МАЛЫЙ БИЗНЕС В КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Содержание

Введение

Малый бизнес в Казахстане: проблемы развития и перспективы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. На новом этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики. Это, прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической структуры; слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособность производительных сил. Все это оценки справедливы и в отношении развития малого бизнеса. Социально-экономическая роль этого сектора велика как в странах с устоявшейся рыночной экономикой, так и в тех, что только недавно пошли по этому пути. С одной стороны, малый бизнес, представляющий собой в социальном плане слой мелких собственников, определяет в силу своей массовости, социальную и экономическую стабильность страны. С другой стороны, он является важнейшим институтом социально-ориентированной рыночной экономики.

Зарубежный опыт экономического и социального развития подтверждает, что малый бизнес может стать реальным фактором не только стабилизации, но и роста экономики Казахстана. Малое предпринимательство содействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. В связи с этим научный анализ экономических проблем малого бизнеса в Казахстане приобретает особую значимость в условиях реформирования экономики, характеризующейся, в первую очередь структурной перестройкой хозяйства, необходимостью стабилизации воспроизводственных процессов и обеспечения в перспективе устойчивого экономического развития. На сегодняшний день особую актуальность приобретают проблемы оптимизации государственного и негосударственного воздействия на сектор малого бизнеса, отсутствие целостной системы управления предпринимательством на уровне государства и его регионов, конкретного предприятия. Государство нуждается в ряде исследований, посвященных как теоретическим аспектам бизнеса, определению малого и среднего бизнеса, так и изучению практических вопросов создания и эффективного функционирования малых фирм.

Малый и средний бизнес является сегодня ядром устойчивого экономического и политического развития. Развитие малого бизнеса имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством, которые выражаются в активизации структурной перестройки экономики.

Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сфер экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует множество небольших предприятий разнообразного профиля. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей и их технологических особенностей. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства и отрасли, для которых не требуются крупные предприятия, а напротив, предпочтение отдается малым предприятиям.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, создание которых определяется многими факторами. С одной стороны, устойчивый научно-технический прогресс имеет тенденцию к концентрации производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных  капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: появляется конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

«Малые предприятия играют важную роль в экономике всех стран мира. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса – мельчайшие предприятия с численностью занятых не более 20 человек.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а так же в концернах стальной, фармацевтической, деревообрабатывающей промышленности Швеции, в часовой промышленности  Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов.

Научно – технический  прогресс существенно раздвинул рамки возможностей организации работы на дому. Ныне надомный, семейный, бизнес насчитывает более 200 различных видов деятельности. Сюда включаются и традиционный надомный бизнес, и бытовое обслуживание, различные виды ремесел, образовательные и деловые услуги». /1/

Главное направление развития надомного бизнеса сегодня задают персональные компьютеры. Используя ПК, дома могут трудиться научные работники, инженеры, конструкторы, дизайнеры, бухгалтера, финансисты.

Законодательства о малом предпринимательстве регулирует общие вопросы деятельности МП независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса и налогообложения. Под субъектами малого предпринимательства понимаются так же физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

На постсоветском пространстве малые предприятия образовывались чаще всего путем отделения  от  государственных предприятий – учредителей. В Казахстане малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью, многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды не жилых помещений.

В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий как один  из важнейших включен в программу демонополизации хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

1)   выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;

2) выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;

3)  создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а так же организациями других форм собственности. В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике развитых стран выделяют малые предприятия, специализирующиеся на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляющие промежуточную сборку. Они тесно взаимодействуют  с крупными предприятиями через системы кооперационных связей и субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства.

«Сейчас развитие малого бизнеса происходит в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования сферы. Это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере». /2/

Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики.

«Малый бизнес может быть представлен производственной деятельностью, финансово-коммерческой, консалтингом и аудитом. Производственную деятельность можно назвать ведущим видом предпринимательства. Речь идет о производстве продуктов, товаров, выполнении строительных и сельскохозяйственных работ, транспортных операциях и операциях связи. При переходе к рыночной экономике сфера производственной деятельности подверглась наибольшему негативному воздействию вследствие разрушения отлаженных хозяйственных связей, нарушения материально-технического обеспечения, падения сбыта отечественной продукции, резкого ухудшения финансового положения предприятий и организаций». /2/

Основное преимущество малого бизнеса заключается в повышенной творческой инициативности, способности к быстрым переменам, самостоятельности в принятии главных решений, что позволяет получать выгоды от изменений во внешней среде, способствует созданию и внедрению новшеств.

«Приоритетное поле деятельности малых фирм составляют наукоемкие отрасли. К характерным особенностям наукоемких отраслей, определяющих их роль в экономике в целом, относятся: высокие темпы роста, в три – четыре раза превышающие темпы роста прочих отраслей хозяйства, что во многом обусловлено большей долей добавленной стоимости в конечной продукции; повышенная заработная плата работающих; крупные объемы экспорта и, что особенно важно, высокий инновационный потенциал, обслуживающий не только обладающую им отрасль, но и другие отрасли экономики, порождающий «цепную реакцию» нововведений в национальном и мировом хозяйстве.

