельности. Во время занятий дети выбирают себе то, дело, которое им наиболее интересно. Задача воспитателя или педагога состоит только в том, чтобы показать малышу, как стоит обращаться с тем или иным образовательным материалом.

Ментальная арифметика

Это уникальная методика, основанная на системе устного счета, позволяет развивать умственные способности детей от 4 до 16 лет. В начале обучения ученики производят арифметические вычисления с помощью абакуса, аналога обыкновенных русских счет. В дальнейшем, детей учат мысленно создавать перед глазами образ виртуального абакуса. Сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня числа у учеников, обученных по программе ментальной математики, занимает несколько секунд, так как решение идет в уме, а не на листочке или с помощью калькулятора.

Вальдорфская педагогика или методика Штайнера

Австрийский педагог был уверен, что детям до 7 лет не нужно преподавать традиционные науки, так как они ещё не готовы для обработки такого объема информации. Предпочтение же стоит отдать развитию образного мышления. Согласно вальдорфской педагогике, информацию детям дают маленькими порциями, а упор делают на трех направлениях развития ребенка: духовном, физическом и, особенно, творческом. В процессе обучения все дети обязательно участвуют в различных театрализованных постановках, занимаются лепкой, вышивкой, работой с камнем и древесиной. Вальдорфская школа категорически отрицает использование в обучении детей раннего возраста синтетических материалов.

            Пособия Николая Зайцева

Комплекты учебных материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку предназначены для использования в домашних условиях, в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе. В частности, в качестве методического материала Зайцев разработал специальные кубики, которые впоследствии были названы «звенящим чудом». Так, слоги в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объему, звучанию. Это помогает ребенку понять разницу между гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими звуками.

Социальные проблемы, переживаемые Республикой Казахстан в первые десятилетия XXI столетия характерные для многих государств и мировых регионов — стран Латинской Современный Казахстан входит в ряд государств со средним уровнем развития в сравнении со странами современного мирового сообщества. Имеющиеся человеческие и природные ресурсы и требования времени обусловливают постановку перед страной амбициозных стратегических задач, в результате реализации которых Казахстан приблизится к уровню экономически и интеллектуально развитых государств. Составной частью стратегических задач является формирование и развитие интеллектуального потенциала общества, что получает свое начало с целенаправленного воспитания детей в годы детства. Америки, Африки, Средней и Юго-Восточной Азии, хотя политические суверенитеты ими были достигнуты в середине прошлого столетия. Интеллектуальные и социально-экономические раны оставленные метрополиями были настолько глубокими, что при политической самостоятельности народы этих государств до сих пор не достигли ожидаемого оптимистического социально-экономического результата. Вновь образованная национальная буржуазия нередко оказывается в плену компрадорских планов, постоянно проявляющая себя борьба за власть ослабляет деятельность социальных институтов.

Социально-историческая судьба и развитие Казахстана лежат несколько в иной плоскости. По меркам развития экс-Союза Казахстан являлся индустриально-аграрной республикой, входил в систему разделения труда и экономических интеграционных процессов, хотя ключевые механизмы управления, контроля и регулирования оставались в руках Центра. В условиях бесплатных образовательных услуг по всей стране молодежь имела возможность получить высшее образование по своему интересу, что способствовало формированию национальной интеллигенции. Территориально и географически веками находясь на стыке Европы и Азии, народом Казахстана впитана евразийская культура, составной частью которой является психология толерантности, взаимопонимание и бескорыстные социальные взаимоотношения. Однако чрезмерная концентрация власти и управления экономикой, без учета коренных интересов республик в один Центр послужила основной причиной глубокого экономического кризиса и бедности после обретения политической независимости, становления молодых суверенных государств.

В истории современного Казахстана 2003-2005 годы являются поворотными в сторону экономического развития, укрепления новой социальной реальности с участием в экономике новых предпринимательских структур, бизнеса. Наладились, в основном, законодательные основы социального партнерства между Правительством и бизнесом в решении общегосударственных задач в сфере экономики. Экономическая стабилизация дала толчок к планированию и решению актуальных задач, в числе которых была и целенаправленная организация образования детей, строительство корпусов новых школ и детских садов, подготовка и повышение квалификации педагогов.

