РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Содержание

Введение

Роль государства в области здравоохранения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Состояние системы общественного здравоохранения развитых стран мира показывает, что здравоохранение и социально-экономическое развитие общества являются взаимосвязанными и взаимозависимыми процессами.

С одной стороны практика показывает, что увеличение объема финансирования, выделяемого на здравоохранение, способствует улучшению качества и доступности медицинской помощи. Вместе с тем выясняется, что объем средств не всегда соответствует ожидаемым конечным показателям такого финансирования, а именно — уровню здоровья населения.

Анализ состояния здравоохранения развитых стран показывает, что увеличение расходов на здравоохранение на 10% обусловливает увеличение показателей общественного здоровья на 12% . Однако  увеличение объёма средств, вкладываемых в здравоохранение, свыше 12% ВВП вообще не дает никаких конкретных результатов по показателям здоровья на уровне популяции. Тем не менее, для нормального функционирования медицины ВОЗ рекомендует выделять как минимально необходимую величину 6—8% от валового внутреннего продукта при бюджетном финансировании в развитых государствах и не менее 5% ВВП в развивающихся странах.

Статистика ряда развитых государств говорит о том, что общественное здоровье более чем на 85% зависит не от системы здравоохранения и уровня его финансирования, а от ряда социально-экономических факторов и политики государства в сфере охраны здоровья граждан. При этом доминирующий вклад как в общественное здоровье, так и в здоровье отдельных людей вносят национальное благосостояние и благосостояние граждан. Эти показатели являются по существу кумулирующими, определяющими образ жизни, питание, уровень образования, доступ к услугам здравоохранения /1/.

Мировой опыт показывает, что инвестиции в здоровье нации создают не только экономические, но и социальные выгоды – бережное и  ответственное отношение гражданина к себе, своей семье и государству, высокая социальная сплоченность и формирование общества с высоким гражданским участием. На протяжении всей жизни здоровье необходимо для формирования и развития поведенческих, социальных и других жизненно важных навыков, необходимых как человеку, так и обществу.

Так например, в Казахстане разработано и работает большое количество законодательных и программных документов по охране прав детей, однако нет четкого отслеживания достижения их целей и задач по обозначенным показателям, с широким освещением полученных данных среди общественности.

Однако, за последнее десятилетие здоровье казахстанцев в целом значительно улучшилось. Это стало возможным во многом благодаря тому, что Казахстану удалось выстроить систему здравоохранения, приближая ее к мировым стандартам.

«Министерство здравоохранения Республики Казахстан и в целом сектор здравоохранения, как государственный институт, сегодня находятся в стадии активных институциональных преобразований, развития кадрового потенциала на всех уровнях отрасли и оказания высокотехнологичной медицинской помощи, целью которых являются качественное повы­шение эффективности, доступности и результативности системы оказания медицинской помощи, в приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи населению, обеспечивающей улучшение состояния здоровья населения. Это отражено в Послании Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире», Стратегии «Казахстан-2030», в которой Глава государства указал направление реформ в отрасли на улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здраво­охранения.

В 2007 году завершена реализация I этапа Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы, которые направлены на масштабные инвестиции в отрасль: техническую модернизацию, развитие инфраструк­туры, решение задачи укрепления первичной медико-санитарной помощи, формирование здорового образа жизни, повышение качества медицинских услуг /1/.

В настоящее время развитие здравоохранения вступает в этап институциональных преобразований, развития кадрового потенциала, предоставления качественных медицин­ских услуг. Приоритетом становится профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, что отражено в Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»

Улучшение социально-экономического развития общества позволило поставить перед отраслью принципиально новые задачи, направленные на создание доступной и эффектив­ной системы здравоохранения.

Интеграция казахстанской экономики в мировую экономику, масштабы и характер деятельности системы социальных институтов, в том числе системы здравоохранения, требует нового подхода к организации управления. Ее практическое воплощение, а также новые институциональные условия функционирования системы здравоохранения требуют развития системы здравоохранения на основе разработки новых идей, правовых норм, нормативных процедур и реализующих их механизмов, а в целом – качественных системных преобразований сектора здравоохранения Казахстана /2/.

Процесс развития сектора здравоохранения – институционализация – рассматривается как процесс гармонизированных концептуальных, правовых, организационных, технологи­ческих и других системных преобразований в сфере здравоохранения. Любые преобразова­ния системы неизбежно связаны с определенными затратами на ее изменение, что обуслав­ливает поиск рационального пути перехода от существующей системы к перспективной. Однако, в настоящее время сектор здравоохранения, как государственный институт, изучен недостаточно, что принципиально ограничивает возможности качественного решения проблем его дальнейшего развития.

Возникает объективная необходимость в разработке теоретических положений, позво­ляющих совершить переход к новой системе с наименьшими затратами посредством адап­тации современных подходов и методов в целях дальнейшего развития Министерства здра­воохранения Республики Казахстан, как государственного института, в новых институцио­нальных условиях. Поэтому возникают актуальные вопросы в данной области и своевре­менное решение которых, связано с общими социальными вопросами, направленных на улуч­шение жизни населения Казахстана в целом. И в решении этих вопросов особое место занимает принятая Концепция создания Единой национальной системы здраво­охранения Республики Казахстан, разработанная в соответствии с поручениями Главы государства (май, октябрь 2008 года).

Долгосрочные ориентиры развития, укрепления и бла­гополучия граждан были закреплены в 1997 году Стратегией развития Казахстана до 2030 года. В 2004 году принята Государственная программа реформирования и развития здраво­охранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы (далее – Государственная программа), разработанная во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конку­рентоспособной нации». В рамках реализуемой Государственной программы было пред­усмотрено формирование к 2011 году модели здравоохранения на долгосрочный период.