Данные о развитии малого бизнеса в развитых странах в последние десятилетия ХХ в. позволяют считать малый бизнес важным фактором экономического роста. В Казахстане, в условиях усиления конкуренции, встраивания казахстанских предприятий в систему мирохозяйственных отношений, роль малого бизнеса в инновационной деятельности может стать очень существенной. Именно при динамичных структурных изменениях в экономике в наибольшей степени проявляются и преимущества малого бизнеса, и потребность в нем со стороны крупных компаний». /3/

Развитие малого бизнеса – важнейшая часть инновационного предпринимательства. Малый бизнес, с одной стороны, обеспечивает инновационные процессы в экономике, с другой – непосредственно вовлечен в производство наукоемкой продукции.

Развитие малого и среднего бизнеса – основа экономики любой страны. Без развитого малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государств. Вследствие этого, еще на заре независимости малый и средний бизнес был определен в Казахстане как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики.

«Становление малого бизнеса в республике с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической политики государства. Предпринимательский класс выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъектом экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к так называемому среднему классу, который обеспечивает устойчивость не только экономики государства, базирующейся на рыночной системе хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей.  Экономическая политика вырабатывалась в сжатые сроки узким кругом специалистов и базировалась, преимущественно, на опыте развитых рыночных стран.

3а годы независимости в Республике Казахстан успешно реализованы главные приоритеты в экономике: осуществлена макроэкономическая стабильность, разгосударствление и приватизация собственности; насыщен потребительский рынок; сформировалась социальная рыночная экономика; создана нормативно-правовая база для развития предпринимательства всех форм собственности. В казахстанском обществе изменился экономический уклад с переходом от социалистического способа производства к рыночным методам хозяйствования, произошла глубокая трансформация мировоззрения граждан». /4/

Первый этап — либерализация цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики — малые предприятия появились в период либерализации в сфере торговли и услуг, то есть там, где был быстрый оборот денег. Крупные предприятия сразу обзавелись многочисленными малыми предприятиями по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств. Для перехода от плановой экономики советского типа к рыночной экономике для Казахстана единственно возможной и верной стратегией была трансформация политических и экономических реформ. В 1992 году была принята первая Государственная программа поддержки и развития предпринимательства, заложившая основу становления малого бизнеса. В республике за этот период было создано и действовало 34,5 тысяч субъектов малого предпринимательства. В них было занято 6,0 % от общего числа работающих в стране, а доля производимой ими продукции, работ и услуг составил 7,0% от валового внутреннего продукта (ВВП). Из-за отсутствия элементарных потребительских товаров в республике, наши граждане были вынуждены, помимо своей воли, вкладывать огромные инвестиции в дальнее зарубежье на развитие тамошних отраслей по производству одежды, пищевых продуктов, автомобилей, гостиниц, аэропортов и торговой сети.

Второй этап — жесткая монетарная и фискальная политика государства (1993-1995 гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность. Упразднение налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого предпринимательства в 1994 году имело негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за нехватки собственных и малодоступности кредитных средств, произошел отток основной части субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности. В 1995 году против 1992 года удельный вес продукции субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте страны снизилось на одну треть, с 7,0% до 4,7%., а численность работающих в этом секторе экономики сократилась в 2 раза.

Третий этап — бум малой приватизации (1996-1997гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла некоторая макроэкономическая стабилизация. Для поддержки малого бизнеса был принят Указ Президента Республики Казахстан от 6 03.1997г. «О мерах по государственной поддержке и активизации развития малого предпринимательства». Количество субъектов малого бизнеса за этот период (1996-1997гг.) увеличилась в 2,4 раза, а доля продукции возросла в 1,8 раза и составила 8,5% от ВВП страны. Численность работающих в этом секторе в 1997г. превысила 1995г. в 1,73 раза. Малый сектор экономики снова стал «поглощать» безработицу. Таким образом, малый бизнес стал вносить свой вклад в стабилизацию экономики республики.

Четвертый этап — период качественного развития экономики республики (1998-2001гг.), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. Предпринимательский уклад все больше становится решающим фактором развития экономики, но процесс его развития не всегда однозначен и требует к себе постоянного внимания и государственной поддержки. В связи с участившимися случаями нарушений прав и свободы предпринимательской деятельности был принят Указ Президента Республики Казахстан «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». В республике впервые принята и утверждена Государственная Программа развития и поддержки малого предпринимательства на 1999-2000 годы. Основными источниками финансирования проектов малого предпринимательства являются Государственный фонд содействия занятости, банки второго уровня, средства местных бюджетов, а также средства кредитных линий Азиатского Банка Развития и Европейского Банка Реконструкции и Развития.