При утверждении плана развития образования разработанного совместно с Академией педагогических наук на 2005-2010 года были привлечены группа экспертов, среди которых были представители различных наук. Важным составляющим элементом этого плана, безусловно, являлось развитие дошкольного образования. Нехватка детских садов обуславливало творческого организационного поиска на местах. Таким образом, наряду с Предшколой появились и постепенно утвердились Мини-сады. В процессе республиканской научной конференции, посвященной 5-летию предшкольного образования в Казахстане получил свое научно-практическое одобрение «Мини-сад». Это не детский сад на полный рабочий день со всеми удобствами, не предшкола 5-летних детей, а группа детей различного возраста (2-4, иногда и 5 летних), пребывающими в группе детей до 3-4-х часов. Под руководством и присмотром педагога они занимаются специально разработанной для них программой, играют и трудятся в коллективе, занимаются художественной культурой, ручным трудом, развивая свои сенсорные способности и др. Часть родителей и детей, таким образом, удовлетворяют свои культурно-образовательные запросы.

Необходимо отметить, что со стороны Министерства образования и науки придавалось пристальное внимание программному обеспечению и реформированию содержания дошкольного образования. В целях научного обеспечения этого процесса был создан Республиканский научный центр «Балалыкшак» («Дошкольное детство») и его координирующие творческие филиалы в 4 регионах страны.

В целях повышения качества содержания дошкольного воспитания и обучения в 2008 году разработан и утверждён Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Разработаны и апробированы программы группового и индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей; дошкольного возраста с нарушениями речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и другими особенностями развития. Для детей, не посещающих детский сад, разработан образовательный курс «Язык детской игры», направленный на обеспечение развития детей дошкольного возраста в домашних условиях. Созданы и утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2009 года №27 Типовые правила деятельности дошкольных организаций, Типовые правила организации консультационных пунктов для родителей в целях поддержки домашнего воспитания; Типовые правила организации деятельности семейного детского сада, комплексов «Школа — детский сад»; кабинетов коррекции и инклюзивного образования для детей дошкольного возраста./22, 23/

В целом, право детей страны на дошкольное воспитание и обучение обеспечивается следующими типами и видами дошкольных организации: детские сады; специальные организации для детей с особыми образовательными потребностями; дошкольные учебно-воспитательные центры; центры развития; группы кратковременного пребывания (вечернего, выходного, праздничного) и другими. /24/
Государством предпринимаются меры по поддержке частных поставщиков услуг в сфере дошкольного образования. Расширяется практика размещения государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях, что заинтересовало как родителей, так и частные детские организации.

Заключение

Современный Казахстан входит в ряд государств со средним уровнем развития в сравнении со странами современного мирового сообщества. Имеющиеся человеческие и природные ресурсы и требования времени обусловливают постановку перед страной амбициозных стратегических задач, в результате реализации которых Казахстан приблизится к уровню экономически и интеллектуально развитых государств. Составной частью стратегических задач является формирование и развитие интеллектуального потенциала общества, что получает свое начало с целенаправленного воспитания детей в годы детства.

По итогам 2015 года в стране работало 8834 дошкольных учреждения, которые посещало 758,8 тыс. детей (оба показателя выросли на 4,3%, в сравнении с 2014 годом). 2844 организации действовали в городах, их посещало 428,2 тыс.  дошкольников, и еще 5990 — в сельской местности, в них обучалось 330,6 тыс. детей.