Поэтапное введении в системе здравоохранения централизованного государственного плательщика медицинских услуг гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее — ГОБМП) предусмотрено Стратегическим планом Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2009-2011 годы», утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года № 1213. Свободный выбор медицинской организации и врача, а также право граждан на качественную и своевременную медицин­скую помощь регламентированы Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Концепция продиктована необходимостью системных преобразований здравоохранения, направленных на улучшение здоровья граждан. За последние годы в Казахстане отмечается повышение уровня рождаемости населения с 18,42 (2008 г.) до 22,75 (2012 г.), стабилизация показателя смертности — 9,74 (2010г. — 10,37), увеличение коэффициента естественного прироста населения до 13,01 (2010г. — 8,05) на 1 000 населения.

Несмотря на позитивные сдвиги в демографической ситуации, сохраняется низкий уро­вень здоровья женщин и детей. Остается актуальной проблема репродуктивного здоровья, до 16% браков являются бесплодными. Основными причинами материнской смертности (2012 г. — 31,2 на 100 тыс. родившихся живыми) продолжают оставаться акушерские кровотечения, гестозы, экстрагенитальная патология, вследствие высокого уровня абортов и заболе­ваемости (инфекции, передаваемые половым путем, анемии). Данная ситуация усугубляется недостаточным качеством медицинских услуг и отсутствием должной ее стандартизации.

Имеет место тенденция роста показателя младенческой смертности с 15,15 на 1 000 родившихся живыми (2012 г.) до 20,76 (2015 г.). Показатель превышает аналогичные индикаторы развитых стран и большинства стран СНГ. В Глобальном индексе конкуренто­способности (ГИК) Казахстан занимает лидирующую позицию по уровню младенческой смертности, при этом различия статистических данных обусловлены использованием расче­тов на основе международных критериев живо — и мертворождения. Структура младен­ческой смертности соответствует таковой в развивающихся странах и обусловлена предот­вратимыми причинами (асфиксия, родовые травмы и инфекции)» /2/.

Согласно анализу, проведенному международными экспертами по исследованиям причин младенческой и детской смертности, в Казахстане ежегодно умирает до 5 тыс. детей в возрасте от 0 до 5 лет, из которых около половины — новорожденные. При этом большинство случаев летальных исходов детей раннего возраста происходят от причин, предотвратимых возможностями существующей системы здравоохранения. Кроме того, Казахстан продол­жает терять матерей в 4-10 раз больше, чем в странах с высоким индексом человеческого развития. При этом по причинам, которых можно было бы избежать.

Недостаточный уровень здоровья женщин и детей, распространенность социально значи­мых заболеваний, низкий уровень общественного здоровья и неэффективное обеспечение гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи определяют в целом низкий уровень здоровья граждан.

«В Республике Казахстан социально-значимые болезни наносят существенный экономический ущерб и снижают ожидаемую продолжительность жизни, уровень которой в 2008 году составил 67,11 лет. Так, по данным за 2012 год в рейтинге глобального индекса конкурентноспособности (ГИК) Казахстан занимает 101 позицию по показателю ожидаемой продолжительности жизни (64 года).
Наибольший удельный вес (50,3%) в структуре общей смертности приходится на болезни системы кровообращения (БСК). По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2010 году число умерших от БСК составило 76750 человек, при этом доля лиц трудоспособного возраста (16-62 года) составила более 25 %. Состояние здоровья населения является интегральным показателем социальной ориенти­рованности государства, отражающим степень его ответственности перед своими гражда­нами. По данным ВОЗ здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, развитие большин­ства хронических неинфекционных болезней (болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и др.) также связано с образом жизни человека. На высоком уровне остаются распространенность поведенческих факторов риска: табакокурение (22,8%), избыточная масса тела (36,9%), злоупотребление алкоголем (18,1%).

За период реализации Государственной программы отмечается снижение некоторых показателей заболеваемости и смертности населения страны. Так, снизились показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза (со 147,3 до 125,5 и с 20,8 до 16,9 на 100 тыс. и 1 тыс. населения соответственно). Вместе с тем, эпидемиологическая ситуация остается напряженной. В рейтинге ГИК Казахстан занимает 94 место по заболеваемости туберкулезом (показатель 130,0) и 111 позицию по влиянию туберкулеза на бизнес.

Несмотря на проводимое масштабное строительство, реализацию программы лечения туберкулеза DOTS-плюс, актуальными остаются вопросы эпидемиологического надзора за распространением туберкулеза, развития лекарственной устойчивости, смертности от туберкулеза.

Несмотря на некоторое снижение показателя заболеваемости злокачественными ново­образованиями (с 192,5 до 180,7 на 100 тыс. населения), преобладают запущенные формы   (16,2%), а смертность занимает третью позицию в структуре причин общей смертности (11,9%)» /2/.

По данным ВОЗ, Казахстан находится в концентрированной стадии эпидемии ВИЧ/СПИДа (0,2% населения при среднемировом показателе 1,1%). По оценочным данным международных экспертов, число людей, живущих с ВИЧ в Казахстане, составляет 16 тыс. человек, что почти в 2 раза превышает число зарегистрированных, а возможность ухудшения ситуации по ВИЧ/СПИД велика, поскольку поведение, практикуемое в первую очередь лицами, употребляющими наркотики инъекционно, не является безопасным, уровень знаний молодежи о ВИЧ низок и, как следствие, отмечается рост случаев заражения половым путем.

Наблюдается ухудшение психического здоровья населения (увеличился показатель заболеваемости с 162,5 до 391,7 на 100 тыс. населения). Смертность от травм, несчастных случаев и отравлений занимает второе место среди причин смертности населения Республики Казахстан /3/.
Ухудшение экологической обстановки обуславливает увеличение спроса на медицинские услуги по диагностике и лечению болезней, связанных с воздействием вредных факторов окружающей среды (болезни органов дыхания, онкологические заболевания, аллергические болезни и т.д.).

Актуальной задачей остается дальнейшая стабилизация санитарно-эпидемиологической ситуации. Отмечается рост заболеваемости сальмонеллезом (с 13,2 до 15,3 на 100 тыс. населения). Сохраняется риск осложнения эпидемиологической ситуации, связанной с угрозой завоза особо опасных и других инфекционных заболеваний, вспышки которых регистрируются в приграничных (атипичная пневмония, птичий грипп, энтеровирусная инфекция 71 типа, H1N1 и др.)