Пятый этап – современный. Развитие малого и среднего бизнеса озвучивается Президентом в качестве приоритетного направления развития страны. Принимаются Программы поддержки и развития малого предпринимательства. В 2006 году принимается новый Закон «О частном предпринимательстве

«Регионы Казахстана имеют различный уровень экономического развития, что обусловливается целым рядом факторов: наличием природных ресурсов; уровнем промышленного развития; климатическими условиями; близостью к административным центрам и т.д. ». /5/

В странах СНГ и Европы основная доля занятых в секторе предпринимательства приходится на промышленность, строительство и сферу услуг, и немного меньше в торговле. А в Казахстане наоборот, получается основная масса занятых приходится на сельское хозяйство и торговлю, а строительство и промышленность очень отстают, что говорит о неразвитости малого предпринимательства в данных отраслях экономики. Это может быть связано с финансовыми преградами вхождения в эти сектора экономики, так как здесь требуется сильная материально-техническая база и большие финансовые резервы и активы. По обследованному массиву МСБ зафиксировано улучшение самооценок предпринимателей по таким ключевым показателям, как рост стоимости бизнеса, объем продаж, рост отпускных цен на продукцию, увеличение численности рабочих мест (рисунок 1).

21

Рисунок 1. Оценочная стоимость бизнеса, за 2014-2015 годы

Примечание – информация с официального сайта www.damu.kz /6/

«Более 46% активных предприятий малого бизнеса сосредоточено в сфере торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования, 14% – в строительстве, 12,1% – в сфере операций с недвижимым имуществом, аренде и услугах предприятиям, 10,9% – в промышленности». /7/

Анализируя официальные данные статистики по субъектам малого и среднего предпринимательства, сложилась следующая ситуация.

По состоянию на 01.01.2016 года показатель зарегистрированных субъектов МСП снизился в сравнении с 2014 годом на 8,1% (135 775 ед.) и составил 1 530 341 единиц (рис. 2).

22

Рисунок 2. Количество зарегистрированных и действующих МСП

Примечание – информация с официального сайта http://stat.gov.kz  /7/

Рассматривая зарегистрированных субъектов в разрезе организационно-правовых форм, следует отметить следующее (рис. 3).

23

Рисунок 3. Количество зарегистрированных субъектов МСП

Примечание – информация с официального сайта http://stat.gov.kz  /7/

В сравнении с 2014 годом в Казахстане количество зарегистрированных ЮЛ увеличилось на 2,3% (6 866 единиц) и составило 300 643 единиц. Доля ЮЛ от зарегистрированных субъектов МСП в 2015 году составляет 19,6%.

Количество зарегистрированных ИП в 2015 году снизилось на 11,8% (138 940 единиц) и составило 1 040 767 единиц, в сравнении с 2014 годом. Доля ИП от зарегистрированных субъектов МСП в 2015 году составляет 68% (рис. 4).

24

Рисунок 4. Доля зарегистрированных субъектов  в разрезе организационно-правовых форм

Примечание – информация с официального сайта http://stat.gov.kz  /7/

В целом по республике за 2015 год количество зарегистрированных К(Ф)Х составило 188 931 единиц, что  меньше показателя предыдущего года на 1,9% (3 701 единиц). Доля К(Ф)Х от зарегистрированных субъектов МСП в 2015 году составляет 12,4%.

Таким образом, следует, что из года в год основной формой бизнеса в Казахстане составляют индивидуальные предприниматели.

Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг.

В совокупности с небольшими размерами малых и средних предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Наблюдаемая тенденция снижения активности МСБ говорит о том, что имеющиеся формы и институты поддержки малого предпринимательства не достаточно эффективны, кризисные явления в большей степени  вынуждают МСБ сворачиваться, или уходить в тень.

Занятость в секторе МСП составила 3 214 937 человек, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года занятость выросла и составила 10,9% (316 651 человек) (рис. 5).

25

Рисунок 5. Численность занятых в МСП в Республике Казахстан

Примечание – информация с официального сайта http://stat.gov.kz  /7/

Численность занятых в МСП от экономически активного населения Республики Казахстан составляет на 01.10.2015 года 36%. Данный уровень изменился по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 4%. Таким образом, темпы роста количества занятых в МСП превышают темпы роста аналогичного показателя по экономике Казахстана в целом (рис. 6).

26

Рисунок 6. Численность занятых в МСП за 2005-2015 гг.

Примечание – информация с официального сайта http://stat.gov.kz  /7/

В разрезе экономической деятельности доля занятых в МСП составила: ЮЛ – 45,4%, ИП – 45,6%, К(Ф)Х – 9,0%.