Наиболее расширенной и перспективной программой развития данной системы является государственная Программа «Балапан» на 2010 — 2014 годы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением. Она утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от « 28 » мая 2010 года № 488. Чтобы разговор был предметным, ниже приводим конкретные и объективные данные о целях, задачах и о результатах реализации названной государственной программы с участием различных министерств и ведомств, руководства регионов и городов Астаны. Целью программы ставиться удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения. В частности, предусматривается:
— обеспечить до 2015 года 70% детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением;
— обеспечить до 2015 года полный охват детей 5-6-летнего возраста предшкольной подготовкой в организациях образования;
— увеличить вариативную сеть дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения;
— создать необходимые финансово-экономические условия для решения проблем дефицита дошкольных организаций;
— осуществлять полное обеспечение дошкольных организаций квалифицированнымикадрами и постоянное повышение их квалификации. /25/
В итоге, откроется дополнительно в системе дошкольного образования — 300 628 мест, со средним показателем наполняемости групп — 25 детей.
Охватить 5-6-летних детей предшкольной подготовкой на 100%. Доля педагогических работников с первой и высшей квалификационными категориями составит 25 % от общего педагогического персонала. Источники финансирования — республиканский и местный бюджет. Таким образом, программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 — 2014 годы является составной частью Стратегического плана развития Республики Казахстан.

Список использованной литературы

  1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы//—2010.—21дек.—С.5-10;
  2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 19декабря 2014 года № 1332 // Казахстанская правда. — 2014. — № 1332. — 11 с.;
  3. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК-1.001-2013. — Астана, 2013.—   16 с.;
  4. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // 2010. — 21 дек. — С. 5-10;
  5. Государственный общеобязательный стандарт предшкольной подготовки детей в возрасте от 5 до 6 лет (основные положения). — Астана, 2013. — 17 с.;
  6. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 842-844.file:///C:/Users/Admin/Downloads/moluch_101_ch8.pdf
  7. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2014 годы. — Астана, 2011. — 21 с.;
  8. Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2013-2014 годы // Казахстанская правда. — 2013. — № 257. — 6 с.;
  9. Сухорукова Е.П. Особенности исследования креативности дошкольников на основе концепции креативности Р. Стернберга / Е.П. Сухорукова, Г.Н.Бухер, Е.Г. Бахолдина и др. // Вопросы гуманитарных наук: журнал. – 2012. — №6. – С.100-101;
  10. А. Черданцева.Технология развития творческого воображения дошкольников// А. Черданцова, — 2015. – с. 113; http://dovosp.ru/insertfiles/files/VAK/2015_05/1.pdf
  11. Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы;
  12. Газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября». №11/2013;
  13. Помелов В.Б. Основоположник дошкольного образования // В.Б. Помелов, — 2012. — № 9. – с. 93-100;
  14. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы / Министерство образования Российской  Федерации. — М.: ГНОМ и Д, 2011. — 239 с.;
  15. Дошкольная педагогика / Г.А.Айдашева, Н.О.Пичугина, С.В.Ассаулова. — Издательство «Феникс», 2012- с. 98-104;
  16. Ерофеева Т.И. Изучение подходов к организации вариативного обучения детей дошкольного возраста, 2011- c. 75-83;
  17. И. Слепцова.Адаптированные образовательные программы дошкольного образования как средство индивидуализации развития и инструмент реализации ФГОС ДО // И. Слепцова, — 2016. – с. 23-25 http://dovosp.ru/insertfiles/files/VAK/2016_09/2.pdf
  18. Г. ТашкееваВлияние некоторых аспектов имиджа педагога на развитие ребенка// Г. Ташкеева, — 2017. – с. 81; http://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/12/tashkeeva_DV-01-17pdf.pdf
  19. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 48 с.http://www.twirpx.com/file/1049001/
  20. Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования. Учебное пособие – М.: Российский новый университет, 2012. – 80 с.
  21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.2010 – М.: Академия. – 432 с.;
  22. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: учеб. пособие. М., 2011 – c. 79;
  23. Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. Сб.№2/ М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. учреждение «Федеральный инт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), ред. журн. «Обруч» (под ред. Ходаковой Н.П.). — М.:Обруч, 2014 I. Ходакова Н.П., ред. http://www.dagminobr.ru/storage/files/2014/5_Sbornik_DO_2-2014.pdf
  24. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 9 апреля 2016 года № 501// Казахстанская правда. — 2016. — № 501. — 11 с.;
  25. И. СлепцоваРеализация принципа доступности качественного дошкольного образования в условиях негосударственного сектора// журнал «Дошкольная педагогика» И. Слепоцова. -2017. – с. 5-9; http://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/12/slepcova_DV-01-17.pdf

Авторы: Козганбаева Ж., Талипбай Т.

Яндекс.Метрика