Динамика основных показателей здравоохранения свидетельствует о ежегодном увели­чении бюджетных средств, направляемых в сферу здравоохранения. Так объем финансирования на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее — ГОБМП) увеличился с 90,5 до 273,1 млрд. тенге. Расходы здравоохранения на душу населения за последние годы также имеют определенный рост: с 8 740 тенге до 30 373, т.е. общий объем только государственного финансирования отрасли будет составлять более одного миллиарда долларов США (без учета финансовых средств, циркулирующих в фармацевтической отрасли и в сфере частного медицинского предпринимательства. Вместе с тем позитивные изменения основных медико-демографичес­ких показателей и показателей, характеризующих здоровье населения, отсутствуют /3/.

Подход, основанный лишь на увеличении бюджетных ассигнований, является экстенсивным, а ретроспективный анализ показывает, что экстенсивные модели не всегда оказываются результативными. Одним из признаков малоэффективности инфраструктуры отрасли является показатель использования коечного фонда.

 «Показатель обеспеченности койками возрос с 77,4 до 79,7 на 10 тыс. населения. Вместе с тем, до 30% больных, госпитализированных в стационары, не нуждаются в стационарном лечении; увеличивается число вызовов скорой медицинской помощи, в т.ч. безрезультатных и необоснованных (с 135 579 до 189 498 соответственно)»./4/

До настоящего времени сохраняется низкий уровень качества медицинских услуг, нет достаточной доступности качественных лекарственных средств. По данным социологичес­кого опроса населения, только 46,9% опрошенных отмечают улучшение качества лечения в организациях здравоохранения. Анализ структуры обращений населения за последние два года выявил, что на первом месте находятся жалобы, связанные с нарушением прав пациентов из-за отсутствия свободного выбора врача и медицинской организации. В результате при обращении 45% граждан в организации, вне администра­тивного прикрепления, происходит взымание средств за услуги, входящие в ГОБМП.

За последние три года объем казахстанского рынка лекарственных средств увеличился  примерно в 2 раза и составил 115 млрд. тенге. Сегодня отмечается постоянный рост цен на лекарственные средства зарубежных производителей (до 17%), превышение международных медианных цен на отдельные препараты и большой разброс цен на лекарственные средства между областями (на 30-50%) /4/.

В сельской местности сеть объектов фармацевтической деятельности развита слабо, кроме того система закупа лекарственных средств для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) децентрализована и не позволяет оперативно и бесперебойно обеспечивать население и организации здравоохранения лекарственными средствами.

Известно, что финансирование государственного здравоохранения происходит из средств налогообложения или различных социальных отчислений. Страны с государственной системой здравоохранения склонны тем или другим путем лимитировать расходы на охрану здоровья путем ограничения объема и спектра медицинских услуг.

«В Республике Казахстан перечень и объемы бесплатной медицинской помощи, гаранти­рованной для гражданина, регламентирован Постановлением Правительства Республики Казахстан N 853 «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» /5/.

4-летний опыт планирования и финансирования утвержденного перечня гарантирован­ного объема бесплатной медицинской помощи позволяет сделать некоторые выводы:

  • Сам потребитель лишен возможности выбирать медицинские услуги в зависимости от типа, качества, приемлемости в конкретной ситуации; нет возможности свободного выбора врача, медицинской организации;
  • Свобода предоставления медицинских услуг исключает открытую конкуренцию между поставщиками: различными больницами, амбулаториями и частнопрактикующими врачами;
  • Отсутствует прозрачность и информированность потребителей о качестве и стоимости на рынке медицинских услуг;
  • Как следствие, отсутствует солидарная ответственность гражданина за свое здоровье;
  • Отсутствует механизм межрегиональной балансировки за пролеченных больных;
  • Присутствуют теневые платежи;
  • Создаются условия для «уплывания» национальных средств за рубеж;
  • Нет ориентированности на результат.

«В настоящее время, финансирование медицинских организаций, предоставляющих медицинскую помощь в рамках ГОМП, регламентируется постановлением Правительства Республики Казахстан N 965 «Об утверждении Правил возмещения затрат медицинских организаций за счет бюджетных средств и оказания платных услуг в организациях здравоохранения и порядка использования средств от платных услуг, осуществляемых государственными организациями здравоохранения»/6/

Утвержденная система тариф образования по клинико-затратным группам (КЗГ) и тарификатору предусматривает оплату за усредненный случай, не учитывает исход лечения, результаты экспертизы контроля качества. Тариф не включает расходы на обновление основных фондов. Низкая самостоятельность государственных организаций здравоохра­нения и отсутствие квалифицированных менеджеров тормозят развитие конкуренции в отрасли. Остается крайне низким уровень оплаты труда медицинских работников, что отражается на качестве предоставляемых услуг.

Ситуация усугубляется неравномерным распределением ресурсов между регионами страны. Размах колебаний объема средств на одного жителя в рамках ГОБМП в разных регионах республики приходится от 9 302 тенге до 19 441 тенге. Средняя стоимость пролеченного больного в стационарах — от 41,7 тыс. тенге до 88,8 тыс. тенге /5/. Вышесказанное приводит к тому, что объемы и качество предоставляемых медицинских услуг больным с идентичными заболеваниями в разных регионах страны имеют разницу в 2 раза.

В структуре расходов государства на ГОБМП в текущем году 60% средств приходится на оплату стационарной помощи, 34% — на оплату первичной медико-санитарной помощи. Обеспеченность койками на 10 тыс. населения в Республике Казахстан составила 79,7 (Австралия — 40, Канада — 34). Из более 2, 5 млн. пролеченных стационарных больных в год 35 % составляют дети и пенсионеры. При этом на долю последних приходится 60% расходов на стационарное лечение /5/.