Регионы с наибольшей численностью занятых в МСП в 2015 году отмечены: г.Алматы – 18,2% (584 683 человек), ЮКО – 10.4% (334 266 человек), Алматинская область – 9,1% (293 315 человек), г.Астана – 8,8% (283 480 человек), Восточно-Казахстанская область – 7,6% (244 282 человек).

Наименьшая занятость в МСП зафиксирована в Кызылординской области — 2,7% (86 249 человек), Мангистауской области — 3,3% (106 483 человек), Западно-Казахстанской области — 3,4% (108 100 человек), Северо-Казахстанской области — 3,4% (109 940 человек), Атырауской области — 3,7% (119 323 человек). /7/

Казахстан перенимает успешный опыт развитых стран, ведь совершенствование механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса находится постоянно в центре внимания Правительства страны. К примеру, в развитых странах крупное предпринимательство не противопоставляется малому и среднему бизнесу. В этих странах напротив культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый и средний бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно, в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

В целом среди мер, предпринятых государством для поддержки малого и среднего бизнеса, следует отметить снижение налогового бремени; легализацию собственности и активов; упрощение административных процедур и разрешений; защиту от бюрократических препон, облегчение доступа к кредитным ресурсам и многое другое.

 Останавливаясь на проблеме расширения доступа предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам, следует отметить снижение ставок кредитования. Созданный для этих целей Фонд развития малого предпринимательства напрямую осуществляет кредитно-финансовую поддержку развития малого и среднего предпринимательства, постоянно совершенствуя инструменты финансирования, включая развитие микрокредитования.

«Малый и средний бизнес в Казахстане активно вовлекается в реализацию государственных программ. С целью создания благоприятных условий для формирования и развития новых предприятий малого предпринимательства в различных регионах Казахстана создаются и развиваются специализированные институты поддержки и развития предпринимательства. Ожидается, что эти меры обязательно приведут к созданию новых предприятий. При этом речь идет не о сотнях, а о тысячах субъектов малого и среднего бизнеса, которые в свою очередь создадут десятки тысяч новых рабочих мест. Но что еще более важно, будет создана такая предпринимательская среда, которая будет обеспечивать беспрерывное воспроизводство новых предприятий малого и среднего бизнеса.  Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий практически не меняется в последние годы. Из общего количества действующих субъектов малого бизнеса доминирующее положение занимают сферы: торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования 40,5% от общего количества, действующих в сфере малого бизнеса с суммарной численностью занятых 163,6 тыс. человек (31% от общей численности занятых в малом бизнесе)». /8/

Конечно, в практике республики есть случаи, когда предприниматели пытаются скрыть свою деятельность от налогов, ведя двойную бухгалтерию, занимаясь подпольным производством и фиктивными сделками либо участвуя в других теневых операциях.

«Экономическое развитие Казахстана в последние годы значительно продвинулось вперёд по пути формирования субъективной структуры отношений собственности. Гражданский кодекс, вслед за Конституцией РК, законодательно фиксирует это обстоятельство. Причём, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им для каждого из субъектов определяются исключительно законом. И лишь закон определяет виды имущества, которые могут находиться исключительно в государственной или частной собственности». /9/

Новая ситуация потребовала радикальных изменений в правовой основе экономической деятельности. Гражданский кодекс РК — важнейшая веха на этом пути. Он определил принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы.

«Сегодня экономические изменения в Казахстане намного опережают преобразования в правовой сфере. Резюмируя все вышесказанное, остается отметить, что необходим равноправный союз между экономическими изменениями и законодательной базой, и именно это равноправие поможет сделать Казахстан экономически развитой страной с большими перспективами развития.

Можно отметить, что в Казахстане функционирует наибольшее количество субъектов малого бизнеса, зарегистрированных в форме индивидуальных предпринимателей (более 50% от общего количества). Это обусловлено особенностями отечественного законодательства, предусматривающего льготный режим регистрации и налогообложения для индивидуальных предпринимателей». /10/

«Малый бизнес, как таковой, существовал в Казахстане задолго до появления частной собственности. Первые массовые, легальные виды его проявления приходятся, наконец, 80-х годов, когда появились кооперативы и молодежные центры. Но малое предпринимательство существовало значительно раньше, хотя его не принято было так называть. Самые распространенные примеры его проявления — это вещевые и колхозные рынки, а также частный извоз. Определенная категория людей на торговых операциях обеспечивала свой доход, причем для многих эти заработки были основными. Все вышеперечисленные виды бизнеса не имели никакого официального прикрытия. В уголовном кодексе, наряду со статьями, карающими за совершение краж и убийств, были статьи, карающие за занятие предпринимательской деятельностью». /11/

«Проведенный SWOT- анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года.

-Отсутствие четко выраженных практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров.

— Противоречивость законодательных и нормативных актов.

— Проблемы доступа к финансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма).

-Отсутствие эффективного механизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга.

— Отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность.

— Бюрократизм, коррупция, вымогательство.

-Слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

-Жесткая налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах администрирования.

-Повышенная чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям.

-Низкий уровень специализации малого предпринимательства, недостаточный уровень необходимого информационного обеспечения». /12/

Принятые в последнее время усилия со стороны государства по созданию нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства не решили проблем по созданию благоприятного климата для этого сектора экономики. В действующем законодательстве имеется расхождения в критериях определения субъектов малого бизнеса, что создало проблемы в получении реальных статистических данных, не говоря о стимулировании развития этого сектора экономики.

«В стране действуют 11 тысяч актов Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированных Министерством юстиции, свыше 25 тысяч нормативных актов, принятых на местном уровне. Немалая часть подзаконных актов противоречат действующим законам, да и в самих законах встречаются несоответствия, что создает большие трудности в повседневной работе. Периодически проводимые акции «Чиновник и предприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему». /13/

Государственная политика в области поддержки предпринимательства.

До настоящего времени государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготного финансирования за счет государственного бюджета  велась не всегда на системных началах.

«Правительством с апреля 2015 г. запущена уникальная программа поддержки предпринимательства «Дорожная карта бизнеса – 2020». Ее целью является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в не сырьевых секторах экономики. Фонд «Даму» выступает финансовым агентом субсидирования процентных ставок и гарантирования в рамках данной Программы». /14/

На сегодня в рамках Программы уже подписано более 240 договоров субсидирования и гарантирования и поддерживается портфель объемом 1 млрд. долларов

«Кроме  финансовой поддержки МСБ, которая реализуется Фондом «Даму», есть и другие базовые направления господдержки. Это:

-совершенствование законодательной базы,

— административное регулирование,

-фискальное регулирование,

— обеспечение доступа к физической инфраструктуре и

— стимулирование спроса на продукцию МСБ». /15/

«Развитие инструментов финансовой поддержки осуществляется следующим образом. Общий ее принцип должен заключаться в том, что государство не должно выступать прямым кредитором. Частный капитал должен финансировать частное предпринимательство. Государство должно создавать возможность удешевления этого процесса через субсидирование, через гарантирование или какие-то другие варианты. Когда мы для себя поймем и скажем на всех уровнях, что государство будет создавать условия, но никому напрямую не будет выдавать ресурсы, и эти решения не будут приниматься государственными чиновниками, тогда, вероятно, что и система государственной поддержки изменится. Для удешевления кредитов обрабатывающей промышленности государство осуществляет субсидирование». /16/

Наиболее значимой проблемой при финансировании предпринимателей является отсутствие или недостаток залогового обеспечения. Во всех развитых странах мира данная проблема решается развитием системы поручительства или гарантирования кредитов. На сегодняшний день схема гарантирования предусматривает пошаговое рассмотрение индивидуальных заявок предпринимателей. Это позволяет обеспечить соблюдение приоритетов в соответствии с государственной политикой. Но такое рассмотрение приводит к длительности рассмотрения заявок и низкому охвату целевого сегмента.

В этой связи Фонд «Даму» выступает с предложением применить «пулевое» гарантирование – гарантия на портфель кредитов, выдаваемых банками.

Преимущества:

— охват большего количества заемщиков,

— оперативное доведение больших объемов средств до конечных заемщиков,

— соблюдение рыночных условий отбора заемщиков,

— повышенная эффективность государственно-частного партнерства.

«На сегодняшний день Фонд «Даму» является оператором не только финансовых программ. И самое главное, что правительство поняло и очень четко прописало в своей стратегии, что МСБ — это не борьба ресурсов или денег. Это борьба компетенций. Тот успешен, кто свои знания и навыки может превращать в деньги. Поэтому, тем программам, которые развивают компетенции МСБ, сейчас придается первостепенное значение. Особенно в настоящее время, когда предприниматели работают в условиях глобализации экономики, что требует наличия высокого квалификационного уровня». /16/

Практика реализации образовательных программ выявила высокий интерес со стороны целевой аудитории, а также государства.

На сегодня по программе «Бизнес-Советник» обучено более 28 тыс. человек. Осуществляется выпуск ежегодных Отчетов о секторе МСБ, ежемесячного журнала «Мой бизнес. Казахстан».

Консультационная поддержка осуществляется через созданные Центры поддержки предпринимательства, работу Call -центра и Бизнес — портала. Проводятся регулярные маркетинговые исследования, круглые столы и форумы.

С 2012 года Фонд «Даму» назначен оператором «Усиление предпринимательского потенциала» в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса — 2020», которое включает обучение предпринимателей, сервисную поддержку, зарубежные стажировки и др.».

Сегодня назрела ситуация, когда малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике.

«Предполагается решение следующих задач:

  • создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;
  • дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;
  • сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;
  • передача непрофильных государству функций в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;
  • создание и обеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно — сетевого подхода;
  • участие предпринимательства в инновационной экономике». /17/

По результатам рассмотрения на заседаниях Комиссии приняты 13 постановлений Правительства и ряд внутриведомственных актов.