Реализация политики в области здравоохранения, осуществляемая местными исполни­тельными органами, приводит к администрированию свыше 60% средств бюджета здраво­охранения. Вместе с тем, в системе здравоохранения отсутствует единая политика рацио­нального планирования бюджета, равномерного распределения финансовых ресурсов, эффективного использования средств. Вышесказанное создает обстоятельства для возник­новения коррупции.

Таким образом, отсутствие надлежащих механизмов реализации политики в области здравоохранения и несовершенство финансирования ГОБМП обуславливает недостаточную эффективность управления отраслью.

Учитывая вышеизложенное, в отрасли необходимо создать единую систему организации и финансирования, направленную на мобилизацию внутренних ресурсов для решения фундаментальной задачи — улучшения здоровья нации.

На протяжении всего периода существования здравоохранения, как системы, каждое государство старается решить вопрос его наилучшего построения и приспособления для обеспечения реального и устойчивого улучшения состояния здоровья населения. На сегодняшний день все более преобладает мнение, что ключевое значение для улучшения показателей здоровья имеет совершенствование систем здравоохранения.

Всемирная организация здравоохранения (далее — ВОЗ) сводит задачи стоящие перед системами здравоохранения к трем целям:

  1. Улучшение здоровья, инструментом к достижению которого является совершенство­вание системы здравоохранения, проведение административных реформ.
  2. Отзывчивость к нуждам населения, подразумевающая повышение качества медицин­ских услуг, уважение достоинства и соблюдение прав пациентов, а так же учет потребностей и уязвимости всех групп населения.
  3. Финансовая справедливость, предполагающая создание устойчивых финансовых институтов, обеспечивающих всеобщий доступ к услугам здравоохранения и создающих условия для выполнения первых двух целей /6/.

       Вместе с тем, необходимо отметить, что в такой сложной и многофакторной отрасли как здравоохранение, не существует универсальной модели, позволяющей обеспечить полное решение всех имеющихся проблемных вопросов. Общеизвестно, что страны, характеризую­щиеся одинаковыми уровнями дохода, образования и расходов на здравоохранение различаются по своим возможностям решать важнейшие проблемы охраны здоровья. Таким образом, построение национальной системы здравоохранения должно осуществляться на основе оценки возможности решения приоритетных задач в конкретных экономических, социальных и политических условиях с учетом мирового опыта.

В настоящее время все существующие системы здравоохранения в соответствии со сложившимися взаимоотношениями между государством, производителем и потребителем медицинской помощи, сводят к трем основным экономическим моделям. Это:

  • платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования;
  • государственная медицина с бюджетной системой финансирования;
  • система здравоохранения, основанная на принципах регулирования рынка с многока­нальной системой финансирования.

При первой модели, отсутствует единая система государственного медицинского страхования, медицинская помощь предоставляется преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг. При этом государство берет на себя только ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) /7/. Наиболее ярко подобная система представлена здравоохранением США, где основа организации здравоохранения ­частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицин­ского обслуживания бедных «Medicaide» и пенсионеров «Medicare». Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда — системой частного страхования.

Вторая модель характеризуется значительной (исключительной) ролью государства. Финансирование здравоохранения осуществляется главным образом из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг) /7/. Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Эта модель с 1948 г. существует в Великобритании. Она характерна также для Ирландии (1971 г.), Дании (1973 г.), Португалии (1979 г.), Италии (1980 г.), Греции (1983 г.) и Испании (1986 г.). Ее называют государственной, бюджетной /8/.

Третью модель определяют, как социально-страховую или систему регулируемого страхования здоровья. Данная модель здравоохранения опирается на принципы смешанной экономики, сочетая в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, доступности медицинской помощи для всех слоев населения. Она характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования всего или почти всего населения страны при определенном участии государства в финансировании страховых фондов /7/. Государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Роль рынка медицинских услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня, обеспечивая свободу выбора и суверенитет потребителей. Многоканальная система финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины. Наиболее ярко данная модель представляется здравоохранением ФРГ, Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Канады и Японии» /8/.

В социально-страховую модель включены признаки и государственной, и рыночной моделей. В зависимости от того, какие параметры преобладают, социально-страховая модель может быть ближе либо к государственной, либо к рыночной. Например, социально-страховые модели систем здравоохранения стран Скандинавии и Канады имеют много обще­го с государственной моделью, а система здравоохранения Франции близка к рыночной.

Необходимо отметить, что подобное деление систем достаточно условно, и лишь поверхностно характеризует взаимоотношения участником процесса оказания медицинской помощи. Вместе с тем, исследованиями определены типичные преимущества и недостатки указанных систем.

Так, например, в рыночной модели из-за острой конкуренции возникают условия для роста качества, поиска и внедрения инноваций, естественного отбора эффективных стратегий и участников процесса. Обратной стороной являются: чрезмерный рост затрат на медицину, сложность осуществления государственного контроля, риск возникновения кризиса перепроизводства, навязывание и производство неоправданных услуг, предпосылки для недобросовестных методов конкуренции, недостаточное внимание к системе профилактики и, самое главное, неравный доступ к медицине.

В государственной модели здравоохранения положительными сторонами является обеспечение доступа к медицинской помощи всем слоям населения, ориентация на профилактику заболеваний, государственный контроль за условиями оказания медицинской помощи, эффективное воздействие на заболеваемость особо опасными инфекциями. Отрицательными сторонами являются отсутствие естественных стимулирующих развитие факторов, приводящее к медленному росту качества медицинской помощи, недостаточной гибкости организационных структур, длительному использованию неэффективных стратегий и старых медицинских технологий, увеличение сроков ожидания медицинской помощи.

Наибольший интерес и актуальность в настоящее время представляют модели со смешанными, многоканальными системами финансирования. Являясь наиболее гибкой, она позволяет лавировать, извлекая наиболее значимые положительные черты двух предыдущих систем. Ярким примером подобной системы является здравоохранение Швейцарии и Сингапура. В Швейцарии, где в финансировании здравоохранения доминируют рыночные механизмы, почти 70 процентов медицинских услуг оплачивается из средств индивидуаль­ных медицинских счетов, около шести процентов услуг оплачивается работодателями, а остальные 25 процентов — государством. В Сингапуре действует система индивидуальных медицинских счетов. Продолжительность жизни в Сингапуре почти такая же, как в Швейцарии (80 лет), а смертность детей еще ниже. При этом сингапурская система в четыре раза дешевле (на душу населения), чем швейцарская. Если брать расходы на здравоохра­нения, как доля к ВВП, то в Сингапуре эти расходы составляют 3,5% ВВП, а в Швейцарии -11,4%. В Сингапуре почти на 2/3 меньше врачей на 10 тысяч населения, но больше медицинского персонала на каждого врача, что говорит о рациональном использовании ресурсов. Койко-мест в Сингапуре — только половина от количества в Швейцарии. Главная причина такого расхождения кроется в способе финансирования расходов на медицинские услуги. Если в Швейцарии только около 40% расходов осуществляются на рыночных условиях, в Сингапуре таких расходов 68%. 94% расходов осуществляет в виде наличных платежей, а в Швейцарии — 76% /8/. Эксперты уверяют, что успех сингапурской модели обес­печен за счет гораздо большей свободы выбора потребителей. На долю правительства прихо­дится менее трети всех расходов. Это значит, что каждый человек должен нести ответствен­ность за свое здоровье сам, чтобы не допустить ухудшения качества услуг и их дороговизны. Транзакции (финансовые операции) осуществляются непосредственно между врачами и пациентами, а не между правительством и посредниками в лице страховых компаний»

Роль государства в системе здравоохранения Сингапура остается высокой, но система стимулов, которая создана в этой стране, позволяют сдерживать госрасходы на низком уровне при сохранении высокого качества всей системы. Обязательная система медицинских сбережений, ограничение на суммы, которые могут использоваться на покупку медицинских услуг, требования совместное финансирования со стороны граждан, свобода выбора дополнительной медицинской страховки — комбинация этих факторов создало благоприят­ную ситуацию в сфере здравоохранения .

Система здравоохранения Сингапура признана экспертами ВОЗ лучшей в тихоокеанском регионе. Всемирный банк рекомендует странам перенимать опыт Сингапура в сфере здраво­охранения с учетом разницы в уровне доходов, демографического состояния и текущей системы финансирования здравоохранения. Соединенные Штаты Америки, обеспокоенные ростом расходов на здравоохранение, с 2004 года приступили к внедрению модели, основан­ную на индивидуальных накопительных медицинских счетах, не облагаемых налогами.

Статистика ряда развитых государств говорит о том, что общественное здоровье более чем на 85% зависит не от системы здравоохранения и уровня его финансирования, а от ряда социально-экономических факторов и политики государства в сфере охраны здоровья граждан. При этом доминирующий вклад как в общественное здоровье, так и в здоровье отдельных людей вносят национальное благосостояние и благосостояние граждан. Эти показатели являются по существу кумулирующими, определяющими образ жизни, питание, уровень образования, доступ к услугам здравоохранения /9/.

Опыт нашей страны показывает, что одним из главных приоритетов Республики Казахстан является устойчивый и стабильный рост благосостояния населения, в котором немалую роль играет развитие здравоохранения. Эта задача связана с решением целого комплекса проблем внутри здравоохранения, которое должно стать единой, развитой, социально ориентированной системой, призванной обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи.

Локомотивом развития медицинской отрасли на сегодняшний день должно стать государство. Именно оно способно, опираясь на более совершенную законодательную базу, сформировать стратегию на ближайшие пять — семь лет и указать вектор направления движения всем игрокам медицинского рынка, в том числе, частным инвесторам. Сейчас для роста в сегменте частной медицины создан большой потенциал. Важно, чтобы представители отечественного медицинского бизнеса видели эффективность своей деятельности, прежде всего — в сохранении и восстановлении здоровья пациентов, а не в росте маржинальности своих клиник. Когда ключевым моментом работы компаний, оказывающих лечебно-профилактические услуги, станут интересы пациента, тогда можно будет говорить о том, что наша медицинская отрасль, действительно, вышла на качественно новый уровень развития», — отметил операционный директор Группы компаний «Медси» Алексей Курач /10/.

Необходимо отметить, что в мире нет универсальной модели здравоохранения, приемлемой для всех стран и каждое государство имеет свою модель, основанную на собственной традиции и исторических особенностях.

Нет так же модели здравоохранения, где выделяемые средства полностью удовлетворяли бы потребности отрасли и населения.

Поэтому наилучших результатов добиваются те страны, где объем выделяемого финансирования сочетается с разумным их администрированием на решение конкретных

целей. Этим и объясняется недовольство очередного правительства США качеством медицинских услуг, хотя на эти цели выделяется около 17% ВВП и, наоборот, при выделении всего до 8% ВВП, в странах ОЭСР модели здравоохранений Швейцарии, Великобритании, Германии и других стран Европы признаются более качественными и доступными.

Согласно оценке ВОЗ проблемы систем здравоохранения связаны еще и с тем, что до 40% средств в отрасли используются неэффективно, направляются на развитие самой структуры, а не на профилактику и лечение» /11/.

Одним из главных приоритетов развития Республики Казахстан является улучшение медико-демографической ситуации, которая, в первую очередь, связана с охраной здоровья матери и ребенка.

Так, например,   наиболее заметную тенденцию к росту имеют болезни органов дыхания (увеличение на 485 тыс.), болезни крови, кроветворных органов (увеличение на 128 тыс.), болезни органов пищеварения и нервной системы (увеличение на 54 тыс. и 46 тыс. соответственно) /11/.

Таблица 2. Заболеваемость детей (0-14 лет) за 1991, 1999 и 2015 годы, всего зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, тыс.

46

Источник: Министерство здравоохранения РК, 2015 г.

По данным Министерства здравоохранения РК в 2008 году в Республике Казахстан действовало 1392 организаций, имеющих детские поликлинические отделения и кабинеты, что на 142 организации больше, чем в 2007 году, и на 539, чем в 2000 году.