Микрокредитные организации и кредитные товарищества во всем мире и в Казахстане более охотно идут в сельскую местность, меньше ориентируются на залоги, то есть работают в той нише, которая не интересна банкам. Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства.

Обеспечение финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого бизнеса будет основано на развитии специализированных институтов и внедрении пошаговой (уровневой) схемы финансово-кредитного обеспечения целевых групп субъектов малого предпринимательства с установлением приемлемых для них условий и процедур кредитования.

Фундаментом указанной схемы должна выступить система микрокредитования предпринимательских инициатив наименее обеспеченных граждан и начинающих предпринимателей

Государственная поддержка МСБ способствует модернизации и уходу от сырьевой зависимости.

Несмотря на сложное развитие мировой экономики в последнее время, сфера предпринимательства остается одним из ключевых механизмов активизации социально-экономической жизни общества. Как свидетельствует успешный опыт развитых стран, малые и средние предприятия способствуют росту конкурентоспособности и диверсифицированности экономики. При этом малый бизнес в мировой экономике развивается быстрыми темпами благодаря всесторонней государственной поддержке. Даже экономический рывок бывших развивающихся стран, таких как Тайвань, Сингапур, Индонезия, связан именно с развитием малого и среднего бизнеса (МСБ).

«От стратегического понимания важной роли бизнеса в экономическом развитии Казахстана зависит устойчивость экономического развития республики и повышение уровня жизнеобеспечения населения. Значение предпринимательства, как движущей силы новой экономики, было подчеркнуто и в Послании Президента Нурсултана Назарбаева. Субъекты малого предпринимательства из-за своих ограниченных масштабов и ресурсов оказываются в менее выгодном положении на рынке, чем крупные предприятия, с которыми малый и средний бизнес не может конкурировать на равных». /18/

Становится ясно, что без государственной поддержки развития предпринимательства в регионах невозможно проведение структурных преобразований в стране, достижение ускорения инновационного процесса, роста конкурентоспособности и модернизация экономики.

В Казахстане развитие предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономической политики государства, и Правительство стремится к формированию среднего класса и конкурентоспособного динамичного бизнес — сообщества, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью. И хотя показатели развития предпринимательства в Казахстане существенно отличаются от аналогичных показателей развитых стран мира, на сегодняшний день МСБ республики сумел занять соответствующую нишу в экономике государства.

 «При переходе к рыночной экономике у Казахстана возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего, надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок. Требовалось подобрать и обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий». /19/

Проблемы малого бизнеса на современном этапе отличаются комплексностью и многообразием форм проявления, в связи, с чем требуют отдельного рассмотрения.

Значительные сокращения персонала за 2015 год произошли, прежде всего, в таких сферах как строительство (41,8%), промышленность (35,3%) и на предприятиях торговли и общественного питания (32,7%). Не сокращали штат предприятия легкой промышленности (68,8%), здравоохранения (68,0%) и пищевой промышленности (67,5%), смотрите таблицу 1.

Изменения персонала работников за 2015 год*

Таблица 1

27

Примечание – составлена по данным источника /20/.

Налогообложение малого бизнеса. В условиях рыночной экономики налоговая политика должна поощрять эффективные формы хозяйствования, стимулировать приток инвестиций и кредитных ресурсов, создавать условия для повышения уровня производства и его рентабельности. По мнению отечественных предпринимателей, проводимая налоговая политика не создает благоприятствующих условий для развития предприятий малого бизнеса. «Результаты обследования системы налогообложения в Казахстане, проведенные различными организациями, свидетельствует о ее недостаточной гибкости, сугубо фискальном характере и отсутствии стимулов для развития малого бизнеса. Проблема налогообложения имеет различные формы проявления. К основным из них, по мнению предпринимателей, относятся:

  •  большое количество уплачиваемых налогов;
  •  завышенные ставки налогов и обязательных сборов в бюджет;
  • несовершенство нормативно-законодательной базы;
  • трудности оспорить действия налоговой службы». /21/

В целом, по оценке независимых экспертов и предпринимателей, существующая в Казахстане система налогообложения имеет преимущественно фискальный характер. Основным направлением можно назвать максимальное изъятие средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли, как основной мотивации их деятельности. Большинство предпринимателей сферы МСБ продолжают балансировать на грани выживания. Нехватка финансовых, материальных, технологических и интеллектуальных ресурсов для модернизации, диверсификации и расширения бизнеса остается хронической проблемой малого и среднего предпринимательства, см. рисунок 7.