По данным Агентства РК по статистике, в 2008 году для детей было предусмотрено  20,4 тыс. больничных коек, что почти в шесть раз меньше, чем для взрослых. В 2008 году относительно 1991 года количество больничных коек для детей уменьшилось почти в два раза (с 46,1 тыс. до 20,4 тыс.), однако относительно 1999 года – несколько увеличилось (на 1,5 тысячи единиц) /12/.

47

Диаграмма 16. Число больничных коек для взрослых и детей

Источник: «Казахстан в цифрах. 1991-2008». Агентство РК по статистике, Астана, 2010

Если рассматривать обеспеченность детского населения 0-14 лет больничными койками в региональном разрезе, то можно отметить лучшую обеспеченность койко-местами детей г. Алматы (9,6 на 1000 детей). Также относительно неплохая ситуация наблюдается в Акмолинской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Костанайской областях и г. Астане, где обеспеченность койко-местами составляет более 7 мест на 1000 детского населения. Наихудшая обеспеченность наблюдается в южных регионах республики – Алматинской и Южно-Казахстанской областях, в которых 2,8 и 3,3 мест на 1000 детей /13/.

48

Источник: «Диаграмма 17. Обеспеченность детскими койками всех профилей, количество на 1000 детей 0-14 лет (2014-2016гг)

Здоровье населения РК и деятельность организаций здравоохранения. Статистический сборник МЗ РК (2002-2015 гг.)

Обеспеченность врачами педиатрами, включая неонатологов,  в 2008 году составляла в среднем по республике 1,51 на 1000 детей в возрасте 0-14 лет. Данный показатель также несколько увеличился относительно 2000 года (1,3) на 0,21 врачей на 1000 детей 0-14 лет /13/. Наиболее благополучная ситуация по обеспечению врачами детей обстоит в гг. Астана и Алматы, где на 1000 детей приходится по 3 педиатра. Наименее обеспеченной врачами является Атырауская область, в которой на тысячу детей приходится менее одного педиатра.

50

Диаграмма 18. Обеспеченность врачами педиатрами (включая неонатологов) на 1000 детей 0-14 лет (2014-2016 гг.)

Источник: «Здоровье населения РК и деятельность организаций здравоохранения. Статистический сборник МЗ РК (2002-2015 гг.)

В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Главой государства поставлена новая стратегическая цель – войти в число 30-ти наиболее развитых стран мира. Ключевой идеей Послания является модернизация страны – построение наукоемкой экономики.

Для достижения этой цели следует преодолеть существующий разрыв в развитии между странами ОЭСР и Казахстаном во всех сферах экономики, в том числе здравоохранении /13/.

В этих условиях система здравоохранения должна обеспечить поддержание высокого уровня здоровья населения, необходимого для достижения стратегических целей развития, наиболее эффективными способами с учетом давления глобальных и локальных тенденций.

Так в чем же различия между нашей системой и системой стран ОЭСР?

При всей разности источников финансирования и систем управления стран ОЭСР основными отличительными особенностями систем этих стран являются следующие.

  1. Высокий уровень финансирования здравоохранения.Общие расходы на здравоохранение в среднем по странам ОЭСР составляют 8%. Для обеспечения эффективности функционирования системы здравоохранения ВОЗ рекомендует выделять как минимально необходимую величину 6-8% от ВВП при бюджетном финансировании в развитых государствах и не менее 5% от ВВП в развивающихся странах. Доля расходов Казахстана, на здравоохранение всего 3,8% /14/.
  2. Преимущественное развитие ПМСП в общем объеме выделенных средств на здравоохранение.Соотношение объемов финансирования ПМСП и стационара в странах ОЭСР составляет 34% – стационар и 61% – ПМСП. Международный опыт доказывает, что необходимый охват населения и эффективное оказание услуг ПМСП достигается при объеме финансирования на уровне не менее 40% от расходов на здравоохранение.

В Казахстане 62% средств на оказание ГОБМП направляется на стационарный сектор и только 34% на ПМСП /15/.

По оценке международных экспертов на «стыках» между разными звеньями отрасли здравоохранения Казахстана находится основная часть зон неэффективности – рост нагрузки на узких специалистов, высокая доля необоснованных госпитализаций, дублирование диагностических исследований в поликлиниках и стационарах из-за низкой результативности работы первичного звена.

Несмотря на повышение роли ПМСП в стране, заметные сдвиги в улучшении оказания медицинских услуг в первичном звене пока не произошли. По своему техническому и кадровому оснащению этот сектор не смог стать центральным звеном в системе здравоохранения и обеспечить рациональное распределение этапов лечения на амбулаторном и стационарном уровнях /16/.

Наличие сильной ПМСП позволяет странам ОЭСР удерживать до 80% больных на своем уровне, становясь, таким образом, главным координатором всей системы, тогда как в нашей системе основным действующей структурой продолжает оставаться стационарный сектор.

  1. Максимальный доступ населения к основным лекарственным средствам на уровне ПМСП.Роль лекарственного обеспечения существенна в сохранении и поддержании здоровья и поэтому в странах ОЭСР вопрос качества и безопасности лекарственных средств поднят до уровня национальной биологической безопасности /17/.

В странах ОЭСР, данный показатель составляет в среднем 80%. Недостаточное лекарственное обеспечение на амбулаторном уровне сдерживает развитие ПМСП и провоцирует избыточную госпитализацию в стационар.

В структуре государственных расходов на лекарственные средства доля амбулаторного лекарственного обеспечения в Казахстане занимает всего 55%.

При этом в странах-членах ОЭСР доля затрат на лекарственное обеспечение в общем объеме расходов стационаров не превышает 20%  /18/.

В настоящее время в Казахстане данный показатель доходит до 50 %.

Главные причины – это недостаточное владение методами оценки доказанной эффективности медицинскими организациями, факты включения в лекарственные формуляры препаратов с низкой экономической и клинической эффективностью, приводящие к формированию списка лекарственных средств, не отражающих реальную потребность. В итоге у медицинских организаций возникает дефицит по одним видам лекарственных средств и профицит – по другим.