28

Рисунок 7. Оценка состояния развития бизнеса

Примечание – по данным источника. /20/

«Доступность финансово-кредитных ресурсов. Анализ рынка кредитных ресурсов показывает, что данный рынок развивается очень быстро: ежегодно наращиваются объемы выданных кредитов, в структуре кредитных портфелей банков увеличивается доля долгосрочных кредитов и кредитов, выданных на развитие производства. При этом отечественные предприниматели указывают на недоступность кредитов как на одно из серьезных препятствий их деятельности. Подобные жалобы звучат от всех предпринимателей мира. Основным источником средств для предпринимателей являются собственные накопления, ссуды от родственников или друзей. В Евросоюзе, где доля сектора малого бизнеса достигает порядка 65% в численности занятых и порядка 40% в общем объеме экспорта, рост малых предприятий финансируется за счет реинвестируемой прибыли (65%), кредитов банков (20%), собственных накоплений (10%) и дополнительного выпуска акций (5%). В Казахстане риск невозврата кредитов усугубляется тем, что на фоне отсутствия системы обеспечения залога и процедур банкротства предприятий специализированные знания и навыки национальных кредитных специалистов находятся в стадии формирования». /22/

Объяснение сложившейся ситуации кроется в законах рынка. Преобладание сферы торговли в малом бизнесе связано с относительно низкими первоначальными капиталовложениями, быстрой окупаемостью затрат и достаточной высокой рентабельностью. Привлекательность данной сферы для предпринимателей формирует спрос на краткосрочные кредиты, когда достаточно высокая стоимость кредита с лихвой компенсируется полученной прибылью. Таким образом, до тех пор, пока на рынке кредитных капиталов существует высокий спрос со стороны предпринимателей  подобного рода кредиты, финансовым институтам не выгодно снижать процентные ставки. Как уже отмечалось, по-прежнему актуальной остается проблема залогового обеспечения запрашиваемого кредита. Суть проблемы кроется в отсутствии или нехватке залогового обеспечения и специфике оценки предоставляемого залога экспертами банков. Проблема отсутствия или нехватки залогового имущества очень тесно связана с оценкой его рыночной стоимости и ликвидности. На сегодняшний день в качестве залога банки второго уровня принимают недвижимость, оборудование, средства в обороте, транспортные средства, гарантийные поручительства, ценные бумаги. Стоимость и ликвидность залога определяется залоговыми экспертами банка. Для решения проблемы обеспечения кредита залогом, в рамках политики поддержки малого предпринимательства, в нормативно-законодательных актах предусматривается возможность использования коммунальной (municipal) собственности в качестве залога за кредит. Однако на практике данные меры не работают. Возникали ситуации, когда предприниматели брали кредит, предоставляя в качестве залога коммунальную собственность, а после этого скрывались с полученными деньгами. Когда банк требовал передать им залоговое имущество в качестве возмещения за невозвращенный кредит, акимат, в свою очередь, отвечал отказом, мотивируя это отсутствием легитимных процедур и механизмов передачи коммунальной собственности в собственность банка.

«Изучение зарубежного опыта указывает на то, что внедрение системы институтов, страхования рисков банков второго уровня и институтов гарантирования возвратности кредитов в значительной степени снижает риски для банков, сокращает сроки рассмотрения заявки и выдачи кредита и  способствует расширению доступа предприятий малого бизнеса к финансово-кредитным ресурсам. Адаптация и внедрение подобной практики в Казахстане позволит стимулировать заинтересованность финансовых институтов работать с малыми предприятиями и как следствие расширить доступ отечественных предпринимателей к кредитным ресурсам». /23/

Взаимодействие с государственными органами. Предприниматели отмечают, что наряду с благоприятными тенденциями в сфере взаимодействия с государственными органами, наблюдается ужесточение административного регулирования предпринимательской деятельности.     Большую озабоченность среди предпринимателей вызывает Кодекс об административных правонарушениях. По их мнению, меры, предусмотренные в кодексе, носят в большинстве своем карательный характер, когда даже незначительные нарушения со стороны предпринимателей наказываются большими штрафами. При этом не соблюдается принцип равенства перед законом, когда чиновники государственных органов практически не несут ответственности за нанесение ущерба предпринимателю своими действиями. «Меры, принимаемые для преодоления административных барьеров, недостаточно эффективны из-за использования упрощенного подхода. В настоящее время регулирование деятельности предприятий малого бизнеса со стороны государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции, осуществляется без учета отраслевой специфики объекта регулирования». /24/

«Проблема взаимодействия с государственными органами возникает по двум основным причинам: первая заключается в несовершенстве разработанных нормативных документов, вторая причина кроется в искусственно создаваемых чиновниками административных барьерах, что, по сути, является следствием первой причины. При этом, проблемы взаимодействия малых предприятий с чиновниками государственных органов существуют практически во всех странах СНГ». /25/