  1. Низкий уровень частных расходов на здравоохранение. В странах ОЭСР удельный вес частных расходов на получение медицинских услуг составляет 19,6%; ЕС – 16,3%. Несмотря на растущее финансирование и внедрение передовых методов оплаты медицинских услуг, в Казахстане в 2014 году данный показатель составил 35,4% от общих расходов на здравоохранение, Уровень расходов населения на медицинское обслуживание, превышающий 20% по утверждению ВОЗ является признаком финансовой неустойчивости системы здравоохранения и высокого риска для населения /19/.

Сохранение значительного объема частных расходов при наличии ГОБМП свидетельствует о дефиците средств, направляемых в систему.

Недостаток финансирования и издержки новых методов оплаты медицинских услуг привели к «перетоку» ресурсов и наиболее квалифицированных кадров из первичного звена (ПМСП) в стационары, а в стационарах – преимущественно в отделения, оказывающие ВСМП.

  1. Приоритет охраны здоровья.Обеспокоенность и повышенное внимание к неинфекционным заболеваниям (далее – НИЗ) – одна из характерных черт здравоохранения всех развитых стран, что обусловлено, прежде всего, устойчивой тенденцией роста заболеваемости, которая достигла довольно высоких показателей и в обозримом будущем будет нарастать./20/

«По данным ВОЗ здоровье человека зависит от системы здравоохранения всего на 10% и на 50% – от образа жизни, который формируется под воздействием окружения человека, права выбора, качества жизни и доступности возможностей укрепления здоровья. Профилактика предлагает самую эффективную по стоимости долгосрочную стратегию для борьбы с НИЗ»./21/

В Казахстане вопросы профилактической работы, наращивание усилий межсекторального взаимодействия по проблемам НИЗ, разработки и реализации специальных программ управления хроническими заболеваниями, направленных на повышение качества медицинских услуг, на всех уровнях организаций здравоохранения находятся на начальном этапе.

  1. Высокая трудовая мотивация и профессионализм медицинского персонала.В Казахстане среднемесячная номинальная заработная плата врача составляет около 125 000 тенге, что почти в 16 раз ниже, чем странах ОЭСР (около 2 000 000 тенге). Это обуславливает непрестижность профессии и слабую трудовую мотивацию медицинских работников Казахстана»./22/

Следует также отметить слабую зависимость оплаты труда от его интенсивности и результата, а также от квалификации работников.

Профессиональный уровень среднего медицинского персонала все еще оставляет желать лучшего, виной чему устаревшие методы их обучения, низкий престиж профессии и неудовлетворительная заработная плата.

Все ещё недостаточен уровень мотивации медицинских организаций и персонала к интенсификации труда, снижению себестоимости услуг, повышению их качества. Дифференцированная оплата труда производится за счет вакантных ставок и сохраняющегося дефицита специалистов, особенно в сельском здравоохранении.

Вопрос подготовки менеджеров остается на крайне низком уровне, что является одним из главных факторов неэффективности службы. Назначения на должности руководителей медицинских организаций, органов управления отраслью происходят без учета квалификационного уровня кандидатов и его способности управлять системой. Практически около 50% менеджеров на местах не соответствуют установленным квалификационным требованиям.

Обозначенные проблемы требуют кардинального пересмотра системы кадрового обеспечения системы, включая  организации подготовки и переподготовки кадров.

  1. Приоритет медицинской науки.Инвестиции в научные исследования – это инструмент ускорения технологического прогресса, что ведет к росту ВВП, появлению новых продуктов и новых индустрий, высокооплачиваемых рабочих мест и высоких стандартов жизни. В большинстве стран ОЭСР доля внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме ВВП составляет около 3%. В Казахстане, несмотря на рост объема финансирования НИОКР с 2000 года в 5 раз, доля внутренних затрат составила 0,26% от ВВП республики /23/.

Также стоит отметить, что в развитых странах расходы частного сектора на научные исследования (60-70%) превосходят государственные затраты. В Казахстане пока еще сохраняется инверсная структура с преобладанием роли государственного сектора финансирования НИОКР.

  1. Развитая информационная система.Мировая тенденция развития здравоохранения тесно связана с развитием IT-технологий. В странах ОЭСР идет активный процесс внедрения новых коммуникативных технологий, позволяющих значительно упростить взаимоотношения между врачом и пациентом. Развитие смарт-медицины становится главным трендом развития отрасли /24/.

В Казахстане, несмотря на заметный прогресс в области внедрения в отрасль современных информационных технологий, создание ряда порталов, улучшение обеспечения компьютерной техникой, разработанные и внедренные веб-приложения направлены только на решение отдельных вопросов финансирования и управления системой здравоохранения. Имеющиеся базы данных разобщены, что препятствует интеграции и преемственности  различных уровней и службы здравоохранения.

Вот это и есть главные болевые точки сегодняшнего здравоохранения республики. Для их решения необходимы дополнительные средства в систему и они немалые. Без внедрения солидарного принципа финансирования здравоохранения добиться финансовой устойчивости системы крайне сложно и поэтому, Глава государства особо подчеркнул в своем Послании необходимость изучения вопроса внедрения обязательного медицинского страхования.

Это позволит в короткие сроки влить в отрасль дополнительные деньги, при этом каждый из потоков финансирования будет диверсифицирован на конкретную группу населения, установив в системе солидарную ответственность каждого за сохранение здоровья.

И эти дополнительные объемы финансирования должны быть направлены на устранение вышеуказанных недостатков нашего здравоохранения.

Ожидать резкого улучшения основных показателей здоровья населения за короткий промежуток времени крайне ошибочно и опасно, ввиду возможности искажения реальных результатов, поэтому в настоящее время разработан проект новой Госпрограммы развития здравоохранения Республики Казахстан до 2020 года /25/.