Заключение

Малый и средний бизнес находится в центре интересов казахстанского общества, затрагивает жизнь всего населения страны. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность, основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Вопреки общераспространенному мнению малый бизнес процветает в тени крупного бизнеса. Как правило, малые производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании. Хотя малый бизнес процветает почти в каждой отрасли, в некоторых он занимает более сильные позиции, чем в других. Требования каждой основной группы отраслей — начальные финансовые вложения в персонал, материалы и оборудование определяют, насколько устойчивым будет присутствие в них малого бизнеса. Если судить по количеству наемных работников, малый бизнес преобладает в трех из четырех основных групп отраслей: оптовой торговле, розничной торговле и сфере услуг. Менее сильной является позиция в производстве, главным образом из-за больших денежных средств, необходимых для начала дела. Возможности развития предпринимательства имеются фактически в каждой отрасли. В любой отрасли малые предприятия достигают наибольшего успеха, когда являются новаторами. Из проведённого анализа можно сказать, что в настоящее время основная часть предпринимателей занимается торгово-посредническими услугами, промышленные предприятия занимают не более 13%.

В настоящее время существует множество факторов препятствующих развитию малого и среднего бизнеса. Одной из наиболее сложных проблем является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой налогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам. Другим фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней — это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней — выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.

Используя опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса, Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.

В настоящее время малый бизнес обрел именно те размеры, которые ему позволяет достичь современная структура экономики и иные сложившиеся по итогам реформ экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» может быть, достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных социально-экономических изменений и сменой самой парадигмы развития страны и регионов.

Список использованной литературы

  1. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . — М., 2012. стр. 94.
  2. Курс экономики : Учебник . Основы предпринимательства . — М.,2011. Стр.116.
  3. Кадзума Татеис и. Вечный дух предпринимательства. Прак­тическая философия бизнесмена. -М., Стр. 95.
  4. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2010. Стр. 185.
  5. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. Инфра-М, 2014 – 150 с.
  6. https://www.damu.kz/content/files/GodovoyOtchetAOFondRazvitiyaPredprinimatelstvaDamu_Za2015God.pdf  Годовой отчет АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» за 2015 год
  7. http://stat.gov.kz/faces/publicationsPage/publicationsOper/homeNumbersSMEnterprises/homeNumbersSMEnterprisesAr2016?_afrLoop=18298013327909757#%40%3F_afrLoop%3D18298013327909757%26_adf.ctrl-state%3D9v1aia2f5_30 «2016 Жылдағы жедел деректер» 2016.
  8. http://window.edu.ru/window/news?p_news_id=16673 Электронная версия книги «Предпринимательство: институционально-эволюционный подход»/ 15.04.2010. Кантарбаева А.К.
  9. А. Алексеев. БРИК новой волны // Ведомости. — 14.09.2015. — № 172 [(2870)]
  10. Малый бизнес в Республике Казахстан. Издание 4-е, переработанное. Сост.: В.И. Скала, Н.В. Скала. Изд.: Алматы 2014 г. Стр.
  11. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б. Предпринимательство: учебник для вузов, — 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2010. Стр. 735.
  12. Лысаковская Е.В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование. – 2011. — № 5. – Стр. 34.
  13. http://group-global.org/fr/node/14881 Тенденции развития предпринимательства в Республике Казахстан 12.2014
  14. Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс т.1 М.: «Экономика», 2012. Стр. 56
  15. Гайнутдинов Э.М. «Основы предпринимательства», Минск, «Высшая школа», 2014. Стр. 84
  16. Окаев К. О., Смагулова Н. Т., Бекетова Е. Б., Абдулина З. Т. «Предпринимательство в Республике Казахстан». — Алматы: Экономика, 2013. Стр. 102.
  17. Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 2014. Стр.140.
  18. И.Ю. Бенке. Стратегическое планирование в деятельности фирмы. Алматы 2015
  19. Малый бизнес: учебное пособие/коллектив авторов; под. ред. В.Я. Горфинкеля. – 2-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2011. Стр. 336
  20. http://group-global.org/ru/publication/25866-analiz-i-ocenka-sovremennogo-sostoyaniya-malogo-i-srednego-biznesa-v-respublike Анализ и оценка современного состояния МСБ в Республике Казахстан. 2015 г.
  21. Тен М. Проблемы развития функции малого бизнеса в Казахстане // Вестник КазНУ. Серия экономическая. — №6. – 2014
  22. Экономика и статистика,2014, №8. Статьи ”Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения.”, “Современное состояние малого бизнеса в РК”. Стр. 52
  23. «Государство и бизнес». Н.К. Мамыров, А.Н. Саханова, М.С. Ахметова, Л. Брузати. Алматы 2013. Стр. 154
  24. Предпринимательство — ключевой фактор повышения эффективности производства. К.Ж. Джуманов. Алматы «Казак университеттi» 2012. Стр. 47.
  25. Кравченко Л. П. Малый бизнес сегодня и завтра. М.: «Экономпресс», 2014. Стр. 159.

Авторы: Абдыкадырова М., Ким А.

Яндекс.Метрика