Заключение

Внедрение единой системы здравоохранения связано с мотивированием субъектов здравоохранения (врачей) за счет свободы выбора лечебного учреждения пациентом, однако это не решает проблему нехватки больниц и самих врачей. В немалой степени проблема рентабельности лечебного заведения зависит от квалификации врачей. От низкой квалификации врачей будут страдать пациенты, не довольные качеством медицинских услуг, в свою очередь врачи будут ссылаться на низкую оплату их труда.          В этих новых условиях задача врача состоит в том, чтобы не дифференцировать больных в соответствии с их социальной принадлежностью и платёжеспособностью, а обеспечить всех граждан качественным медицинским обслуживанием.

Молодого специалиста в сфере здравоохранения ждёт немало трудностей. В частности, невозможность реализовать свой интеллектуальный потенциал в государственной сфере, вынудит уйти в частную сферу. Благоприятному течению профессиональной деятельности врача может препятствовать коррупция. В целом это может сказаться на ухудшении здоровья населения.

По нашему мнению, эти трудности преодолимы, для этого необходимы: качественный кадровый состав специалистов, возведение новых больниц, соответствующее современным требованиям их техническое обеспечение, и развитие конкуренции, — все эти факторы в их интегрированной системной связи. Одним из инструментов регулирования в области здравоохранения является, по нашему мнению, дифференцированная оплата труда медицинских работников, что предполагает переоценку норм оплаты труда.

Решение вышеперечисленных проблем, в первую очередь, связано с необходимостью внедрения самых жестких мер по пресечению коррупции в системе медицинского образования и контроля качества образования, это позволит обеспечить качественными кадрами всю систему общественного здравоохранения. По нашему мнению, все вышеперечисленные меры способны привести к росту качества медицинского обслуживания.

Вместе с этим, опыт многих государств с развитой рыночной экономикой, доказал невозможность гармоничного развития рыночных отношений без участия государства. Здравоохранение, которое является отраслью экономики, имеющей более общественный характер, особенно нуждается во вмешательстве государства в рыночные отношения, возникающие в сфере. В этой связи роль государства в регулировании сферы здравоохранения особенно сильно отражается на осуществлении мер, направленных на модернизацию отрасли.

Таким образом, из содержания конституционных норм устанавливается необходимость существования единой системы здравоохранения, объединяющей на конкретной территории различные формы государственной, муниципальной и частной подсистем здравоохранения. Обязанность государства в обеспечении социального равенства в реализации права на охрану здоровья для всех граждан РК предполагает наличие организационного единства и системности в осуществлении профилактики заболеваний и их лечения. Данная цель может быть эффективна лишь при создании законодательной базы, направленной на формирование системы здравоохранения в Республике Казахстан.

Список использованной литературы

  1. Елеукулова А. К. // «Роль здравоохранения в социально-экономическом развитии Казахстана», 2015 г., 3-4 стр.
  2. Григорьев Ю.И., Истомина Л.Б. // «Экономика здравоохранения», 2011г., 10-14 стр.
  3. Шарабчиев Ю. Т. // «Общественное здоровье: роль социально-экономических факторов, финансирования здравоохранения, благосостояния»., 2010 г., 22-25 стр.
  4. Щепин О.П., Тищук Е.А. // «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины», 2012, 28 стр.
  5. Концепция Единой национальной системы здравоохранения РК, 2015 г.
  6. Соловьева А.К., Абдильдина. Б.Ж. // «Казахстан. Достижения, проблемы, перспективы», 2013г., 14 стр.
  7. Поляков И.В., Максимов А.В. // «От единого государства к единой системе здравоохранения», журнал «Проблемы управления здравоохранением», 2011 г.
  8. Маслов А.П. // «Роль государства в системе здравоохранения», 2011г., 9 стр.
  9. Министерство здравоохранения РК, «Государственная программа  развития здравоохранения Республики Казахстан  «Денсаулық» на 2016-2020 годы», 2015 г.
  10. «Здоровье населения РК и деятельность организаций здравоохранения в 2008 году». Статистический сборник МЗ РК. Астана, 2011 г., 32-33 стр.
  11. «Здоровье населения РК и деятельность организаций здравоохранения». Статистический сборник МЗ РК. За 1992 – 2014 гг.», 2014 г, 43 стр.
  12. Шалыгина Н.П. Селюков М.В. // «О роли государственного аудита в системе стратегического управления развитием здравоохранения», 2013 г., 5-6 стр.
  13. Тульчинский Т.Х., Варавикова Е.А. // «Новое общественное здравоохранение. Введение современную науку», 2016 г., 38 стр.
  14. Мухамбеков М.М. // «Менеджмент в здравоохранении», Москва, Российский университет дружбы народов, 2012 г., 275-276 стр.
  15. Гиляревский С.Р., Орлов В.А. // «Проблемы изучения качества жизни в современной медицине», Москва, НПО «Мединформ», 2012 г., 65 стр.
  16. Миняев В.А., Вишняков Н.И. // «Общественное здоровье и здравоохранение», 2013 г., 520 стр.
  17. Сухомлинов В.В. // «Роль здравоохранения в системе охраны здоровья населения», Институт экономики и управления в медицине, г. Краснодар, 2015 г.
  18. Доскеева Г.Ж. // «Государственное регулирование системы здравоохранения Казахстана», Университет «Туран», г.Алматы, 2016 г.
  19. Указ Президента Республики Казахстан «О Государственной программе реформирования и развития здравоохранения Республики Казахтан на 2005-2010 годы»
  20. Статистический сборник Республики Казахстан, 2012 г., 353-356 стр.
  21. rcrz.kz // Главные проблемы казахстанской медицины и пути их решения, 2012 г.
  22. www.kaznmu.kz // Особенности развития медицинской научной деятельности в мире и в Казахстане, 2010 г.
  23. www.healthproject.kz // Проблемы системы здравоохранения Казахстана и пути их решения, 2015 г.
  24. www.articlekz.com //Проблемы развития здравоохранения Казахстана, 2014 г.
  25. www.mz.gov.kz // Официальный сайт министерства здравоохранения РК, 2017 г.

Авторы: Айзези Б., Ермукенова М.

Яндекс.Метрика